Задание для самостоятельной работы студентов по теме 2 (2 часа)
1. Проанализируйте виды прав и свобод, которые провозглашает Конституция Удмуртской Республики и РФ в различных сферах деятельности. Библиографический список 1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993г. - М. : Юристъ, 2010. - 55 с. 2. Конституция Удмуртской Республики. - Ижевск: «Удмуртия», 2010. – 72 с. 3. Войтович, В.Ю. Основы теории права : учеб. пособие / В.Ю.Войтович. - Ижевск : «Удмуртия», 2005. - 179 с. 4. Некрасов, С.И. Конституционное право Российской Федерации: пособие для сдачи экзамена, - М. : Юрайт-Издат, 2004. - 202 с. 5. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / В.Н. Хропанюк. под ред. В.Г. Стрекозова. - М. : «Интерстиль», 2000. - 377 с. 6. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учеб. для вузов. - М. : Норма, 2004. - 496 с. 7. Шкатулла, В.И. Правоведение: учеб. пособие. - М. : «Академия»,2007. - 464с. 8. Правоведение : учебник / В.А. Алексеенко, О.Н. Булаков, И.В. Зыкова, Н.Н. Косаренко и др. - М. : КНОРУС, 2010. - 472 с. Вопросы для самоподготовки и текущего контроля по теме 2 1.1. Дайте определение права в специальном юридическом смысле. 2. Когда возникло право? Его значение в гражданском обществе. 3. Что понимается под системой нормативного регулирования? Виды норм. 4. Что такое мораль? Связь права с моралью, экономикой, государством. 5. Что такое толкование норм права? 6. Назовите общие и отличительные черты права и морали. 7. Связь морали с профессиональной деятельностью человека, с его бытом. 8. Правовое государство: понятие и принципы. 2.1. Назовите основные правовые системы современности. 2. Что такое право в государственном смысле? 3. Что понимается под источником права? 4. Что такое правовой обычай? 5. Что понимается под юридическим прецедентом? 6. Что такое нормативно-правовой акт? 7. Назовите признаки нормативно-правового акта. 8. Что такое система права? 9. Что понимается под отраслями, подотраслями и институтами права. 3.1. Что такое закон? Стадии законодательного процесса. 2. Какие органы относятся к законотворческим, а какие к исполнительным? 3. Что такое подзаконные акты? Кто их принимает? 4.1. Что такое правовые отношения? Субъекты правоотношений. 2. Что такое законность? Ее сущность. 3. Назовите принципы законности, их особенности в применении. 4. Назовите основные идеи законности. 5. Что такое правопорядок? Его связь с законностью. 6. Какое государство можно назвать правовым? 7. Что понимается под общественным правопорядком? 8. Что такое гарантии законности и правопорядка? 5.1. Что понимается под юридической ответственностью? 2. Назовите виды юридической ответственности. Когда она наступает? 3. Что понимается под юридическими фактами? Их классификация. 4. Что понимается под правонарушением? Состав правонарушения. 5. Назовите виды правонарушений. Их общественная вредность. 6. Что такое преступление? Причины совершения преступлений.
Тема 3. Граждане (физические лица) План темы (33 контрольных вопросов) 1. Предмет и метод гражданского права. (6 вопросов) 2. Гражданское законодательство. (5 вопросов) 3. Правоспособность и дееспособность граждан. (10 вопросов) 4. Способы защиты гражданских прав. (7 вопросов) 5. Предпринимательская деятельность гражданина. Самостоятельная работа. 6. Наследственное право. Самостоятельная работа. Лекция – 2 часа. Семинар – 2 часа. Форма аттестации – устная и письменная. Квалификационные требования к студентам по теме 3: - владеть основными источниками гражданского права; - знать о том, что нарушенные права подлежат восстановлению и компенсации, имеют судебную защиту в судах общей юрисдикции и арбитражных; - уметь анализировать содержание задачи, используя ГК РФ. Задания для самостоятельной работы студентов по теме 3 (2 часа) 1. Проанализируйте доводы сторон по задачам и дайте свой ответ, ссылаясь на конкретные нормы закона. 2. Нарисуйте структуру четырёх частей Гражданского кодекса РФ. Библиографический список 1. Гражданский кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой РФ (Ч.1 от 30.11.1994 г., Ч.2 от 26.01.1996 г., Ч.3 от 26.11. 2001 г., Ч.4 от 18.12.2006 г.). 2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве // СЗ РФ. - № 24. - 2003. - 16 июня. 3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07 2003 № 112-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 21.06.2003). 4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О защите прав потребителей» принят ГД ФС РФ 07.02.1992. 5. Гришаев, С.П. Гражданское право : учебник / С.П. Гришаев. - М. : Юрист, 2009. - 496 с. Вопросы для самоподготовки и текущего контроля по теме 3 1.1. Понятие гражданского права. Что является предметом гражданского права? Назовите методы гражданского права. 2. Что относится к имущественным и неимущественным отношениям? 3. Что такое юридическое равенство и свобода? Права иностранных граждан. 4. Что такое диспозитивные и императивные нормы права? 5. Кто может быть субъектом гражданско-правовых отношений? 6. Что относится к гражданским правоотношениям? Назовите их виды. 2.1. Что относится к источникам гражданского законодательства? 2. Какие отношения регулирует гражданское законодательство? 3. Как действует гражданское законодательство во времени? 4. В чем сущность применения гражданского законодательства по аналогии? 5. В каких случаях применяются правила международного договора? 3.1. Что такое гражданская правоспособность? 2. Понятие «место жительства гражданина». 3. Какое значение для гражданина имеет его имя? Кто и когда его выбирает? 4. В чем заключается содержание правоспособности граждан? 5. Что такое дееспособность гражданина? Эмансипация. 6. Назовите виды дееспособности и права по этим видам. 7. Признание гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным. 8. Что такое опека и попечительство? Роль патронажа. 9. Случаи признания гражданина безвестно отсутствующим. 10. На основании чего гражданина признают умершим? Последствия явки гражданина, объявленного умершим. 4.1. Назовите способы защиты гражданских прав. 2. Что понимается под самозащитой гражданских прав? 3. Как осуществляется возмещение убытков? 4. Что относится к нематериальным благам гражданина? Как осуществляется компенсация морального вреда? 5. Что понимается под судебной защитой гражданских прав? Что такое подведомственность дел? 6. Дайте определение арбитражного суда. В чем его отличие от третейского суда, суда общей юрисдикции? 7. Что такое реальный ущерб и упущенная выгода? 5.1. Что такое предпринимательская деятельность гражданина? 2. Какие законы и нормативные акты должны соблюдать индивидуальные предприниматели? Ответственность при нарушении законов. 3. Что понимается под универсальной правоспособностью индивидуального предпринимателя? 4. Что понимается под несостоятельностью (банкротством) индивидуального предпринимателя? Имущественная ответственность при банкротстве. 5. Предпринимательская деятельность гражданина в сельском хозяйстве. 6.1. Наследственное право: очередность наследников, способы и место принятия. Задачи к теме 3 Задача 1 Несовершеннолетние Дворников 16 лет и Васильев 17 лет, угнав автомобиль, принадлежащий Дмитриеву, разбили его в результате нарушения правил дорожного движения. Дмитриев предъявил иск к Дворникову и Васильеву о возмещении вреда. Поскольку ни у Дворникова, ни у Васильева не было собственных средств, истец просил привлечь к солидарной ответственности их родителей, полагая, что ст.1080 ГК устанавливает солидарную ответственность не только самих причинителей вреда. Поскольку сами родители вред не причиняли, правило ст.1080 ГК на них не распространяется, и они должны нести не солидарную, а долевую ответственность. Кроме того, родители Дворникова и Васильева полагали, что ст.1080 ГК устанавливает солидарную ответственность лишь для случаев причинения вреда организациями – юридическими лицами, а не гражданами. Разберите доводы родителей Дворникова и Васильева и решите дело. Задача 2 Охотник-промысловик Никитин ушел в тайгу проверять поставленные им ловушки на пушных зверей и не вернулся. Через 6 лет, по заявлению сына, в судебном порядке он был объявлен умершим. Сын, являясь единственным наследником Никитина, должен был получить принадлежавший отцу жилой дом и другое имущество. За несколько дней, до вынесения судом упомянутого решения, сын Никитина погиб в автомобильной катастрофе. Поскольку других наследников у Никитина не было, все его имущество перешло государству. Дом был зачислен на баланс районной администрации, которая поселила там жильцов, а остальное имущество реализовано через комиссионный магазин. Через 7 месяцев возвратился охотник-промысловик Никитин. Оказалось, что в тайге он получил тяжелую черепно-мозговую травму от упавшего на него дерева и был в бессознательном состоянии подобран лесорубами, которые доставили его в ближайший населенный пункт. Документов у Никитина не было, а вследствие травмы он потерял память и не мог назвать своего адреса. В течение нескольких лет он лечился в различных медицинских учреждениях, а теперь поправился и возвратился домой. Узнав, что все его имущество перешло государству, он потребовал от администрации возврата дома и других принадлежавших ему вещей. В администрации ему разъяснили, что согласно законодательству ни дом, ни имущество не могут быть возвращены ему в натуре и что он, вправе претендовать только на денежную компенсацию. Правильно ли такое разъяснение? Задача 3 К 6-летнему Борису Орлову перешли по наследству от дедушки дача и автомашина. В связи с предстоящим переездом в другой город родители Бориса решили продать дачу одному из сослуживцев отца, а автомашину подарить двадцатилетнему брату Бориса, который со своей семьей проживал неподалеку и уезжать из города не собирался. Поскольку такие сделки подлежат нотариальному удостоверению, родители Бориса обратились к нотариусу с просьбой удостоверить договор дарения автомашины и купли-продажи дачи. Как должен поступить нотариус? Задача 4 10-летний Олег Соловьев пришел в коммерческий банк и попросил открыть на его имя вклад на 100 рублей. Работник – кассир предложила ему представить письменное разрешение родителей на открытие вклада. На следующий день Олег представил согласие родителей, после чего договор вклада был заключен. Впоследствии Олег неоднократно пополнял вклад небольшими суммами, сэкономленными из денег, которые он получал от родителей для различных покупок. Когда на счете оказалась 1000 рублей, он решил снять эту сумму и приобрести для себя игровую компьютерную приставку. Однако кассир отказалась выдать ему указанную сумму, сообщив, что Олег сможет получить деньги со своего вклада по достижении совершеннолетия. Его родителям выдавать деньги с вклада, открытого на имя Олега, также не разрешается. Прав ли кассир? Какие права имеют несовершеннолетние в отношении вкладов в кредитных учреждениях? Задача 5 Федоров отбывал наказание в колонии и освободился 1 мая 2010 г, а 25 февраля 2010 г. у него умерла мама, после которой осталась приватизированная квартира.Федоров был ее единственным сыном. Что он может предпринять и в какой срок, чтобы оформить наследство? Задача 6 Иванов в 2008 г. переехал жить вг. Пермь, оставив в Москве жену и малолетнего ребенка. С 2009 г. стал сожительствовать с гражданкой Петровой, в 2009 г. Иванов приобрел иоформил на свое имя автомобиль и гараж, а в 2010 г. умер, не оставив завещания. Кто будет наследовать имущество Иванова, приобретенное за то время, и в какой доле? Брак с бывшей женой не расторгнут. Задача 7 Супруги Сидоровы жили 20 лет вместе. В течение этого времени они нажили дом, автомобиль. Родственники есть только у Сидоровой: брат и сестра. Детей в браке нет. В 2009 г. умерла Сидорова. Кто будет наследником? В 2011 г. умер Сидоров. Кто будет наследником тогда?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |