Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 4. Проблема психического развития детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.



2018-07-06 1860 Обсуждений (0)
Вопрос 4. Проблема психического развития детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ответы к экзамену

Вопрос 1. Предмет «Основы специальной детской психологии». Основные категории. Значение специальной детской психологии.

Детская психология — наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Важными задачами детской психологии являются: - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе; - установление возрастных периодов этого развития; - выяснение причин перехода от одного периода к другому. - научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах; - определение эталонов зрелости индивида, личности; - выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни; - прогнозирование развития, в том числе роль ранних периодов, изучение психических ресурсов. Важнейшая задача детской психологии – выяснение условий психического развития.

Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой в частности. К. Д. Ушинскии, подчеркивая значение психологических знаний для педагогической теории и практики, писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.

Вопрос 2. Отрасли специальной детской психологии. Ее связь с другими науками. Исторический анализ понятия «детства».
3. Задачи, принципы специальной детской психологии.

Основные разделы специальной дошкольной психологии: психология умственно отсталого ребёнка (олигофренопсихология); психология детей с задержкой психического развития; психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология); психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология); психология детей с нарушениями речи (логопсихология); психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; психология детей с синдромом раннего детского аутизма; психология детей с дисгармоническим складом личности, психология детей со сложными нарушениями развития.

1.Предмет, задачи и принципы дет.псих. Интересует как ребенок становится взрослым, умеющим обучаться, учиться трудиться и т.д. Предметом дет.псих, является изучение фактов, закономерностей и механизмов развития психики. В период от рождения до 7 лет. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин важнейшая задача дет. Психологии. Несмотря на различие между детьми одного и того же возраста каждый этап детства имеет свои специфические особенности: 1.описание фактов дет.развития 2.изучение вопросов воспитания ребенка 3.изучение генезиса каждой псих. Функции ребенка 4.выявление закономерностей детского развития 5.изучение новообразований ребенка на каждом возрастном этапе. Принципы: принцип детерминизма (псих. Определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий) принцип развития (психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат развития) принцип единства сознания и деят-ти (сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве. Сознание образует внутренний план деят-ти человека)

2.краткий очерк истории развития дет.психологии. Детская психология относительно молодая наука. Её становление приходится на конец 19 нач.20 века. 50-60 года нач 20 века много открытий. Моментом выделения дет.психологии в самостоятельную науку считается выход книги в свет Фрейда «душа ребенка»

Исторический анализ понятия «Детства». Исторически понятие девства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Детство- это термин обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т.е. длится от рождения до 11 лет.

Вопрос 4. Проблема психического развития детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.

Общие проблемы для детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте от 8 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Диапозон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы; от ребёнка, способного при специальной поддержки на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

В неё входят дети с разными нарушения развития:

нарушения слуха;

зрения;

речи;

опорно – двигательного аппарата;

интеллекта;

с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы(включая аутистические нарушения) ;

с задержкой психического развития;

с комплексными нарушения развития.

Дети с нарушением слуха.

Психологически глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушением слуха происходит нарушение познавательных функций, т. е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений.

Дети с задержкой психического развития.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, тяжёлых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.

Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжёлыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями.

Итак, дети с ЗПР- это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счёта).

Дети с нарушением зрения.

Нарушение функций зрительного анализатора вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребёнка с нарушением зрения. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков,

ведёт к значительному снижению двигательной и познавательной активности . У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, нарушается координация и точность движений, нарушается осанка.

общие проблемы у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.



2018-07-06 1860 Обсуждений (0)
Вопрос 4. Проблема психического развития детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 4. Проблема психического развития детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1860)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)