Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 40. Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ.



2018-07-06 1761 Обсуждений (0)
Вопрос 40. Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок




В раннем детском возрасте формируются основные способности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. И поэтому именно в дошкольном возрасте могут начаться проблемы в развитии познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах. Таких детей принято называть – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (нарушение речи, нарушение ОДА, умственная отсталость, ЗПР, нарушения поведения и общения, комплексные нарушения психофизического развития и др.). Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину. Сенсорная система - это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, И.А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема освещена в работах Т.А. Басиловой, М.А. Боровской, Т.В. Лисовской. Все они сходятся в том, что фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной информации. Чем больше информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается. Одной из причин сенсорной депривации может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых и др.) стимулов. И, как результат, недостаточность сенсорного анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в недоразвитии у них способности к приему, переработке и хранению информации, недостаточности словесного опосредования, а так же в возникновении различного рода функциональных перестроек. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны более поздние сроки становления сенсорных функций. Недоразвитие и десинхронизация (нарушение синхронности, согласованности) эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются составными частями диагноза - задержка психоречевого развития. Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Большое разнообразие стимулирующих влияний позволяет также оказывать помощь детям, страдающим расстройством аутистического спектра (РАС). Известно, что детям с данной патологией доставляет особое удовольствие игра со светом, звуком, водой, песком. При налаживании контакта с аутичным ребенком взрослый должен воспользоваться ситуацией, дающей дополнительную возможность выполнения

совместного действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции. В ситуации максимального воздействия различных раздражителей взрослый оказывается особенно необходимым ребенку. Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Поэтому на сегодняшний день остается актуальной проблема сенсорного развития у детей. Основной целью в работе педагога-психолога является целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную сферу детей. Коррекционно-развивающая работа по сенсорному развитию осуществляется по следующим направлениям: 1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений: а) формирование представлений о цвете предметов; б) формирование представлений о форме предметов; в) формирование представлений о величине предметов; г) формирование и коррекция пространственных представлений; д) формирование временных представлений. 2. Развитие и коррекция тактильного восприятия. 3. Развитие и коррекция слухового восприятия. Основными задачами сенсорного воспитания дошкольников являются: - Развитие всех видов восприятия. - Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов. - Формирование полноценных представлений об окружающем мире. - Развитие сенсорной культуры ребенка. - Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти, речи) и коррекция их нарушений.



2018-07-06 1761 Обсуждений (0)
Вопрос 40. Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 40. Сенсорное развитие дошкольника с ОВЗ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1761)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)