Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка к выступлению



2019-05-24 184 Обсуждений (0)
Подготовка к выступлению 0.00 из 5.00 0 оценок




ЭТИКА И КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Успеху или неуспеху профессиональной деятельности в значительной способствует овладение основами ораторского искусства. Казалось бы, есть профессии, в которых умение выступать не играет большой роли. Например, хирургу не обязательно быть хорошим оратором. С одной стороны, это так, ему требуются другие навыки, с другой — и хорошему хирургу приходится выступать на производственных совещаниях, конференциях, читать лекции студентам. Для руководителей и деловых людей выступать является важнейшим признаком профессиональной пригодности. Ораторское искусство изучает риторика. Сам термин «риторика» происходит от слова «ритор» — оратор и в античности означал «ораторское искусство. Великий Аристотель определял риторику как «возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». И пояснял, что «каждая другая наука может научать и убеждать только относительно того, что принадлежит ее области». Например, врачебное искусство — относительно того, что способствует здоровью или ведет к болезни, геометрия — относительно возможных между величинами изменений, арифметика — относительно чисел, то же можно сказать и об остальных науках. И только риторика «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета, потому-то мы и говорим, что она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов».

Риторика изучает закономерности порождения, передачи и восприятия речи и качественного текста. В настоящее время риторику рассматривают как теорию и искусство речи, фундаментальную науку, изучающие объективные законы и правила речи.

Прикладным направлением общей риторики является деловая риторика, которая представляет собой науку об убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. Правильная речь вызывает у слушателя уважение и к оратору, и к тому, что он произносит.

Марк Туллий Цицерон — древнеримский политик и философ, блестящий оратор, так определял задачи, которые должен решить выступающий при произнесении речи: «Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление».

Итак, хороший оратор должен:

• научить;

• доставить удовольствие;

• повести за собой.

Если нечему учить, то незачем и выступать, а научить может тот, кто досконально знает предмет, о котором говорит. Цицерон считал, что речь должна вытекать и развиваться из знания предмета, а «если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием». Доставить наслаждение может только тщательно подготовленная речь, в которой учтены интересы слушателей. Если выступающий не заботится о том, как его будут воспринимать, то поступает неэтично, поскольку не уважает слушателей. Повести слушателей за собой — означает передать им свое видение предмета, вызвать интерес к своим идеям. Стоит ли выступать, если эти условия не выполнены? Нет, оратор ничему научить не может, если сам плохо разбирается в предмете, его речь вызывает не наслаждение, а раздражение, а идти за ним никто не собирается. ,

Умению говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в античности. Конечно, разговор по канонам античной риторики сейчас будет выглядеть экстравагантно, но, тем не менее, для успешного делового общения жизненно необходимо овладеть основами культуры речи. Искусству говорить можно и нужно учиться. Как говорил Цицерон: «Поэтами рождаются, ораторами становятся».

Подготовка к выступлению

Успех выступления во многом определяется временем, затраченным на его подготовку. Прежде, чем выступать с речью, ее нужно подготовить. То, какой мате­риал собирать, как его скомпоновать, определяется видом речи, которые в сфере деловых отношений весьма разнообразны. Сюда относятся: до­клад на совещаниях и конференциях, информационная речь, выступление на презентациях, речи по случаю торжественных случаев — подписания контракта, юбилея, праздника и т.д.

В недалеком прошлом приходилось тратить много времени на сбор ин­формации. В настоящее время благодаря доступу к электронным ресурсам собрать информацию значительно проще. Однако здесь возникает про­блема: как отделить информацию от информационного шума. Человеку, плохо знающему предмет выступления, сделать это сложно. Приведем пример. Студенты выступают на семинарах с докладами по той или иной теме. Многие из них считают, что подготовка заключается в поиске подходящей темы в Интернете. На вопрос преподавателя, на основе каких материалов создан доклад или презентация, следует стандартный ответ: информация взята в Интернете, причем кто автор текста — неизвестно. Информация — это не вещь, ее взять нельзя. К тому же любая информация должна быть проверена с точки зрения ее достоверности.

Еще раз обращаем внимание, что все материалы должны прорабаты­ваться — отбирать нужное, отсеивать лишнее, проверять на достоверность, критически анализировать представленные позиции. Собранные матери­алы носят вспомогательный характер, они могут подтверждать авторскую позицию, могут ей противоречить, но идея выступления определяется ора­тором, от чего зависит и компоновка материала.



2019-05-24 184 Обсуждений (0)
Подготовка к выступлению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка к выступлению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)