Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С5. Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)



2018-07-06 2342 Обсуждений (0)
С5. Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 4.80 из 5.00 5 оценок




Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  *** Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: "Гляди! Сестра твоя родная!" Н.А. Некрасов, 1848  
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8 Какие мотивы являются преобладающими в поэзии Некрасова?
  Ответ:
   
B9 Какой из перечисленных образов чаще всего встречается в поэзии Некрасова: А) Образ Музы Б) Образ Демона В) Образ пророка Г) Образ святого мученика-праповедника?
  Ответ:
   
В10 Определите стихотворный размер в следующем отрывке: Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям...
  Ответ:
   
B11 Определите, к какому литературному направлению можно отнести творчество Н.А. Некрасова.
  Ответ:
   
B12 Дополните список недостающими названиями деревень, из которых пришли странники: "Неелово, Неурожайка..."
B8   гражданственность  
B9   А  
B10   анапест  
B11   реализм  
B12   ЗаплатовоГореловоДырявиноЗнобишино  
             

Часть С

С3. Какие образы творчества Н. Некрасова стали воплощением авторского идеала?

Тема стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…»
стала лейтмотивом всего творчества Некрасова. В этом стихотворении образ музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа. «Бледная, в крови, кнутом иссеченная», муза Некрасова — «печальная спутница печальных бедняков, рожденных для трудов, страданья и оков». Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянской женщины, подвергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

С4. Вслед за А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. Некрасов?

Многие поэты и писатели воспели непревзойденную красоту Петер­бурга. Но Некрасов сказал о нем новое слово. Великолепную северную столицу Некрасов увидел глазами петербургского бедняка и воспел ее как поэт революционной демокра­тии — с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым и праздным хозяевам жизни. Он отразил соци­альные противоречия большого города.

 

«Вчерашний день, часу в шестом…». Это небольшое стихотворение - не только яркая жанровая зарисовка, но и декларация молодого поэта. На всю жизнь Муза его становится родной сестрой страдающего русского народа.

“Еду ли ночью...”, “Убогая и нарядная”, “Размышления у парадного подъезда”, стихотворный цикл “На улице”, “О погоде”. Твор­ческое внимание поэта привлекают голодный, больной, безработный че­ловек, который становится вором (“Вор”); проводы в рекруты молодого” парня и “бесполезное горе” его родных (“Проводы”); солдат, несущи” детский гробик (“Гробок”); Ванька-пзвозчик с его “ободранной и замо­ренной клячей” (“Ванька”)...

“Мерещится мне всюду драма” — таков печальный вывод автора.

Некрасов был первым поэтом, который создал трагическую поэзию большого города, поэтом-урбанистом. Он первым заявил тему зарождающегося пролетариата, запечатлев переход гоголевской «Птицы-тройки» к «железной дороге» капитализма. Как поэт-урбанист Некрасов – предшественник Блока, Маяковского и Евтушенко.

 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  *** Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,- Нам рано предаваться ей! Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты - Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска... Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны... Н.А. Некрасов  
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8 Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?
  Ответ:
   
B9 Какое средство иносказательной выразительности помогает Н.А. Некрасову передать чувства лирического героя: «Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты…»?
  Ответ:
   
В10 Какое художественное средство использовал Н.А. Некрасов для создания образов-настроений: «тайный холод», «бушующие волны», «ревнивые тревоги»?
  Ответ:
   
B11 Определите тематическую принадлежность этого стихотворения.
  Ответ:
   
B12 Какой тип рифмовки использовал поэт в 1-й строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?
B8   строфа  
B9   метафора  
B10   эпитет  
B11   любовная  
B12   кольцевая  
             

Часть С

C3. В чем, по-вашему, драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?

C4. Кто из русских поэтов близок Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и женщиной?

 

Анализ.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» относится к так называемому панаевскому циклу, стихотворения которого навеяны отношениями с В.Я Панаевой и образуют единый лирический дневник, отразивший все оттенки чувств лирического героя.

Стихотворение относится к любовной лирике и отражает момент внутренней жизни человека, его переживания, поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и коней, сложенного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки, поэтому стихотворение начинается без какой-либо «увертюры»:

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим —

Нам рано предаваться ей!

Далее читатель видит динамику переживаний, вызванных намечающимся разладом в жизни лирического героя. приближается «развязка неизбежная», которая «не далека…»:

Вторая строфа очень эмоциональна. Этому способствует анафора. Повторение в начале двух строк слова «пока» получает значительную эмоциональную нагрузку и усиливает параллелизм строения каждого предложения и его выразительность.

В последней строфе — кульминационной - лирический герой оценивает взаимоотношения с любимой женщиной как угасающие «кипение» продиктованное лишь «последней жаждой», а в сердце на самом деле «тайный холод и тоска»…»

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» правдиво и точно передает сложный процесс душевной жизни, отсюда — напряженный драматизм лирической исповеди.

Мы, читатели, больше знаем Некрасова как певца народных страданий, как поэта, посвятившего «лиру» «народу своему». В анализируемом стихотворении он предстает в совершенно другом ракурсе, очень неожиданном, а это еще раз подтверждает, что поэзия Некрасова крепко связано с классической традицией, и по выражению литературоведа В.В. Жданова она «унаследовала пушкинскую ясность выражения мысли, а порой и пушкинскую стилистику».

 

 

 
B1
Напишите название средства художественной изобразительности, передающего эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям ("ревнивые тревоги", "тайный холод").
   
B2
Определите размер, которым написано стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…».
   
B3
Из второй и третьей строф стихотворения выпишите в неопределенной форме глагол, повтор которого указывает на сохранение живого чувства в отношениях героев.
   
       
       
       
   
       

Ответы:

1. Эпитет

2. Ямб

3. Кипеть

 

 

Тест.

Надрывается сердце от муки,

Плохо верится в силу добра,

Внемля в мире царящие звуки

Барабанов, цепей, топора.

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно-смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя, без заботы и дум.

В обаянии счастья и славы

Чувству жизни ты вся предана, –

Что-то шепчут зеленые травы,

Говорливо струится волна;

В стаде весело ржет жеребенок,

Бык с землей вырывает траву,

А в лесу белокурый ребенок –

Чу! кричит: "Парасковья, ау!"

По холмам, по лесам, над долиной

Птицы севера вьются, кричат,

Разом слышны – напев соловьиный

И нестройные писки галчат,

Грохот тройки, скрипенье подводы,

Крик лягушек, жужжание ос,

Треск кобылок, – в просторе свободы

Всё в гармонию жизни слилось...

Я наслушался шума иного...

Оглушенный, подавленный им,

Мать-природа! иду к тебе снова

Со всегдашним желаньем моим –

Заглуши эту музыку злобы!

Чтоб душа ощутила покой

И прозревшее око могло бы

Насладиться твоей красотой.

(1862 или 1863)

Н.А. Некрасов

C3Некрасова обвиняли в том, что стихи его недостаточно поэтичны, что

они ничего не потеряют, если их пересказать прозой. Согласны ли вы

с такой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте.

 

Если ученик согласен с тем, что стихи Некрасова – «зарифмованная проза», он может написать о том, что многие темы и идеи поэзии Некрасова были бы

уместнее в публицистических статьях, что сюжеты его стихотворений могли бы быть сюжетами очерков, рассказов и фельетонов, что часто он пишет о «прозе жизни».

Если же ученик хочет “защитить” поэзию Некрасова, он может написать о

том, что у гражданской поэзии – давние традиции, она возникла в античности

и на русской почве тоже имеет давние корни (тут можно вспомнить

пушкинские оду «Вольность», «Во глубине сибирских руд…», лермонтовскую

«Смерть поэта»…). Можно здесь сказать и о том, что ритм придает содержанию дополнительный смысл и создает особое настроение, и о том, что поэтика Некрасова во многом опирается на русские песенные традиции. Можно, наконец, привести примеры удачных, сильных строк, которые «бледнеют», если пересказать их прозой.

 

C4В этом стихотворении мир человека противопоставлен миру природы.

На каком основании поэт делает такое противопоставление, что

именно он противопоставляет? Постарайтесь вспомнить стихи других

поэтов, в которых затронута эта тема, и соотнести их со

стихотворением Некрасова.

Мир человека у Некрасова – жестокий, злобный, мучительный. В нем

«царят» «барабан, цепи, топор» – то есть войны, хождение строем, тюрьмы и

казни. Мир природы жизнерадостен, свободен и естественен. Заметим, что к

этому миру поэт относит и ребенка. Если звуки человеческого мира – это шум, звуки природы сливаются в «гармонию жизни». Мир людей ослепляет,

оглушает и подавляет героя, а мир природы – спасает, дает душе покой.

Схожие мотивы мы можем найти у Пушкина («Деревня», «Осень») и

Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на

дорогу»). А вот в поэзии Тютчева природа – носитель тайны («Природа

сфинкс. И тем она верней…») и хаоса, который она способна пробудить и в

душе человека («О чем ты воешь, ветр ночной»). Человек часто пребывает с

ней в разладе и мучается этим чувством («Певучесть есть в морских

волнах…»). В поэзии Фета мир природы практически сливается с внутренним миром человека, природа как будто чувствует за поэта («Учись у них, у дуба, у березы…», «Еще майская ночь…»).

По-новому тема природы и человека начинает звучать в 20 веке. Так, в

поэзии Маяковского природа лишается своего возвышенного и таинственного ореола, поэт не чувствует перед ней никакого преклонения («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»). А в стихах Есенина возникает мотив природы, побеждаемой цивилизацией («Мир таинственный, мир мой древний…», «Неуютная жидкая лунность…»).

 

 

 

 

 

 

 

С5. Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

«Кому на Руси жить хорошо» — итоговое произведение Н А Не­красова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе Вот почему так органично входит в это произведение одна из главных тем некрасовского творчества — судьба русской женщины. Особенно об­стоятельно она представлена в главе «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где нарисован образ замечательной русской женщины Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших най­ти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Почему же имен­но эту женщину считают счастливой, и подтверждает ли сюжет дан­ной главы такое мнение?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить ав­торскую позицию, поскольку именно в соответствии с ней выстраива­ется все повествование. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей са­мих основ жизни народа. Вот почему так важно было в поэме о на­родной судьбе показать, каково положение в современной поэту Рос­сии русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы - это и есть залог благополу­чия любого общества во все времена.

Показательно, что в поэме мы слышим не авторский голос — это рассказ самой Матрены Тимофеевны о своей судьбе. Такая форма по­зволила добиться особой искренности и достоверности изображения При этом возникает явный контраст в оценке своей жизни самой Кор­чагиной с мнением окружающих ее людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что она и ее еще не рожденный ребе­нок не погибли, а жена губернатора удивительным образом становит­ся для них покровительницей — крестной матерью маленького Лиодорушки.

Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. В ней были тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа «обиды смертные», плетка, бесконечная работа, голод и самое страш­ное — смерть ребенка. И ужасно то, что это так типично для судьбы русской крестьянки! Недаром в этой главе очень много песен фольк­лорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Демушки, поэт использовал причитания (похоронные плачи) знамени­той сказительницы Ирины Федосовой. Все это позволяет прийти к общему выводу, который особенно горько звучит в устах Матрены Тимофеевны: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной во­люшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!».

И все же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначен. Ведь многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот.

И даже если автор, так замечательно нарисовавший образ Матре­ны Тимофеевны, хотел подчеркнуть мысль о «страданиях народа», читатель вправе считать такую женщину счастливой.



2018-07-06 2342 Обсуждений (0)
С5. Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: С5. Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)