ДНЕВНИК
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Студент(а/ки) 2 курса 2 группы
Леонтьевой Василисы Романовны
(Ф.И.О. полностью)
Место прохождения практики
Государственное бюджетное образовательное учереждение лицей №590
Красносельского района Санкт-Петербурга
(полное наименование образовательного учреждения)
Санкт-Петербург
2013 г.
ХОД ПРАКТИКИ
(эта и последующие страницы заполнятся студентом)
Информационная страница
Руководитель практики:______________________________________
Кураторы–магистранты: ______________________________________
______________________________________
*************************************************************
Полное наименование образовательного учреждения (ОУ):
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей информационно-коммуникативных технологий №590
Красносельского района Санкт-Петербурга.
Адрес ОУ:
198332, Санкт-Петербург, улица Котина, дом 6, корпус 3
Транспорт:
Метро «Автово», трамвай №60, маршрутное такси №60, остановка «Улица Котина».
Метро «Ленинский проспект», троллейбус №35, №45, остановка «Улица Котина».
Метро «Кировский завод», троллейбус №41, маршрутное такси №41, остановка «Улица Котина».
************************************************************
Администрация ОУ
Директор ОУ: Каменский Алексей Михайлович
Зам. директора ОУ по учебно-воспитательной работе (завуч):
Козлова Елена Александровна
Марон Елена Леонидовна
Харланова Наталья Николаевна
Зам. директора ОУ по воспитательной работе:
Новикова Елена Владимировна
Зам. директора ОУ:
Баранова Наталья Сергеевна – Зам. директора по информационным технологиям.
Никулина Любовь Павловна - Зам. директора по АХР
*************************************************************
Учителя (педагоги)
Мячикова Светлана Михайловна - учитель информатики и ИКТ
Крамарева Татьяна Анатольевна - учитель начальных классов
Бессонова Надежда Михайловна - учитель английского языка
Гиленко Алла Валентиновна - учитель русского языка и литературы
Выполнениеинвариантных (обязательных для всех)
Заданий на практику
Задание И1. Составить характеристику образовательного учреждения (по предложенной схеме)
Для качественного выполнения задания внимательно проанализируйте материалы беседы с представителями администрации образовательного учреждения, ознакомительной экскурсии по ОУ. Задайте уточняющие вопросы в ходе беседы и экскурсии. Познакомьтесь с материалами, представленными на официальном сайте образовательного учреждения, на сайте Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга: http://www.k-obr.spb.ru/
Собранные материалы представьте в таблице:
Таблица 5
№
п/п
| Характеристика ОУ
| Описание
|
1.
| Полное официальное наименование учреждения (согласно Уставу)
| Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей N 590 Красносельского района Санкт Петербурга.
|
2.
| Год основания
| 1991 год
|
3.
| Адрес
| 198332, Санкт-Петербург, улица Котина, дом 6, корпус 3
|
4.
| Телефон
| (812) 742-51-81
|
5.
| Адрес официального сайта учреждения
| http://www.likt590.ru
|
6.
| ФИО руководителя ОУ
| Алексей Михайлович Каменский
|
7.
| Количество обучающихся
|
|
8.
| Структура ОУ
| Коллегиальные органы: Совет лицея;
Педагогический совет;
Научно-методический совет;
Родительская конференция;
Собрание трудового коллектива,
Профком.
Формы ученического самоуправления:
Лицейская Дума(Дума школьного города)
|
9.
| Реализуемые основные образовательные программы
| В рамках целостной долгосрочной программы развития лицея «Открытая школа» (2007-2011 гг.) были реализованы следующие подпрограммы:
1. расширение единого информационно-культурного пространства лицея в контексте непрерывного образования всех субъектов образовательного процесса:
· Целевой подпроект «Открытая образовательная среда»: совершенствование
управления лицеем на основе продуктивного взаимодействия, демократизации механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса;
· Целевой подпроект «Развивающая образовательная среда»: освоение и широкое
применение инновационных педагогических технологий с целью достижения нового качества образования, расширения образовательного пространства дополнительного образования, его интеграции с основным;
· Целевой подпроект «Информационная образовательная среда»: создание условий для формирования единой зоны информационного взаимодействия.
· Целевой подпроект «Комфортная образовательная среда»: улучшение эмоционально-психологического климата, формирование культуры здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.
Опытно-экспериментальная работа, проводимая в лицее по теме «Развитие индивидуальности учащегося и педагога через реализацию образовательного потенциала внеурочной работы», была успешно завершена в июне 2011 году.
На государственно-общественной экспертизе инновационной деятельности Красносельского района, состоявшейся в апреле 2011
года, лицей занял второе место среди школ района.
|
10.
| Дополнительное образование в ОУ
| В 2004/2005 году на базе лицея открыто отделение дополнительного образования детей
«Мозаика», реализующее программы разнообразной направленности: научно-технической, эколого-биологической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической.
|
11.
| Кадровый состав
| 70 учителей, руководителей секций, кружков, клубов, среди которых — Заслуженные учителя России, Почетные работники образования, Отличники просвещения, победители конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», победители районных, городских, федеральных, международных конкурсов профессионального мастерства;
|
12.
| Главные традиции ОУ
| - Благотворительные акции центра «Милосердие»
- Международный литературно-педагогический конкурс «Добрая лира», инициированный лицеем
- Выставки профессиональных художников в лицейской галерее, организуемые ежемесячно
- Клуб интересных встреч: индивидуальность развивается рядом с другой индивидуальностью
- Малые Олимпийские игры: формирование стремления к здоровому образу жизни
· Традиция школьных субботников
|
13.
| Опыт инновационной деятельности
| Новые программы, проекты, технологии, разработанные учебно-методические материалы,
созданные учебно-лабораторные комплексы и т.п., в том числе продукты инновационной деятельности, готовые к использованию в практической деятельности образовательных учреждений города.
|
14.
| Главные достижения ОУ
| Лицей № 590 является победителем:
-городского конкурса педагогического мастерства (1995),
-конкурса «Школа года России» (1999),
- трех Всероссийских конкурсов –воспитательных систем (2001), моделей, ученического самоуправления (2004), организации воспитательного процесса в школе (2006);
- удостоен почетных знаков Государственной Думы РФ, Российской Академии Образования, Института образовательной политики «Эврика» «Знак качества образования» (2003);
-имеет почетный знак «Школа года» (2005);
- дважды - в 2007 и2008 годах-лицей становился победителем конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные
программы в рамках ПНПО;
-лицей-лауреат Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России-2008», в номинации «Лучшее предприятие сферы культуры и искусства России».
-лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России–2012» в номинации «Инновации и Развитие»
- директор лицея - победитель Конкурса«Лучший директор школы Санкт- Петербурга»-2008г
|
15.
| Основные направления внеучебной деятельности. Примеры мероприятий
| Программы разнообразной направленности: научно-технической, естественно-научной, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической.
Научно техническое направление:
Лаборатория «Архимед», учись учиться.
Художественно-эстетическое направление: биссероплетение, изопластика, оригами, ДТО модница, этика-эстетика, дизайнерское бюро, ДТО оформитель. Естественно-научное направление: старейший клуб «Кошкин дом», «Аленький цветочек».
Физкультурно-спортивное направление: школа бокса «Волуева», клуб «Ника» (баскетбол, волейбол, теннис, динамичные игры, спортивные, бальные танцы), шахматные секции.
Социально-педагогическое направление: объединение «психологические игры», школа «Безопасности», школа «начинающего депутата», клуб «Поиск»,.
|
16.
| Главные задачи (направления) Программы развития ОУ
| Программа развития лицея № 590 на 2011-2015 годы Аналитический этап:
−формирование вариативной информационно
-насыщенной образовательной среды лицея;
−определение условий и механизмов построения пространства становления педагога и учащегося как субъекта собственной деятельности;
−анализ и оценка опыта и проблем профессионального развития педколлектива лицея
Поисково-преобразующий этап:
−непрерывное профессиональное образование педагогов и активизация учебного процесса на основе активного внедрения в образовательный процесс технологий диалогического
взаимодействия;
−обновление образовательного процесса, расширение его возможностей и функций посредством системного использования дистанционного обучения, технологий тьюторской поддержки
Контрольно-обобщающий этап:
−разработка модели школы как самообучающегося сообщества;
−мониторинг эффективности инновационной модели ОУ
|
17.
| Социальные партнёры ОУ
| В числе постоянных социальных партнеров лицея Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Красносельского района Санкт-Петербурга, общественное движение «ДУМИ», объединяющее представителей творческой интеллигенции города – художников, писателей, музыкантов, Центр современной литературы и книги, Совет муниципального округа №37, на территории которого расположен ЛИКТ, различные учреждения образования – от ДОУ до вузов, Городской центр профориентации и психологической помощи населению, Общественный институт развития школы и др.
|
18.
| Материально-техническое обеспечение ОУ
| -Всего компьютеров в ОУ-116шт .
-цифровая лаборатория «Архимед» (химия,биология)
-мультимедийные комплексы (интерактивная доска, проектор, компьютер)
-школа подключена к сети Интернет через выделенную линию:
−выход в Интернет с рабочего места обеспечен для всех административных работников лицея,
−установлено оборудование для организации видеоконференций с ОУ России;
Техника приобретена на средства двух «миллионных» грантов, полученных в результате победы лицея в ПНП «Образование».
-В лицее работает технический специалист, обеспечивающий обслуживание компьютерной техники, установку лицензионных программных продуктов
|
Таблица заполняется по каждому образовательному учреждению
Таблица 6
Наименование образовательного учреждения
| Отличительные черты учреждения
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Преображенский»
|
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Санкт-Петербургский Технический Колледж
|
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №103
с углубленным изучением
математики
|
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №590 Красносельского района Санкт-Петербурга
|
|
Задание И2. Познакомьтесь с основными документами, с которыми работают в образовательном учреждении, назовите их основные разделы.
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №590 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Таблица 7
Наименование документа
| Наименование разделов, собственные примечания
|
Образовательная программа
| Лицей реализует следующие образовательные программы:
•Общеобразовательная программа основного
общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического и естественнонаучного цикла на базе информационно-коммуникативных технологий -5 лет (5-9классы);
•Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования, обеспечивающая
дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического и
естественнонаучного цикла на базе информационно
-коммуникативных технологий -2 года (10-11 классы)
|
Учебная программа
| Учебные программы по ряду предметов имеют модульную структуру.
В организации учебного процесса используются альтернативные формы образовательной деятельности (погружения, уроки-экскурсии, информационно-поисковые игры, проекты и др.)
Все учебные программы, реализуемые в лицее, являются федеральными.
В качестве иностранного языка в лицее изучается английский язык (со второго класса).
Деление на подгруппы осуществляется во 2-4 классах на предмете «Английский язык», «Информатика и ИКТ» в 5-9 классах
–на предметах «Английский язык»,
«Информатика и ИКТ», «Технология (труд)», элективных курсах, в 10-11 классах
-на предметах «Английский язык», «Информатика и ИКТ», «Физическая культура» и элективных курсах.
|
План-конспект, технологическая карта
|
|
Общий вывод:
Задание И3. Осуществить наблюдение за деятельностью учителя (педагога) на уроке (занятии) и составить отчёт (по предложенной схеме)
В каждом образовательном учреждении студент должен посетить занятия в объеме 4 часов.
Наблюдение – один их самых распространённых методов педагогического исследования. Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Можно выделить следующие этапы наблюдения:
- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведётся наблюдение);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включённое, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведётся наблюдение, и не включённое – «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Цель наблюдения: выявить особенности взаимодействия учителя (педагога) с обучающимися на уроке (занятии)
Перед проведением наблюдения познакомьтесь с перечнем наблюдаемых действий учителя, чтобы сконцентрировать своё внимание. Делайте необходимые пометки в рабочей тетради. После проведения наблюдения оформите результаты в следующей таблице:
Таблица 8
Класс, группа: 7 «А»
Предмет (творческое объединение): Всеобщая История
Тема урока: Капитализм
Ф.И.О. учителя (педагога):
№
п/п
| Наблюдаемые действия учителя
| В чем это проявлялось на уроке (занятии). Подробное пояснение!
|
1.
| Чёткое изложение учебного материала
| Преподаватель четко объяснял новую тему, активно взаимодействуя с классом. При разъяснении темы «Капитализм» учитель ориентировал учеников на учебник для более полного освоения пройденного материала.
|
2.
| Стремился ли учитель (педагог) создать благоприятный психологический климат на уроке (занятии)?
| Для создания благоприятного психологического климата учитель, давая материал и задавая вопросы, шутил. Таким образом ей удавалось снять психологическое напряжение и разбавить обстановку на уроке.
|
3.
| Как учитель активизировал учащихся на уроке (занятии)?
| На уроки для лучшей активизации деятельности учащихся учитель задавал вопросы учащимся, при затруднении она подводила ученика к правильному ответу, задавая наводящие вопосы.
|
4.
| Была ли у учащихся возможность высказать свою точку зрения на уроке? Как к этому относился учитель?
| Урок был построен в форме «Вопрос - ответ». Учитель на протяжении всего урока задавала вопросы и заставляла учащихся думать и анализировать свои ответы. Ученики высказывали своё мнение, подсказывали другим учащимся. Учитель при этом внимательно выслушивает мнение учеников и дает подробные комментарии.
|
5.
| Носили ли высказанные учителем суждения и оценки деятельности учащихся стимулирующий характер?
| Да, учитель ставила ученикам оценки, в соответствии с их знаниями. Дети понимали за что он получают ту или иную оценку и спокойно их принимали.
|
6.
| Удовлетворён ли был, на Ваш взгляд, учитель проведённым уроком (занятием)? Если нет, то почему?
| После окончания занятия учитель был удовлетворен проведенным уроком, так как ученики работали и активно отвечали на заданные вопросы. Тема урока была полностью воспринята учащимися правильно, итоги урока были подведены.
|
7.
| Каково было общее настроение у учащихся после урока (занятия) (приподнятое; жалеют, что урок закончился; подавленное; безразличное и т.д.). Дайте оценку причинам такого настроения учащихся.
| Настроение после проведенного занятия у учеников было приподнятое настроение, потому что учитель провел урок в позитивной доверительной форме, создав дружескую приятною атмосферу.
|
Общие выводы:
Урок Всеобщей истории, который я посетила в лицее № 590, был проведен интересно и необычно. Учитель на протяжении всего урока создавал благоприятную атмосферу, что для меня было неожиданно приятно. Уроком остался доволен не только учитель, но и ученики, что является редкостью в школах, на мой взгляд.
Задание И4. Осуществить наблюдение за деятельностью учащихся на уроке (занятии) и составить отчёт (по предложенной схеме)
В каждом образовательном учреждении студент должен посетить занятия в объеме 4 часов.
Характеристику метода наблюдения см. в предыдущем задании.
Цель наблюдения:выявление и анализ педагогических фактов, характеризующих познавательную активность учащихся на уроке (занятии).
Перед проведением наблюдения познакомьтесь с перечнем наблюдаемых действий учащихся, чтобы сконцентрировать своё внимание. Делайте необходимые пометки в рабочей тетради. После проведения наблюдения оформите результаты в следующей таблице:
Таблица 9
Класс, группа:10 «А»
Предмет (творческое объединение): Алгебра и начала анализа
Тема урока: Показательные уравнения
Ф.И.О. учителя (педагога): Елена Владимировна
№
п/п
| Наблюдаемые педагогические факты
| Как проявляются на уроке (занятии) Подробное пояснение!
|
1.
| Как проявляется на уроке активность учащихся (поднимают руки, задают вопросы, дискутируют, дополняют ответы товарищей, обращаются к литературе, конспектам и т.д.)?
| Весь урок проходил у доски. На нем повторялась тема «Показательные уравнения». Ученики подходили по очереди к доске и решали на ней уравнения. Если у учащегося у доски возникаю затруднения, то ему на помощь приходят его одноклассники учитель.
|
2.
| Как учащиеся относятся к групповой работе? Помогают ли друг другу при её выполнении?
| На данном занятии не было работы в группах. Ученики работали индивидуально у доски, но при необходимости были готовы помочь друг другу.
|
3.
| Насколько самостоятельно учащиеся отвечают на вопросы? Пользуются ли подсказками? Не теряются ли при ответах? Помогает ли им при этом учитель?
| Учащиеся уверенно решали поставленные задачи, ясно излагают свои мысли, не теряются при ответах, активно работаю у доски и на местах.
Если возникают какие-нибудь трудности при решении уравнений, учитель помогает их решить или найти ошибку.
|
4.
| Практикуется ли на уроке совместное обсуждение вопросов, проблем?
| При необходимости ученики активно обсуждали возникающие проблемы в коллективе.
|
5.
| Успевают ли учащиеся выполнить задания в отведённое учителем время?
| В запланированное время учащиеся успели выполнить весь объем заданий, приготовленных учителем.
|
6.
| Как учащиеся реагируют на полученные на уроке (занятии) оценки?
| На занятии учитель справедливо оценивала знания учащихся. По сколько тема была усвоена учениками на отлично все получили хорошие оценки и были довольны.
|
7.
| Вызвал ли урок интерес у учащихся?
| Настроение класса можно оценить как активное и позитивное. Когда ученики понимают пройденную тему и поставленные задачи у них есть интерес.
|
Общие выводы: Урок, прошедший в 10 классе был очень занимательным и интересным. Учащиеся увлеченно решали показательные уравнения и остались довольны прошедшим уроком.
Задание И5. Описать внеклассное, внеурочное мероприятие (по предложенной схеме)
Посетите одно из внеклассных мероприятий в ОУ в период практики. Скорее всего, это будет классный час, родительское собрание, совещание педагогического состава или празднование Дня Учителя. Перед осуществлением наблюдения познакомьтесь с вопросами, на которые Вам следует дать ответ (представлены в таблице). После проведения наблюдения представьте материалы наблюдения в следующей форме:
Название мероприятия: Репетиция к новогоднему спектаклю театра «Вдохновение»
Участники мероприятия: 6-7 класс
Цель и задачи мероприятия (на Ваш взгляд): подготовка к новогоднему концерту.
Задачи:Просмотр подготовленных номеров
Таблица 10
№
п/п
| Параметр наблюдения
| Результаты наблюдения
|
1.
| Сколько людей принимало участие (примерно)?
| 10 человек
|
2.
| Какова была роль педагога (педагогов) при проведении мероприятия?
| Педагог оценивал номера участников, которые они подготовили ранее, делал замечания и вносил в номера свои поправки.
|
3.
| В чем состояло участие участников в подготовке мероприятия?
| Участники должны были показать свои номера, при этом они должны были быть артистичными и активными на сцене.
|
4.
| В чем проявлялось участие участников в проведении мероприятия? Какова степень их активности?
| Участники показывали свои номера руководителю студии. Поправляли ошибки в номерах, придумывали различные варианты их исправления, если он указывал на ошибки. Ученики активно принимали участие в мероприятии и с радостью принимали новые идеи педагога.
|
5.
| Было ли взаимодействие участников в ходе мероприятия? В чем оно проявлялось?
| Ученики показывали групповые номера, что свидетельствует об активном взаимодействии учащихся в ходе мероприятия.
|
6.
| Какие методы и приемы использовались в ходе мероприятия?
| После постановки задачи руководитель помог учащимся доработать их номера до концертного варианта.
|
7.
| Использовались ли информационные технологии при проведении мероприятия? Какие? Как?
| При проведении данного мероприятия никаких информационных технологий использовано не было, вся работа происходила по средствам общения руководителя театральной студии и учеников.
|
8.
| Каково отношение участников к мероприятию? Какой отклик оно вызвало у участников?
| Ученики активно принимали участие, слушали преподавателя. В конце занятия все участники остались довольны поставленными номерами.
|
9.
| Достигнуты ли цель и задачи? Что об этом свидетельствует?
| Так как в ходе мероприятия были отработанны и отобраны номера для новогоднего концерта, можно сказать, что цели и задачи мероприятия были достигнуты в полной мере.
|
10.
| Ваше отношение к проведённому мероприятию?
| Посетив репетицию к новогоднему концерту театральной студии «Вдохновение», я смогла познакомится с работой учеников в условиях дополнительного занятия, а не урока. Увидела интересные сценарии уже отработанных и отыгранных концертов, что очень интересно для меня.
|
Общие выводы:
На данном мероприятии мне удалось посмотреть интересные номера, подготовленные учениками, познакомится с разнообразными сценариями концертов. Руководитель театральной студии активно помогала ученикам. На занятии царила творческая атмосфера, что способствовало приподнятому настроению учащихся.