Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стены Псковского Кремля.



2019-05-24 273 Обсуждений (0)
Стены Псковского Кремля. 0.00 из 5.00 0 оценок




Стены Псковского Кремля имеют протяженность около 9 километров. Они ограждают исторические сооружения со всех сторон и делают крепость неприступной. Высота стен составляет около 6-8 метров, а толщина колеблется в пределах от 2,5 до 6 метров. На вершине стен Кремля имеются ходовые площадки. Самой длинной является восточная стена, ее длина 435 метров. Самой короткой является южная стена Псковского Кремля, которая носит название «Перси». Ее протяженность составляет 88 метров.

Во время проведения археологических раскопок было установлено, что первое поселение на стрелке Великой и Псковы появилось в V-VI веках. Люди стали обживать эти места по нескольким причинам. Жизнь возле реки давала им воду, возможность заниматься рыбалкой и отличный судоходный путь. По реке можно было добраться до Чудского озера и ближайших поселений. Окрестные леса изобиловали дичью, ягодами и грибами. Возвышенное положение имело стратегическое значение, оно позволяло контролировать окружающую местность и вовремя замечать приближающегося неприятеля.

В X-XI столетии на высоком мысе между двух рек появились первые земляные валы. Это был период, когда на Руси зарождалось христианство, поэтому внутри псковских укреплений возвели первый деревянный храм, освященный в честь Святой Троицы.

Псков занимал пограничное положение, и его жители постоянно заботились об обороне. Благодаря их усилиям, северо-западные рубежи молодого Русского государства всегда находились под надежной защитой. Земляные валы и высокие бревенчатые стены год за годом противостояли набегам врагов, давая возможность сердцу государства, Москве, выиграть время, чтобы собрать необходимое войско.

В Средние века городом и окрестными землями правила Псковская вечевая республика. Величественный Кром с Троицким храмом играли роль ее административного и духовного центра. Внутри Псковского кремля находилась большая площадь, на которой собиралось многолюдное народное вече.

Шли годы, город разрастался, и вместе с ним совершенствовались военные технологии. Изменения Псковского кремля были вызваны постоянной угрозой от западных соседей, желавших овладеть русскими землями. Чтобы усилить обороноспособность крепости, ее построили из камня и расположили на стенах самую мощную по тем временам артиллерию.

Еще одной мерой защиты стало строительство нового рубежа обороны. Укрепленный Довмонтов город появился с юга от крепостной стены в 1270-1280 годах. Новые укрепления назвали Довмотновыми в честь возводившего их литовского князя. Когда строительство было закончено, территорию внутри крепости стали именовать Застеньем.

В начале XIV века средневековый кремль опять расширили. Вокруг Застенья появилось дополнительное каменное кольцо, а через 50 лет местные жители построили каменную стену Старого города, создав еще один пояс обороны, чтобы нападавшим было труднее овладеть Псковом. Но и этого оказалось мало! К концу XV века крепостными стенами оградили часть города с севера от реки Псковы, так называемое Запсковье.

Начало XVI века ознаменовалось вхождением города в состав набиравшего силу Московского княжества. В этот период псковичи построили фортификационные сооружения на самой реке Великой. Через реку выше и ниже Крома возвели каменные стены. Они протягивались с берега на берег и перекрывали русло заслонами в виде опускающихся металлических решеток. Благодаря этим мерам, надежная защита города обеспечивалась со всех сторон, и ни одно судно не могло пройти в Псков незамеченным.

 

 

9. Городская застройка Пскова в 11-14 вв., основные памятники военной и гражданской архитектуры.

Начало Пскову положило Псковское городище второй половины I тысячелетия н. э. Древнее городище отчетливо просматривается в рель-ефе мыса при слиянии рек Псковы и Великой. В VIII–IХ вв. Псков вы-растает в довольно крупный поселок с развитой ремесленной деятель-ностью, административный и культовый центр территориальной округи в низовьях реки Великой. Остатки первых псковских жилищ представ-ляют собой небольшие прямоугольные углубления размерами 2,2 – 3 м. Вход в углубленную часть постройки имел вид уступа или узкого по-нижающегося прохода шириной 1м. Напротив него, у середины стены или в одном из углов, располагалась печь-каменка. Жилая застройка славян кривичей в псковском протогороде представляла собой прими-тивные землянки и полуземлянки. Жилые и хозяйственные постройки были разбросаны по краям площадки, в центре которой оставалось неза-строенное пространство. Эта первая площадь Пскова имела обществен-ное назначение: здесь происходили народные собрания, вершился суд.

В Х в. для Пскова закончилось соперничество с Изборском, другим крупным центром местных кривичей. Отчетливо выражена его трех-частная структура, включающая детинец, посад и некрополь. В эпоху древнерусского государства основу населения города составили потом-ки обитателей Псковского городища и окрестных поселений, то есть кривичи и ильменьские словени. Детинец и посад были застроены ти-пичными для древнерусских городов срубными домами с печами-каменками. Укрепления города первоначально представляли собой де-ревянно-земляную крепость. Используя выгодное географическое положение, поддержку киев-ских князей и торговые пути «Из варяг в греки», к ХI–XIII вв. Псков стал вторым по значению городом Новгородской земли. Его детинец, мощь укреплений которого, с 1240 г., постоянно испытывали немецкие рыцари, приобретает новые черты. Вероятно, уже в этот период в нем появились первые каменные укрепления, наподобие сложенной насухо крепости на Труворовом городище в Изборске. Немецкий хронист XIII в. сделал запись о псковской цитадели: «Их замок столь хорош, что по-ка они будут иметь единодушное желание не ссориться между собой, крепость будет неприступной».

По мере увеличения численности населения, город продолжал раз-виваться. В последней четверти XI в. начался процесс разрушения окраины некрополя. Постройки XII в. уже перекрывают разрушенный некрополь по всей площади. В ХI–XII вв. начинается освоение Запско-вья, Завеличья и Полонища. Там появляются первые посады или слобо-ды, отделенные от центрального ядра Пскова водными пространствами рек или полями. В XII в. Псков украсили четыре монументальных ка-менных храма, возведенные строительными артелями из других горо-дов. На Завеличье сохранились соборы древнейших пригородных мо-настырей: Рождества Иоанна Предтечи (около 1140 г.) и Спасо-Преображенский Мирожского монастыря (до 1156 г.), построенные по заказу новгородского архиепископа Нифонта. На посаде княжеская ар-тель, пришедшая из Новгорода, возвела небольшую церковь Дмитрия Солунского (1138–1144 гг.), раскопанную археологами в Довмонтовой стене. В детинце поднялась громада первого каменного Троицкого со-бора 1193 г. Возможно, строительство затянулось или в конце XII в. имела место реконструкция храма.

Псков XII в. ― это время князя Всеволода-Гавриила, сына Мсти-слава Великого, внука Владимира Мономаха. Большая часть его жизни прошла на новгородском княжении. В 1136 г. боярским самовольством был он оттуда изгнан и затем приглашен в Псков. В Пскове он оставил добрую память, которая связывает с ним строительство церкви Дмит-рия Солунского, места первоначального захоронения князя, и первого каменного здания Троицкого собора, куда мощи его были перенесены после канонизации в 1193 г. Рака с его мощами и поныне является главной святыней Троицкого собора. Как выглядел первый каменный Троицкий собор в Пскове неизвестно, так как не сохранилось никаких чертежей и планов, а фундаменты здания неоднократно перестраива-лись и изменялись в дальнейшем. Имеется лишь икона с изображением князя Всеволода-Гавриила, на которой последний держит православ-ный храм в правой руке. Скорее всего, это и есть изображение главного собора Псковщины. Однако доподлинно неизвестно, так ли выглядел Троицкий храм в действительности или иконописец лишь условно изоб-разил этот архитектурный объект. Там же, в качестве реликвии, в Троиц-ком соборе хранился двуручный рыцарский меч с латинским девизом «Чести моей никому не отдам». Ныне экспонат находится в Псковском музее-заповеднике. Однако историками было доказано, что этот меч был изготовлен в Европе в более позднее время и датируется XV в. Псков первой половины XIII в. связан с личностью князя Алек-сандра Невского. В насыщенной военными и политическими делами жизни князя Александра Ярославича война с Ливонским орденом 1240–1242 гг. занимает особое место. Захватив земли эстов, ливов и латышских племен, немецкие рыцари в 1240 г. вторглись в псковские пределы и осадили Изборск. Псковское войско во главе с Гаврилой Го-риславичем было разбито, а 600 псковичей и воевода погибли12. Из-борск пал, затем был осажден город Псков. При рыцарском войске находился князь Ярослав Владимирович, претендент на псковский пре-стол, имевший своих сторонников в городе, а псковский посадник Твердила впустил немецкий отряд в город. Это был единственный слу-чай до ХХ в., когда враг сумел занять Псковскую крепость, да и то, ис-пользуя лишь фактор предательства. Укрепившись в Пскове, рыцарские отряды начали разорять прилегающие новгородские волости. Новго-родское войско возглавил князь Александр Ярославич, получивший прозвище Невский за победу над шведами на берегах реки Невы в 1240 г. В 1242 г. новгородское войско подошло к Пскову, освободило город и двинулось на земли, захваченные орденом. Узнав о движении врага, новгородцы и псковичи направились к небольшому водному пе-решейку между Чудским и Псковским озерами. Решающая схватка произошла 5 апреля на льду Чудского озера, в которой войско против-ника было наголову разгромлено. Результатом

Ледового побоища стал мир, который установил Северо-Западную границу по реке Нарве и Чудскому озеру, просуществовавшую без из-менения до начала XVII в. Главным значение этих военных действий заключается в том, что на территории Псковской земли удалось оста-новить экспансию Запада и насильственное окатоличивание местного населения. Граница, установленная Александром Невским, стала рубе-жом двух цивилизаций ― православной Руси и католической Европы. С незначительными смещениями этот рубеж существует и поныне и в значительно степени повторяет государственные границы РФ.

И именно Псков и Псковская земля стояли на протяжении многих веков на страже русского православного мира, принимая на себя пер- вый удар завоевателей. Фактор постоянной военной угрозы, пригра-ничное положение и ощущение особой миссии ― защитников всего русского мира, стали основополагающими в деле формирования мест-ной культуры, образа жизни и менталитета псковичей.

С именем А. Невского связано и градостроительство на Псковской земле. Так, с целью защиты юго-западных подступов к Новгороду при этом князе создавалась целая система крепостей по реке Шелонь. Од-ной из таких деревянных крепостей был Порхов, ставший в дальней-шем достаточно крупным средневековым городом. Летопись датирует это событие 1239 г., когда, «князь Александр с новгородцами повелел срубить городец на Шелоне». На данный момент от старой Порховской крепости сохранились лишь земляные валы, напоминающие о суще-ствовавших когда-то фортификационных укреплениях.

Вторая половина XIII в. связана с именем князя Довмонта-Тимофея. Выходец из языческой Литвы, он крестился, получил местное княжение и 33 года верой и правдой служил Пскову. Вся жизнь его прошла в походах против Литвы и немецких рыцарей. Меч Довмонта с готическим клинком, выкованным в австрийском городе Пассау на Ду-нае, хранился в Троицком соборе при мощах князя как реликвия. На данный момент меч является часть экспозиций Псковского музея. В XV в. этим мечом опоясывали князей при возведении на псковский стол. В дальнейшем, изображение Довмонта с мечом появилось на псковских монетах и печатях XV в.

Довмонт остался в памяти псковичей не только как князь-воин, но и как градостроитель. В период его правления (1266–1299 гг.) примы-кающий к детинцу участок посада площадью 1,5 га был обнесен камен-ной стеной, впоследствии неоднократно возобновлявшейся. Впослед-ствии этот участок города получит название Довмонтов город и будет второй линией оборонительных сооружений Пскова. В юго-западном углу Довмонтовой стены появились постройки двора князя. В 1268 г. сооружается церковь Тимофея Газского, небесного покровителя князя, в 1269 г. ― церковь Георгия по случаю победы над немцами в 1267 г., в день его памяти. После победы над немцами 8 июля 1272 г., была со-оружена церковь святого Феодора. В пределах стены в течение XIV–XV вв. было построено много церквей, придававших этой части Пскова значение своеобразного центра церковной жизни города. Северная часть стены была занята Греблей, оберегавшей подступы к Крому с юга. Над Греблей имелось два моста, соответствовавших двум воротам в южной стене детинца. Культурный слой, его древнейшие отложения (IV–Х вв.) в Довмонтовом городе сохранился фрагментарно в связи с бурным каменным строительством XIII–XV вв. и возникновением мо-гильников около культовых зданий. Однако на сохранившихся участ-ках древнейшие отложения позволили при их вскрытии установить ха-рактер древнейшей застройки территории, занятия первопоселенцев и их этническую принадлежность. Важнейшими находками на территории Довмонтова города явля-ются: железоплавильная мастерская Х–XI вв. во всем ее производ-ственном комплексе, основания древних каменных построек, нередко сопровождаемых настенными росписями и вещественными остатками. Территория, ныне называемая Довмонтовым городом, до XIII в. пред-ставляла часть городского посада у подножия Псковского Кремля. В XIII столетии она была административным центром города, отделен-ным от остальной территории Пскова каменными крепостными стена-ми. Здесь возводятся каменные и деревянные постройки администра-тивного назначения. Как административный центр Пскова и Псковской земли Довмонтов город существовал вплоть до начала XVIII в. В 1307 г. псковичи выдержали тяжелую осаду Ливонского маги-стра Конрада Иоке и, наученные горьким опытом, решили оградиться с юга прочной стеной. В 1309 г. во время правления в городе посадника Бориса была заложена третья по счету линия крепостных стен, кото-рая получила название стена посадника Бориса. Основание стены, сложенное из валунов, достигало ширины 3,5 метра. Первоначально высота этих стен была невелика, как писали летописцы, «мало выше мужа», то есть чуть больше человеческого роста. Стена представляла собой земляной вал с тыном поверху, но уже через несколько лет его заменили каменным. С внешней стороны стены находился глубокий ров с водой. Через него, напротив ворот, были перекинуты деревянные мосты. Какова была естественная граница, вдоль которой шла эта сте-на, теперь сказать трудно, так как поверхность Пскова сильно измени-лась. Вернее всего ― болота и ручейки. Недалеко от стены протекала речка Усоха, на которой позже была построена Церковь Николы со Усохи. Судя по названию речки, к моменту построения церкви она по-чти высохла. Для укрепления стен в XIV в. были сооружены несколько башен. Со времени возведения стены ― 1309 г., местность между Довмонтовой крепостью и поперечной стеной стала называться Горо-дом, также Застеньем, а все, что лежало за стеной, называлось Полем; впоследствии южная и юго-западная часть Поля получили название Полонища. Средняя часть стены 1309 г. простояла до 1433 г., когда в ней миновала надобность, так как посад уже перешагнул за эту стену и был окружен новой, более длинной стеной Среднего города. С этого года стену стали разбирать, известняк пошел на постройку церквей и других построек. Сейчас от стены посадника Бориса ничего не оста-лось, на ее месте проходит Профсоюзная улица, именно по этой линии шла южная, наиболее мощная ― приступная сторона крепости, отсюда приходилось, прежде всего, ожидать удар врага13.

В XIV в. по-прежнему главной архитектурной доминантой горо-да, его административным и религиозным центром продолжал оста-ваться Троицкий собор. В этом храме сажались на княжение псков-ские князья, возле него собиралось знаменитое вече, там же находил-ся особый ларь для хранения государственных документов и многое другое. Собор этот был центром государственной жизни древнего Пскова. Когда же надо было возбудить мужество против врагов, то к народу обращались с призывом ― «постоять за Святую Троицу». В 1363 г. обрушился верх предыдущего собора и призванные псковича-ми изборяне разобрали его стены. Под 1365 г. в летописях сообщается о заложении на старом камне нового третьего собора. Псковский зодчий Кирилл возвел новый семиглавый храм. Этот устремленный ввысь, удивительно живописный по композиции собор известен нам лишь по немногим сохранившимся изображениям. Смелость и нова-торство зодчего, применившего повышенные подпружные арки, поз-волили создать шедевр русской архитектуры. Закончено было строи-тельство в 1367 г. Третий каменный собор простоял более 300 лет. За это время он неоднократно ремонтировался. Но ко второй половине XVII в. собор сильно обветшал. История градостроительства Пскова XIV в. связана еще с одним важным событием ― строительством четвертого кольца крепостных укреплений, названных Средним городом.

Так называлась часть исторического центра Пскова между Довмон-товой стеной на севере и стеной, построенной в 1375 г., ― так называ-емой стеной Среднего города. Старое Застенье ограничивалось стеной посадника Бориса, построенной в 1309 г. Когда посад уже перешагнул за эту стену, надобность в ней миновала, и город был окружен новой, более длинной стеной Среднего города, построенной параллельно стене посадника Бориса. Стена Среднего города (Нового Застенья) по берегу Псковы продолжалась от Петропавловской улицы у Церкви Петра и Павла с Буя, где она соединялась со стеною Старого Застенья. После уничтожения среднего участка стены 1309 г., оба посада Старое Застенье и Новое Застенье слились в один посад, который стал назы-ваться Средним Городом или просто Застеньем. Четвертая каменная стена средневекового Пскова отходила перпендикулярно от Мстислав-ской башни у берега реки Великой на восток, далее через сотню метров поворачивала на северо-восток и огибала край города по линии совре-менной улицы Пушкина и, отклонившись еще более к северу в районе Новгородской дороги (ныне ул. Карла Маркса), закруглялась к северо-востоку, к побережью реки Псковы (западнее улицы Красных парти-зан), и располагалась напротив церкви Богоявления на Запсковье с дру-гого берега реки Псковы.

В восточной части города, среди сплошного болота, находились целые озерки или огромные не просыхающие лужи, из которых также вытекала маленькая речонка Зрачка. Она проходила приблизительно по нынешней Пушкинской улице и впадала в Великую у нынешней Мсти-славской башни. Русло Зрачки было искусственно углублено ― вдоль стены Среднего города был сделан ров, через который у ворот были перекинуты мосты. Позднее эта речка заключена в подземную город-скую трубу. Стена, сооруженная в 1375 г., была невысокой, деревян-ной. В конце XIV в. в 1399 г. князь Григорий Евстафьевич и посадник Захарий Костроминич увеличили поперечную стену 1375 г., сделав ее толще и выше: на месте южной деревянной стены была сооружена ка-менная, укрепленная многими надвратными, т. е. проездными, стоящи-ми над воротами, и глухими башнями.

Общая длина выстроенных стен превысила 1,5 км, а периметр всех каменных крепостных сооружений Пскова (Крома, Довмонтова города и Среднего города) составил 4,3 км. Оборонительные укрепления Среднего города продолжали укрепляться вплоть до конца XIV в. В 1394 г., когда псковичи еще не успели произвести все планы по укреп-лению крепости, новгородцы осадили её и 8 дней подряд пытались штурмовать Псков со стороны Среднего города с помощью осадной техники. Но крепость выстояла, а новгородское войско отступило. Южная и юго-восточная часть стены Среднего Города простояла очень долго: В сметной книге Пскова за 1644 г. сохранилось подробное описание крепостных сооружений Пскова; из нее можно заключить, что в середине XVII в. ее роль была еще не утрачена. В начале XIX в. стена была разобрана и на ее месте проложена Садовая, впоследствии названная Пушкинской, улица. Не уцелели и многочисленные башни ее, сровненные за ненадобностью с землей во время позднейших пере-планировок и перестроек города. Все внутренние башни, потерявшие значение в ту пору, когда «приступная» стена отошла далеко на юг, были оставлены без присмотра, потом частью разобраны для нужд но-вого строительства, частью разрушены с целью освобождения места15.

Изменила свое положение и Вечевая площадь Пскова, она была пере-несена к южной стене Троицкого собора. Там располагалась вечевая сте-пень (трибуна). Ансамбль площади был сформирован путем расширения Крома и сооружения подковообразной в плане стены, известной под названием Перси. Это грандиозное сооружение, подымающееся на 20 мет-ров со дна прорубленного в скальной толще рва «Гребл», было возведено в 1421–1424 гг. и неоднократно перестраивалось, приняв окончательный вид в результате работ 1463–1466 гг. На Персях, ограниченных двумя башнями Великих (Темных) и Смердьих ворот, возвышалась шатровая колокольница с вечевым и соборными колоколами.

В наши дни на Персях можно увидеть интересный памятный знак, установленный в 1972 г. в честь 730-летия победы А. Невского на Чуд-ском озере. Её автор ― псковский архитектор, реставратор, художник и кузнец В. П. Смирнов. На щите в виде воинского знамени (прапора) изображен герб Пскова (барс) и план города. Под прапором укреплены пластины с гербами городов, принимавших участие в Ледовом побоище: Псков, Новгород, Владимир, Тверь и Переславль-Залесский. Меч перед прапором своими очертаниями близок к мечу прославленного князя Довмонта-Тимофея. Колокола представляют собой символ Вечевого и набатного колоколов Псковской республики, а также символ единения городов Русских, сплотившихся перед лицом врага.

Главная цитадель Пскова была укреплена пятью башнями. Распо-ложенный у подножия Персей Довмонтов город стал центром управле-ния церковной жизнью Псковской земли. На территории площадью 1,5 га псковичи построили 12 храмов с приделами и звонницами, несколь-ко гражданских построек, уличные мостовые. Вокруг центральной ча-сти Пскова полукольцом располагались жилые усадьбы псковичей, де-лившиеся на 6 концов ― самоуправляющихся городских районов со своими кончанскими церквями, кончанскими вечевыми собраниями, правами и обязанностями в рамках городской общины. Последнее пятое кольцо укреплений Пскова ― это Окольный город. Оно закрыло внутрь крепости так называемое Поле (Полонище) и часть реки Псковы, что сделало Псков практически неприступным. Пскови-чам, затворившимся в крепости, не грозила ни жажда, ни голод, ни эпидемии, река Пскова обеспечивала горожан пресной водой и рыбой. Начало возведения пятого кольца оборонительной линий Псковской крепости относится к 1465 г., сперва в дереве, затем в камне с посте-пенным появлениям системы башен вплоть до середины XVI в. Систе-мы каменных крепостных укреплений создавались участками по линии более ранней деревянной стены. В 1503 г. немецкие рыцари совершили набег на Псков с южной стороны, они наткнулись на отремонтирован-ную деревянную стену, окружавшую этот новый посад ― Полонище. Как напишет летописец, появившиеся около Пскова немцы «много к стене лезли». Однако простояв два дня, они отступили.

Сверху стен, по всей длине их, проводился закрытый ход, настоль-ко широкий, что по нему можно было даже ездить в повозке. Такое устройство было необходимо при обороне, когда на стенах стояло все народонаселение Пскова с оружием в руках. В стенах проделывались бойницы и амбразуры для ружейной и пушечной обороны. Кое-где можно видеть их до сих пор. Средняя вышина сохра-нившихся доныне стен около 6 метров, а толщина около 4 метров. Для про-хода сквозь стены устраи-вались ворота в самих сте-нах или же в башнях. Ход под воротами шел по ло-маной линии, дабы непри-ятельские выстрелы, направленные в ворота, не причиняли вреда защитникам. Судя по ста-рым чертежам, прежде было 14 ворот. Часть их теперь заложена.

В стенах делались тайники для хранения боевых припасов. Для усиления обороны по стенам сооружались башни, но не одновременно с самими стенами, а значительно позже, по мере надобности. В башнях, как и в стенах, проделывались бойницы и амбразуры в несколько яру-сов, из коих нижний назначался для «наземной», т. е. рикошетной стрельбы. Для постановки орудий, внутри башен сооружались деревян-ные надстройки, на которых настилались платформы. Верхи башен накрывались деревянными коническими крышами. Под башнями дела-лись подземные ходы, главным образом к воде. В двух местах сделаны были особые сооружения, дабы преградить вражьим судам вход во ре-ку Пскову, так называемые «решетки», верхние и нижние. Верхние ре-шетки построены в 1518 г., когда псковичи ожидали нападения Литвы. Через реку было сооружено несколько арок со сводами, арки загражда-лись подъемными железными решетками. Сверх арок по стене был устроен ход для сообщения и бойницы для обороны. В 1537 г. была по-ставлена через Пскову деревянная стена с нижними решетками в самом устье реки, у слияния с рекой Великой. В 1631 г. «нижние решетки» сделаны были из камня. За время своего суще-ствования стены Пскова блестяще оправдали свое боевое назначение: с XIII по начало XVII в. около 30 раз они выдерживали нападения врагов. Осо-бенно сильные испытания выпали на их долю в 1581 и 1615 гг. В последний раз они защитили Псков в 1615 г. от войск Густава—Адольфа. Последнюю бо-евую тревогу Псков пережил во время Северной войны, когда, после разгрома русской армии под Нарвой в 1700 г., Петр I велел укрепить Новгород и Псков, ожидая нападения на них шведов. Крепостные сте-ны Пскова уже устаревшие для артиллерии XVIII в., были усилены 35 земляными бастионами и валами, при возведении которых было раз-рушено и целиком засыпано несколько церквей и других построек в городе16.

Общая протяженность стен составляла 9,5 км. Мощь крепостных стен усиливали 40 башен. Строились стены и башни из известняка с использованием известкового раствора. Секрет состоял в том, что саму известь гасили помногу лет в специальных ямах, а в готовый раствор добавляли небольшое количество песка. В современном строительстве связующим раствором является цемент, который появился в XIX в. Кроме того стены были обмазаны, говоря сегодняшним языком ошту-катурены. Техника обмазки называлась «под рукавицу»17. Это было необходимо, прежде всего, для большей прочности стен, которые не так быстро разрушались во влажном и ветреном псковском климате. Благодаря светлому известняковому раствору, которым обмазывались стены, город выглядел торжественно и нарядно. К началу XVI в. Псков превратился в одну из самых мощных крепостей не только России, но и Западной Европы.

 

10. Фресковая живопись Пскова, наиболее известные памятники культуры дошедшие до наших дней

 

Одним из главных признаков возрождения русской культуры после татаро-монгольского разорения стало восстановление традиций мону-ментальных росписей. Искусство XIII в. ярко проявилось в иконописи, тогда как монументальная живопись находилась в состоянии упадка и забвения. Политические противоречия и княжеская междоусобица, по-стоянные набеги из Золотой Орды, тяготы налогов ― все это сводило на нет попытки возобновления церковного строительства, с которым было непосредственно связано искусство фрески. Первые опыты воз-обновления деятельности художников-монументалистов относятся лишь к последним годам XIII столетия. На фоне традиций монумен-тальной живописи до монгольского периода они предстают явлением второстепенным, хотя и свидетельствующим о постепенном накопле-нии художественных сил, которые не замедлили проявиться уже в начале XIV в.

Возрождение русской фрески связано с северо-западными землями ― с Новгородом и особенно Псковом, которые не столь существенно по-страдали от татаро-монгольского нашествия, как центральные и южные регионы Руси. На рубеже XIII–XIV вв. Псков, в силу ослабления центра-лизованной власти и культурного доминирования более крупных центров, ощутил свободу и самостоятельность, и именно в этот период здесь стала складываться своя яркая и неповторимая художественная традиция.

Долгое время представления о псковской школе живописи были упрощенными. Поскольку же её художественные приемы и иконогра-фические толкования довольно резко отличаются от всех школ Древней Руси. Псковская художественная школа Средневековья по праву может называться неповторимой, так как она едва ли не самая самобытная на Руси. Причем эта самобытность и своеобразие не замкнутого экзотиче-ского типа. Псковским мастерам фрескистам характерно пристальное внимание ко всем художественным течениям, имевшим место в во-сточном христианском мире, строгость вкуса при отборе элементов, нужных для выражения своих взглядов.

Псковские церкви обыкновенно после возведения украшались фресками. Не только изнутри, но и снаружи ― росписи не были редко-стью. Фрески являлись одним из древнейших форм украшения право-славных храмов и появились ранее икон. История сохранила нам толь-ко три ансамбля монументальной живописи Пскова. Тем не менее, не-смотря на столь малое их число, они почти полностью охватывают главнейшие этапы развития псковской живописи. Первый и древней-ший из них расположен в Мирожском монастыре, основанном в 1152 г. и сохранившем свой ансамбль почти полным. Фрески этого монастыря поражают масштабом замысла и мастерством своего письма. Всемирно известная фресковая живопись Спасо-Преображенского собора Ми-рожского монастыря занимает важное место не только в истории рус-ской, но и мировой культуры. Над росписью собора работали, без со-мнения, выдающиеся греческие художники под руководством новго-родского архиепископа Нифонта. Виднейший деятель русской церкви XII в. владыка Нифонт был активным сторонником грекофильской по-литики, проводимой назначаемыми в Константинополе киевскими мит-рополитами, поэтому неудивительно, что в создании мирожских фре-сок, выполненных около 1156 г., приняли участие греческие мастера. Это не означало, что стенопись русских храмов механически повторяла византийские фрески, каждый памятник имел свою программу роспи-сей, лишь в общих чертах следовал канону. Не является исключением истенопись Мирожского монастыря, программа, которая не только отве-чала общим для всего христианского мира традициям, но и своим ис-черпывающе полным изложением событий Священной истории была ориентирована на конкретные задачи религиозного просвещения псков-ской паствы. Утверждение основополагающих догматов христианской веры ― реальности воплощения Бога и соединение в нем божественной и человеческой природы ― стало одним из главных лейтмотивов си-стемы декорации храма, где перед зрителем столь подробно раскрыва-ется догмат о богочеловечестве Христа29. Роспись стен храма фресками в первые века христианства важна не только в силу своей эстетики, но в силу необходимости трансляции в сознание безграмотных прихожан основных идей и сюжетов религиозного учения. Так как простой чело-век, не обученной грамоте, может получить информацию о Боге только двумя путями: через проповедь священника и через визуальные образы, которые он видит на стенах храма.

Согласно технологическим данным, артель художников работала с тех же строительных лесов, что и строители, начиная с купола. По мере продвижения вниз эти леса разбирались, а их крепления в стене запол-нялись штукатурным грунтом и поверху расписывались. Эти и другие технологические следы дают хорошее представление о методах и по-следовательности работы художников. Судя по швам стыковки штука-турных слоев, мастера уже за первый рабочий сезон расписали купол и своды собора.

Храм расписан фресками полностью, сверху донизу в несколько регистров. Фрески сохранились во всей программной полноте 80 % живописи ― это изображения XII в. Одно это обстоятельство делает Спасо-Преображенский собор уникальным памятником, так как ни один из византийских и древнерусских храмов того же времени не со-хранил живопись в таком объеме. Уникальной является и сама про-грамма росписи, мастерство ее воплощения30. Фрески поражают своим многообразием и обилием сюжетов. Помимо подробного евангельско-го повествования, сцены которого занимают верхние регистры цен-трального объема, здесь также представлены Деяния апостолов, Прото-евангелие Иакова (история детства Богоматери), житие Иоанна Предте-чи, апокрифическое сказания об архангеле Михаиле. Эти сюжеты нахо-дятся в малых боковых объемах и представляют собой пространствен-но-замкнутые циклы, изобилующие различными повествовательными деталями. Ряд исследователей утверждает, что среди памятников ви-зантийского искусства данной эпохи фрески собора Мирожского мона-стыря по подробности изложения сравнимы только с мозаиками не-скольких соборов на Сицилии, выполненными в 1140–1180 гг. визан-тийскими мастерами. Еще одна доминанта в росписи собора ― гигант-ское купольное «Вознесение», которое в XII в. также приобретает но-вое осмысление и окончательно утверждает реальность соединения во Христе божественной и человеческой сущности (важен сам факт возне-сения распятого и воскресшего Христа на небо во плоти). Эта компози-ция обладает рядом уникальных особенностей, которые будут повторе-ны и в других русских купольных композициях второй половины XII в. Стоит обратить внимание на количество ангелов и их постановку. Если в византийских храмах мы видим, как правило, два, четыре или, крайне редко, шесть летящих ангелов, то в купольной композиции Мирожско-го собора присутствуют восемь стоящих ангелов. Их позы динамич-ные, ― словно они идут или танцуют. Вся сцена пронизана духом ра-достного прославления и триумфа.

Сцены, изображенные на стенах храма, являются не только объек-тами рассмотрения и размышления, но и своего рода комментариями к священнодействию, происходящему во время службы. В росписях от-сутствует чрезмерный драматизм сюжетного действия. Позы персона-жей подчеркнуто сдержаны, эмоции скупы, лики серьезны и сосредото-ченно внимательны, взгляды либо испытующе суровы, либо покорны и кротки. Тема «сопребывания» с людьми особенно важна: в каждой сцене Христос представлен молчаливо-бесстрастным и словно отстра-ненным от активного действия. Так утверждается мысль о том, что евангельская история существует вне времени, являясь мистической реальностью церковной жизни.

Фрески Спасо-Преображенского собора являются поистине уни-кальной энциклопедией православной иконографии, охватывающей гигантский пласт событий Ветхого и Нового заветов. В настоящее вре-мя ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского мужского монасты-ря является памятником федерального значения и включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Другим памятником монументальной живописи XIV столетия, яв-ляются росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского мона-стыря. Известно, что эти росписи были созданы в 1313 г., то есть через три года после закладки собора. Эти фрески лишь недавно были рас-крыты из-под побелок более поздних эпох и представляют собой уни-кальный по полноте сохранившихся изображений ансамбль, уступаю-щий разве что только росписям Мирожского собора. Снетогорские фрески в полной мере характеризуют формирующуюся в это время псковскую школу живописи с ее тяготением к контрастным сочета-ниям темных подкладочных тонов и интенсивных энергично положен-ных белильных высветлений, которые оживляют напряженные, почти суровые лики святых и заставляют сиять их одежды, как бы отражаю-щие неземной свет многочисленными тонкими белильными лучами. При первом ознакомлении с фресками собора Снетогорского монасты-ря создается впечатление архаичности и вторичности их программы, ориентированной на систему декорации XII столетия, и в первую оче-редь на собор Мирожского монастыря. Однако внимательный анализ позволяет увидеть, что составители программы росписи, используя многие традиционные сюжеты, определявшие



2019-05-24 273 Обсуждений (0)
Стены Псковского Кремля. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стены Псковского Кремля.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)