Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Keywords: France, immigrants, national identity.



2019-05-22 180 Обсуждений (0)
Keywords: France, immigrants, national identity. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На протяжении многих лет нарастающие и весьма противоречивые процессы глобализации ставят под угрозу национально-культурную самобытность стран, вовлеченных в объединительный процесс. Увеличение интенсивности миграционных потоков, интеграция культур способствуют обострению кризиса национальной идентичности. На сегодняшний день данная проблема приобретает особую актуальность, так как национальное деление остается ведущим принципом организации геополитического устройства мира.

Ключевым понятием исследования является национальная идентичность. Она означает осознание индивидуумом своей этнической общности и приобщение к ее этническим признакам: историческому прошлому, языку, культуре, религии. Общие элементы идентичности в большинстве случаев связывают между собой этнокультурные группы одного государства. Но нельзя исключать тот факт, что в пределах одной страны могут одновременно существовать несколько совершенно разных по этническому происхождению и культурно-религиозным традициям групп. Одним из таких государств является Франция. Чтобы выяснить причины неоднородности французской нации, стоит обратиться к истории.

Со второй половины XIX века Франция становилась огромной колониальной империей, захватывая обширные территории, преимущественно Северной Африки. Они обеспечивали метрополию не только сырьем, но и дешевой рабочей силой. Приглашение иммигрантов с целью удовлетворения собственных экономических интересов определило характер ведения миграционной политики Франции на годы вперед.

Причиной появления первой волны иммигрантов наряду с экономическими потребностями, было появление «избыточной» рабочей силы в североафриканских странах. Это связано с колониальной политикой французского государства, проявлявшейся в насильственной экспроприации земельной собственности, разрушении традиционного хозяйственного уклада и экономических связей в странах Магриба. Декрет 16 мая 1874 года разрешил иммигрантам въезд во Францию и послужил началом вовлечения иностранцев в производственную сферу. В 1912 году там насчитывалось до 3,5 тыс. магрибинцев, а к 1913 году их численность возросла практически в 10 раз и достигла 30 тыс. чел. [3, с. 3].

Первая и Вторая мировые войны также повлекли за собой большой приток рабочих североафриканского происхождения. Жители французских колоний приглашались во Францию с целью восполнения рабочей силы на производстве, а также компенсации людских потерь, как в рядах армии, так и среди граждан [3, с. 3]. Важен тот факт, что по завершении трудовой деятельности, более половины иммигрантов осталось в метрополии. Вследствие этого число магрибинцев на территории государства достигло 470 тыс. чел. после Первой мировой войны [3, с. 4] и около 1.7 млн. чел. после Второй мировой войны [3, с. 5].

Более того, с каждым годом их численность на территории Франции увеличивалась. С 1962 года количество приглашенных в страну составляло 35 тыс. чел. в год, а к 1972 году эта цифра возросла вдвое [3, c. 7]. Усилилась и концентрация магрибинцев среди всего иностранного населения: с 25,5 до 34,9% [3, с. 8]. Это связано с противоречивыми реформами французского правительства в сфере иммиграционной политики 70-х годов XX века. Во-первых, были введены трудовые контракты, по истечении которых североафриканские рабочие были обязаны вернуться на родину. Но контроль над их длительностью был весьма формален. Во-вторых, правительство объявило о прекращении приема иммигрантов, однако позволило им въезжать в страну на основе права о семейном воссоединении. В-третьих, рабочим-иммигрантам были предоставлены льготы, например, в течение 5 лет им выплачивались пособия по нетрудоспособности. Соответственно желание иностранцев перевезти свою семью во Францию и остаться там навсегда нарастало. В результате экономический характер миграций сменился социальным. Именно этот момент стал переломным не только для французской экономики, но и для нации.

Нарастающее число иммигрантов нуждалось в социальной адаптации. Она осуществлялась в соответствии с жесткой ассимиляционной политикой. Вплоть до 1970-х годов процесс был успешным, так как мусульмане-иммигранты осознавали свое временное пребывание в Западной Европе и не отличались строгим соблюдением религиозных обычаев. Примечательно также, что по инициативе французского правительства были специально построены мечети и приглашены имамы и талаба (духовые наставники) для лучшей адаптации мигрантов [2].

После 70-х годов XX в. желание иммигрантов обосноваться во Франции навсегда, повлекло трудности в ассимиляции. Полуторамиллионное мусульманское население представляло собой достаточно серьезную социальную силу, способную защитить свои интересы, сохранить культуру и традиции. Во избежание религиозных конфликтов государству потребовалось заменить строгий объединительный процесс более лояльным − интеграцией. Разница процессов заключается в том, что ассимиляция предполагает отказ иммигрантов от своей прежней идентичности и полное усвоение ценностей и моделей поведения, принятых на новой родине. В процессе интеграции же мигранты по-прежнему должны усвоить французские нормы, но в частной жизни они могут сохранять свою родную культуру. Такая попытка властей найти компромисс со временем привела к кризису национальной идентичности Франции, так как новый интеграционный процесс оказался безуспешным.

Главным препятствием на пути интеграции была исповедуемая иммигрантами религия – ислам. Присущие мусульманству традиции вступили в серьезные противоречия со светским характером Франции. «Дело о мусульманском платке» − один из наиболее серьезных конфликтов, случившийся в 1989 году. Три ученицы мусульманского происхождения отказались посещать образовательное учреждение из-за невозможности носить внутри здания хиджаб [4]. В связи с этим в 2004 и 2011 годах были введены запреты на ношение религиозных символов в публичных местах [9]. Более того, в сентябре 2011 года министром внутренних дел Клодом Геаном был введен запрет на молитвы на улицах [10]. К 2017 году увеличилось число конфликтов на работе. Газета Le Figaro заявила о 65% всех рабочих по стране, демонстрирующих свою причастность к исламу, которая выражалась в просьбе ввести выходной день по случаю определенного религиозного праздника, ношении религиозных символов, молении во время перерыва [8].

Не менее значимой причиной неудачной интеграции являлась дискриминация североафриканского населения со стороны французов. Она началась в конце 70-х годов в силу резкого притока иммигрантов в период экономического кризиса и роста безработицы во Франции. Парижский журнал Le Nouvel Observateur констатировал: «Иммигранты больше других стран страдали от безработицы, но их же упрекали в том, что они сами ее породили. На первоочередные жертвы инфляции взваливали ответственность и за это явление, к которому они никак не были причастны» [3, с. 8]. Вследствие необоснованных обвинений тенденция отторжения и дезинтеграции нарастала среди иностранцев. Молодежь становилась более радикальной и начала вступать в экстремистские исламские организации. С 1994 года противоречивые поводы для дискриминации сменились реальными причинами, в связи с началом террористической деятельности со стороны иммигрантов [7].

Со временем интеграция начала видоизменяться. Существует мнение, что в настоящее время наступает новый инклюзивный подход к объединению. Он предполагает замену исторически сложившихся традиций, культур обычаями вновь прибывших иммигрантов. Тенденции, отражающие инклюзивный подход объединения уже существуют в обществе.

Во-первых, с каждым годом увеличивается число коренных французов, исповедующих не свойственную им религию – ислам. Официальной статистики по расовым и религиозным отличиям во Франции не ведется из-за светского характера государства, однако некоторые данные существуют. В 1986 году численность добровольно принявших ислам составляла около 50 тысяч человек. К 2013 году коренных французов-мусульман насчитывалось 100 тысяч человек. По данным Мусульманских ассоциаций эта цифра достигала даже 200 тысяч [5]. Причины обращения к исламу разнообразны. Одни считают это наилучшим способом «отказаться от модернизма». Другие действуют в соответствии со своим окружением, желая быть более социально-интегрированными в мусульманских районах. Также большое значение имеет фактор смешанных браков. Многие французы меняют свое вероисповедание, так как религиозные исламские предписания не допускают брак мусульман с людьми иной религии. Стоит дополнить, что межрасовые браки позволяют узнать примерное соотношение местного и приезжего населения, ведь официальной статистики не ведется. Существует карта распространения дрепаноцитоза – генетического наследственного заболевания крови, проявляющегося в большинстве случаев у жителей африканского континента. По исследованиям на 2016 год средний процент заболевших во Франции составлял 39,39 %, а в отдельных регионах он достигал 73,56 % [6].

Во-вторых, демократизируется система образования. Упрощается школьная программа, вводится разное питание в соответствии с религиозными предписаниями, добавляются отдельные часы для посещения бассейна девочками-мусульманками, родной язык иммигрантов изучается наравне с французским [4]. Все эти меры повышают влияние малых этноконфессиональных групп во всех сферах жизни французского общества.

Таким образом, основной причиной деструктуризации современной французской нации в контексте миграционных процессов является неэффективная миграционная политика, проводимая французским правительством после 1970-х годов. В настоящее время администрация президента Франции Эммануэля Макрона ужесточает миграционное законодательство страны. Основные нововведения: усиление ответственности за незаконное пересечение границы (штраф – 3750 евро или год тюремного заключения), уменьшение сроков ходатайства о предоставлении убежища с года до 6 месяцев, увеличение срока содержания искателей убежища с 45 дней до 90, облегчение процедуры депортации иммигрантов [1].

Список источников и литературы:

1. Каса И. Осторожно, двери закрываются: Макрон начинает реформу миграционной политики Франции. URL: https://clck.ru/DNJKp (дата обращения: 7.05.2018).

2. Кудрявцев А. Мусульмане во Франции // Россия и мусульманский мир. 2002. № 11. С. 155-168.

3. Морозов Д.Ю. Североафриканская иммиграция во Франции. М., 2009.

4. Осипов Е. Фактор национальной идентичности в современной Франции. URL: https://interaffairs.ru/news/show/16672 (дата обращения: 21.03.2018).

5. Baume M. de la. More in France Are Turning to Islam, Challenging a Nation’s Idea of Itself. URL: https://nyti.ms/2BsdKxU (дата обращения: 7.05.2018).

6. Drépanocytose: la carte du grand remplacement mise à jour – Chiffres 2016. URL: https://clck.ru/DNJLx (дата обращения: 30.04.2018).

7. International migrant stock 2017: graphs. URL: https://clck.ru/DNJMm (дата обращения: 2.04.2018).

8. Kovacs S. Religion au travail: les cas conflictuels augmentent. URL: https://clck.ru/DNJNs (дата обращения: 26.03.2018).

9. Lantier A. L'Assemblée nationale française a voté l'interdiction de la burqa: une attaque contre les droits démocratiques. URL: https://clck.ru/DNJPa (дата обращения: 26.03.2018).

10. Leclerc J., Cornevin C., Dingreville A. Guéant: «Les prières dans la rue doivent cesser». URL: https://clck.ru/DNJQP (дата обращения: 29.03.2018).



2019-05-22 180 Обсуждений (0)
Keywords: France, immigrants, national identity. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Keywords: France, immigrants, national identity.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)