В результате прохождения преддипломной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Таблица 1
№ п/п
Номер / индекс компетенции
Содержание компетенции (или ее части)
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать
Уметь
Владеть
1.
ОК - 11
Владеет системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения.
Устанавливать психоэмоциональный контакт с сотрудниками образовательного учреждения и машиностроительного предприятия.
Методиками организации коммуникативного взаимодействия, оценки психологического состояния других людей в условиях профессиональной деятельности.
2.
ОК - 19
Владеет технологией научного исследования.
Определять цели и задачи работы.
Методикой научного исследования.
3.
ОК - 21
Готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др..
Аргументировано объяснить и защитить свои предложения по совершенствованию технологического или педагогического процесса.
Навыками аргументации при поиске новых решений для совершенствования технологического или педагогического процесса.
4.
ОК - 26
Умеет моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач.
Планировать этапы своей деятельности для решения конкретных технических и профессионально-педагогических задач.
Продолжение таблицы 1
5.
ОК - 27
Готов анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности.
Методикой анализа учебно-программной документации.
6.
ОК - 28
Владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.).
7.
ПК - 12
Готов к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих (специалистов).
8.
ПК - 13
Готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально- педагогических задач.
9.
ПК - 16
Способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов).
10.
ПК - 28
Готов к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов).
11.
ПК - 29
Готов к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности.
12.
ПК - 33
Готов к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности.
Продолжение таблицы 1
13.
ПСК - 1
Готов участвовать в разработке и реализации технологических процессов металлургического и литейного производства в процессе обучения рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня.
Методикой выбора и анализа основных и вспомогательных материалов для изготовления отливок и литейных форм, способом реализации основных технологических процессов, анализа рабочих чертежей деталей.
Методикой оценки оптимальности технологических процессов металлургического и литейного производства.
14.
ПСК - 2
Способен участвовать в практическом освоении металлургического и литейного производства на предприятии и в образовательном учреждении.
Методикой анализа технологических возможностей оборудования для решения конкретных задач.
Методикой выбора современного металлургического и литейного оборудования.
Методикой анализа и организации мероприятий по контролю и улучшению качества продукции.
Окончание таблицы 1
15.
ПСК - 3
Способен участвовать в выполнении заданий по разработке, пересмотру, актуализации и применению нормативных документов в сфере технологии и менеджмента в металлургических производствах в процессе обучения рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
Методикой выбора и анализа требований предъявляемых стандартом, техническими условий и другой нормативной документацией по обеспечению качества продукции, в том числе, в процессе подготовки по рабочей профессии
16.
ПСК - 4
Готов выполнять работы по организации технологии и технологическому менеджменту в металлургических производствах и образовательном учреждении
Методикой выбора и анализа исходных информационных данных для проектирования производства
4. Структура и содержание преддипломной практики
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Таблица 2
№ п/п
Разделы (этапы) практики
Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов
Формы текущего контроля
Организационный этап
1.1. Определение направления дипломного проектирования студентом: технологического или методического.
1.2. Определение мест для прохождения преддипломной практики и закрепление руководителей практики от кафедры.
1.3. Подготовка проекта приказа о преддипломной практике студентов.
1.4. Проведение организационного собрания перед началом преддипломной практики.
Задание на преддипломную практику
Продолжение таблицы 2
Подготовительный этап
Направление дипломного проектирования – технологическое
2.1. Оформление на предприятие, прохождение инструктажа по технике безопасности и правилам внутреннего распорядка.
2.2. Знакомство с отделом главного металлурга, номенклатурой выпускаемой продукции.
2.3. Подбор рабочего чертежа детали (отливки) для дипломного проектирования. Согласование его с руководителем практики от кафедры.
2.4. Для утвержденного чертежа детали (отливки) подбирается комплект технологической и конструкторской документации.
Направление дипломного проектирования – методическое
2.1. Знакомство с учебным заведением или учебным центром машиностроительного предприятия, его материально-технической базой, изучение оснащения кабинетов, лабораторий и мастерских.
2.2. Прикрепление к преподавателю по предмету металлургического профиля или к специалисту по подготовке кадров.
Рабочий чертеж детали и отливки
Комплект технологической документации (ТУ. ТИ, ТК)
Сборочные чертежи литейной оснастки *
Чертежи модельно-литейных указаний*
Этап обработки и анализа полученной информации
Направление дипломного проектирования – технологическое
3.1. Определить назначение, годовой объем выпуска, тип производства выбранного изделия.
3.2. Проанализировать существующий на заводе способ изготовления исходной отливки для выбранной детали и на основе технико-экономического анализа доказать его целесообразность или предложить другой, оптимальный вариант.
3.3. Ознакомиться с существующим на предприятии технологическим процессом изготовления отливки для детали и составить его общую характеристику.
3.4. Выявить наиболее узкие места технологического процесса, причины брака и наметить пути совершенствования технологического процесса.
3.5. Собрать данные о стоимости применяемого оборудования и предлагаемого в проекте.
3.6. Собрать материалы по текущим затратам на производство литья.
3.7. По вопросам охраны труда и окружающей среды изучить следующие вопросы:
– соответствие расположения оборудования существующим нормативам;
– наличие ограждений рабочих зон;
– уровень освещенности рабочих мест, уровень шума, уровень вредных выбросов на предприятии;
– наличие средств коллективной и индивидуальной защиты на рабочих местах;
– меры по предотвращению поражения электрическим током;
– мероприятия, проводимые на предприятии по охране окружающей среды.
3.8. Определить профессии рабочих, которые требуются для выполнения работ на вновь вводимых, усовершенствованных операциях технологического процесса с помощью нового оборудования, оснастки для разработки методической части дипломного проекта.
3.9. Изучить систему внутрифирменной подготовки и переподготовки рабочих кадров на предприятии.
Направление дипломного проектирования – методическое
3.1. Рассмотреть цели и задачи дисциплины и всей подготовки рабочего, структуру и содержание дисциплины.
3.2. Познакомиться с методикой и дидактическими средствами обучения по дисциплине.
3.3. Сделать выводы о том, что требует изменений, теоретически обосновать необходимость совершенствования педагогического процесса
3.4. Выполнить анализ психолого-педагогической литературы и других источников по вопросам, раскрывающим возможные варианты изменений исходного педагогического процесса (существующих педагогических технологий, дидактических средств, методик обучения и контроля и т.д.)
Назначение детали (отливки)
Годовая программа выпуска
Тип производства
Исходная отливка
Технологические инструкции, применяемое оборудование, модельно-литейная оснастка, способы контроля, контрольный инструмент, приспособления и т.д.
Предложения по совершенствованию заводского технологического процесса
Материалы для экономического раздела
Материалы для раздела по безопасности жизнедеятельности
Материалы по охране окружающей среды
Профессии рабочих и их трудовые операции, выполняемые в существующем и новом технологическом процессе
Описание системы внутрифирменной подготовки и переподготовки рабочих кадров
Учебный план подготовки рабочих по металлургическим специальностям
Цель, задачи, структура и содержание дисциплины
Методическое обеспечение дисциплины
Предложения по совершенствованию педагогического процесса
Вывод о выборе конкретного варианта совершенствования исходного процесса и его теоретическое обоснование
Конкретизация содержания практической разработки в дипломной работе
Продолжение таблицы 2
4.
Подготовка отчета по практике
Направление дипломного проектирования – технологическое
При сборе данных для технологического дипломного проекта в отчете следует привести:
– название детали (отливки), сведение о назначении детали и ее применение, материале из которого она изготавливается, анализ её технологичности и дефектов при ее изготовлении на существующем предприятии и мероприятия по их устранению;
– сведения об используемых способах изготовления отливок на предприятии;
– обоснование целесообразности применяемого метода или предложение другого;
– краткое описание существующего технологического процесса с указанием оборудования, технологических инструкций, основных и вспомогательных материалов, модельно-литейной оснастки, инструмента, экономических показателей;
– конкретные предложения по улучшению технологического процесса;
– материалы по вопросам охраны труда и окружающей среды;
– предложения по видам профессий, области деятельности и трудовым операциям рабочих и специалистов, для подготовки которых будет разработана методическая документация;
– список литературных источников.
В приложение к отчету следует поместить:
– чертежи детали и отливки с модельно-литейными указаниями; – технологические карты, инструкции на существующий технологический процесс;
– сборочные чертежи на модельно-литейную оснастку, которую предлагается модернизировать в дипломном проекте;
Отчет по преддипломной практике
Окончание таблицы 2
Направление дипломного проектирования – методическое
При подготовке к дипломной работе, связанной с разработкой вопросов методики преподавания, в отчете следует привести:
– краткую квалификационную характеристику рабочего, подготавливаемого в учебном заведении;
– цели, задачи, структура и содержание дисциплины, по которой планируется выполнение методической разработки;
– сведения об используемом методическом обеспечении на дисциплине;
– теоретическое обоснование необходимости изменения педагогического процесса;
– литературный обзор психолого-педагогической литературы и других источников, раскрывающий возможные варианты изменений исходного педагогического процесса;
– состав разрабатываемой документации и дидактических средств в практической части дипломной работы;
– список литературных источников.
В приложение к отчету следует поместить:
– учебно-программную документацию (учебный план подготовки рабочего, рабочую программу дисциплины);
– примеры методического обеспечения, планируемого для переработки.
Отчет по преддипломной практике
Защита отчета кафедральным руководителям
Подготовка к защите
Дифференцированный зачет
*По согласованию с руководителем преддипломной практики от кафедры