Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития



2018-07-06 1226 Обсуждений (0)
Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями психофизического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и их родителями (опекунами, попечителями) учреждения образования, обеспечение условий для получения образования на всех уровнях основного образования, а также дополнительного образования [7, ст.31].

Для детей-инвалидов создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, то есть формируются интегрированные группы. Дети-инвалиды, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, направляются в специальные дошкольные учреждения с согласия их законных представителей на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

В случае, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных учреждениях и учебных заведениях, то по желанию родителей воспитание и обучение их производится на дому. Соответствующие учебно-воспитательные учреждения оказывают помощь родителям в обучении детей-инвалидов на дому.

Органы образования, другие государственные органы обязаны обеспечивать доступность внешкольного воспитания детям-инвалидам, создавая для этого необходимые условия.

Среднее, среднее специальное и высшее образование инвалидов осуществляется в учебных заведениях общего типа, а при необходимости – в специальных учебных заведениях.

Учебные занятия организуются также для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических или реабилитационных учреждениях.

Инвалиды, в случае положительной сдачи вступительных экзаменов при прочих равных условиях, имеют преимущественное право на зачисление в высшие и средние специальные учебные заведения.

Лица с особенностями психофизического развития имеют право на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения. Для этих детей допускается сочетание различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам. Закона Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII (ред. от 17.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» [14, ст.14].

В последние несколько лет в Республике Беларусь начали функционировать районные (городские), районные в городах, областные Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

ЦКРОиР выполняют ряд задач и функций, возложенных на них законодательством, среди которых:

обеспечение детей с особенностями психофизического развития своевременной квалифицированной, коррекционно-педагогической, социально-психологической помощью;

оказание ранней комплексной помощи детям с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в возрасте до 3 лет. Для них организуется образовательный процесс, который осуществляется в условиях Центра и (или) семьи (на дому): педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях семьи, индивидуальные и групповые занятия в Центре, в том числе для детей с тяжелыми множественными нарушениями;

осуществление подготовки ребенка с особенностями развития к включению в среду нормально развивающихся сверстников.

Таким образом, ЦКРОиР обслуживают все категории детского населения от рождения до 18 лет, отслеживают динамику развития ребенка и с учетом изменений в его состоянии имеют возможность корректировать образовательный маршрут, в том числе и рекомендовать перевод из специальных учреждений образования в обычные учреждения.

В ЦКРОиР действует психолого-медико-педагогическая комиссия, которая проводит обследование детей с особенностями психофизического развития и выносит заключение с рекомендацией об организации образовательного процесса, коррекционной помощи для ребенка.

Необходимо отметить, что родители ребенка (или другие законные представители) имеют право:

получать полную и достоверную информацию о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития и его результатах;

присутствовать при проведении такого обследования и обсуждать его результаты;

на пересмотр заключения при несогласии с его результатами;

выбирать учреждение образования, форму получения специального образования с учетом рекомендаций ЦКРОиР;

присутствовать на учебных и коррекционных занятиях.

7 апреля 2006 года Постановлением Министерством образования Республики Беларусь утверждена Инструкция о порядке выявления детей, с особенностями психофизического развития, согласно которой территориальные организации здравоохранения (поликлиники) информируют родителя (законного представителя) ребенка, у которого впервые установлен диагноз (когда требуется помощь ЦКРОиР), о деятельности районного (городского) ЦКРОиР. А затем направляют сведения о таком ребенке в соответствующийЦКРОиР.

На базе территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН) открываются отделения дневного пребывания для молодых людей после 18 лет, имеющих инвалидность. Специалисты этих центров, продолжая работу своих коллег из ЦКРОиР, делают акцент на занятости молодых людей.

В отделениях дневного пребывания для инвалидов продолжается развитие и поддержание приобретенных в ЦКРОиР навыков поведения, самоконтроля, общения, пользования техническими средствами социальной реабилитации, оказывается содействие в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных вследствие заболевания навыков к самообслуживанию и в подготовке к самостоятельной жизни, также ведется кружковая работа.

Что касается высшего и среднего специального образования, руководители государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, могут предоставлять скидки со сформированной стоимости обучения детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам I, II и III группы.

Скидки таким студентам и учащимся предоставляются на основании решения комиссии, создаваемой приказом руководителя учреждения образования, и при условии получения по всем предметам отметок не ниже 6 (шести) баллов, включая отметки по результатам сдачи экзаменов, дифференцированных зачетов, курсовых работ и проектов, всех видов практик, предусмотренных учебным планом, отметок по не вынесенным на экзаменационную сессию дисциплинам за учебный год в размере 40 процентов от сформированной стоимости обучения. [15].

Руководители государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, могут оказывать материальную помощь на проезд нуждающимся учащимся и студентам (независимо от предоставления им государственной адресной социальной помощи в составе семьи) в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь:

обучающимся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, – из средств, выделяемых на стипендиальное обеспечение и направляемых на оказание им материальной помощи, получаемых от внебюджетной деятельности, а также из других источников, не запрещенных законодательством;

обучающимся на платной основе, – из средств, получаемых от внебюджетной деятельности, а также из других источников, не запрещенных законодательством[16].

Дети-инвалиды, их родители или законные представители имеют право на льготный кредит для получения первого высшего образования дневной формы обучения в учебных заведениях. Льготный кредит предоставляется гражданам Республики Беларусь, обучающимся на платной основе, по местонахождению учебного заведения либо их родителям, либо иным законным представителям по месту их постоянного проживания при наличии постоянного источника дохода, если их средний совокупный доход на члена семьи в месяц за год, предшествующий месяцу открытия кредитной линии, не превышает 350 % размера утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душунаселения, действующего на дату открытия кредитной линии (на 01.05.2010 – 266 230 бел.руб.)[17].

На в конкурсе на заочную или вечернюю форму получения высшего образования за счет средств бюджета имеют право участвовать дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, имеющие общее среднее образование, профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по выбранной специальности. Иные лица участвуют в конкурсе на заочную или вечернюю форму получения высшего образования на условиях оплаты.

Преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов в порядке перечисления имеют:

инвалиды I и II группы, дети-инвалиды, представившие при приеме документов соответствующее удостоверение и заключение врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии, что им не противопоказано обучение по выбранной специальности;

инвалиды III группы.[18]

в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-техническое образование (далее – ПТО), могут создаваться:

центр профессиональной и социальной реабилитации – структурное подразделение учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования, осуществляющее обучение и социальную реабилитацию лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов;

специальное отделение (группа) учреждения, обеспечивающего получение ПТО, – структурное подразделение, учебная группа учреждения, обеспечивающего получение ПТО, создаваемые для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов.[19]

 

Законодательство направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь ребенку-инвалиду и его семье. Однако, эта категория семей остается одной из самых малообеспечиваемых в нашем обществе.это происходит из-за того, что пенсии и пособия, получаемые на ребенка-инвалида не могут обеспечить ему и его семье достойную жизнь. Также социальной политикой в сфере оказания помощи инвалидам мало внимания уделяется изменению общественного мнения относительно этой категории населения, что немаловажно. В жизни детей с ограниченными возможностями и в их семьях возникает очень много трудностей и проблем.

 

Права детей-беженцев

Во время поиска убежища всё большее число лиц сталкиваются с ограничительными мерами, лишающими их доступа на безопасные территории. В некоторых случаях лица, ищущие убежища, и беженцы задерживаются или насильно возвращаются в районы, где их жизнь, свобода и безопасность оказываются под угрозой. Некоторые подвергаются нападениям вооружённых группировок или призываются в вооружённые силы, где их принуждают воевать в рядах той или иной стороны в гражданских конфликтах. Лица, ищущие убежища, и беженцы являются также жертвами грубейших проявлений расизма. Беженцы обладают правами, которые должны соблюдаться и до того, как они обращаются с просьбой о предоставлении убежища, и в период рассмотрения их просьб и после их удовлетворения. Уважение прав человека является необходимым условием, как предотвращение сегодняшних потоков беженцев, так и решения связанных с ним проблем.

Основное право, которое подразумевается в Конвенции 1951 г., – право пользоваться защитой – закреплено в основных ее положениях и принципе запрещения принудительного возвращения.

На беженцев распространяются общепризнанные права человека: право на жизнь, защиту от пыток и плохого обращения, право на гражданство, право на свободу передвижения, право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну, и право не подвергаться принудительному возвращению. Эти права закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, которые вместе составляют Международный билль о правах человека.

В национальном законодательстве нашей страны также установлены права и обязанности иностранцев, которым предоставлен статус беженца. К правам можно отнести:

- получение информации о своих правах и обязанностях;

- получение удостоверения беженца;

- получение разрешения на временное проживание в Республике Беларусь на срок не более одного года для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;

- самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, если при вселении иностранца, которому предоставлен статус беженца, и членов его семьи размер жилой площади будет составлять не менее шести квадратных метров на каждого проживающего;

- проживание в месте временного поселения в случае отсутствия возможности самостоятельного поселения на срок до оформления разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, но не более одного года;

- получение денежной помощи в порядке и размерах, определенных Советом Министров Республики Беларусь;

- содействие Департамента в получении сведений о близких родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства;

- добровольное возвращение в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства;

- выезд на постоянное место жительства в другое государство;

- воссоединение семьи;

- обращение в Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;

- судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь;

Несовершеннолетний иностранец, которому предоставлен статус беженца, кроме прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеет также право на обучение в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, и медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь [20, ст.19, 20].

1. Право на получение удостоверения беженца раскрывается в Указе Президента Республики Беларусь «О документировании населения»: «Удостоверение беженца выдается беженцам, достигшим четырнадцатилетнего возраста, беженцам, не достигшим четырнадцатилетнего возраста и состоящим в браке, и беженцам, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, не состоящим в браке и прибывшим в Республику Беларусь без сопровождения законных представителей» [21, п. 41].

2. Закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» регулирует такое право, как право на воссоединение семьи. «Членам семьи иностранца, которому предоставлены статус беженца или дополнительная защита, прибывшим на территорию Республики Беларусь с целью воссоединения семьи, при отсутствии оснований, указанных в статье 3 и абзаце седьмом части второй статьи 43 настоящего Закона, а также детям, рожденным в Республике Беларусь в семьях иностранцев, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита, согласно принципу единства семьи также предоставляются статус беженца или дополнительная защита. Иностранец, которому предоставлены статус беженца или дополнительная защита, для содействия во въезде на территорию Республики Беларусь членов его семьи обязан представить документы и сведения, подтверждающие право на воссоединение семьи» [20, ст. 47]. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «Право на воссоединение семьи имеют супруг (супруга), несовершеннолетние дети и усыновленные (удочеренные), а также не состоявшие и не состоящие в браке дети и усыновленные (удочеренные) старше восемнадцати лет, нетрудоспособные родители и усыновители, имеющие приглашение соответственно от супруги (супруга), родителей, усыновителей, детей, усыновленных (удочеренных), являющихся гражданами Республики Беларусь или иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь» [22, ст. 55].

4. В соответствии со ст. 48 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», разрешение на временное проживание выдается иностранцу, если ему предоставлен статус беженца на срок не более одного года для получения разрешения на постоянное проживание. «Документом, удостоверяющим в Республике Беларусь личность иностранца, временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь, за исключением иностранцев, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является документ для выезда за границу» [22, ст. 52].

Обязанности иностранцев, которым предоставлен статус беженцев, определены в статье 20 Закона «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь». К ним относятся:

- соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства Республики Беларусь и уважать национальные традиции белорусского народа;

- стать на учет в подразделении по гражданству и миграции по месту жительства или временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней после ознакомления с решением о предоставлении статуса беженца;

- сообщить в течение семи дней в подразделение по гражданству и миграции сведения об изменении фамилии, собственного имени, отчества, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства другого государства;

- сообщить в подразделение по гражданству и миграции о намерении выехать на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь;

- стать на учет в подразделении по гражданству и миграции при перемене места жительства или временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней со дня регистрации по новому месту жительства или временного проживания в Республике Беларусь;

- исполнять иные обязанности наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь [20, ст. 20].

Законодательством предусмотрены различные права для тех, кто получает статус беженца и тех, кто получает дополнительную защиту. На наш взгляд необходимо дополнить статью 19 Закона «Права иностранца, которому предоставлен статус беженца» следующими частями:

- получение проездного документа Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

- медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь;

- получение образования наравне с гражданами Республики Беларусь;

- проживание в месте временного поселения в случае отсутствия возможности самостоятельного поселения и при наличии свободных мест в местах временного поселения;

- трудоустройство наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь в соответствии со своими знаниями, умениями и способностями.

Так же считаем, что некоторые части статьи 20 Закона «Обязанности иностранца, которому предоставлен статус беженца» необходимо изложить в следующей редакции, а именно изменить срок с трех рабочих дней до пяти рабочих дней:

- стать на учет в подразделении по гражданству и миграции по месту жительства или временного проживания в Республике Беларусь в течение пяти рабочих дней после ознакомления с решением о предоставлении статуса беженца;

- стать на учет в подразделении по гражданству и миграции при перемене места жительства или временного проживания в Республике Беларусь в течение пяти рабочих дней со дня регистрации по новому месту жительства или временного проживания в Республике Беларусь.

В связи с увеличением количества граждан Украины, прибывающих в Республику Беларусь из Донецкой и Луганской областей в 2014 году Президент Республики Беларусь подписал Указ №420 от 30 августа 2014 года «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь».

Документ, в частности, упрощает процедуру назначения государственных пособий гражданам Украины, а также позволяет обеспечить временно пребывающим в Беларуси гражданам Украины право на получение дошкольного, общего среднего и специального образования наравне с несовершеннолетними белорусами, освобождает граждан Украины от необходимости представлять в учреждения образования Беларуси в целях зачисления их несовершеннолетних детей документов, которые не могут быть представлены по объективным причинам, что позволитдетям продолжить образование и получить доступ к мерам социальной защиты обучающихся (пользование учебниками и учебными пособиями; обеспечение питанием; обеспечение местами для проживания в общежитиях; транспортное обеспечение и другое).

Указ также освобождает от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы и специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. При этом срок принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси гражданам Украины не может превышать пяти рабочих дней, а срок предоставления заключения о возможности (невозможности) их привлечения – двух рабочих дней.

Права и обязанности установлены должным образом как на международном, так и на национальном уровнях. Законодатель Республик Беларусь достаточно полно регламентировал права беженцев. Белорусское законодательство по вопросам правового положения беженцев направлено на создание оптимальных условий пребывания, медицинского обслуживания, занятия трудовой деятельностью, осуществления иных прав для иностранных граждан с учетом их статусной дифференциации [23]

В Республике Беларусь создана система, которая соответствует международным стандартам. Созданы правовые рамки для деятельности государственных органов, которые отвечают по вопросам беженцев. Законодательство достаточно гибкое и позволяет предоставить защиту иностранцам, включая иностранных граждан и лиц без гражданства по достаточно широкому перечню оснований.

 

Заключение

Правовая политика в области прав детей — это научно обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и местных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией и защитой прав детей и детства.

Положение детей привлекает к себе все большее внимание всех структур белорусского общества. Общественность выражает озабоченность здоровьем, образованием и нравственным благополучием подрастающего поколения.

Интеграция Республики Беларусь в международное сообщество идет через ратификацию большого пакета международных правовых документов, регламентирующих, в том числе и права детей. Законотворческий процесс в этой сфере и целевые правительственные программы помощи детям учитывают международные подходы.

Основу правового статуса ребенка составляют его личные права и свободы, к каковым относятся право на жизнь, свободу, на охрану достоинства личности, частной жизни, тайну переписки, свободу передвижения, свободу совести, свободу мысли и слова.

Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является оптимальным направлением в решении задачи деинституциализации, а также социализации этой категории детей. Благодаря семейным формам устройства дети получают модели позитивных детско-родительских и супружеских взаимоотношений, модели и принципы функционирования семьи, которые впоследствии они, в отличие от выпускников интернатных учреждений, могут успешно репродуцировать в собственной жизни. В Республике Беларусь созданы условия для функционирования различных форм семейного устройства детей, что даёт возможность гибко и эффективно решать задачи защиты прав и интересов ребёнка в каждом конкретном случае, исходя из специфики его потребностей и жизненной ситуации.

Основными причинами, способствующими инвалидности детей, является высокий уровень хронических наследственных заболеваний родителей; болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровья матери; запоздалое выявление болезней; неблагоприятные условия труда женщин; ухудшение экологической обстановки и многие другие. Итак, дети-инвалиды, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушение роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем. В Республике Беларусь работа с детьми-инвалидами и семьями, в которых они воспитываются строится в соответствии с международными документами; нормативно-правовыми актами; целевыми программами; документами, принятыми на региональном уровне. В настоящее время для детей-инвалидов создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная, педагогическая, психологическая помощь. Законы, охраняющие семью с ребенком-инвалидом и защищающие его права.

Анализируя источники права беженцев можно вывести определение: право беженцев – это совокупность норм, регулирующих статус беженцев, международную и внутригосударственную защиту беженцев, правовое положение беженцев, а также процедуру предоставления этого статуса. Право беженцев, как и другие виды прав (конституционное, уголовное, трудовое и т.д.) обладает своими принципами, которые необходимо соблюдать всем государствам и государственным органам, которые непосредственно занимаются процедурой предоставления статуса беженцев.

Таким образом, дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.



2018-07-06 1226 Обсуждений (0)
Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)