Вопрос 21. Психологические особенности детей младенческого возраста с ОВЗ.
У детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть нарушены различные «линии развития» – познавательное, социальное, речевое и физическое развитие. Это крайне неоднородная группа детей. При этом могут отмечаться многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем. Признаки отставания в социально-эмоциональном развитии • Ребенок не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на лице матери (смотрит как бы «сквозь»); • остается пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близкого взрослого; • трудности приспособления к рукам матери; • задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее на- правленности на близкого взрослого; • не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой взгляд от лица взрослого, не различает выражения лица матери; • имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком неприятии остальных членов семьи); • не умеет выражать собственное эмоциональное состояние; • не откликается на обращение близких взрослых. При наличии вышеперечисленных особенностей социально-эмоционального развития у детей необходимо обратиться к педиатру, неврологу, специальному педагогу, психологу. Признаки отставания в развитии зрительного восприятия • Ребенок не закрывает, щурит глаза при ярком источнике света; • не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого; • не прослеживает взором за движением игрушек и предметов или следит фрагментарно (после 3 месяцев); • поведение и мимика ребенка не меняются при виде матери и близких людей (не появляется реакция оживления в ответ на ласковый разговор близких); • не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их взглядом; • у ребенка отмечается неодинаковое движение глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз). • остается пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близкого взрослого; • трудности приспособления к рукам матери; • задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее направленности на близкого взрослого; • не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой взгляд от лица взрослого, не различает выражения лица матери; • имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком неприятии остальных членов семьи); • не умеет выражать собственное эмоциональное состояние; • не откликается на обращение близких взрослых. Признаки отставания в развитии зрительного восприятия • Ребенок не закрывает, щурит глаза при ярком источнике света; • не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого; • не прослеживает взором за движением игрушек и предметов или следит фрагментарно (после 3 месяцев); • поведение и мимика ребенка не меняются при виде матери и близких людей (не появляется реакция оживления в ответ на ласковый разговор близких); • не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их взглядом; • у ребенка отмечается неодинаковое движение глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз). • не может свободно поворачивать голову в разных направлениях; • имеет вынужденное положение головы (только в одну сторону); • не может самостоятельно изменить положение тела или испытывает трудности при этом (не поворачивается на бок и на живот) после 6 месяцев; • не ползает после 7 месяцев, самостоятельно не сидит (сидит только с поддержкой) после 8 месяцев; • не стоит самостоятельно или стоит на пальцах ног, а не на полной стопе; не передвигается у опоры к 12 месяцам; • не может захватить игрушку, держит кулачки сжатыми; • не может удержать игрушку и выполнить простые мани- пуляции с ней (после 5 месяцев); • совершает с игрушкой только простые, стереотипные манипуляции (после 9–10 месяцев). Признаки отставания в познавательном развитии • Ребенок не испытывает потребность в контакте с близкими взрослыми: не изменяет поведения на руках у взрослого, не успокаивается при звучании голоса матери; • в ответ на эмоциональное общение взрослого с ребенком отсутствует улыбка или она вызывается с трудом; эмоциональные реакции (после 3 месяцев жизни) остаются бедными, маловыразительными; • «комплекс оживления» не появляется (к 3 месяцам) или возникает редко и на непродолжительное время; • не изучает окружающие его предметы взглядом, остается пассивным в период бодрствования; • не различает близких и чужих людей; • отсутствует потребность во взаимодействии со взрослым, стремление к подражанию его действиям с предметами; • нет потребности самостоятельного изучения окружающего; • действует с игрушками однообразно, не учитывает их назначения и свойства: стучит, трясет, тянет в рот, сосет, бросает (после 9 месяцев). Признаки отставания в доречевом развитии • У ребенка крик отсутствует или он слабый, непродолжительный, однообразный (в первые недели и месяцы жизни); • отсутствуют голосовые реакции или они бедные, однообразные; звуки, издаваемые ребенком, тихие, нечеткие, с носовым оттенком; • ребенок плохо сосет, во время сосания молоко подтекает из угла рта; • отмечается более позднее начало дифференцированных голосовых реакций и их неполноценность; • гуление отсутствует или проявляется на более поздних сроках; наблюдаются бедность его интонационной выразительности и однообразие звуков (к 4 месяцам); • лепет отсутствует или редкий, без четкой интонационной выразительности, звуки однообразные, монотонные, ребенок не повторяет слоги (после 6 месяцев); • не появляется подражательная голосовая активность или она крайне низкая; • ребенок не произносит отдельных лепетных слов (соотнесенно) и звукоподражаний (к году).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1021)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |