Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Единство и взаимосвязь естественно – научной и гуманитарной культур



2019-05-24 263 Обсуждений (0)
Единство и взаимосвязь естественно – научной и гуманитарной культур 0.00 из 5.00 0 оценок




Оба типа культуры неразрывно связаны по следующим соображениям:

А. Они являются творениями человеческого разума.

Б. Они активно формируют соответствующие части мировоззрения людей. Поскольку мировоззрение есть целостная система, естествознание и гуманитаристика вынуждены взаимодействовать.

В. Наличие многих “пограничных” проблем, предметная область которых едина для того и другого.

Г. Размежевание данных областей знания можно рассматривать как один из этапов разделения труда, диктующего необходимость “обмена продуктами и услугами”.

Д. Однородность достижений и заблуждений обеих областей.

Е. Синхронность исторического развития того и другого: переход от классики к модернизму и т.д.

Ж. Относительность критериев разграничения естественных и гуманитарных наук: внимание первого к социальным ценностям и др.

Единство и взаимосвязь двух культур видно сегодня в следующем:

1. в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих человека и общество;

2. в осознании необходимости “гуманитарных экспертиз” естественно – научных программ;

3. в формировании общей методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;

4. в гуманитаризации естественно - научного и технического образования и натурализации образования гуманитарного;

5. в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, позволяющей четче определить перспективы развития человечества в XXI веке.

 

Наука в духовной культуре общества

Наука – это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и вещественно – предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности. Она включает следующие элементы: субъект, объект, цель, средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта.

Субъект – носитель сознательной целенаправленной деятельности.

Объект – все состояния бытия, являющегося сферой приложения активности субъекта.

Цель – предвосхищение в мышлении человека средств, последовательности и результатов осуществления деятельности;

цель науки – описание, объяснение, предсказание, истолкование процессов и явлений.

Средства – способы и орудия достижения цели;

Средства науки – методы мышления – правила, следуя которым можно оптимально достичь положителньго результата.

Конечный продукт, результат – итог, завершение, показатель осуществленной последовательности действий; смысл науки – получение научного знания, которое отличается следующими показателями:

объективная истинность (наибольшая степень соответствия свойствам объекта, отсечение пристрастий, оценок самого ученого);

систематизированность;

логическая обоснованность;

полнота для данного уровня познания;

открытость для компетентной критики;

интерсубъективность (т.е. знание есть результат деятельности не одного ученого, а целостного процесса развития науки, поэтому открытия одних ученых проверяют другие);

практическая применимость.

Формы научного знания:

научные факты; гипотезы; проблемы; законы; теории; концепции;

научные картины мира.

Результаты науки:

научный способ рациональности; технические и методические

новации; нравственные ценности.

Социальные условия науки – совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве.

Активность субъекта – один из важнейших элементов функционирования науки.

Современная наука есть сложное системное образование, состоящее из следующих разделов:

Естествознание – система знаний, объектом которых является природа.

Обществознание – система наук об обществе – части бытия, постоянно воссоздающаяся в деятельности людей.

Экономические науки – системы знаний о материальном производстве.

Социальные науки изучают законы и специфику макро – и микрообъединений и общности людей (социология, демография, этнография, история).

Технические науки изучают законы и специфику создания и функционирования сложных небиологических устройств.

Гуманитарные науки – системы знаний, предметом которых являются ценности общества: идеалы, цели, нормы, правила мышления, общения и поведения.

Антропологические науки – науки о человеке в единстве и различии его природных и общественных свойств.

Универсальное основание взаимосвязи всех перечисленных областей знания состоит в человеческом бытии.

 

Этика науки

Этика науки изучает специфику моральной регуляции в научной сфере, в частности: отыскание и обоснование ценностей, норм, правил, которые бы способствовали большей эффективности научного труда и его безупречности с позиций общественного блага.

 

1.3.1. Этика научного общества включает следующие принципы:

а) самоценность истины: какой бы “печальной” или “низкой” не оказывалась обнаруженная истина, она должна восторжествовать.

Б) новизна научного знания как цель и решающее условие успеха ученого: наука жива только непрерывным приращением, обновлением знания.

В) полная свобода научного творчества: действия не “по нужде”, а на основе свободного выбора всегда бывают намного успешнее.

Г) абсолютное равенство всех исследователей “перед лицом истины”: подавляющее большинство открытий в науке делается очень молодыми людьми, еще нее обремененными званиями, должностями и прочими регалиями.

Д) научные истины – всеобщее достояние: открытие только тогда становится открытием, когда оно проверено и признано научным сообществом; тот, кто получает выдающийся результат, не вправе им монопольно распоряжаться.

Е) исходный критицизм: всякая новая теория поневоле отрицает, критикует уже существующую и в то же время сама попадает под огонь критики сложившейся научной традиции.

 



2019-05-24 263 Обсуждений (0)
Единство и взаимосвязь естественно – научной и гуманитарной культур 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Единство и взаимосвязь естественно – научной и гуманитарной культур

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)