Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Камерно – ансамблевые произведения.



2019-05-22 350 Обсуждений (0)
Камерно – ансамблевые произведения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Автором первых русских квартетов считается И. И. Воробьев. Помимо квартетов, Воробьевым написан ряд вариаций на русские народные темы.

О творчестве Воробьева можно судить только по сохранившейся партии первой скрипки Второго квартета, остальные его произведения утеряны. В квартете три части, идущие без перерыва – Вступление, вариации на мелодию русской песни «Взвейся выше, понесися, сизокрылый голубочек» и финал – инструментальная транскрипция «Камаринской».

Квартет Воробьева как бы продолжает «фольклорную» линию русского музыкального искусства, восходящую к И. Е. Хандошкину.

Скрипичные и ансамблевые произведения А. А. Алябьева. Несколько произведений для скрипки написаны Алябьевым. Это вариации для скрипки с фортепиано (A - dur), для скрипки с квартетом и для скрипки с оркестром, датируемые приблизительно началом 20-х годов XIX века.

Вариации Алябьева делятся на камерные, где скрипка используется в камерном плане и много «облигатных» приемов (скрипка аккомпанирует, тема проходит в ансамблевых партиях), и концертные, с партией скрипки, написанной в блестяще – виртуозном стиле. Общий характер вариаций интимно – лирический. Есть произведения, связанные с бытовыми видами русской инструментальной лирики, например, вариации на песню «Во саду ли, в огороде», для струнного трио.

Алябьев написал несколько фортепианных и смычковых ансамблей: соната для скрипки с фортепиано, фортепианное трио, 4 квартета, одночастный Фортепианный квинтет.

Ансамбли Алябьева интересны процессом кристаллизации национального стиля. В дальнейшем развитии инструментального творчества он переходит ко все более ограниченному синтезу национальных интонаций с классицистскими.

М. И. Глинка. Наибольшую художественную ценность среди его ранних opusов представляет Соната для альта или скрипки с фортепиано (1825).

Соната несет в себе мир «типично глинкинский» - в своей проникновенной красоте и задушевности. И скрипичная (альтовая), и фортепианная партии напевно – мелодичны, даже в моторных разделах господствует мелодический тип фигураций. Романсово – элегична в ней тема I части.

Струнный квартет, остался неоконченным. В нем также господствует романтическая лирика. Напевно мелодичны в нем темы, певучий характер имеют побочные голоса. Наиболее удачна II часть (Тема с вариациями), в которой есть находки, не встречающиеся и в последующем квартете F–dur. Такова 3я вариация, написанная в свободной, речитативно-импровизационной манере.

От Сонаты и Первого квартета отличается резким усилением классицистской тенденции квартет F–dur (1830) – первый полностью законченный инструментальный ансамбль Глинки. Подражательность квартета, видимо, была сознательной. Глинка словно решал в нем задачу овладения классическим («моцартовским») квартетным стилем письма. Квартет построен на «нейтральном» тематическом материале, однако и в его мелодике проскальзывают русские обороты. Так, национальный колорит ощутим в «вальсовых» интонациях менуэта.

Партия первой скрипки квартета неярка; квартет более интересен в интонационном, нежели в инструментальном отношении. По сложности скрипичной техники он намного элементарнее квартетов Алябьева (особенно их финалов).

В 1832 году Глинка, находясь в Италии, пишет Секстет для фортепиано со струнными, два дивертисмента (на мотивы из опер «Сомнамбула» В. Беллини и «Анна Долейн» Г. Доницетти) и Трио для кларнета, фагота и фортепиано (1833; имеется авторская траскрипция для смычковых инструментов).

Важную роль в профессиональном обучении музыке  играла частная педагогика. Но ее влияние на формирование музыкальной культуры в стране недостаточно изучено и оценено. В настоящее время трудно судить о качестве и особенностях частного музыкального образования в России первой половины XIX столетия, так как прямых сведений об этом не сохранилось. Между тем, «практика домашнего обучения оказывала несравнимо большее влияние на развитие национальной культуры, нежели находившиеся в зачаточном состоянии различные виды общественной школы»

И все же, опираясь на сведения о высоком уровне образования, в том числе музыкального, многих русских аристократов , можно предположить, что частная педагогика была развита в значительной степени. Многие молодые дворяне обучались в то время игре на различных инструментах, а также пению и часто не уступали в своем искусстве европейским музыкантам .Известно, что многие выступавшие в то время в России музыканты, помимо своей артистической деятельности, давали уроки игры на инструментах в семьях дворян.

Первоначально крепостные театры предназначались лишь для узкого круга зрителей, главным образом, родных и знакомых владельца. Но по мере роста популярности сценического искусства крепостной театр из «домашней» затеи превращается в коммерческое предприятие и становится театром публичным. Так, первое десятилетие XIX века отмечено появлением значительного числа крепостных публичных театров.

Наибольшее количество находилось в Москве и Петербурге: из 103 городских крепостных театров 53 действовали в Москве, 27 — в Петербурге и 23 — в остальных городах Европейской России.

Они жили, обычно, совершенно изолированно в отдельных флигелях, под строгим присмотром.  Целыми днями их мучили бесчисленными репетициями.

Русские скрипачи из крепостных -И.Семёнов, А.Поляков, А.Аматов.

И. И. Семенов (1798 - 1874). Был крупным концертирующим скрипачом (крепостной). Первоначально он обучался скрипке в крепостной капелле. Исполнял произведения Виотти, Роде, а также концерты Шпора. Об игре Семенова с восторгом отзывались самые взыскательные критики.

ачинский, Гавриил Андреевич, скрипач; род. в 1777 году в Новгородсеверске и при рождении был записан сержантом в Измайловский полк, но до 12-ти лет находился дома. Будучи сыном прекрасного музыканта и композитора, он с ранних лет начал увлекаться музыкой, обнаруживая недюжинные способности. Отец старался дать ему правильное и серьезное музыкальное образование. В 1789 году его отвезли в Киевскую Духовную Академию, в которой он пробыл шесть лет и, кроме общеобразовательных предметов, изучал латинский, французский и немецкий языки, продолжая в то же время по-прежнему заниматься музыкой. В 1795 году P. оставил Академию и отправился в Москву, где поступил в университетскую гимназию, в 1797 году окончил курс ее и остался при ней в качестве учителя высшего музыкального класса, который вел до 1805 года, когда вышел в отставку, все более и более отдаваясь музыке. В это же время появляются его первые русские песни с вариациями: "Чем тебя я огорчила" и "Скучно, матушка, весною жить одной". К 1815 году Рачинский приобрел такую широкую известность, особенно среди москвичей, своими концертами, заканчивавшимися русскими песнями, что ему посвящено было несколько стихотворений. Не довольствуясь одной Москвой, он начал предпринимать концертные поездки и в другие города России: побывал в Калуге, Твери, Орле, Курске, Нижнем Новгороде, Харькове, Полтаве, Киеве и некоторых других больших городах, везде пользуясь симпатиями публики, причем наибольшим успехом пользовалось его исполнение русских народных песен. В 1828 году он приехал в Петербург. Концерт его, данный 20-го мая в зале филармонического Общества, собрал много публики, желавшей послушать московскую знаменитость; артистически владея смычком, P., естественно, скоро завладел вниманием слушателей, когда же в конце концерта он перешел к исполнению русских песен и сыграл: "Чем тебя я огорчила", "Не белы снеги в чистом поле забелелися", "Скучно, матушка, весною жить одной", "За горами за долами" и некоторые другие, то симпатии публики перешли в шумный восторг, и рукоплескания долго не умолкали. Давая отчет об этом концерте, "Северная Пчела", между прочим, писала: "Рачинский должен служить примером для всех литераторов и художников. Хотите ли быть любимы отечеством, публикой, быть известными, иметь пламенных приверженцев — будьте национальны, вот и вся тайна". Р. действительно был национален. Прекрасно исполняя многие трудные сочинения Тица, Роде, Виоти, Мастрина и других знаменитых скрипачей-композиторов, он в то же время более всего увлекался сам и увлекал других исполнением чисто национальных русских песен. Все его вариации русских песен так хороши, так мелодичны и в то же время так народны, что производили на слушателя захватывающее впечатление. Заботясь прежде всего, чтобы вариация вполне передавала народный мотив, он старался ловить его во время пения то русского мужичка-хлебопашца, то русского коробейника. Впрочем, не одни русские мотивы и не одни русские песни клал на музыку и тем сохранял их Рачинский: уроженец Украины, он с не меньшим искусством и талантом положил на музыку некоторые украинские песни и более десяти польских. Как те, так и другие отличаются своею мелодичностью и верностью народному мотиву. Владея гитарой с не меньшим искусством, чем смычком, он одушевлял ее своей игрой. Да и не одни простые слушатели восторгались его игрою: по отзывам лучших современных музыкальных критиков, Рачинский совершенно постиг национальность русской песни, и темы длинные, трудно варьируемые, и короткие, веселые и унылые передавал он во всем совершенстве народного выражения. Его адажио дышало особенно приятным чувством и какою-то индивидуальностью, ему одному свойственною. "Его вариации отличались точным подражанием коренному русскому напеву и строгим соблюдением оригинальности мотивов. Самая игра его блестела чистотою отделки и в особенности утонченным вкусом. Всякая нота под смычком его имела особенное выражение, напоминавшее каждому русскому несравненную мелодию отечественных песен". Конечно, такая чистота игры не могла явиться сама собою, даже и при тех огромных способностях, какие были у Рачинского. Такого совершенства в игре он достиг только благодаря долговременным усиленным занятиям музыкой. Он избрал и, так сказать, создал особенный род игры, который довел до возможного совершенства. Возвратясь из Петербурга в 1828 году, он еще в течение одиннадцати лет продолжал концертировать в Москве и некоторых других ближайших городах. Все знали уже его, как прекрасного музыканта, и встречали всегда восторженно. В конце 1830-х годов у него стала развиваться чахотка; в 1839 году он покинул Москву и вернулся в Новгородсеверск. Несмотря на успех, которым пользовались его концерты и на почти 35-летнюю деятельность в качестве виртуоза, Рачинский — поэт и художник по натуре — не сумел материально обеспечить свою старость, а потому последние годы испытывал нужду и после своей смерти оставил семью без всяких средств. Приехавши на родину, P. не бросил музыки и всегда охотно играл у знакомых помещиков по просьбе гостей. Из сочинений его (которых до 50-ти) наибольшим распространением пользуются следующие песни: "За горами за долами", русская песня с вариациями, "Не белы снеги в чистом поле забелелися", русская песня с вариациями, "Здравствуй, милая, хорошая моя", русская песня с вариациями, "Я по цветикам ходила", "Среди долины ровныя", русские песни с вариациями; украинская песня "Виют витры, виют буйны" и несколько польских песен. В 1843 году, 18-го марта, он скончался в Новгородсеверске, где и погребен.

Алексе́й Фёдорович Львов (рус. дореф. Алексѣй Ѳеодоровичъ Львовъ; 25 мая[5 июня] 1798, Ревель — 16 [28] декабря 1870, Романь) — русский скрипач-виртуоз, композитор, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель. Руководитель Придворной певческой капеллы в 1837-1861 годах. Создатель музыки гимна «Боже, Царя храни!» (1833[1]) и других сочинений. Родился 25 мая 1798 года в Ревеле (ныне — Таллин) в семье известного русского музыкального деятеля Фёдора Петровича Львова. Двоюродный племянник архитектора Н. А. Львова. Сестра — писательница М. Ф. Ростовская. Получил в семье хорошее музыкальное воспитание. В семилетнем возрасте играл на скрипке в домашних концертах, обучался у многих педагогов, в том числе у Ф. Бёма, уроки композиции брал у И. Г. Миллера.

В 1816 году окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения с производством в чин прапорщика и по исполнении практических занятий в институте 26 октября того же года был произведен в чин подпоручика. 9 июня 1818 года произведен в поручики и откомандирован к работам по военным поселениям. Работал в аракчеевских военных поселениях инженером-путейцем, не оставляя занятий на скрипке. Заслужив благосклонность начальства, в 1821 году был произведен в чин капитана и пожалован орденом Св. Владимира IV степени. В следующем году назначен старшим адъютантом в штаб военных поселений, во время службы в котором дважды был пожалован бриллиантовыми перстнями.

3 февраля 1826 года был уволен в отставку с производством в чин майора, но уже в ноябре того же года вернулся на службу с назначением старшим адъютантом штаба отдельного корпуса жандармов.

Во время русско-турецкой войны участвовал в сражениях под Шумлою, а также при осаде Варны и взятии её, за что награждён бантом к ордену Св. Владимира IV степени и орденом Св. Анны II степени. 23 марта 1833 года зачислен в Кавалергардский полк с переименованием в чин ротмистра и с оставлением в занимаемой им должности.

В 1833 году получил известность как автор музыки нового русского национального гимна. За создание гимна государь пожаловал автору золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом, а 11 апреля 1834 года назначил своим флигель-адъютантом.

1835 — в доме Львова проходят еженедельные квартетные собрания, возглавляемый им струнный квартет получил широкую известность. Славились и симфонические концерты, устраивавшиеся Львовым, ставшие основой созданного им «Концертного общества» (1850). 1 января 1836 года произведен в чин полковника.

В 1837-1861 годах Львов был директором Придворной певческой капеллы. В этот период повысился художественный уровень исполнения хора Капеллы (в 1837-1839 годах её капельмейстером был Глинка), при ней были учреждены в 1839 году инструментальные классы, издан употребляемый православной церковью полный круг песнопений (знаменного распева) в 4-голосной гармонизации (выполненной впервые под руководством Львова); в связи с этой работой Львов написал трактат «О свободном или несимметричном ритме».

10 октября 1843 года произведен в чин генерал-майора, а в декабре 1853 года был произведен в тайные советники и назначен гофмейстером. В апреле 1855 года назначен сенатором с оставлением директором придворной капеллы и в 1859 году был награждён орденом Св. Владимира II степени. В июне 1861 года уволен от должности директора придворной капеллы, а в следующем году назначен обер-гофмейстером.

Умер А. Ф. Львов 16 декабря 1870 года в имении Романь близ Ковны. Похоронен в Пожайском православном монастыре под Каунасом.

Львов — крупный представитель русского скрипичного искусства 1-й половины XIX века. Не имея возможности (из-за своего служебного положения) выступать в публичных концертах, он, музицируя в кружках, салонах, на благотворительных вечерах, прославился как замечательный виртуоз. Лишь во время путешествий за границей Львов выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф. Мендельсоном, Дж. Мейербером, Г. Спонтини, Р. Шуманом, высоко ценившим исполнительское мастерство Львова — солиста и ансамблиста. Последователь классической школы, Львов изложил основные начала скрипичной игры в брошюре, к которым приложил собственные «24 каприса», не утерявших до сих пор художественно-педагогического значения.

Композиторское творчество Львова эклектично. Традиции русской музыкальной культуры сочетаются с сильным итальянским и, особенно, с немецким влияниями.

Духовные композиции Львова в стиле партесного пения имеют немецкий оттенок, что вызвало у многих композиторов в то время недоумениe. М. И. Глинка и князь В. Ф. Одоевский на основе своих исследований показали, что используемые Львовым приёмы гармонизации противоречат древней русской традиции церковного пения[2].

Дмитриев, Свечин Николай Дмитриевич (1824, Петербург - ок. 1865, Турция?) - рус. скрипач. В раннемдетстве проявил муз. дарование. Игре на скрипке обучался в Петербурге, в 1837-39 - в Дрездене у Л. Хаазе. Д.-С. - первый рус. скрипач, гастролировавший в зап.-европ. странах (в Вене, 1839, и др. городах); был избранпочётным членом филармонич. об-ва в Мюнхене (в Германии Д.-С. называли "русским Вьётаном"). В 1840 далряд концертов в Петербурге. Был солистом оркестра петерб. имп. т-ров. В 1845-60 концертировал во мн. городах России; гастролировал в Турции (1850, 1859), Любляне (Словения, 1862). Блестящий виртуоз, Д.-С. был ярким представителем романтич. направления в рус. скрипичном иск-ве 19 в. Его игра отличаласьполётом фантазии, силой и страстностью чувств. В особенности славился талантом импровизатора. Тонкийансамблист, Д.-С. способствовал распространению в провинции квартетной музыки. Оставил ряд скрипичныхпьес (изд. Рикорди в Милане): "Романсы без слов" ор. 2 и 3 (принадлежат к числу первых произв. жанра лирич. миниатюры в рус. муз. лит-ре для скрипки с фп.), "Воспоминания о Павловске" и др. Написал небольшуюпьесу "Рондино а ля Клошетти" ("Воспоминание о Паганини") на тему рондо из Второго концерта для скрипки соркестром Паганини (Милан, 1848), романсы и фп. пьесы.

Никола́й Я́ковлевич Афана́сьев (31 декабря 1820 (12 января 1821), Тобольск — 22 мая (3 июня) 1898, Санкт-Петербург) ― русский скрипач и композитор.

Музыкальное образование Афанасьев получил от своего отца, скрипача Якова Ивановича Афанасьева, который был внебрачным сыном князя Ивана Долгорукова. Проявив незаурядный талант, Афанасьев-младший уже в пятнадцать лет выступил с сольным концертом в Москве, а через два года был принят в оркестр Императорской оперы, где вскоре стал концертмейстером. В 1841 Афанасьев покинул этот пост и стал дирижёром частной крепостной оперы Шепелева в Выксе, где поставил несколько спектаклей. Через несколько лет он принял решение посвятить себя сольному исполнению, дал несколько концертов в крупнейших городах России и к 1851 осел в Петербурге, где также выступал как солист и руководил оркестром Итальянской оперы. С 1853 Афанасьев преподавал игру на фортепиано в Смольном институте. В 1857 концерты скрипача прошли в Германии, Франции, Англии, Швейцарии и Италии.

По возвращении с гастролей в Россию Афанасьев занялся сочинением музыки, и с этого времени стал известен почти исключительно как композитор. Перу Афанасьева принадлежит большое количество произведений, но большинство из них до сих пор не опубликованы. При жизни композитора успехом пользовались его камерные работы: так, струнный квартет «Волга», написанный около 1860 года, был удостоен первой премии Русского музыкального общества. Судьба оперАфанасьева сложилась более драматично: единственная постановка оперы «Аммалат-бек» по роману А. А. Бестужева-Марлинского состоялась в Мариинском театре 11 (23) ноября 1870 года и не имела успеха, другие же его сочинения для музыкального театра вообще не были исполнены или существуют лишь в рукописях.

В творчестве Афанасьева ярко проявляется влияние русского музыкального фольклора: нередко он использует мотивы и ритмы народных песен и танцев. В 1866 году под редакцией Афанасьева вышел в печать сборник народных песен, обработанных для четырёхголосного хора a capella. В своих мемуарах, написанных в 1890 году, Афанасьев описал музыкальную жизнь России середины XIX века. За два года до смерти музыкант был избран в почётные члены Русского музыкального общества.

 




2019-05-22 350 Обсуждений (0)
Камерно – ансамблевые произведения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Камерно – ансамблевые произведения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)