Планирование работы педагога – психолога ДОУ
Работа психолога в детском саду - Документация психолога в детском саду
|
Планирование работы педагога – психолога ДОУ ( Использованы рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» от 6-7 июня 2002 г. (г. Москва).
Количество общего рабочего времени педагога-психолога ДОУ в год при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, 150 часов в месяц, согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29.12.92 г.
Первоначально относительно распределения рабочего времени педагога-психолога существовало специальное Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования.
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО ОТ 1 МАРТА 1999 Г. № 3 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений системы общего профессионального образования установлено:
· неэффективное использование рабочего времени педагога-психолога при существующих нормативных документах, регламентирующего деятельность;
· отсутствие возможности повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога-психолога, в образовательных учреждениях различных типов и видов;
· при существующей организации деятельности педагога-психолога происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации отмечается заметная текучесть психологических
кадров.
Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педагогических работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 55, пункт 5), из них:
· индивидуальная групповая работа с обучающимися воспитанника
ми, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся воспитанников составляет 24 часа в неделю;
· подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации (см. Приложение), затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что
не требует обязательного присутствия педагога-психолога в образовательном учреждении.
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.
Заместитель министра Е. Е. Чепурных.
Сегодня данное инструктивное письмо отменено, хотя в некоторых ДОУ пытаются придерживаться именно такого соотношения обязательных (присутственных) и необязательных часов работы психолога в ДОУ. Однако в правилах внутреннего распорядка сегодня целесообразно учитывать рекомендации, представленные в инструктивном письме № 29/1886-6 от 24.12. 2001.
Согласно этому документу, общее рабочее время психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
· 18 часовпредусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, экспертно-консультационную и профилактическую работу
с родителями и педагогами (I);
18 часов— на подготовку к индивидуальной и групповой
работе с воспитанниками, обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспортно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчетной документации и др. (II)
Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования.
Примерные ориентировочные показатели деятельности педагога-психолога по основным видам деятельности в течение учебного года составляют:
1. индивидуальное обследование (100-150 человек);
2. групповое обследование (10-20 групп);
3. индивидуальная консультация (100-150 консультаций);
4. индивидуальное занятие (100-150 занятий);
5. групповое занятие (200 занятий);
6. просветительская работа со взрослыми (40 занятий);
7. участие в консилиумах, комиссиях, административных со
вещаниях (10 заседаний).
Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога (в месяц)
|
|
|
| I
|
|
|
|
| II
|
|
| Время на один прием (мероприятие)
| Общее время
| Время на подготовку или анализ
| Общее время
|
Виды работ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
психологическое
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обследование
| 1-1
| ,5
| часа
| 15 часов
| 0,5-1
| час
| 10 часов
|
|
|
|
|
|
Групповое психологическое (скрининговое) обследование
| 1-1,5 часа
| 3 часа
| 3-3,5 часа
| 7 часов
|
Индивидуальная консультация
| 1-1,5 часа
| 15 часов
| 0,3 часа
| 3 часа
|
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие
| 0,5-1,5 часа
| 15 часов
| 0,3 часа
| 3 часа
|
Групповое развивающее и коррекционное занятие
| 1-1,5 часа
| 20 часов
| 1 час
| 20 часов
|
Просветительская работа
| 0,5-1,5 часа
| 4 часа
| 0,5 часа
| 2 часа
|
Экспертная работа
| 2,5-3 часа
| 3 часа
| 0,5 часа
| 2 часа
|
Организационно-методическая работа
|
|
| 7 часов в неделю
| 28 часов
|
Всего
|
| 75 часов
|
| 75 часов
|
Время, затраченное на исполнение того или иного вида работ, также может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающихся.
Кроме того, в соответствии с запросами администрации образовательного учреждения, сочетание видов работ и количество рабочего времени на их выполнение может изменяться. Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательном учреждении, то время, отведенное на их выполнение, распределяется на другие виды работ и согласовывается с администрацией образовательного учреждения.
Остановимся теперь на особенностях составления годового плана работы педагога-психолога.
Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования
Требования (Приложение к инструктивному письму Минобразования РФ от 01.03.99 №3 «Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов». ) к плану работы педагога-психолога учреждения образования
1. При составлении плана необходимо учитывать:
· цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
· приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом
Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов
Российской Федерации;
· нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см.
материалы коллегии,Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России»).
2. План работы должен включать следующие графы:
№ п/п
| Название работы
| Условия проведения
| Ответственный
| Срок проведения
| Предполагаемый результат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультация, беседа, урок...), так и название программы деятельности по определенному направлению (например, проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т. п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.
Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением. В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т. д.). Перспективный пла-н работы, включающий цели и направления работы психблога в данном учреждении, должен составляться на год.
В любом случае годовой план работы должен быть согласован утвержден администрацией образовательного учреждения. Примерный перспективный план работы педагога-психолога на учебный год может выглядеть следующим образом (Составлен ст. преп. МШИ Гладких Л. П.см. с. 60-61).
В образовательных учреждениях, где педагог-психолог является единственным представителем психологической службы, схемы оформления как годового, так и месячного планов могут быть представлены с распределением основных мероприятий по видам деятельности:
№
| Видыдеятельности
| Планируемыемероприятия
| Сроки
| Прим.
|
| Диагностика
|
|
|
|
| Развивающая и коррекционная работа
|
|
|
|
| Консультирование
|
|
|
|
| Просветительская работа
|
|
|
|
| Экспертная работа
|
|
|
|
| Организационно-методическая работа
|
|
|
|
Месяц
| Работас детьми
| Работас педагогами
| Работас родителями
| Работа с документами
|
Сентябрь
| Адаптационный период в I и II мл. гр.
| Оказание помощи в проведении диагностики по образовательной программе, участие в педсовете: «Коллективное планирование»
| Беседы с родителями, формулирование запроса для психологической диагностики детей
| Подбор дидактических игр для диагностики уровня адаптации детей; подготовка анкет для диагностики психологического климата
|
Октябрь
| Адаптационный период в I и II мл. гр.; диагностика психологических трудностей детей, отбор детей для подгрупповой коррекционной работы
| Окончание диагностики детей по программе, проведение диагностики на тему: «Выявление творческого потенциала и профессионализма»
| Организация «Маминой школы» для родителей воспитанников
| Анализ результатов диагностики, подбор материала для диагностики способностей педагогов
|
Ноябрь
| Работа с коррекционными группами, выявление детей, требующих индивидуальных занятий
| Индивидуальные консультации, оценка психологического климата в коллективе
| Индивидуальное консультирование, организация работы в «проблемных группах»
| Подготовка материала к «Маминой школе», к семинару-практикуму
|
Декабрь
| Работа с коррекционными группами, выявление детей, требующих индивидуальных занятий
| Семинар-практикум «Влияние движения на психическое развитие ребенка»
| Мамина школа: «Взаимосвязь семьи и детского сада в развитии способностей детей»
| Доклад к педсовету — дискуссии, рекомендации для педагогов с разным уровнем развития способностей
|
Январь
| Работа с коррекцион-
| Педсовет-дискуссия:
| Индивидуальное
| Программа проведе-
|
| ными группами; за-
| «Дети с нарушения-
| консультирова-
| ния групповых заня-
|
| нятия в старшей груп-
| ми в поведении»
| ние; занятия в
| тий в старшей груп-
|
| пе по коррекции по-
|
| «Маминой шко-
| пе
|
| ведения детей
|
| ле»; тренинг дет-
|
|
|
|
| ско-родительских
|
|
|
|
| отношений
|
|
Февраль
| Подгрупповые заня-
| Открытые занятия с
| Открытые фрон-
| Сценарий к «Психо-
|
| тия в средней и стар-
| детьми по коррекции
| тальные занятия
| логической гостиной»
|
| шей группе; участие
| поведения; их пси-
| с детьми
|
|
| в ПМПК
| хологический ана-
|
|
|
|
| лиз
|
|
|
Март
| Диагностика готовно-
| Психологическая
| Индивидуальное
| Заключение о прове-
|
| сти детей к школе,
| гостиная» на тему:
| консультирова-
| дении диагностики
|
| участие в ПМПК
| «Ситуация может из-
| ние; семинар для
| педагогов
|
|
| мениться к лучше-
| родителей по вы-
|
|
|
| му»
| ходу из стрессо-
|
|
|
|
| вых состояний
|
|
Апрель
| Диагностика готовно-
| Тренинг детско-ро-
| Индивидуальное
| Подготовка к научно-
|
| сти детей к школе
| дительских отноше-
| консультирование
| му практическому се-
|
| (продолжение); учас-
| ний
|
| минару
|
| тие в ПМПК
|
|
|
|
Месяц
| Работас детьми
| Работас педагогами
| Работас родителями
| Работа с документами
|
Май .«
| Диагностика усвоения программы за год, контрольные срезы; работа с подготовительной к школе группой по адаптации детей к школе; участие в ПМПК
| Научно-практический семинар на тему: «Ребенок и окружающий его мир (знания, чувства, отношения)»
| Фронтальные занятия
| Обработка результатов проведения контрольных срезов, подготовка рекомендаций, заключение о готовности детей к школе
|
Июнь
| Работа с «Картами развития» воспитанников
| Участие в педсовете: «Итоги работы за год»
| Консультирование по итогам проведения контрольных срезов
| К педсовету подготовить отчет "о проделанной работе за год
|
Июль-август
| Оказание помощи в формировании объединенных разновозрастных групп
| Рекомендации к оснащению педагогического процесса в новом учебном году
| Консультация; «Создание оптимальных условий для поддержания психического здоровья на время летних отпусков»
| Подготовка к новому учебному году
|
План работы на неделю оформляется по более простой схеме. График (расписание) на предстоящую рабочую неделю составляется в конце рабочей недели следующим образом:
Дни недели
| Планируемые мероприятияс указанием времени и места
| Примечание
|
Понедельник
|
|
|
Вторник
|
|
|
Среда
|
|
|
Четверг
|
|
|
Пятница
|
|
|
Суббота
|
|
|
Планирование работы осуществляется исходя из следующих нормативов затраты времени на выполнение тех или иных видов работы.