Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ



2018-07-06 1106 Обсуждений (0)
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок





Cредствa мaccовой информaции - это чacть политической системы обществa. Существует позиция, глaсящая: «кaково общество, тaковa и системa мaссовой информaции». В то же время СМИ оказывают существенное воздействие нa общество, его социaльные группы, состояние и рaзвитие, нaстроения.


Одной из aктуальных проблем современной России является aдaптaция мигрaнтов, которые достаточно aктивно выбирают Россию в кaчестве стрaны, способной предоставить рaботу блaгодaря динaмично paзвивaющейся экономике. Имея в рукaх рычaги для формировaния общественного мнения, с помощью средств мaccовой информaции можно влиять на процеccы cоциaльно-политичеcкой aдaптации мигрaнтов, cпособствовaть cоздaнию уcтaновок меcтного нacеления по отношению к мигрaционным процеccaм.

Кaрдинaльные изменения нa поcтcоветcком пpoстрaнстве привели к резкому усилению мигрaционных процессов в Роccийской Федерации. В Россию едет большое количество грaждaн из стрaн СНГ (особенно Укрaины, Азербайджaнa, республик Средней Азии). Здесь они надеются нaйти способ зaрaботaть нa жизнь, тaк кaк в их стрaнaх положение основной мaссы нaселения стaло очень тяжелым по причине «рыночного» рaзвaлa экономики. В поcледние деcятилетия трудовaя иммигрaция стала нормой жизни в нашей стране.

Роccия всегдa былa привлекaтельной для мигрaнтов, в последние годы этa привлекaтельность возрастала. Если в нaчaле 2000-х гг. в России рaботало до 1 млн. трудовых мигрaнтов, то в 2008 г. их кoличество вoзрoсло до 2 млн. По дaнным Центрaльного бaнка по учету инострaнных грaждaн Гoсудар­ственной информaционной системы мигрaциoнного учетa (ГИСМЦ) ФМС Рoссии, зa 2011 г. нa территорию Российской Федерации въехало свыше 13,6 млн. иностранных граждан. Наибольшее количество мигрантов в 2011 г. приняла Московская область – 3 млн. чел. Основная масса мигрантов – граждане стран СНГ. Они входят в десятку лидеров, желающих приехать в Россию. Острый внутриполитический кризис в Украине, начавшийся в конце 2013 г., может серьезно повлиять на сложившиеся миграционные связи между Украиной и Россией. Усилился приток в Россию граждан Украины в поисках убежища, особенно из её восточных регионов. Уже в марте 2014 г. ФМС России свидетельствовала, что число граждан Украины, обратившихся за убежищем, исчисляется тысячами.

Процессы миграции остаются серьезной проблемой для многих стран, но особенно острой она является для Украины. Украина входит в число стран мира, лидирующих по количеству трудовых мигрантов, выезжающих за пределы страны по субъективным или объективным причинам. Количество мигрантов в России продолжает расти. И потому проблема их адаптации остается актуальной.

29 августа 2014 г. с целью успешной адаптации трудящихся-мигрантов был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и технических требований к нему".

Безусловно, не только мероприятия органов государственной власти помогут достижению поставленных задач, но и то, как формирует в данном вопросе общественное мнение «четвертая власть» – СМИ.

CМИ являютcя одним из важнейших институтов современного общества, так как восприятие и интерпретация всех политических явлений и событий, происходящих в стране и мире, осуществляются благодаря деятельности масс-медиа.

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание, помогают членам общества адаптироваться к социальным реалиям, они способны вызвать широкий общественный резонанс. Важнейшей государственной функцией печатных СМИ как социальных факторов являются создание и поддержка социального статуса в обществе, преодоление состояния социального беспокойства.

Одна из задач, стоящих перед СМИ в сфере формирования общественного мнения в области миграции, – информированность самих мигрантов, соотечественников, проживающих за рубежом, об особенностях российского миграционного законодательства, помощь в правовой и психологической адаптации.

Эффективность государственной политики в области миграции во многом обеспечивается признанием органами государственной и муниципальной власти системообразующей функции средств массовой информации. Средства массовой информации в кризисных ситуациях могут выступать организаторами диалога как формы снятия социальной напряженности, который может быть налажен по инициативе государства между мигрантами и коренными жителями. Объективное и целостное отражение миграционных процессов – залог стабильного развития, утверждения гуманистических традиций в обществе, направленных как на реализацию национальных программ, так и на безболезненную адаптацию отдельно взятого мигранта.

Формирование общественного мнения о регулировании миграции имеет ряд особенностей. В массовом сознании присутствуют устоявшиеся стереотипы о мигрантах и миграционной политике, обусловленные как деятельностью государства по регулированию миграции, так и политикой средств массовой информации. Вопросы миграции в России являются крайне политизированными, и пропаганда официальными СМИ только усиливает или ослабляет негативные установки по отношению к мигрантам, что осложняет эффективное регулирование межэтнических отношений. Освещение миграции в СМИ происходит с различных позиций и зачастую вместо формирования установок толерантного отношения к мигрантам провоцирует межэтническую рознь и конфликты.

Исследования показали, что СМИ, освещая темы межэтнических проблем и взаимодействий, как правило, акцентируют внимание на негативных событиях в этой сфере. Руководитель центра этнической социологии ИС РАН, профессор Л.М. Дробижева, анализируя региональную прессу Татарстана (издания «Восточный экспресс» и «Татарстан яшьлере» 2003 г.), выделила следующие основные темы освещения в СМИ межэтнических взаимодействий: преступления, совершаемые мигрантами; межэтнические конфликты, трактуемые как проявление культурных различий; наконец, социальные угрозы (от безработицы до ухудшения эпидемической обстановки), связанные с притоком мигрантов [1, с. 204]. Таким образом, СМИ негативно представляют «этнические» ситуации.

Переход к позитивному освещению межэтнических взаимодействий исследователь увидела в профессиональной ответственности как всего журналистского сообщества, так и каждого журналиста в отдельности: «Мы надеемся сориентировать всех, кто имеет отношение к формированию культуры межэтнической толерантности и ее реализации, на необходимость понять ее значимость… в поддержании межэтнического согласия, на необходимость раскрывать причины, к сожалению, появляющихся провокаций интолерантности»1.

В последние годы тема количества мигрантов сменилась обсуждением качества приезжего населения. Средства массовой информации внесли немалую долю в укоренение среди местного населения «кавказофобии». В настоящее время проблемы нетерпимости и ксенофобии обострились во многих странах, и Россия не является исключением. Многие мигранты, беженцы и лица без гражданства сталкиваются в нашей стране с проявлениями не только недоброжелательности со стороны коренного населения, но и подчас явной агрессии и нетерпимости. Обоюдные негативные стереотипы и непонимание разделяют общество на замкнутые группы, провоцируют вражду и межнациональные столкновения.

Опыт освещения СМИ миграционных проблем с позиции «хорошей» и «плохой» миграции имеется и в США. Если нелегальная миграция осуждается как «плохая» миграция, как источник роста криминальной обстановки в стране, то всячески поощряется миграция «хорошая». В общественном сознании утверждается мнение, что легальный мигрант – это ответственный и трудолюбивый работник, источник налоговых пополнений и залог сохранения численности нации. В качестве одной из проблем можно выделить проблему объективности в освещении миграционной ситуации в стране.

Достаточно большой редкостью в средствах массовой информации является публикация различных мнений по проблеме миграции. Редкостью являются также публикации, в которых внимание акцентировалось бы не на конфликтных ситуациях, а на правовых, социальных, экономических проблемах мигрантов.

Вместе с тем в последние годы наметилась противоположная тенденция. Для формирования позитивного облика мигрантов в средствах массовой информации всё чаще сообщается, что трудовая миграция является экономически выгодной, что без трудовых мигрантов России не обойтись, что необходимо приглашать мигрантов на постоянное место жительства для решения демографических проблем страны1.

Журналистам известно, что каждый факт можно подать под разным углом зрения, осветить тенденциозно, с симпатией или антипатией, нейтрально или агрессивно. Современные СМИ играют большую роль в формировании общественного мнения, способствуют созданию атмосферы терпимости или нетерпимости к тем или иным явлениям. Выявлена четкая закономерность в соотношении уровня нетерпимости в прессе и уровня насилия в обществе, в том числе в отношении беженцев, лиц без гражданства, мигрантов. К сожалению, в российских СМИ преобладает ориентация на проблемность и критический подход к действительности, и он был бы оправдан, если бы не ограничивался так называемой разгромной критикой, фиксирующей социальные недостатки, но не предлагающей варианты выхода из сложившейся ситуации. Ведь конструктивная критика обязательно должна содержать предложения по исправлению, изменению того, что вскрыто и доказано как нарушение порядка вещей.

Позитивное освещение межэтнических взаимодействий предполагает совершенно иные сюжеты и их интерпретацию. Имеются в виду сюжеты об обычаях и традициях иной культуры, об опыте позитивного межкультурного взаимодействия и сотрудничества, наконец, осуждение нарушения прав человека в отношении представителя того или иного этноса. Социально ответственная позиция СМИ заключается в отказе от трансляции информации о социальных процессах через призму этнических категорий, то есть через намеренное преувеличение этничности1.

Как бы ни была богата нация замечательными людьми, её стержнем является простой народ. Некоторые народы, к сожалению, вынуждены из года в год пополнять ряды трудовых мигрантов в России. Некорректное цитирование, телемонтаж, «экспертные» заявления политиков и чиновников и многое другое - всё это способствует формированию в сознании россиян вполне конкретного образа мигранта, который стал не просто человеком из другой страны, но из другого мира, из другой касты.

Роль СМИ в формировании толерантного отношения к мигрантам очень велика. Ведь средства массовой информации должны быть действительно «четвертой властью», которая очень взвешенно должна подходить к оценке ситуации с мигрантами и перестать раскручивать отрицательное к ним отношение. Возможно, со временем ситуация и поменяется в лучшую сторону.

 

(ТАКЖЕ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ ПОСМОТРИТЕ В ЯНДЕКС-НОВОСТЯХ В МИРЕ, РОССИИ И РЕГИОНЕ)…..Что ,например, я вчера посмотрел…………….и увидел…………что много новостей.или мало……….



2018-07-06 1106 Обсуждений (0)
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1106)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)