Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизартрии дифференцируют по степени поражения (табл. 2.11, 2,12).
Знание неврологических основ логопедии поможет педагогу-логопеду осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентированный подход при коррекции речевых нарушений.
Таблица 2.11
Этиология (причины)
Дизартрия III степени (легкая)
Дизартрия II степени (средней тяжести)
Дизартрия 1 степени (тяжелая)
Одностороннее поражение доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины
Одностороннее поражение моры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных отделах коры головного мозга (к.г.м.)
При односторонних поражениях в нижних отделах премоторных областей коры головного мозга
Неврологический статус
1. Возникает избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата чаще языка, что приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений, особенно затруднен подъем кончика языка вверх. 2. Избирательно повышается мышечный тонус, что чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка. 3. В легких случаях нарушаются темп и плавность произношения
1. Недостаточность кинетического праксиса. 2. Поиск нужного артикуляционного уклада, что замедляет темп, затрудняет плавность речи. 3. Испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов. 4. Недостаточность лицевого гнозиса, особенно в области артикуляционного аппарата. Ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, что является отличным симптомом для диагностика
1. Отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. 2. Недостаточность кинетического динамического праксиса, в результате дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем, особенно слов со стечением согласных
Речевой статус
Нарушаются темп, плавность речи.
Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность.
Речь напряженная из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.
Произношение замедленное.
Нарушения звукопроизношения неоднозначны, непостоянны.
Аффрикаты распадаются на части: Ц=ТС, Ч= ТЬШ.
Какуминальные согласные: Ш, Ж,Р – отсутствуют уют или заменяются дорсальными С, 3, СВ, ЗВ, Т, Д, Н.
Наиболее часто страдают шипящие (Ш, Ж, Щ) и аффрикаты (Ч, Ц).
Щелевые звуки заменяются на смычные: С = Г, 3 = Д и т. д. (разлитой тетизм). При стечении согласных звуки опускаются.
Часто страдает Л, ЛЬ
Автоматизируются звуки с трудом. Речь долго остается нечеткой, смазанной
Возможна избирательность оглушения звонких согласных, преимущественно смычных
Таблица 2.12
Черепно-мозговые нервы
Дизартрия III степени, легкая
Дизартрия II степени, средняя
Дизартрия I степени, тяжелая
III, IV, VI пары ч.м.н. - глазодвигательный, блоковый, отводящий
Грубых параличей нет. Возможен односторонний вариант косоглазия или слабость отводящего нерва. Причина - парез
Косоглазие, возможно двустороннее. Слабая аккомодация. Незначительный птоз (опущение века). Причина - парез
V пapa ч.м.н. - тройничный нерв обеспечивает активность жевательной мускулатуры
Акт жевания затруднен, замедлен. Пищу ребенок отправляет за щеку и длительно сосет
Акт жевания и глотания затруднен настолько, что пища скапливается во рту. Ребенок может подавиться
Акт жевания практически невозможен. Ребенок может употреблять только протертую пищу
VII пара ч.м.н. - лицевой, обеспечивает иннервацию мимики лица, мускулатуру губ, щек, шеи
Отмечается сглаженность носогубных складок, реже одной. Произвольные движения смазаны. Артикуляция вялая
Артикуляция чрезмерно вялая. Носогубные складки отсутствуют, реже еле намечены с одной стороны (чаще слева). Легкая асимметрия лица
Лицевая мускулатура практически неподвижна. Лицо маскообразное. Стойкая асимметрия лица, губ, парез круговой мышцы, в результате рот в покое приоткрыт
IX пара ч.м.н. - языкоглоточный нерв иннервирует мягкое небо, корень языка частично - голосовые связки, надгортанник
Точные движения языка затруднены, Возможна незначительная назализация, дисфония. Голосоподача мягкая
Голосоподача жесткая, голос затухающий. Часто наблюдается дисфония. Слабый небноглоточный затвор, в результате назализация. Отмечается девиация языка, легкие гиперкинезы.
Голос слабый, прерывистый, до полного исчезновения или резкий. Причина - неравномерность смыкания голосовых связок. Язык колообразный, стойкая асимметрия, возможна полная или частичная атрофия
XII пара ч.м.н. - подъязычный нерв обеспечивает тонкие, дифференцированные движения языка
Язык по средней линии симметричен. Кончик языка сформирован, ярко выражен, но дифференцированные движения затруднены. Из-за пареза повышена утомляемость, отмечается слабость Цианичность языка
Язык широкий, недостаточно подвижен, кончик плохо выражен. Отмечается девиация. Отсутствует точность движений. Наблюдается частичный боковой парез, что провоцирует боковой сигматизм, парез кончика языка - призубный, а сочетание пареза языка и губ приводит к межзубному сигматизму звуков
Язык массивный, толстый, колообразный; подвижность затруднена, ребенок «еле ворочает языком», «говорит, будто каша во рту». Возможна атрофия языка, стойкая асимметрия, цианичность. Иногда гиперкинезы настолько сильный, что делают речь невозможной