Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии. Проблема повышения эффективности правового регулирования.



2018-07-06 974 Обсуждений (0)
Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии. Проблема повышения эффективности правового регулирования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

К особенностям механизма правового регулирования обычно относят то, что этот механизм:

– по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства;

– опирается на возможность применения принудительной силы государства;

– имеет пределы воздействия на общественные отношения;

– направлен на упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений; содействие развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы; общество и государство;

– осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т.д.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

5) охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

В юридической литературе чаще всего называют именно эти четыре элемента механизма правового регулирования. Они же одновременно являются стадиями механизма.

Первая стадия – формирование нормативной основы, она включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа – это не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. Наибольшее значение в нормативной основе имеют такие юридические средства, как позитивные связывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта – приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридический факт, но он, в свою очередь, не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активны действия в интересах управомоченного.

Третья стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в следующих формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии – контроле использования прав и исполнения обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными средствами разрешить ее. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода – правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, посредством которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеет возможность применить меры государственного принуждения в отношении обязанного лица. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Таким образом, главным элементом на данной стадии являются охранительные правоприменительные акты.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершения определенных действий в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершения указанных в законе либо договоре активных действий (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование

Под типами правового регулирования понимаются те или иные, сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено любому субъекту (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, должностных лиц, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого–либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования;

2) совершенствование правоприменения дополняет действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение учитывает конкретную обстановку, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

Проблемы эффективности правового регулирования

Эффективность правового регулирования - это соотношение, между целью правового регулирования и реальным его результатом сообразно интересам личности, общества и государства.

Цель правового регулирования - максимально обеспечить реализацию социально-значимых интересов и потребностей, создать среду для их осуществления и тем самым обеспечить условия для формирования социально-приемлемого правового поведения.

Результатом правового регулирования является реальное состояние правовой упорядоченности общественных отношений, согласованное с формально закрепленной моделью правовой регламентации.

Представляется возможным, в оценке эффективности механизма правового регулирования, следовать следующему положению. Механизм правового регулирования - система средств и форм, которые являются условиями и обстоятельствами, необходимыми для достижения социально значимого результата, исходя из цели упорядочения общественных отношений посредством права.

Следуя этому положению, мы повторяем ранее показанную формулу: цель правового регулирования (модель поведения закрепленная в правовой норме либо исходящая из принципов права) - условия и обстоятельства юридического и социального характера, способствующие либо препятствующие достижению цели. - результат правового регулирования (итог функционирования механизма по достижении цели, некого социально значимого блага).

Согласно данной формуле эффективным будет являться такое правовое регулирование, при котором цель реально соотносится с результатом правового регулирования в масштабе существующих условий способствующих либо препятствующих формированию и достижению цели. Эффективность же правового регулирования измеряется не целью, а результатом правового регулирования.

Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормы права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее, полно выражаются общественные интересы и те закономерности, рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу [17, с. 733].

Правовые нормы должны быть реально выраженными, в них необходимо закреплять механизм гарантированности и обеспеченности, их

достаточное регулятивное качество может быть социально приемлемым, если они будут отражать действительный уровень развитости конкретных общественных отношений и отвечать насущным потребностям личности, общества и государства.

Закон необходимо не «выдумывать», а «открывать». Законодатель должен следовать логике развития общества. Внешняя красота закона, обусловленная декларативностью его норм и социальной не обеспеченностью, является реальным препятствием в эффективной реализации закона и как следствие не достижение цели правового регулирования или хуже того выбор ложной цели правового регулирования, что может привести к признанию не эффективным правовое регулирование некоторой группы отношений.

Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования. Акты правоприменения - наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов.

Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) - в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.

Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта» [16, с. 18].

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования законности и правопорядка.

Интересы человека - главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса. Однако законные интересы личности не должны возводиться в абсолютные рамки и противопоставляться интересам общества. Правовая защищенность общесоциальных интересов является гарантией защиты интересов личности. Правовая культура личности есть социально детерминированная форма правовой культуры общества, но не наоборот и согласно этого, правовая культура личности выступает зеркальным отражением существующих и признаваемых обществом социально-правовых ценностей идеалов и принципов. Только в условиях взаимного уважения интересов личности и общества можно говорить о достижении взаимоприемлемых целей.

Состояние правового поведения участников правоотношения.

Свойствами и признаками правового поведения являются:

- психологичность правового поведения - состоящая в том, что оно находится под актуальным или потенциальным контролем сознания и воли лица. Право в состоянии вызвать к жизни и обеспечить регламентацию тех общественных отношений, которые могут регулироваться и контролироваться сознанием и волей человека;

- четкая регламентированность правового поведения. Суть признакав том, что свойства поведения точно описываются в источниках права;

- подконтрольность правового поведения государству в лице его правоприменительных органов. Оно предполагает правовую гарантированность правомерного поведения и ответственность за поведение противоправное;

- правовое поведение влечет или способно повлечь юридические последствия. Называя соответствующее поведение правовым, мы тем самым

говорим о его влиянии на возникновение, изменение или прекращение правоотношений и на другие элементы правовой системы.

- социальная значимость. Правовое значение приобретает такое поведение людей, которое способно существенным образом сказаться на состоянии и развитии экономических, социальных, политических, идеологических общественных отношений, на статусе личности и реализации ее интересов.

Правовое поведение представляет собой достаточно сложное явление, которое обусловлено многими факторами социального и субъективного характера, и именно от них, их эффективности зависит во многом уровень его социальной значимости.

На наш взгляд, правовое поведение детерминировано целой совокупностью факторов. Назовем некоторые из них:

- уровень правосознания и правой культуры граждан и должностных лиц;

- социально-демографические качества;

- степень совпадения правовых норм с интересами и потребностями личности и общества;

- действенность социального контроля и отношение к нему субъектов права;

- политическая, экономическая и общесоциальная обстановка в стране;

- законодательство (его качество, эффективность, беспробельность, соответствие общественным потребностям и строю;

- характер складывающихся и сложившихся правовых отношений в обществе;

- деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации гражданами своих прав и обязанностей;

- состояние законности и правопорядка в стране.

 

40. Типы и режимы правового регулирования.

Под способами правового регулирования следует понимать те пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах и других элементах правовой системы.[4]

Способы правового регулирования – это системы действий предписываемых правовой нормой, пути воздействия нормы на общество (они определяются по характеру предписания, зафиксированного в норме права).

Основными способами правового регулирования являются:

Дозволение – предоставление субъектам права возможности действовать по своему усмотрению. Предоставление субъективного права осуществляется управомачивающей нормой.

Обязывание – возложение на субъекта права обязанности определенного поведения. Возложение активной юридической обязанности осуществляется обязывающей нормой.

Запрет – возложение на адресата правовой нормы обязанности воздерживаться от совершения каких-либо деяний. Установление пассивной юридической обязанности (запрета) происходит в рамках запрещающей нормы.

Остановимся более подробно на каждом из способов правового регулирования.

Дозволение. Это ключевой элемент правового регулирования, определяющее правовое средство, призванное обеспечить социальную свободу и активность человека, людей, их коллективов, осуществление реальных прав человека, действительную демократию, творчество и созидательную деятельность людей.[5] В современных условиях функционирования российского государства именно этому элементу правового регулирования придаётся все большее значение.

Для дозволения характерно представительное предназначение. Они призваны дать простор, возможность для собственного поведения по своему усмотрению. Дозволение в праве это субъективное юридическое право и ему свойственно всё то, что присуще субъективным юридическим правам.

Дозволения закрепляются в праве по-разному. Чаще всего они прямо формулируются в тексте нормативно-правового акта в виде управомачивающего правового предписания. Кроме того, дозволение может содержаться (исходить) в целом комплексе правовых норм. Например, дозволение заключать любые сделки между гражданами, поскольку эти сделки не запрещены, соблюдаются все условия их заключения и они не противоречат общим принципам и началам права.

Обязывание. Для позитивных обязываний характерно своего рода «новое обременение»: лицам предписывается совершить то, что они, быть может (если бы не было такого обременения), и не совершили или совершили бы не так, не в том объеме.

Этот способ регулирования с юридической стороны выражается в возложении на лиц (субъектов права) юридических обязанностей активного содержания, т.е. в обязанностях построить свое активное поведение так, как это предусмотрено в юридических нормах.

Следует указать, что позитивные обязывания по своим юридическим свойствам и характерным для них юридическим механизмам существенно отличаются от рассматриваемых в единстве дозволений и запретов.

Юридический облик позитивных обязываний весьма прост: они опосредуются относительными правоотношениями, в которых одна сторона обременена юридической обязанностью совершать активные действия, другая – обладает лишь правом требования, а в случае невыполнения – притязанием, призванным обеспечить реальное исполнение юридической обязанности.

Запрещение. Это необходимое, важное юридическое средство обеспечения организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан, общественных объединений, всего общества, создание барьера для нежелательного, социально вредного поведения.[6]

Во многих случаях юридические запреты представляют собой переведённые на правовой язык и оснащенные юридической санкцией моральные запреты (таковы, как правило, юридические запреты, за нарушение которых установлена уголовная и административная ответственность в области личных взаимоотношений граждан, неприкосновенности личности, гражданского долга и т.п.). Вместе с тем есть немало юридических запретов, непосредственно выражающих организационную деятельность государства по вопросам государственного управления, охраны окружающей среды и ряду других, которые, так или иначе, обосновываются в нормах морали, но не являются их текстуальным воспроизведением. Есть и такие запреты, которые были введены в ткань права без необходимых на то оснований, в силу доминирования административных начал в управлении, бюрократических извращений, тоталитарной власти, что и придало советскому праву запретительно-ограничительные черты.

Для юридических запретов, как и для запретов вообще характерна закрепительная фиксирующая функция: они призваны утвердить, возвести в ранг неприкосновенного, незыблемого существующий правопорядок и правовые отношения. И поэтому с регулятивной стороны они выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания, то есть в обязанностях воздерживаться от совершения определённых действий.

Таким образом, запрет в праве – юридическая обязанность. И с этой стороны для запретов, в принципе, характерно все то, что свойственно юридическим обязанностям вообще (принципиальная однозначность, императивная категоричность, непререкаемость, обеспечение действенными юридическими механизмами).

Для юридических запретов характерен обращенный к ним, точнее к их носителям, момент требования. Если существует юридический запрет, то всегда есть лица, которые вправе потребовать его соблюдения. Такой же момент требования свойственен и юридическим обязанностям на позитивное (активное) поведение.

Наряду с юридической общеобязательностью запреты в праве характеризуются формальной определенностью, тем, что они закрепляются в нормах права и отличаются определенностью по содержанию, имеют четкие границы.

Типы правового регулирования – наиболее важная категория в правовом регулировании[7]. Если способы, при освещении которых называются дозволения, запреты, позитивные обязывания, выражают пути правового воздействия на общественные отношения, то типы регулирования затрагивают более глубокий слой права, юридического воздействия – порядок воздействия и его направленность.

В теории права выделяю два основных типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Их характеристика имеет фундаментальное значение. Она позволяет увидеть, как и в каком сочетании глубинные элементы структуры права – дозволения и запреты – работают на его специфику, на осуществление через механизм юридического регулирования социальной свободы. Знаменательно, что здесь обнаруживаются весьма четкие закономерности. Если перед нами общий запрет, то ему корреспондируют только конкретные дозволения (разрешительное регулирование). И наоборот, если законодатель установил общее дозволение, то ему по логике существующих здесь связей должны соответствовать конкретные запреты (общедозволительное регулирование).

Общедозволительный тип правового регулирования. Его формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе[8]. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

Разрешительный тип правового регулирования. Его формула звучит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Последним элементом в системе правового регулирования выступает правовой режим. Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определённом сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние.

Как правило, данным термином обозначается специфика правового регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов, как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во времени и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неупорядоченных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям.

В зависимости от:

- предмета правового регулирования выделяют: конституционный, административный режимы и т.д.;

- их юридической природы: материальные и процессуальные;

- содержания: валютные, таможенные, пошлинные режимы и т.п.;

- субъектов, в отношении которых он устанавливается: режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;

- функций права: режим особого регулирования и особой охраны;

- формы выражения: законный и договорной;

- уровня нормативных актов, в которых он установлен: общефедеральный, региональный, межмуниципальный и локальный;

- сфер использования: внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, режим экономических санкций и др.).

В рамках каждого правового режима всегда участвуют все способы правового регулирования. Но в каждом режиме один из способов, как правило, выступает доминантой, определяющей весь его облик и создающей специфическую направленность, климат, настрой в регулировании.

Таким образом, мы установили, что правовое регулирование осуществляется целым комплексом присущих ему методов (диспозитивный и императивный), способов (дозволение, обязывание и запрет), типов (общедозволительный и разрешительный) и правовых режимов. Изучение данных категорий в совокупности позволит нам познать механизм правового регулирования и специфику его проявления на практике

 



2018-07-06 974 Обсуждений (0)
Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии. Проблема повышения эффективности правового регулирования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии. Проблема повышения эффективности правового регулирования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (974)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)