Парламентские демократии
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответом к заданиям 21-25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26-31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! Вариант 2 Часть 1
1. Правительство страны ограничило ввоз молочных продуктов из соседнего государства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует прежде всего этот пример? 1) социальной и духовной 3) экономической и духовной 2) политической и духовной 4) политической и экономической
2. Нужду или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы, общества в целом называют 1) способностями 3) темпераментом 2) характером 4) потребностями
3. Какой пример иллюстрирует прежде всего трудовую деятельность человека? 1) поступление юноши в колледж 2) проведение врачом приёма пациента 3) чтение книги о научных открытиях 4) участие подростков в школьном турнире по мини-футболу
4. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество включает в себя многообразие форм и проявлений природы. Б. Общество представляет собой обособившуюся от природы часть мира, не потерявшую связь с природой. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры? 1) поклонение сверхъестественным силам 2) критическое осмысление результатов познания 3) многообразие художественных стилей 4) формирование представлений о прекрасном
6. Верны ли следующие суждения об образовании? А. Современное образование связано с овладением информационными технологиями. Б. Личностный подход к ученику является одним из направлений развития современного образования. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. К факторам (ресурсам) производства относится 1) спрос 2) земля 3) предложение 4) зарплата
8. Одной из функций государства в условиях рынка является перераспределение части доходов. Что служит проявлением этой функции? 1) выплата пенсий и социальных пособий 2) принятие поправок к Трудовому кодексу 3) государственный заказ автомобильному заводу 4) осуществление антимонопольной политики
9. Какой из примеров иллюстрирует отношения обмена в обществе? 1) ремонт дома 3) прогулка в лесу 2) покупка книги в магазине 4) отдых на морском побережье
10. Верны ли следующие суждения о рыночном механизме? А. Сокращение предложения товара на рынке, как правило, сопровождается ростом цен. Б. Конкуренция позволяет потребителю получить более качественный товар. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Для семьи любого типа характерно 1) совместное проживание нескольких поколений родственников 2) чёткое разделение мужских и женских обязанностей 3) возложение домашних обязанностей на женщину 4) влияние на формирование личности ребёнка
12. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка? 1) учащийся основной школы 3) член семьи 2) директор фирмы 4) опекун
13. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? А. Межнациональные отношения могут проявляться в форме экономических и культурных связей различных государств. Б. В условиях глобализации современного мира многие народы стремятся сохранить своё этническое своеобразие. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу власти в обществе, обозначают понятием 1) экономика 2) мораль 3) политика 4) право
15. В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z? 1) федерация 2) унитарное государство 3) монархия 4) республика
16. Верны ли следующие суждения о политических партиях в демократическом государстве? А. Политические партии объединяют единомышленников. Б. Политические партии являются частью гражданского общества. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
17. Что из перечисленного относится к способам защиты гражданских прав? 1) замечание, выговор 2) штраф, исправительные работы 3) лишение свободы, штраф 4) возмещение убытков, взыскание неустойки
18. Пенсионер Николай Поликарпович увидел, что двое незнакомых людей пытаются проникнуть в квартиру его соседей. Куда следует обратиться в данном случае? 1) к частному детективу 3) в суд 2) к адвокату 4) в отдел полиции
19. Гражданин, производя земельные работы на принадлежащем ему дачном участке, обнаружил клад старинных монет. Каким образом он должен распорядиться найденным на законном основании? 1) Оставить себе, никому не сообщая о находке, в надежде выгодно продать. 2) Подарить часть клада родственникам, а часть сдать государству. 3) Сдать в антикварный магазин или предложить знакомому коллекционеру-нумизмату. 4) Заявить о находке в государственные органы и получить причитающееся по закону вознаграждение.
20. Верны ли следующие суждения о правах человека? А. Обладание личными правами, в отличие от обладания большинством других прав, обычно строго связывается с гражданством человека. Б. Реализация прав граждан предполагает выполнение гражданами и государством определённых обязанностей. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
21. Марк Алексеевич с утра провёл уроки, а вечером у него запланировано свидание с любимой девушкой. Сравните две формы межличностных отношений — официальные и неофициальные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия. 1) обмен информацией между людьми 2) способ взаимодействия людей 3) соблюдение формальных правил в общении 4) личная привязанность, симпатия — основа возникновения общения
22. Установите соответствие между отличительными признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Некоторые считают демократию одним из важнейших достижений человечества. (Б) Есть политики, которые видят в демократии больше отрицательных черт, чем положительных. (В) И все же именно она является сегодня наилучшей формой обеспечения прав и свобод граждан. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
В стране Z был дважды проведён опрос общественного мнения по одной и той же проблеме. В 2002 и 2012 гг. предлагалось высказаться о проявлениях в обществе социальной несправедливости. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы. 24. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Доля тех, кто отмечают, что очень велик разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными, выросла. 2) Доля тех, кто считают, что отдельные социальные группы имеют привилегии, увеличилась. 3) Доля тех, кто считают, что трудящиеся не могут приобрести себе нормальное жилье, осталась неизменной. 4) В 2012 г. больше тех, кто считают, что не всем трудящимся доступны качественное образование и здравоохранение, чем тех, кто считают, что телевидение и печатные СМИ рекламируют недоступный большинству граждан образ жизни. 5) В 2002 г. меньше тех, кто считают, что судебная система и правоохранительные органы защищают преимущественно состоятельных граждан, чем тех, кто отмечают, что трудящиеся не могут приобрести нормальное жильё. Ответ:___________________ 25. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В стране Z трудящиеся чувствуют себя обездоленными. 2) В стране Z существует опасность конфликтов из-за социальной несправедливости. 3) Правительству страны Z удалось снизить разрыв в уровне жизни различных групп общества. 4) В стране Z наблюдается экономический кризис. 5) Телевидение и печатные СМИ в стране Z не пользуются авторитетом у граждан.
Часть 2
Парламентские демократии Парламентская демократия имеет характерные недостатки и слабости по сравнению с президентской. Но при этом парламентские системы имеют и преимущества: меньшую стоимость принятия решений и более высокую эффективность их выполнения. Кроме того, есть больше возможностей для обзора положения дел в стране и адекватного реагирования на них. Недостаток парламентаризма состоит в том, что избиратели могут потребовать информацию о поведении своего депутата. Поэтому парламентская демократия склонна к тому, чтобы становиться менее прозрачной. Президентские системы, в свою очередь, имеют свои преимущества: благодаря сдерживанию и конкуренции они более защищены от моральной ответственности. Какая из систем лучше? Общего ответа не существует. Однако существуют две главные проблемы, с которыми сталкивается парламентская демократия в современном мире. Первая касается делегирования, вторая — ответственности. Обе проблемы вызваны масштабными изменениями настроений населения демократических стран и обе исключительно остры в парламентских демократиях. Парламентская демократия зависит от контроля над работой институтов власти. Для избирателей это может проявляться в тщательном изучении кандидатов и большом внимании к их социальному происхождению. На парламентской арене это означает, что лидеров выбирают на основе их опыта, энергии, старшинства. Парламентаризм наиболее удобен в небольших, однородных и стабильных обществах, в которых избиратели уверены в полноте своего знания об избираемых депутатах и прозрачности их работы. В современных демократиях выбор кандидата по признаку национальности, вероисповедания, языка или расы делается все реже. Описательные характеристики кандидатов дают избирателям все меньше информации, на основании которой принимается решение голосовать за него или нет. Избиратели чаще склонны поддерживать кандидатов, которые не имеют традиционного опыта политической карьеры. Они склонны выбирать таких людей, как Сильвио Берлускони в Италии или британский премьер-министр Тони Блэр, который не имел опыта работы в правительстве, пока не стал премьером. Каре Стром. Европейский журнал политических исследований. 2000. № 37. http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=438078 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. 27. Какие три преимущества парламентской демократии выделены в тексте? 28. Какие три преимущества президентской демократии выделены в тексте? 29. В парламентской демократии правительство формируется на парламентской основе, то есть из числа сторонников партий, которые представляют в парламенте большинство депутатов. Кроме того, правительство ответственно перед парламентом. Может ли парламент выразить вотум недоверия правительству и потребовать его отставки? Приведите пример современного парламентского государства. 30. Государство Т. — парламентская демократия, а государство П. — президентская. В каком государстве избиратели могут потребовать информацию о поведении своего депутата? Приведите положение текста, подтверждающее ваш ответ. 31. Автор текста высказывает мнение о том, что парламентаризм наиболее удобен в небольших, однородных и стабильных обществах. Согласны ли вы с точкой зрения автора? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |