Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Канон на Пятидесятницу



2018-07-06 227 Обсуждений (0)
Канон на Пятидесятницу 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Творение преподобного Иоанна Дамаскина

 

Песнь 1

 

Божественным покрытый мраком Моисей,
изреквитийнобогописанный закон[6].
Косноязычный[7] прах оттер с очей ума.
Он видит Сущего[8], и Духом посвящен
в познанье, песни вознося божественны.

Рекли честные досточтимые уста:
«Не будет разлучения для вас, друзья[9].
Взойдя к престолу Отчему превышнему,
Я благодать вам излиювсещедрую
для всех, кто пожелает просветиться ей»[10].

Взойдя на гору, Слово неизменное
друзьям свершает сердце миротворное[11].
И, дело совершив, друзей обрадовал
дыханьем бурным и огня языками[12]
Христос, как обещался, Духа даровав.

Песнь 3

 

Разверзла узы чрева неплодящего
и благоплодной гордость необузданну
молитва Анны, некогда пророчицы[13],
вознесшейсокрушенный и смиренный дух
к познаний Богу и Царю всесильному.

Непостижимо есть Богоначалие:
неграмотных витиями являет днесь,
уста софистов закрывают рыбаки[14],
и Духа молнией из глубины ночной
они влекут народы к Богу многие.

Сияние от света нерожденного
исходит светлодетельновсесильное,
нетленное чрез Сына, Силу Отчию,
являет сродное явленье дивное
народам всем в Сионе голос огненный.

 

Песнь 4

 

О Царь Царей, Единый, Слово Божие,
Ты происшел от беспричинного Отца
как благодетель, Духа равномощного
Ты посылаешь днесь Своим апостолам,[15]
поющим: «Слава силе Твоей, Господи».

Купель божественную пакибытия
смешав во Слове, в сложном естестве,
Ты источаешь реки из нетленного,
ребра пронзенного, о Слово Божие[16],
запечатлевши Духа теплотой меня.

Склонилось пред Утешителем Отческим
колено всякое[17], пред срасленным с Отцем,
Едина Сущность познается в Лицах Трех,
как неприступна, истинна, безвременна,
как Свет нам воссияла Духа Благодать.

Все посвящайтесь днесь Богоначалию,
служители сей трисиянной сущности.
Свершает Благодетель паче естества,
Христос осиявает во спасение,
всецело посылая Духа благодать.

 

Песнь 5

 

Освободительное очищение
грехов примите, огнедухновенную
росу от Духа, дети светоносные,
вы, Церкви, от Сиона изошел закон[18] –
языкоогневидна Духа благодать.

Как самовластно соизволил Дух Святой,
снисходит безвладычественный от Отца.
В языках умудряет Он апостолов
и печатлеет Слово живоносное,
как Спас сказал, Отцу единообразный.

Чтоб исцелить сердца от согрешения,
для Духа приготавливал апостолов
Бог всеначальный, как пречистый дом,
Единосильного, Единосущного,
днесь водворяется Святого Духа свет.

 

Песнь 6

 

Ты очищение[19], Христе, Спасение.
Владыко, воссиял от Девы нам,
чтоб как пророка исхитить из бездн
морского зверя[20], так же от истления
всего Адама, всех родителя отпавшего.

Дух правый, истинный в утробах обнови[21]
у нас, да вечно будем сохранять его,
происходящий от Отца, единый с Ним,
палящий скверны вещества отвратного
сердец Чиститель, вышний Вседержителю.

Желанное достоинство апостолам
Сионцам, ждущим Твоего пришествия,
огнедыханно утверждаешь, знак даешь –
глагол суровый к похвалам языческим,
о Дух, от Логоса, рожденного Отцом.

 

Песнь 7

 

Согласно восшумела песнь органная
для почитанья истукана златотворного[22],
Утешителя ж светоносна благодать
взывать наставила: «Едина Троице,
Благословенна, равномощна, безначальная!»

Пророческих речений не познавшие
безумцы говорили: «Пьяны от вина»,
услышав изречения апостолов[23].
Мы ж благочестно вопием божественно:
«Всего Новотворитель, Ты благословен!»

Узрев виденье, возгремел пророчество
от Слова Иоильбогоначального:
«Кому Я излию от Духа Моего,
воскликнут вкупе Мне: “Благословенна Ты,
Природа трисиятельно пресветлая!”»[24]

Из всех часов воспринял третий благодать,
чтоб Ипостаси прикровенно три явить[25],
да чтим благоговейно Власти простоту.
Но во едином дне – владыке всех времен –
Отец, и Сын, и Дух – благословен еси.

 

Песнь 8

 

От уз освобождает и кропит росой огонь
Богоначалья образ трисиятельный,
поют же отроки: «Благословит единого
Спасителя, Вседетеля, как Благодетеля,
им созданное всякое творение».

Христос изрек апостолам слова
спасительные, те, что слышал от Отца.
Дух совершает их виденьем огненных
языков, почивая. Измененное
поет Благословенного творение.

Спасительно и самовластно исходя,
Самоблистательный и содержащий свет,
приходишь, чтоб исполнить дуновением
апостолов и ко Твоим служителям
являешься, о Дух Святой, умоленный.

Пророков пели богоносные уста
Твое телесное, Христе, пришествие,
и Духа, исходящего из Отчих недр,
сотворческого, сопрестольного Тебе,
Ты верным шлешь, как честь вочеловеченья.

 

Песнь 9

 

Царица, славься, слава матерей и дев!
Витийный всякий благословящий язык
Тебя не может петь по достоянию.
И всякий ум изумевает Сына Твоего[26]
постигнуть. Но согласно славим мы Тебя.

Петь подобает Деву, Жизнь родившую.
Она единая во чреве скрыла Логоса,
больных людей природу исцелившего,
Он, одесную сев величия Отца,
послал на нас Святаго Духа благодать.

Мы, благодатью боготочнойвдохновленные
сияя и блистая, измененные
предивным, благолепным изменением,
познав премудрую и неделимую,
трисветлу славим Сущность равномощную.

 

 

[1] PG Т. 68. Col. 621b.

[2] См., в частности: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Введение в святоотеческое богословие. Ч. 2: Святитель Кирилл Александрийский. М. 2001. С. 308–309.

[3] Мichel Anton. Humbert und Kerularios. Leipzig, 1933.

[4] Triodion. Athenai, 1991. S.302

[5] PG T. 69. Col. 307. Перевод В.В. Василика.

[6] Исх. 20.

[7] Исх. 4:10.

[8] Исх. 3: 14.

[9] Мф. 28 . См. также: Ин. 14: 2, 3, 18; 15: 15.

[10] Лк. 24: 49.

[11] Лк. 24: 50–53.

[12] Деян. 2: 2.

[13] 1 Цар. 2: 2–11.

[14] Сравни стихиру на Господи воззвах Пятидесятницы: «Все подает Дух Святый… Рыбари богословци показа».

[15] Деян. 2.

[16] Ин. 19: 34–35.

[17] «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2: 10).

[18] Ис. 2: 3.

[19] 1 Ин. 10. В синодальном переводе слово ilasmon – «очищение» переведено как «умилостивление».

[20] Иона 2: 11.

[21] Пс. 50: 12.

[22] Дан. 3: 5–7.

[23] Деян. 2: 13.

[24] Иоил. 2: 28–31.

[25] Деян. 2: 15.

[26] См.: Ирмос 9-й песни первого канона Богоявления (Космы Маиумского): «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети тя, Богородице».

 

 

10 июня 2011 г. http://www.pravoslavie.ru/47003.html

 



2018-07-06 227 Обсуждений (0)
Канон на Пятидесятницу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Канон на Пятидесятницу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)