Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комплекс артикуляционных упражнений



2019-05-24 231 Обсуждений (0)
Комплекс артикуляционных упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок




для постановки звуков [Р], [ Р’ ].

45. «Улыбка – хоботок» - губы растянуть в улыбку, чтобы видны были сомкнутые губы, произносить звук «И». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Затем вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», произносить звук «У». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Повторить 5-6 раз.

46. «Толстячки-Худышки» - ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 сек. Губы сомкнуты!

47. «Хомяк» - язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 сек. Рот закрыт. Ребенок контролирует движение языка, приложив пальчики снаружи щек.

48. «Обезьянка» - чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 3-5 сек.

49. «Бульдог» - чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 3-5 сек.

50. «Обезьянка-Бульдог».

51. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, сделать «лопаточку». Затем загнуть вверх края широкого языка и установить язык в форме «чашечки». Внимание! Язык не должен лежать на нижней губе! Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «лопаточка», распластать широкий язык на нижней губе, и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. Можно также завернуть широкий язык на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. Внимание! Язык должен быть широким! Удерживать язык в таком положении под счёт до 5-7. Повторить 5 раз.

52. «Чашечка» с конфеткой. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык лежит на нижней губе. На серединку языка положить кусочек мармелада. Ребенку нужно занести язык в рот в виде чашечки. (см. видео).

53.  «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Важно! 1. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык широкий, в форме «чашечки». 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Лопаточка», распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая пальцами (с бинтом).

54. «Ступеньки» (чередование «чашечка» на верхней губе - «чашечка» на верхних зубах - «чашечка» вверху за зубами) – улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме «чашечки» на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем на верхние зубы. Удерживать в каждом положении 5-10 сек. Важно! 1. Следить за тем, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна. 2. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.

55. «Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Усложнение: на кончик носа положить кусочек ватки и сдуть его, он должен улететь вверх. Важно! 1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. 2. Не сжимать язык зубами. 3. Выдох плавный, длительный.

56.  «Не разбей чашечку» - придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать его и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 сек., не разрушая чашечки. Важно! 1. Двигается только язык, губы остаются неподвижны. 2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребенка положения на выбор: «чашечка» снаружи, «чашечка» внутри.

57.  «Шмель» - улыбнуться, положить широкий распластанный язык на нижнюю губу, загнуть его края «чашечкой» и втянуть чашечку за верхние зубы.  Добавить голос. Должен получиться звук, похожий на «ж». Внимание! Следить за тем, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Язык не должен касаться нижних зубов, рот не закрывать, улыбка широкая. При правильном выполнении упражнения воздушная струя проходит по середине языка.

58.  «Барабан» - губы в широкой улыбке, сделать «Чашечку», занести «чашечку» в рот и кончиком языка отчётливо барабанить по бугоркам за верхними зубами. Должен получиться звук, напоминающий английский звук [D]. Внимание! Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна. Работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук произносится чётко, ритмично.

59.  «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка. Важно! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

60.  «Грибочек» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 сек. Важно! 1. Следить за тем, чтобы подбородок опускался вниз, не отклоняясь влево или вправо. 2. Рот открывать на такую ширину, чтобы ребенок чувствовал напряжение уздечки. 3. Выполнение упражнения без усилий со стороны ребенка не имеет смысла. Темп выполнения – медленный, размеренный.

61.  «Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот. При этом подъязычная связка растягивается. Постепенно надо раскрывать рот все шире и шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

62.  «Заводим мотоцикл» - улыбнуться и протяжно произносить нижнеязычный звук [З] (кончик языка находится у оснований нижних резцов). Верхние резцы должны находится над нижними, между ними небольшая щель. Затем, не прерывая голосоподачи, следует перевести кончик зыка вверх, на альвеолы у оснований верхних зубов. Послышится фрикативный звук [r]. Звук должен быть максимально звонким. Затем следует сильно подуть на кончик языка, при этом воздушная струя должна быть настолько сильной, чтобы язык завибрировал. В результате получится «з-рррр».

63.  «Парус» - очень звонко и протяжно произносить звук [Д], как можно дольше прижимая кончик языка к альвеолам верхних передних зубов. При этом струя выдыхаемого воздуха должна быть настолько сильной, чтобы язык-парус «затрепетал» на ветру так, чтобы «ветер порвал парус» (оторвал кончик языка от альвеол). На подставленной ко рту ладони должен ощущаться этот «порыв ветра». В результате должно получится звукосочетание «д-рррр».

Вариант 2. Отработав первый вариант упражнения, «вклинивать» между согласными редуцированный гласный звук: «дра – дыра». Постепенно удлиняя гласный, переходить к послоговому произношению: «ды-ра», и наконец, просто «ра».

 

Список использованной литературы:

1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2013.

2. Лебедева И.Л. Сказки деда Логопеда: методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2015.

 



2019-05-24 231 Обсуждений (0)
Комплекс артикуляционных упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комплекс артикуляционных упражнений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)