Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Просьба сыновей Зеведеевых



2019-05-24 225 Обсуждений (0)
Просьба сыновей Зеведеевых 0.00 из 5.00 0 оценок




Жертвенный путь.

Третье предсказание о смерти и воскресении.

Евангелист в своем повествовании следует за Иисусом на его пути. Сначала Иисус шел на север, в селения возле Кесарии Филипповой, потом на юг и, через Галилею и Иудею, к Иерусалиму. В третий раз Марк сообщает о том, что Иисус возвещает свои Страсти. Зная, что в Иерусалиме Он «предан будет первосвященникам и книжникам», Он не уклонялся от своего пути, но решительно и целеустремленно, «восходя в Иерусалим, шел впереди» своих последователей, так что они «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе». Страх имел основания: Иисус не преуменьшал того, что Ему - и, возможно, им - предстоит испытать.

Дважды повторяется выражение «восходить в Иерусалим». Оно, как правило, употреблялось в отношении паломников, направлявшихся в столицу, которая расположена на высоте нескольких сотен метров над уровнем моря. В Писании Иерусалим иногда называется «святой горой», или Сионом, по имени одного из холмов в центральной части города. В Иерусалим «восходят». Но в евангельском тексте этот глагол приобретает еще дополнительный смысл «восхождения» через Крест к Богу.

С каждым разом предсказания Иисуса обрастают новыми подробностями. Перечисляются шесть актов Божественной драмы Страстей Христовых: арест по приказу первосвященников и книжников, то есть Синедриона; приговор; передача язычникам, то есть римским властям; надругательства[1]; убийство и - по ту сторону смерти - Воскресение.

В третий раз ученики слышат предсказание о том, что их Учителя, которого они уже исповедали Мессией, в Иерусалиме ожидает смерть. Но в их представлении эти два момента - победоносное мессианство и осуждение на смерть – казались несовместимыми. Откровения Иисуса пугают их, вселяют в них страх, но понять эти откровения о Смерти и Воскресении Сына Человеческого они пока не в состоянии. Они слушают, но все еще не слышат. Об этом непонимании, о замкнутом слухе повествует следующий рассказ о просьбе сыновей Зеведеевых - Иакова и Иоанна.

Просьба сыновей Зеведеевых

«И в третий день воскреснет». Этими словами завершается предыдущая речь Иисуса Христа. Эта конечная перспектива дает братьям Иакову и Иоанну, двум сыновьям Зеведея, повод заранее позаботиться и об их собственном будущем. Ведь Иисус в качестве Сына Человеческого после своего Воскресения станет судить Израиль и все народы. В этом не было сомнений, ибо о Сыне Человеческом в Книге пророка Даниила сказано, что «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7:14). Поэтому стоило заранее обеспечить себе лучшие позиции в грядущем Царстве. После победы Иисуса и после полного триумфа сыновья Зеведеевы хотели быть его «правой и левой рукой». Они просят Иисуса: «Учитель!...Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей»[2]. Они желают быть «первыми». И это несмотря на то, что им только что было сказано, что «будут первые последними, и последние первыми» (Мк 10:31). Иисус ответил им отрезвляющими словами: «Не знаете, чего просите!»

Но сыновья Зеведеевы все еще плохо понимали сущность того Царства, которое «приблизилось» с приходом Иисуса. Своей просьбой они показали, что они до сих пор не поняли также и того, что путь их Учителя уже сейчас ведет в страдания. «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Иисус употребляет здесь два образа, символизирующие страдания.

Чаша в античности могла означать как благую, так и злую участь. По иудейскому обычаю царь подавал на пирах чаши своим гостям. И в Ветхом Завете чаша могла быть метафорой жизни, которую Бог ниспосылает людям. «Чаша моя преисполнена», - сказал псалмопевец (Пс 22:5) о счастливой жизни и о счастливых переживаниях, ниспосланных ему Богом. Но чаще в Библии чаша означает несчастье и погибель, символ Суд Бога над беззаконниками. Так в Псалме 74-м:

Ибо чаша в руке Господа,

вино кипит в ней, полное смешения,

и Он наливает из нее.

Даже дрожжи ее будут выжимать

и пить все нечестивые земли (Пс 74:9).

Так и пророк Исаия, размышляя о бедах и несчастьях, постигших Израиль, пишет, что Иерусалим «выпил чашу ярости Господа» (Ис 51:17).

Другая употребленная Иисусом метафора - крещение. Это слово может вести к заблуждению. Иисус говорит о крещении, которым Он будет креститься. Буквально глагол, переведенный как «крестить» (βαπτίζω), - о чем уже шла речьвыше, - означает «погружать». В техническом смысле, каквсем известно, он употребляется для описания религиозного таинства крещения. Но этот же глагол «погружать» можетбыть использован и в переносном смысле. Человек можетбыть «погруженным» в то или иное состояние, или, например, «погрязнуть в...». Этот же глагол употребляется и тогда,когда говорится о тонущем человеке или судне. В Писании«погружение» (традиционный перевод «крещение») можетозначать погибель, в которую человек погружен, как в водныепотоки. Псалом описывает скорбь человека: «Унывает во мне душа моя... Все воды Твои и волны Твои прошли надо мною» (Пс 41:7-8). Другой псалом благодарит Бога за избавление от погибели:

Если бы не Господь был с нами, - да скажет Израиль, -

если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,

то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;

воды потопили бы нас, поток прошел бы над душою нашею;

прошли бы над душою нашею воды бурные (Пс 123:1-5).

Так что употребленная Иисусом метафора «крещения» (погружения) не имеет ничего общего с обрядом или тайнством крещения. Речь идет, как и в случае «чаши», о предстоящих страданиях, о погруженности в ненависть, боль и смерть. Все это предстоит испытать Иисусу. Могут ли они, Иаков и Иоанн, принять все это?

Не давая себе труда задуматься, братья легкомысленно отвечают: «Можем». Иисус продолжает: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано». Если бы только братья знали, что справа и слева от Иисуса будут распяты два разбойника. Но ведь они в страхе бежали от Креста! Итак, чашу они выпьют: Иисус предсказывает мученическую кончину братьев Зеведеевых. Действительно, Иаков был первым апостолом-мучеником, казненным по приказу Ирода Агриппы I - внука Ирода Великого (Деян 12:2). Иоанн, по всей видимости, дожил до старости. Но и он подвергался преследованию со стороны римских властей в эпоху гонений при императоре Домициане и был сослан на остров Патмос.

Далее Иисус утверждает, что не в его власти определять иерархию в Царстве. Это - дело Бога, который не отдает предпочтения «первым», «властным» и «сильным». У Бога другие меры и другие оценки. Окончательное решение во всем принадлежит Богу, и решать посмертную судьбу каждого будет Бог.

Понятно, что поступок Иакова и Иоанна вызвал глубокое возмущение у других учеников. «И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна». Снова начал разгораться старый спор о преимуществах, о том, кто должен быть большим. Но Иисус сразу принял меры. Он, «подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Именно так определяется иерархия в церкви. Неслучайно Иисус трижды повторяет слова «между вами».

Основание для такого по земным понятиям абсурдного переворачивания привычных отношений между учениками лежит в пришествии Самого Иисуса. Смысл своего пришествия Иисус толкует одним важным понятием из Писания: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Здесь слово «душа» понимается в библейском смысле – как «жизнь». Соответственно, «отдать душу» - то же, что «отдать жизнь». Труднее с образом «искупления», который появляется здесь в Евангелии в первый и единственный раз. К сожалению, этот библейский образ часто в истории понимался и толковался неправильно.

Когда в разговоре с двенадцатью учениками Иисус говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45), Он не только опирается на библейское представление о выкупе, но конкретно соотносит себя с пророчеством Исаии (Ис 43:3-4). Однако при этом Он вносит в это пророческое высказывание значительные изменения. Там сказано, что за Израиль в качестве выкупа отдаются африканские страны Египет, Эфиопия и Савея. А Иисус говорит о том, что Он пришел, чтобы отдать свою собственную жизнь, чтобы избавить многих от гибели, в которую они ввергли себя своим неповиновением и неверностью. Насколько революционно звучало это высказывание Иисуса, можно полностью осознать, только помня о том, что, согласно общим иудейским ожиданиям, грядущий Сын Человеческий должен воссесть на престоле для суда над людьми! Это казалось само собой разумеющимся. Так и должно быть по природе вещей: сильные, наделенные властью всегда возвышаются над другими. И вот, вопреки этому ожиданию, Иисус говорит совсем иное: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить!» (Мк 10:45).

В этом причина, почему в обществе Иисуса Христа не может быть стремления к первым местам, о которых мечтали Иаков и Иоанн Зеведеевы. Поскольку Он пришел для того, чтобы своим участием и самопожертвованием спасти людей от власти смерти, по его следам действительно идут только те, которые живут не за счет других, но живут для того, чтобы другим дать жизнь и возрождение.

Остается разобрать еще один момент. Что означает «искупление многих». Не всех, а только «многих». Кого «многих»? Чтобы это правильно понять, надо знать об особенности употребления слова «многие» в семитских языках. В европейских языках слово «многие» подразумевает «многие, но не все». В древнееврейском языке слово «многие» означало просто «множество» безотносительно к количеству и понималось как «все». Смерть Иисуса Христа - искупление, то есть освобождение от власти греха и смерти всех, кто примет этот дар спасения и последует за Христом. Смерть Иисуса -заместительная жертва. Он ведь умирает не за свои грехи, а берет на себя грехи других. В словах Иисуса Христа об искуплении «многих» слышится отголосок пророчества Исаии о страдающем Рабе Господнем: «Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис 53:4-5, 11).

 

 


[1] Описание надругательств напоминает пророка Исаию: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис 50:6). Сенека пишет о том, что было принято плевать в лицо тому, кого вели на казнь (Seneca, dial. XII 13, 7, см. в: Joachim Gnilka, Das Evangelium nach Markus Teilbd. 2, S. 97).

[2] В Евангелии от Матфея евангелист влагает эту просьбу в уста их матери Саломии, которая просит за своих любимых сыновей (Мф 20:20). Дело в том, что евангелист Марк пишет, не сглаживая углов. Матфей в своей редакции предания стремился избежать неблагоприятного впечатления от поведения почитаемых в его церкви апостолов. Тяжесть перенесена на мать.



2019-05-24 225 Обсуждений (0)
Просьба сыновей Зеведеевых 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Просьба сыновей Зеведеевых

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)