Истоки и предмет спора двух культур
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебное пособие
Санкт-Петербург Нива 2002
ББК 87. 3. Б 30
Б 30 Концепции современного естествознания. Учебное пособие. - Санкт - Петербург: Нива, 2002 - … с.
ISBN 5-86456-107-X
ISBN 5-86456-107-X © Нива, 2002 СОДЕРЖАНИЕ Глава 1. Естественно - научная и гуманитарная культуры…………………………… 1.1.Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур…………….. 1.2. Наука в духовной культуре общества………………………………. 1.3. Этика науки…………………………………………………………………….. Глава 2. Научный метод. Логика и методология развития естествознания….. Наука как процесс познания Логика и закономерности развития науки Принципиальные особенности современной естественной научной картины мира Глава 3. Структурные уровни организации материи……………….. 3. 1. Макромир: концепции классического естествознания……………. Квантово – механическая концепция описания микромира Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции Глава 4.Пространство и время в современной научной картине мира…………. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки Пространство и время в свете теории Альберта Эйнштейна Свойства пространства и времени Глава 5. Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня организации материи…………………………………………………………………………… Предмет познания химической науки и ее проблемы Методы и концепции познания в химии Учение о составе вещества Уровень структурной химии Учение о химических процессах Эволюционная химия ГЛАВА 6. Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики Предмет биологии. Её структура и этапы развития. Сущность живого, его основные признаки Структурные уровни живого Клетка как “первокирпичик” живого, её строение и функционирование. Механизм управления клеткой Принципы биологической эволюции Предмет генетики. Генетика и практика Биоэтика Глава 7. Биосфера. Ноосфера. Человек. Биосфера Человек и биосфера 7. 3. Система: природа - биосфера – человек Взаимосвязь космоса и живой природы Противоречия в системе: природа – биосфера – человек ГЛАВА 8. Человек как предмет естественно – научного познания Человек – дитя Земли Проблема антропогенеза 8.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека. Продолжается ли биологическая эволюция Homo Sapiens? Биологическое и социальное в онтогенезе человека Социобиология о природе человека Социально – этические проблемы генной инженерии человека Бессознательное и сознательное в человеке Человек: индивид и личность Экология и здоровье человека Глава 1. Естественно - научная и гуманитарная культуры
Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. С помощью данного понятия обычно подчеркивают надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура - это все, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего. Именно эта двойственность мира культуры и является в конечном счете основанием возникновения двух ее типов, которые принято называть естественнонаучным и гуманитарным. Предметная область первого – чисто природные свойства, связи и отношения вещей, “работающие” в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т.д. Второй тип культуры – гуманитарный – охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, с одной стороны, социальных (общественных), а с другой – духовных, наделенных разумом. В него входят: “человековедческие” науки (философия, социология, история и др.), а также религия, мораль, право и т.д.
Истоки и предмет спора двух культур Наличие в единой человеческой культуре двух разнородных типов (естественнонаучного и гуманитарного) стало предметом философского анализа еще в ХIХ в. В ХХ в. эта проблема перешла уже и в практическую плоскость: Возникло четкое ощущение растущего разрыва естественно - научной и гуманитарной культур. Проще говоря, гуманитарии и “естественники” (“технари”) элементарно перестали понимать друг друга. К взаимопониманию можно прийти, начав хотя бы с анализа причин и условий появления взаимонепонимания. Почему, например, конфронтация естественно – научной и гуманитарной культур обострилась именно в XX веке, причем во второй его половине? Ответ на этот вопрос очевиден. Это время отмечено грандиозными успехами естествознания и практических его воплощений. Гуманитарная же культура предъявить что-нибудь равноценное не смогла. Естественные науки часто именуются “точными”, а гуманитарные – “неточными”. Интуитивно ясно, что как бы гуманитарные науки ни старались, достичь точности, строгости и доказательности наук естественных им не дано. Подобное положение давно уже служит главной мишенью для критических стрел представителей естествознания. Поведение природных объектов однозначно детерминировано законами природы и поэтому четко предсказуемо. Другое дело – человек, обладающий свободой воли. Нет таких законов в природе, которые бы однозначно предписывали человеку, по каким траекториям ему перемещаться, какой род занятий (гуманитарный или естественно научный) предпочесть или как свою страну обустроить. Гуманитарные науки “очеловечивают”, наполняют смыслом и ценностью холодно – безразличный к нуждам человека природный мир. И в конце концов, что для человека важнее: знать, из каких клеток и тканей он состоит или в чем смысл его существования? 1.1.2. “Науки о природе” и “науки о духе” Постановка этой проблемы принадлежит неокантианцам Вильгельму Виндельбанду, Генриху Риккерту и представителю “философии жизни” Вильгельму Дильтею. Объяснение – понимание. Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к нам. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение – главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, чувствования, сопереживания не может быть одинаковой. Генерализация – индивидуализация. Другим существенным основанием выделения специфики наук о природе и наук о духе являются особенности метода исследования. Для первых характерен метод “генерализазующий” (выделяющий общее в вещах), для вторых – “индивидуализирующий” (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления). Отношение к ценностям также различно у двух групп обозначенных наук. Ценность – общественная или личная значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Естественные науки добровольно принимают “диктатуру фактов”, которые должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и приоритетов познающего субъекта. Умение анализировать мир в его собственной логике и законосообразности, видеть мир таким, “каков он есть сам по себе” - важнейшее достоинство естествознания. Гуманитарные же науки раскрывают не только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что в нем должно быть. Поэтому ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики. Антропоцентризм есть представление о центральном месте человека в мироздании в целом. Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от него на своем первом этапе. Для гуманитариев же человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению. Идеологическая нейтральность – загруженность. Идеология представляет собой теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес. Гуманитарные науки, в силу специфики своего предмета, невольно оказываются идеологически нагруженными. Мир природы же в естествознании не является полем столкновения противоречивых общественных интересов.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |