Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критерии оценки личности



2018-07-06 941 Обсуждений (0)
Критерии оценки личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Наблюдая за развитием человека, мы используем определенные критерии, которые позволяют оценивать уровень сформированности его личности. Каковы эти критерии? Один из них, отмеченный выше, это ощущение своего Я, которое лежит в ос­нове представления ребенка о самом себе. Постепенно человек начина­ет ощущать себя субъектом своих восприятий, эмоциональных состоя­ний, действий, наконец, чувствовать свое тождество и неразрывность с тем,' чем он был накануне. Это система возникших представлений о самом себе, или, как говорят психологи, концепция собственного Я, об­раза самого себя, который по мере накопления жизненного, социально­го опыта эволюционирует и, по мнению американского психолога К.Роджерса, становится «реальным Я» человека или его Я-образом.

Таким образом, Я-образ представляет собой динамическое образо­вание личности индивида. В жизни у человека периодически происхо­дит смена множества его образов самого себя. Все это является резуль­татом весьма продолжительного и очень важного процесса самопозна­ния, который предполагает развитие у человека определенных познава­тельных способностей, интеллекта. Как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, «всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим»2. Поэтому всякое продвиже­ние к самопознанию человека, закрепленное в его Я-образе, представля­ет весьма значимый шаг в его развитии, в построении им своей собст­венной системы взаимоотношений, прежде всего с самим собой, а также взаимодействия с другими людьми.

Напротив, неадекватный, искаженный «образ самого себя» может свидетельствовать об определенном интеллектуальном отставании субъекта, о его сниженной критичности, задержке психического, лич­ностного развития, что немаловажно учитывать при оценке личности виновного, потерпевшего(ей), особенно когда с первого взгляда бывают непонятны до конца мотивы поведения. Кстати, иногда стремление че­ловека отстоять собственный Я-образ может выступать в качестве побу­дительной силы (мотива), толкающей его на те или иные поступки, в том числе и противоправного характера.

Разрыв переживаемых эмоций, их избыточность, связанные с ощу­щениями человеком своего Я-образа, утрата (даже частичная!) этого Я нередко свидетельствуют о начавшемся процессе личностной дезинтег­рации и даже о возможном распаде личности, обусловленном какими-то серьезными расстройствами психики

Одним из важнейших элементов Я-образа является такое личност­ное образование как «мое». Это не только само тело человека и его части, но и любые другие объекты, при утрате которых он чувствует себя лишенным чего-то очень важного для него. Размытые границы между «мое» и «не мое» могут говорить о еще далеко не завершившемся процессе формирования личности, сниженной критичности, о личност­ной незрелости человека или, как говорят, инфантилизме личности — явлении, чаще встречаемом при рассмотрении в судах правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодыми людьми.

Наряду с реальным Я в сознании человека может присутствовать и его идеальное Я, т.е. тот образ, в котором он склонен представлять, ви­деть себя, кем бы ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей. К этому идеальному Я и стремится приблизиться Я ре­альное. Между этими двумя образами имеет место динамическое взаи­модействие. Человек стремится сблизить представления о самом себе, о своем реальном Я со своим идеальным Я-образом, с тем, каким бы ему хотелось быть. Поэтому «личность уравновешена тем лучше, чем боль­ше согласия, или конгруэнтности, между реальным Я человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному Я».

Наличие или отсутствие гармонии между этими двумя образами яв­ляется важным критерием оценки личности. Слишком большое их несо­ответствие может стать причиной серьезных трудностей, переживае­мых человеком, его нервно-психической неуравновешенности, повы­шенной тревоги, неадаптивных форм поведения, что также чаще всего служит показателем личностной незрелости, отставания субъекта в психическом развитии, его социальной неадаптивности.

Близким, но не тождественным по содержанию с Я-образом являет­ся понятие «сила Я» (фактор С по 16-ФЛО Р.Б. Кеттелла), с помощью которого определяется сбалансированность реального Я и Я-образа субъекта. Понятие «сила Я» отражает внутреннее равновесие личности, ее цельность, развитые адаптивные качества. Высокое значение факто­ра С свидетельствует об отсутствии инфантильности в структуре лич­ности субъекта, его эмоциональной стабильности, зрелости. Такие люди смело смотрят фактам в лицо, уверены в себе, постоянны в своих планах, желаниях, не поддаются случайным колебаниям настроения, хорошо осознают требования действительности, видят и правильно оце­нивают свои недостатки, легко адаптируются к новым условиям2. Все это имеет не последнее значение при оценке личности кандидатов, от­бираемых на учебу в юридические вузы, на службу в органы юстиции.



2018-07-06 941 Обсуждений (0)
Критерии оценки личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критерии оценки личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (941)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)