ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПИСЬМО от 22 августа 2012 года N 08-250
Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных и интерактивных методов обучения. Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Важно, что использование активных методов обучения связано с возрастанием объема информации и объема знаний. Посредством данного курса мы должны научить обучающихся отбирать информацию, критически её переосмысливать, другими словами формировать и развивать критическое мышление. Все используемые активные методы обучения можно разделить на три группы: методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока, в процессе его проведения и рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В процессе работы на уроке возможно использование таких методов: Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области. Например, возможно обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели? Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы. Например, на уроках «Милосердие и сострадание» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Или сформулировать правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе. Особый интерес у детей вызвала такая форма работы, какинтервью. Ребята составляют вопросы и берут интервью у своих родственников, одноклассников. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Проблемное обучение, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель, который побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. Этот метод применим на уроках, связанных с темами добродетели, милосердии, т.е. золотыми правилами нравственности Метод проектов – предлагаю младшим школьникам сделать проекты по темам курса. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными («Россия – родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…» «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» и др. Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ обучения позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки. Очень хорошо влияет на развитие познавательного интереса у учащихся и интерактивные экскурсии.В ходе экскурсии ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа. Возможные виды деятельности: • Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий; • Рассказ обучающегося (или группы детей), сопровождающийся видеорядом; • Самостоятельная работа обучающихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими детьми или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий; • Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов. Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся. Перечислю некоторые приёмы и задания,позволяющие активизировать работу на уроке: Кластер – («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока. Этографический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые.таблица в виде какого-нибудь образа (родословная) Анаграммы.Обучающиеся с удовольствием разгадывают анаграммы по терминам, изученным на предыдущем уроке. Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее». анаграмма термин рльома мораль родоб добро релспавдьивсто справедливость Синквейн( пятистишие). 1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание). Илья Муромец. Могучий, храбрый. Ехал, сражался, победил. Всем людям радость дарил. Герой! Эссе - связный текст, отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Эссе также может быть написано на спорную тему (аргументированное эссе): в этом случае автор защищает некий тезис, относительного которого можно привести доводы «за» и «против». «Что для меня моя семья?» Буквомикс. Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу. Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст: (подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |