Подготовка к выступлению
ЭТИКА И КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Успеху или неуспеху профессиональной деятельности в значительной способствует овладение основами ораторского искусства. Казалось бы, есть профессии, в которых умение выступать не играет большой роли. Например, хирургу не обязательно быть хорошим оратором. С одной стороны, это так, ему требуются другие навыки, с другой — и хорошему хирургу приходится выступать на производственных совещаниях, конференциях, читать лекции студентам. Для руководителей и деловых людей выступать является важнейшим признаком профессиональной пригодности. Ораторское искусство изучает риторика. Сам термин «риторика» происходит от слова «ритор» — оратор и в античности означал «ораторское искусство. Великий Аристотель определял риторику как «возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». И пояснял, что «каждая другая наука может научать и убеждать только относительно того, что принадлежит ее области». Например, врачебное искусство — относительно того, что способствует здоровью или ведет к болезни, геометрия — относительно возможных между величинами изменений, арифметика — относительно чисел, то же можно сказать и об остальных науках. И только риторика «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета, потому-то мы и говорим, что она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов». Риторика изучает закономерности порождения, передачи и восприятия речи и качественного текста. В настоящее время риторику рассматривают как теорию и искусство речи, фундаментальную науку, изучающие объективные законы и правила речи. Прикладным направлением общей риторики является деловая риторика, которая представляет собой науку об убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. Правильная речь вызывает у слушателя уважение и к оратору, и к тому, что он произносит. Марк Туллий Цицерон — древнеримский политик и философ, блестящий оратор, так определял задачи, которые должен решить выступающий при произнесении речи: «Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление». Итак, хороший оратор должен: • научить; • доставить удовольствие; • повести за собой. Если нечему учить, то незачем и выступать, а научить может тот, кто досконально знает предмет, о котором говорит. Цицерон считал, что речь должна вытекать и развиваться из знания предмета, а «если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием». Доставить наслаждение может только тщательно подготовленная речь, в которой учтены интересы слушателей. Если выступающий не заботится о том, как его будут воспринимать, то поступает неэтично, поскольку не уважает слушателей. Повести слушателей за собой — означает передать им свое видение предмета, вызвать интерес к своим идеям. Стоит ли выступать, если эти условия не выполнены? Нет, оратор ничему научить не может, если сам плохо разбирается в предмете, его речь вызывает не наслаждение, а раздражение, а идти за ним никто не собирается. , Умению говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в античности. Конечно, разговор по канонам античной риторики сейчас будет выглядеть экстравагантно, но, тем не менее, для успешного делового общения жизненно необходимо овладеть основами культуры речи. Искусству говорить можно и нужно учиться. Как говорил Цицерон: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Подготовка к выступлению Успех выступления во многом определяется временем, затраченным на его подготовку. Прежде, чем выступать с речью, ее нужно подготовить. То, какой материал собирать, как его скомпоновать, определяется видом речи, которые в сфере деловых отношений весьма разнообразны. Сюда относятся: доклад на совещаниях и конференциях, информационная речь, выступление на презентациях, речи по случаю торжественных случаев — подписания контракта, юбилея, праздника и т.д. В недалеком прошлом приходилось тратить много времени на сбор информации. В настоящее время благодаря доступу к электронным ресурсам собрать информацию значительно проще. Однако здесь возникает проблема: как отделить информацию от информационного шума. Человеку, плохо знающему предмет выступления, сделать это сложно. Приведем пример. Студенты выступают на семинарах с докладами по той или иной теме. Многие из них считают, что подготовка заключается в поиске подходящей темы в Интернете. На вопрос преподавателя, на основе каких материалов создан доклад или презентация, следует стандартный ответ: информация взята в Интернете, причем кто автор текста — неизвестно. Информация — это не вещь, ее взять нельзя. К тому же любая информация должна быть проверена с точки зрения ее достоверности. Еще раз обращаем внимание, что все материалы должны прорабатываться — отбирать нужное, отсеивать лишнее, проверять на достоверность, критически анализировать представленные позиции. Собранные материалы носят вспомогательный характер, они могут подтверждать авторскую позицию, могут ей противоречить, но идея выступления определяется оратором, от чего зависит и компоновка материала.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |