Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этика социально-психологического исследования. Этические принципы работы социального психолога.



2018-07-06 3894 Обсуждений (0)
Этика социально-психологического исследования. Этические принципы работы социального психолога. 4.83 из 5.00 6 оценок




Этические проблемы в социальной психологии

 

В ходе проведения социально-психологических исследований возникают этические проблемы. Пытаясь создать реалистические ситуации в эксперименте, психологи сталкиваются с этическими дилеммами. С одной стороны, по очевидным научным причинам мы хотим, чтобы наши эксперименты как можно больше напоминали реальный мир, с другой стороны мы не хотим причинять нашим испытуемым ненужный и необязательный стресс, дискомфорт и неприятные ощущения. Эти две цели часто вступают в противоречие, когда психолог организует и проводит эксперимент. С течением времени был разработан ряд принципов, касающихся этики эксперимента. Опубликованы Американской психологической ассоциацией:

 

1. Психологи должны делать все возможное, чтобы не причинить вреда участникам исследования.

 

2. При планировании исследования психологи должны оценивать его этическую приемлемость. К этой работе подключается наблюдательный совет организации.

 

3. Нужно как можно подробнее описать процедуру эксперимента испытуемым и получить у них согласие.

 

4. Обман может использоваться, только если нет других средств проверить гипотезу.

 

5. Все участники должны быть проинформированы, что они в любой момент могут выйти из эксперимента.

 

6. Вся информация, полученная от участников исследования, должна быть строго конфиденциальной, если только они не дадут согласие сделать эту информацию общедоступной.

Этические проблемы социально-психологического исследования. Эксперименты с. Милграма и ф. Зимбардо.

Сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности?

 

Эксперимент Милграма. Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом. Кто-то из испытуемых ограничивался слабыми ударами, но некоторые доходили до предела, отмеченного на шкале красной (смертельной) чертой.

 

«Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета» (Milgram, 1974)

 

Стэ́нфордскийтюре́мныйэкспериме́нт — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.

 

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы, и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени.

 

Результаты эксперимента использовались для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая идеология, поддержанная обществом и государством. Также их использовали в качестве иллюстрации к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов. В психологии результаты эксперимента используют для демонстрации ситуативных факторов поведения человека в противовес личностным. Другими словами, похоже на то, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели внутренние особенности личности. Этим он похож на результат общеизвестного эксперимента Милгрэма, в котором обычные люди подчинялись приказу вопреки своим собственным желаниям, и таким образом становились сообщниками экспериментатора. О «тюремном эксперименте» был даже снят художественный фильм.

 

Подход знаменитого ученого, по сути, оправдывает насилие и жестокость: надзиратели (и реальные офицеры армии США, и студенты, участвовавшие в том давнем эксперименте) не виноваты - их поставили в ситуацию, в которой поступить иначе они не могли. Но разве у них не было выбора?

 

Содержание принципов и правил работы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближений людей, создания справедливого гуманно­го, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемомутребует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее резуль­таты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию или со­циальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила от­ношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

1.1.Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией . Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

1.2.Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики ис­следования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его, в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

1.3.Правило предупреждения неправильных действий заказчика относительно испытуемого. Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли бы ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получе­ния согласия испытуемого.

Психолог осуществляет деятельность исходя, прежде всего из интересов заказчик. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главным этический принцип психолога — «не навреди». Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека

Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы, технологии работы; проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах; предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

2. Принцип компетентности психологатребует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий. Выполнение принци­па обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.

2.1.Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.

2.2.Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагно­стической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффек­тивно решать поставленную задачу, а с другой — поддерживать у испы­туемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

2.3.Правило обоснованности результатов исследования психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ лите­ратурных данных по поставленному вопросу.

Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить, совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей — психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: «Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту», — не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных вопросов, о пределах своей компетентности .

При решении психологических задач психолог опирается на анализ научных данных и практического опыта. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

 

3. Принцип беспристрастности психологане допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемом у. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

3.1. П р а в и л о адекватности методик, применяемых психологом. Психолог может применять методики, которые адек­ватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, со­стоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обя­зательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежны­ми и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.

3.2.Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

3.3.Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом. Психолог передает заказчику результаты исследования в тер­минах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.

Психолог может применять только валидные и надежные методы и средства. Необходимо использовать методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологи­ческой работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального статуса, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои лич­ные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4. Принцип конфиденциальности деятельности психологаозначает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и дол­жен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

4.1 Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

4.2.Правило контролируемого хранения сведении психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

4.3.Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглаше­ния. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога — препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Необходимо соблюдать конфиденциальность результатов пси­ходиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого или клиента, чтобы избежать его компрометации. При этом важ­но нести строгий учет полученной информации (вплоть до приме­нения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать получен­ные сведения.

5. Принцип осведомленного согласиятребует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

Психолог должен уважать достоинство испытуемого клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов — позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое «правильно» и что такое «неправильно». Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При просветительской работе, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной.

Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов.

Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. Существуют и специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

Например, при проведении психодиагностики в число основных принципов входят:

•принцип научной обоснованности. Применяемые методики должны соответствовать требованиям валидности, точности и надежности.

•принцип объективности. Интерпретация результатов и выводов должны делаться в строгом соответствии с полученными данными;

•принцип добровольности участия в психологическом обследовании (за исключением особых случаев в клинической или судебной практике), информированность обследуемых о задачах я процедуре диагностики;

•принцип обеспечения права личности знать результаты обследования. В случае диагностики детей их родители также имеют это право. Результаты обследования должны быть представлены в тактичной и доступной для понимания форме. Их знание должно способствовать дальнейшему развитию личности, намечать конкретные пути и перспективы такого развития;

•принцип конфиденциальности — соблюдение тайны полученной психологической информации о посторонних;

•принцип личной ответственности за проведение диагностики, качество обработки полученных данных и сообщение результатов заинтересованным лицам;

•принцип профессиональной тайны — запрет на распростране­ние психодиагностических методик неспециалистам, которые в силу отсутствия специальной подготовки и системного подхода к иссле­дованию психики человека могут некорректно их использовать и тем самым травмировать себя или окружающих «любительской» ин­терпретацией полученных данных

В связи с осознанием важности этической регуляции психологического исследования и практики психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981г. Американской психологической ассоциацией были приняты «Этические стандарты психологов», а в 1985 году Британское психологическое общество приняло «Кодекс поведения для психологов».

 

Морально-этические принципы психолога:

Принцип 1 - ответственность. Психолог, принявший на себя обязательство улучшать взаимодействия человека с человеком придает большое значение объективности и честности, поддерживает высочайший уровень своей работы.

Как практик, психолог знает, что он несет на себе груз большой социальной ответственности, т.к. его работа может тесно касаться жизненного благополучия других людей.

Принцип 2 - компетентность. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности является обязанностью, которая разделяется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой. Психолог в клинике знает, что эффективность работы во многом зависит от способности поддержать нормальные отношения между людьми, что кратковременные или более длительные изменения его собственной личности могут помешать этой способности и испортить оценку, даваемую им другим людям. Поэтому он воздерживается от любой деятельности, в которой его личные проблемы, возможно станут причиной низкой профессиональной работы или повредят клиенту; если он уже занят такой деятельностью, осознав свои личные проблемы, он ищет компетентную профессиональную помощь для определения того, должен ли он продолжать или прекратить обслуживание этого клиента.

Принцип 3 - моральные и правовые стандарты. Психолог в своей практике обнаруживает восприимчивость к социальным нормам и моральным требованиям общества, в котором он работает; он понимает, что нарушение принятых моральных и правовых стандартов, с его стороны может вовлечь его клиентов, студентов или коллег в позорные личностные конфликты и нанесет ущерб его собственному имени и репутации его профессии.

Принцип 4 - ошибочные представления. Психолог избегает ошибочного представления о своей профессиональной квалификации, связях и целях, а также об институтах и организациях с которыми он связан.

Принцип 5 - публичные заявления. Сдержанность, научная предусмотрительность и понимание ограниченности имеющихся знаний характеризует все заявления психологов, которые прямо или опосредованно дают информацию обществу. Когда дают информацию о психологических процедурах и методах, стремятся к тому, чтобы указать, что они должны, использоваться, только, теми, людьми, которые обучены их правильному использованию.

Принцип 6 - конфиденциальность. Гарантировать сохранность информации об индивиде, которая получена психологом в ходе его обучения или исследования или практики первейшая обязанность психолога. Такую информацию не сообщают другим до тех пор, пока не возникнут некоторые важные обстоятельства. Информация, полученная в обстановке клиники или консультаций, а также оценки даваемые детям, студентам, служащим или другим лицам обсуждаются только в профессиональных целях и только с людьми, которых это касается, Письменные и устные отчеты должны отражать результаты, соответствующие целям оценки: нужно прилагать все усилия, чтобы избежать незаконного посягательства на тайну личности.

Клинические и другие материалы используются в школьном обучении и публикациях только тогда, когда идентичность испытуемых соответствующим образом замаскирована.

Принцип 7 - благополучие клиента. Психолог уважает неприкосновенность и защищает благополучие клиента или группы, с которыми он работает. Психолог пытается ограничить клиническую практику или консультацию, когда ему ясно, что клиент не извлекает из этого пользу.

Принцип 8 - взаимоотношения с клиентом. Психолог информирует своего будущего клиента об основных сторонах потенциальных взаимоотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения.

Принцип 9 - безличностное обслуживание. Психологическое обслуживание в диагностических целях, для лечения или личной консультации проводятся только в контексте профессиональных взаимоотношений, и не предоставляется посредством публичных лекций или демонстрации, заметок в газетах и другими способами.

Принцип 10 - объявление об обслуживании. Психолог придерживается скорее профессиональных, чем коммерческих стандартов в оповещении своей пригодности в профессиональном обслуживании.

Принцип 11 - внутри профессиональные отношения. Психолог честно ведет себя по отношению к коллегам в психологии и в других профессиях.

Принцип 12 - оплата. Финансовые вопросы в профессиональной практике в соответствии с профессиональными стандартами, которые обеспечивают интересы клиента профессии

Принцип 13 - неразглашение теста. Психологические тесты и другие методы исследования, ценность которых отчасти зависит от неосведомленности испытуемого, не воспроизводятся, и не описываются в популярных изданиях. Таким способом, который может сделать невалидным сам метод исследования. Доступ к таким методам ограничен теми людьми, кто профессионально заинтересован в них и гарантирует их использование.

 

Принцип 14 - интерпретация тестов. Тестовые оценки, как и материала тестов, передаются только тем лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.

Принцип 15 - меры предосторожности в исследованиях. Решение провести исследование должно опираться на продуманное представление конкретного психолога относительно того, как наилучшим образом содействовать психологической науке и человеческому благополучию.

 



2018-07-06 3894 Обсуждений (0)
Этика социально-психологического исследования. Этические принципы работы социального психолога. 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Этика социально-психологического исследования. Этические принципы работы социального психолога.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3894)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)