Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


При разводе члены семьи могут подвергнуться огромнейшему стрессу либо оказаться в кризисной ситуации .



2018-07-06 841 Обсуждений (0)
При разводе члены семьи могут подвергнуться огромнейшему стрессу либо оказаться в кризисной ситуации . 0.00 из 5.00 0 оценок




В первом случаи, подвергшись стрессу, члены семьи в процессе развода соответственно находятся в состоянии дистресса. Стресс – это напряжение, мобилизирующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс – это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды. Вместе с тем было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по другому. Любая эмоциональная встряска является стрессом (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса как раз и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает тогда, когда эти механизмы недостаточно эффективны или когда они «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека . Сама по себе ситуация развода является длительным и напряженным процессом, что и является сильнейшим стрессирующим воздействием на членов семьи и подвергает их состоянию дистресса.

Кроме дистресса у человека в ситуации развода может наступить кризис – это реакция на опасные события, которая переживается как болезненное состояние. Как правило кризис неожидан и неконтролируем. Он может быть связан с потерей, неприятным открытием, унижением, обидой, привнести дополнительные ноты неопределенности и нарушений в повседневную жизнь. Кризис угрожает индивидуальному представлению о себе, идеальному образу Я и личным планам на будущее. Более того, некоторые кризисы содержат элементы объективной опасности и даже угрозу жизни человека. В период кризиса человек нуждается в помощи со стороны, а именно - обрести контроль над ситуацией . В нашем случаи (ситуация развода) контроль просто необходим, прежде всего потому что, в большинстве бракоразводных процессов так или иначе задействованы несовершеннолетние дети, а они наиболее подвержены опасности.

С практической точки зрения представляется более целесообразным разделить ситуацию развода на периоды, в которых супругам может потребоваться помощь. Пред разводный период. Основной целью этого периода является достижение продуманного ответственного решения не зависимо от того стремятся ли супруги сохранить их гармоничный брак или нет. В этом периоде еще можно предупредить подачу заявления на развод или поспособствовать взятию его назад, если оно уже подано. Супругам целесообразно выяснить свое отношение к разводу как таковому а также мотивацию их решения развестись. На данном этапе супруги могут находиться в атмосфере в которой преобладает настроение к разводу. От степени и характера патологии личности одного из родителей, а также от настроенности ребенка против одного из родителей зависит длительность семейного конфликта. Период развода. Период, когда супруги уже приняли решение о разводе. На этом этапе у разводящихся супругов чаще всего присутствуют такие чувства как – гнев, печаль, страх перед грядущим одиночеством, вина за содеянное, злость на себя или супруга, желание возмездия. Исходом этого периода является согласие с разводом обоих супругов. К юридическим вопросам, возникающим на данном этапе относятся: раздел имущества и квартиры, выплата алиментов, определение детей к одному из родителей, заключение соглашения о встречах с ними бывшего супруга и т. п.

Пост разводный период. Основной задачей этого периода является достижение обоими супругами самостоятельности, в новых условиях жизни. Необходимо овладеть новой ситуацией возникшей при разрыве супружеских отношений и предотвратить возможные невротические и депрессивные реакции. К специфическим проблемам относятся продолжение конфликтной ситуации между бывшими супругами это особенно обостряется при совместное проживание в одной квартире после развода. А разменять ее нет возможности, особенно если жилье старое

Разбив ситуацию развода на три основных периода мы видим, что проблемы на каждом из них имеют однородную структуру, а члены семьи нуждаются в помощи независимо от периода. Но, подходы к решению проблем на каждом этапе должны быть индивидуальными.

Если супружеские отношения функционируют хорошо и на разумной основе, то вероятность конфликтов и как следствие, развода заметно снижается, повышается педагогический потенциал семьи, ведь каждый из супругов имеет возможность построить нормальные отношения с ребенком. Если же супружеский союз дисфункционален, то оба супруга начинают использовать ребенка для удовлетворения своих психологических потребностей, которые остались неудовлетворенными в супружеских отношениях. Для детей же, разрыв родителей – это сильнейший стресс в их жизни, толчок для развития в их поведении и психологии отклонений Исследователи подчеркивают актуализацию в ситуации развода следующих проблем в отношении детей: медико-социальные проблемы.

Развод вызывает у детей сильнейшие переживания и психический надлом. М. И. Буянов указывает на такие последствия развода для несовершеннолетних, как заикание и мутизм (молчание), вызываемые психическими травмами шокового характера и часто наблюдаемые у детей из конфликтных семей . А. И. Захаров утверждает, что каждый второй ребенок, больной неврозом, в течение своей жизни перенес разлуку с отцом вследствие развода. К сожалению еще мало известно, при каких обстоятельствах страдания, вызванные разводом родителей, приводят к последующим психическим отклонениям, в которых, наряду с указанными ранее поведенческими признаками отрицательного влияния развода на детей могут проявляться также соматические симптомы: боли в желудке, головные боли и др. Медики утверждают, что дети из семей после развода имеют повышенную (в 2 — 2,5 раза) заболеваемость в первые годы жизни и нередко отставание в физическом развитии. Неблагополучные показатели здоровья детей, Так, уровень общей заболеваемости детей разведенных в два раза выше, чем в полных семьях, хроническая патология у детей этой группы — в три-четыре раза чаще. Частота заболеваний данных детей пневмонией в четыре раза выше, чем в полных, почти в 2,5 раза больше детей с язвенной болезнью желудка, в 1,7 раза больше с гастродуоденитами, у них более тяжелое течение ревматизма. В результате доля детей, отнесенных к III — V группам здоровья, в разведенных семьях в 11 раз выше, чем в полных (34,5% против 2,8%)

Особое внимание в трудах исследователей уделяется изучению психолого-педагогических проблем, порождаемых paзводом. В качестве таковых учеными выделены: усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду, нарушение социальной адаптации к повседневной жизни формирование дефектов характера и нравственного развития, проявляющихся в не сформированности альтруистических и гуманистических свойств, в отсутствии положительного опыта сотрудничества, взаимных уступок и решений, в выборе в будущем роли постоянной жертвы [ социальная дискриминация, связанная с отсутствием отца и матери увеличение риска асоциального как реакции на пред разводную конфликтную ситуацию в семье бракоразводную процедуру, а также на свой особый социальный статус; детская безнадзорность; сложности во взаимоотношениях со взрослыми, сводными и единокровными братьями и сестрами в ситуации полиродительства; однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения половой идентификации. Что же касается долгосрочных психолого-педагогических последствий разводов для детей, то последние исследования свидетельствуют, что ограничение (отсутствие) контактов с отцом затрудняет получение ребенком значительной части социального опыта не только из-за отсутствия прямого влияния на него еще одного воспитателя (с отличными от матери психологическими особенностями), но и по причине невозможности приобщения к практике родительского, супружеского взаимодействия

Многие авторы отмечают, что дети, выросшие в неполных семьях, лишенные возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя близкими людьми, часто повторяют ошибки своих родителей; в результате развод становится как бы наследственным

У ученых не вызывает сомнений вопрос о материально-бытовых проблемах, порождаемых разводом, обусловленных наличием одного трудового дохода в семье. А это может не самым лучшим образом сказываться на воспитании ребенка. При уменьшение доходов может последовать ограничение финансовых затрат на содержание ребенка. Такие затраты могут быть самыми различными (летний отдых, досуг, дополнительное образование и т.п.) но в той или иной степени необходимыми для полноценного развития ребенка.

Рассмотрев факторы, причины и мотивы разводов, их последствия и проблемы – мы видим, что негативное влияние бракоразводных процессов трудно переоценить как для самих участников этого процесса, так и для общества. Основными и наиболее «опасными» последствиями развода могут стать: снижение рождаемости; ухудшение условий семейного воспитания; снижение половой деятельности; работоспособности взрослых членов разводящейся семьи; ухудшение показателей здоровья; увеличение заболеваемости и смертности; рост алкоголизма и суицидов; возникновение множества психических проблем. Поэтому развод – это именно социальное явление, которое требует повышенного внимания государства и социальных служб как основных субъектов социальной работы.

 

 

34.Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. дВ силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно определить. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч В последние сто лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.

Возникли разнообразные типы детских учреждений – образовательных учреждений с продленным днем или неделей до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники.

Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие «институтов» на психику детей [15 с. 115].

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев, навсегда остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Таким образом, проблема социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната.

Сиротство - это социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Нестабильность социально-экономической и политической ситуации в стране значительно обострила проблемы социального сиротства. Кризис семьи, нарушение ее структуры и функций, падение жизненного уровня, обесценивание морально - нравственных идеалов, изменение ориентиров ведут к значительному росту социальной дезадаптации детей, которая, прежде всего, проявляется в утрате социальных связей с семьей, ведет к обострению проблем социального сиротства, росту числа несовершеннолетних бродяг, подростков "группы риска".

Так из-за безответственных родителей, которые ведут аморальный образ жизни, их дети без должного присмотра и недостатка положительного общения и воспитания попадают в «группу риска». Дети переживают, как правило, моральные травмы, в связи с потерей родителей. Им не хватает общения с взрослыми, с близкими родственниками. Для того чтобы компенсировать этот недостаток, дети-сироты приобщаются к «уличной жизни», где приобретают негативные связи. В результате этого общения у них формируется социально негативный тип личности. Состояние здоровья ухудшается, происходит отставание в развитие и образовании Изучая факторы или причины, определившие в сознании детей установку на бродячий образ жизни, прежде всего, тяжелое материальное положение семей, в которых родители не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс. Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в семье и поведение старших членов семьи. Конфликты с родителями, пьянство, ссоры и наркомания последних, жестокое обращение с детьми - вторая основная детерминанта. Если она сопровождается неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома.

Беспризорный - несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.Криминальный способ добычи средств к существованию во все времена был и остается сегодня одним из основных в среде бродяг. Это карманные воры, воры «на доверии» и т.п. Часто они действуют в компании со взрослыми «учителями». Беспризорники специализируются на воровстве имущества, выслеживают и обворовывают нетрезвых граждан, специализируется на обворовывании подмосковных дачных кооперативов. Уличные дети регулярно занимается попрошайничеством, сбором и реализацией стеклопосуды, время от времени работают. Они убирают мусор, либо работают грузчиками на рынках, в магазинах, занимаются мойкой автомобилей, промышляют на помойках, в мусорных баках, регулярно навещают загородные городские свалки. Летом часть несовершеннолетних бродяг занимаются сбором грибов и ягод, которые затем продают, некоторые из них ловят и продают рыбу.

Очень часто нарушаются права несовершеннолетних у нас в стране. Общество озабочено, прежде всего, тем, чтобы защитить себя от малолетних правонарушителей. Куда меньше сил и внимания тратится на то, чтобы уберечь детей от преступного мира и вернут оступившихся к нормальной жизни.Существует ли в сегодняшней России политика, направленная на интересы детей, и почему не работает Конвенция о правах ребенка, ратифицированная десять лет назад. Нарушение прав ребенка начинается в семье: 70% всех детских травм носят семейно-бытовой характер. В четверти всех семей в той или иной мере практикуется насилие над детьми. Однако жестокое обращение с ребенком в семье до сих пор не воспринимается обществом как проблема, требующая немедленного и квалифицированного вмешательства. Научно обоснованной системы предупреждения жестокости и насилия в семье не выработано. Побеги детей из воспитательных учреждений - массовое явление. Не менее 10% беглецов погибают. 17% проституток - несовершеннолетние девочки. Укореняется идея, что дети из неблагополучных семей независимо от их реальных способностей обречены, заниматься лишь неквалифицированным трудом. Система помощи таким детям не только не налажена, но не существует в принципе.В отношении несовершеннолетних не исполняется трудовое законодательство: им чрезвычайно трудно найти работу, а установленные законодательством льготы при трудоустройстве лишь усугубляют их неконкурентоспособность на рынке труда. Если подросткам все же удается трудоустроиться, их зачастую используют на тяжелых и опасных низкооплачиваемых производствах, подвергают беспощадной эксплуатации. Статьи Трудового кодекса РФ, требующие оформления трудовых книжек и трудовых договоров, нарушаются, так что даже трудоустроенный подросток остается социально незащищенным.Положение усугубляется и тем, что подростки совершенно не представляют своих прав, не знают, куда обратиться за помощью, и даже в самых тяжелых обстоятельствах остаются предоставленными самим себе. Состояния дел с подростковой преступностью, с беспризорностью и безнадзорностью детей сегодня в действительности не знает никто, и милиция тоже. Независимые эксперты считают данные официальной статистики по этому вопросу крайне заниженными. Численность беспризорных детей в России, по данным МВД, составляет 2,5 млн. человек, а по данным независимых экспертов, превышает четыре миллиона. Безнадзорность и незанятость общественно полезным трудом приводит к неуклонному росту числа правонарушений среди несовершеннолетних, однако ювенальная юстиция - специальная система правосудия для несовершеннолетних - в нашей стране до сих пор не существует.Такая мера пресечения, как арест, применяется к несовершеннолетним необоснованно часто. Сроки содержания подростков в следственном изоляторе (до вынесения приговора, который может быть и оправдательным) недопустимо велики - от шести месяцев до трех лет. Эти дети формально вроде бы не поражены в правах, ведь суд еще не вынес им приговор, они только подозреваемые, но фактически уже наказаны. Лишены необходимой медицинской и юридической помощи, возможности учиться. Анализ детерминант детской беспризорности настоятельно требует смены стратегических приоритетов. Материальные трудности многих российских семей, выступающие основной причиной детской беспризорности и наркомании, есть следствие глубинных общественных процессов, и решить их путем предоставления дополнительной материальной помощи семьям не удастся. Поэтому главным объектом приложения усилий должны стать дети, попавшие в трудные условия, а не семьи их проживания. Такие дети должны выводиться из среды и обстоятельств, препятствующих их нормальной социализации, вовлекаться в формы деятельности и общения, формирующие у них качества полноценных членов общества, изолироваться от действия асоциальных и криминальных факторов.

Гражданская активность в деле защиты прав детей - сегодня насущная необходимость. Без коренного перелома в настроениях общества, которому давно пора повернуться лицом к детям, разрешить эти трагические проблемы не удастся.

35. История развития проблемы инвалидности свидетельству- ет о том, что она прошла сложный путь — начиная от физи- ческого уничтожения, непризнания изоляции "неполноценных членов" до необходимости интеграции лиц с различными фи- зическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды. Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Термин "инвалид" восходит к латинскому корню (valid — действенный, полноценный, могущий) и в буквальном пере- воде может означать "непригодный", "неполноценный". В рос- сийском словоупотреблении, начиная с времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие за- болевания, ранения или увечья были неспособны нести воин- скую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе дан- ное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в пер- вую очередь к увечным воинам. Со 2-й половины XIX в. тер- мин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение мас- штабов войн все более подвергали мирное население всем опас- ностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны, в русле общего движения по формулированию и за- щите прав человека в целом и отдельных категорий населе- ния в частности, происходит формирование понятия "инва- лид", относящегося ко всем лицам, имеющим физические, 6 психические или интеллектуальные ограничения жизнедея- тельности. В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается более полное определение инвалидности. Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловлен- ное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызываю- щее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осу- ществлять самообслуживание, самостоятельно передвигать- ся, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведе- ние, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. при- знаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормаль- ного физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им тру- диться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, неспособен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам. Социальные изменения, объективно происходящие в со- временном обществе и отражающиеся в сознании людей, вы- ражаются в стремлении расширить содержание терминов "ин- валид", "инвалидность". Так, Всемирной организацией здра- воохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для миро- вого сообщества такие признаки понятия "инвалидность": — любая потеря или нарушение психологической, физи- ологической или анатомической структуры или функции; — ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считает- ся нормальным для среднего человека; затруднение, вытекающее из указанных выше недо- статков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности)1 . Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколь- ко групп: — по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые; — по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболе- вания; — по характеру заболевания инвалиды могут относится к мобильным, маломобильным и неподвижным группам; — по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособ- ные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособ- ные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III груп- пы (трудоспособные в щадящих условиях труда). Критерием для определения первой группы инвалиднос- ти является социальная недостаточность, требующая соци- альной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функ- ций организма, обусловленным заболеваниями, последствия- ми травм или дефектами, приводящими к резко выраженно- му ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерием для установления второй группы инвалиднос- ти является социальная недостаточность, требующая соци- альной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или де- фектами, приводящими к выраженному ограничению какой- либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерием для определения третьей группы инвалидно- сти является социальная недостаточность, требующая соци- См. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов М.,1998. С. 5. альной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным рас- стройством функций организма, обусловленным заболевани- ями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности или их сочетанию. Основными категориями жизнедеятельности, определя- ющими установление соответствующей группы инвалидности, являются: — способность к самообслуживанию — способность само- стоятельно удовлетворять основные физиологические потреб- ности, выполнять повседневную бытовую деятельность и на- выки личной гигиены; — способность к передвижению — способность самостоя- тельно перемещать в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности; — способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы; — способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве; — способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации; — способность контроля за своим поведением — способ- ность к осознанию себя к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм. Также выделяют способность к обучению, ограничение которой может быть основанием для установления второй груп- пы инвалидности, при сочетании с одной или несколькими другими категориями жизнедеятельности. Способность к обу- чению — это способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и других), овладению навыками и умениями (социальными, культурны- ми и бытовыми). В зависимости от того, как сильно нарушены функции организма и насколько существенными являются ограниче- ния жизнедеятельности, может быть установлена инвалид- ность I, II или III группы. Рассматривая детскую инвалидность, обычно выделяют 10 категорий детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети с нарушениями одного из анализаторов: с пол- ной (тотальной) или частичной (порциональной) потерей слу- ха или зрения; неслышащие (глухие), слабо слышащие или со специфическими речевыми отклонениями (алалия, общее не- доразвитие речи, заикание); с нарушениями опорно-двига- тельного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита); с умствен- ной отсталостью и с различной степенью выраженности за- держки психического развития (различные формы психичес- кого недоразвития с преимущественной несформированнос- тью интеллектуальной деятельности); со сложными наруше- ниями (незрячие умственно отсталые, слепоглухие, слепог- лухие с умственной отсталостью, слепые с нарушением речи); аутичные (активно избегающие общения с окружающими людь- ми). Несмотря на все более впечатляющие успехи медицины, численность инвалидов не только не сокращается, но неук- лонно растет, причем практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения. В основе возникновения инвалидности лежит множество разных причин. В зависимости от причины возникновения ус- ловно можно выделить три группы: а) наследственно обусловленные формы; б) формы, связанные с внутриутробным положением пло- да, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; в) формы, приобретенные в процессе развития инвалида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья. Приобретенные фор- мы инвалидности делятся на: 10 1. Инвалидность вследствие общего заболевания. 2. Инвалидность, приобретенная в процессе трудовой де- ятельности: вследствие трудового увечья или вследствие про- фессионального заболевания. 3. Инвалидность вследствие военной травмы. 4. Инвалидность, связанная с чрезвычайными ситуация- ми природного и техногенного характера: радиационные воз- действия, землетрясения и иные катастрофы. Существуют формы инвалидности, в происхождении ко- торых взаимодействуют наследственные и другие (инфекци- онные, травматические) факторы. Кроме того, нередко инва- лидом человека делает не столько объективное состояние его здоровья, сколько неспособность (в силу различных причин) его самого и общества в целом организовать полноценное раз- витие и социальное функционирование в условиях именно такого состояния здоровья. Рассматривая нарушения опорно-двигательного аппара- та необходимо отметить, что патология опорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта, послед- ствий травм, дегенеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной системе. В соответствии с Международной номенклатурой наруше- ний, ограничений жизнедеятельности и социальной недоста- точности двигательные нарушения представляются достаточно дифференцированно. Выделяются двигательные расстройства: — вследствие полного или частичного отсутствия одной или более конечностей, включая ампутации, — вследствие отсутствия одной или более дистальных частей конечностей (палец, кисть, стопа); — в связи с отсутствием или нарушением произвольной подвижности четырех конечностей (квадриплегия, тетрапарез); — вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей (параплегия, парапарез); — в связи с нарушением произвольной подвижности вер- хней и нижней конечности на одной стороне (гемиплегия, ге- мипарез), 11 вследствие нарушения мышечной силы нижних ко- нечностей; — в связи с нарушением двигательных функций одной или обеих нижних конечностей. Следствием этих нарушений являются ограничения жиз- недеятельности в сфере самообслуживания и передвижения. Все причины инвалидности и врожденные, и приобре- тенные можно разделить на: — медико-биологические; — социально-психологические (в том числе семейные, педагогические, бытовые и др.); — экономико-правовые причины. Медико-биологические причины заключаются в форми- ровании патологий. Среди них основные места занимают: — патология беременности; — последствия травм (в том числе родовых); — отравления; — несчастные случаи; — наследственно обусловленные болезни. К причинам формирования патологий также относят и плохую организацию медицинского обслуживания: — нерегулярность прохождения осмотров у специалис- тов; — чаще всего не охватываются диспансеризацией инва- лиды вследствие психических и нервных заболеваний; — отсутствует систематическое наблюдение врачами; — отсутствуют специализированные медицинские учреж- дения — отделения восстановительного лечения, реабилита- ционные центры; — тяжесть патологии. Среди биологических причин, в первую очередь, имеет значение возраст родителей, особенно матери при рождении ребенка. Среди социально-психологических причин инвалид- ности можно выделить: — низкий образовательный уровень родителей, их невы- сокую грамотность в вопросах воспитания и обучения; психологическую напряженность в семье; — плохие жилищные условия (отсутствие роста комму- нальных удобств в повседневной жизнедеятельности, плохие санитарно-гигиенические условия), Среди экономико-правовых причин инвалидности суще- ственное значен



2018-07-06 841 Обсуждений (0)
При разводе члены семьи могут подвергнуться огромнейшему стрессу либо оказаться в кризисной ситуации . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: При разводе члены семьи могут подвергнуться огромнейшему стрессу либо оказаться в кризисной ситуации .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)