Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. МОЗГ И РЕЧЬ. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ



2018-06-29 341 Обсуждений (0)
Раздел 1. МОЗГ И РЕЧЬ. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

Оглавление

Раздел 1. МОЗГ И РЕЧЬ. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ

1.1. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ

1.2. ИМПРЕССИВНАЯ И ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

1.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

1.4. ДОЛИ МОЗГА

1.5. ПОДКОРКОВЫЕ УЗЛЫ

1.6. РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ

1.7. ТЕСТ НА РАСПОЗНАВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ

1.8. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

1.8.1. Обследование произвольной мимической моторики

1.8.2. Обследование речевой моторики

1.8.3. Обследование общей произвольной моторики

1.8.4. Обследование тонких движений пальцев рук

1.8.5. Обследование действий с предметами

Приложение. НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Раздел 2. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧИ

2.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ

2.2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.3. ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ

2.4. ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

2.4.1. Осмотр новорожденных. Шкала Апгар

2.4.2. Соотношение признаков незрелости и поврежденности центральной нервной системы

2.5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

2.5.1. Изучение уровня речевой коммуникации

2.5.2. Изучение уровня связной речи детей

2.5.3. Изучение словарного запаса детей

2.5.4. Изучение грамматической стороны речи

2.5.5. Изучение состояния звуковой стороны речи

2.5.6. Изучение уровня практического осознания элементов речи

2.5.7. Комплексный метод речевой диагностики

2.5.8. Обработка и интерпретация полученных результатов

2.6. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИЗАРТРИИ

2.6.1. Дифференциальная диагностика по локально-диагностическим признакам

2.6.2. Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения

2.6.3. Основные показатели диагностики дизартрии

2.6.4. Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных речевых нарушений

Раздел 3. КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

3.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

3.2. РАННЯЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА

3.3. ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

3.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

3.4.1. Основные направления комплексного медицинского воздействия при спастической форме дизартрии

3.4.2. Коррекционная логопедическая работа при спастической дизартрии

3.4.3. Гиперкинетическая форма дизартрии

3.4.4. Специфика комплексного коррекционного воздействия при гиперкинетической форме дизартрии

3.4.5. Логопедическая работа с детьми, страдающими дизартриями, имеющими различные формы звукового расстройства речи

3.5. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ С УЧЕТОМ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА

3.6. КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ

3.6.1. Артикуляционная гимнастика

3.6.2. Массаж

3.7. ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКИХ ДИСГРАФИЙ. ДЕФЕКТ СМЯГЧЕНИЯ

3.7.1. Нарушения звукопроизношения

3.8. ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКИХ ДИСГРАФИЙ. ДЕФЕКТ ОГЛУШЕНИЯ

Материал для развития фонематического слуха и произносительных дифференцировок

3.9. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

3.9.1. Точечный массаж при дизартрии

3.9.2. Массаж при писчем спазме

3.9.3. Точечный массаж при заикании

3.9.4. Точки массажа при забывчивости, рассеянности, невозможности сосредоточиться

3.9.5. Массаж при робости, боязливости, застенчивости

3.9.6. Точечный массаж при немотивированном упрямстве, непослушании детей.

Раздел 4. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

4.1. ФИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

4.2. АРОМАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

4.3. МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

4.4. ХРОМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

4.5. ЛИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Раздел 5. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

5.1. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

5.1.1. Что дает логопедическая практика в профессиональном становлении будущего логопеда?

5.1.2. Как организуется непрерывная практика?

5.1.3. В какой период лучше пройти практику?

5.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

5.2.1. Задачи первого периода

5.2.2. Задачи второго периода

Раздел 6. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ДЕТСКИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

6.1. ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДЕ

6.2. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

6.3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

6.4. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ДЛЯ БОЛЬНЫХ С АФАЗИЯМИ, ДИЗАРТРИЯМИ И ЛОГОНЕВРОЗАМИ

6.5. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

6.5.1. Первичный прием логопедом

6.5.2. Комплектование групп и длительность занятий

6.5.3. Связь с родителями и педагогическим персоналом

6.5.4. Профилактическая работа

6.5.5. Санитарно-просветительная работа

6.5.6. Диспансеризация

6.5.7. Документация

6.5.8. Отчетность

6.6. ДЕТСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР

6.7. РАБОТА ЛОГОПЕДА В ДОМЕ РЕБЕНКА

6.8. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СТАЦИОНАРНОМ ОТДЕЛЕНИИ

6.9. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

6.10. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛОГОПЕДОВ

Раздел 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

7.1. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ДЕТЕЙ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП

7.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

7.2.1. Документация медико-психолого-педагогической комиссии

7.2.2. Требования к оборудованию кабинета

7.3. РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЧИСЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

7.3.1. Документы, представляемые на медико-психолого-педагогическую комиссию

7.3.2. Документация медико-психолого-педагогической комиссии

7.4. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

7.4.1. Виды планов

7.4.2. Индивидуальные тетради детей

7.4.3. Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя

7.4.4. Работа с родителями

7.4.5. Отчет логопеда

7.6. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

7.6.1. Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи

7.6.2. Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи

Раздел 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

8.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ

8.1.1. Распределение времени, отведенного для обследования устной и письменной речи учащихся

8.1.2. Распределение времени, отведенного на коррекционно-образовательную работу

8.1.3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда в период школьных каникул

8.1.4. Работа учителя-логопеда в июне

8.1.5. Оборудование логопедического кабинета

8.1.6. Документация и ее ведение

8.1.7. Сроки хранения документации

8.2. РАБОТА ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

8.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ И ИХ АНАЛИЗУ

8.3.1. Требования к содержанию плана

8.3.2. Требования к индивидуальным занятиям

8.3.3. Соблюдение метода обучения произношению

8.3.4. Требования к подбору речевого материала

8.3.5. Соотношение видов речевой деятельности и видов работы

8.3.6. Организация работы

8.3.7. Оборудование

8.3.8. Фонетический режим

8.3.9. Исправление ошибок

8.3.10. Фиксация результатов

Раздел 9. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПИСЬМА

9.1. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

9.2. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЛАСТНОЙ МППК

9.2.1. Состав и организация работы областной МППК

9.2.2. Перечень документов, представляемых на МППК

9.3. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ

9.4. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИЕМУ В ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

9.5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

9.6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТБОРУ ДЕТЕЙ В КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

9.7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

9.8. ПОЛОЖЕНИЕ О ВРЕМЕННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО ТИПА

9.9. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЯХ

9.10. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

9.11. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

9.12. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА ПО ETC

9.13. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРИСВОЕНИИ ИМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ

9.14. НОРМАТИВЫ ЧИСЛА МЕСТ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

9.15. НОРМАТИВ ПРЕДЕЛЬНОЙ НАПОЛНЯЕМОСТИ ГРУПП (КЛАССОВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

9.16. ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел 10. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

ЧИСТОГОВОРКИ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ЛИТЕРАТУРА

В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.

Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

Самое лучшее наследство — воспитанность.

Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне.

Учение без умения не польза, а беда.

Без старания нет и знания.

Капризен в детстве, уродлив в старости.

Верная указка не кулак, а ласка.

Понукание — не воспитание.

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

Что значит я что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!

Буду все время постоянно следить за собой.- Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно. К. Станиславский

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово. К. Д. Ушинский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь

Раздел 1. МОЗГ И РЕЧЬ. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она также должна изучать его во всех отношениях. К.Д.Ушинский

Изучение неврологических основ логопедии имеет большое общеобразовательное значение в деле подготовки педагогов-логопедов и других дефектологов. Ознакомление начинающего педагога со строением и функцией мозга вводит его в область научного естествознания. Предлагаемый раздел может быть интересен и полезен практикам: педагогам, медикам. Он поможет лучше понять структуру речевых нарушений, их этиологию, механизмы, патогенез.

Использование педагогами специальной медицинской литературы часто бывает малоэффективным из-за сложности для восприятия, ведь она рассчитана на медиков. Медики, со своей стороны, хорошо ориентируясь в неврологической симптоматике, недостаточно уверены, когда им приходится сталкиваться с речевой патологией, обусловленной поражениями как центральной, так и периферической нервной системы. Особую трудность вызывают легкие, «стертые» формы дизартрии — одного из наиболее распространенных в последнее десятилетие речевых нарушений.

Работая непосредственно над изучением центральной нервной системы, логопеды-студенты смогут наглядно воспринимать всю сложность строения мозга, этой высокодифференцированной материи. Наглядность поможет лучше осмыслить механизм речи в норме и» патологии, ведь большинство речевых аномалий вызвано результатами различных поражений нервной системы.

Однако вопрос о месте естественнонаучных дисциплин в деле подготовки специалистов, к сожалению, еще дискутируется. В настоящее время немало «схоластов от педагогики», которые пытаются строить воспитание и обучение ребенка, имеющего речевые нарушения, игнорируя его природу, резервные, компенсаторные возможности, психические и соматические особенности.

Развитие педагогической науки в историческом аспекте всегда происходило в острой борьбе. Однако прогрессивные педагоги как в России, так и за рубежом всегда осуждали такое направление. Так, еще в средние века великий славянский педагог Ян Амос Коменский в своем труде «Великая дидактика» резко осуждал подобные схоластические взгляды, мешающие воспитанию ребенка.

Он подчеркивал, что педагоги нередко оказываются хуже ремесленников, ибо ремесленник, приступая к выделке той или иной вещи, всегда подробно знакомится с качеством того материала, из которого он собирается сделать продукцию. Педагог же зачастую, начиная воспитательно-образовательный процесс, даже не интересуется психическими, физиологическими, речевыми возможностями ребенка, что наносит непоправимый вред всей воспитательной системе.

Помочь раскрыть природу ребенка, правильно квалифицировать имеющийся дефект, понять его структуру, этиологию, механизм, патогенез помогут тесная связь со смежными науками и интегративные связи. Речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы, трудны в коррекции и требуют только совместных усилий и педагогов, и медиков. В отдельности они бессильны. Медицина не способна вылечить эти дефекты, а обычные методы по воспитанию речи безрезультатны. Вот здесь на помощь и приходит педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на знании неврологических основ речи и учении о компенсаторных возможностях ребенка.

Сущность компенсации заключается в том, что при комплексном подходе к коррекционной работе нервная система детей приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции.

Важно помнить, что педагогическому воздействию должен предшествовать комплекс медицинских методик: медикаментозный фон (фармакотерапия); кинезотерапия, включающая массаж, ЛФК, артикуляционную и дыхательную гимнастики, физио-, фитотерапию.

Автор отдает себе отчет в том, что затронутые проблемы лишь обозначены. Их разрешение — дело дальнейшей напряженной работы.



2018-06-29 341 Обсуждений (0)
Раздел 1. МОЗГ И РЕЧЬ. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. МОЗГ И РЕЧЬ. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)