Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Анализ концертного этюда Des-dur



2019-05-24 1628 Обсуждений (0)
Глава 2. Анализ концертного этюда Des-dur 0.00 из 5.00 0 оценок




Ярким примером поэтической вдохновенной мысли Листа является этюд Ре-бемоль мажор из цикла концертных этюдов, который был озаглавлен композитором «Un sospiro» (Вздох). Певучесть, мягкость и грациозность сочетаются с яркими, бурлящими взлетами. Этот этюд, как и другие этюды Листа, поэтичен и романтичен. Начало этюда – это нежная, прекрасная мелодия, которая как бы окутана арпеджированными пассажами.

 

Рис. 1 – Ф. Лист, «3 концертных этюда», №3 Des-dur, 1-4 такты.

Как и в других этюдах Листа, в этом этюде есть необходимость взятия

выдержанной, длинной педали на те такты, где не меняется одна гармония, чтобы достичь поистине необычайного эффекта, чтобы мелодия на заранее взятой педали как бы растворяла звучание темы в эфире, звуча при этом с особой мелодичностью и мягкостью. Лист предлагает брать педаль на три такта, но не короче, так как педализация всегда являлась для композитора  отдельной, большой и глубокой темой, потому что при обучении своих учеников он уделял огромное внимание разнообразным приемам педализации (о принципах педализации Листа см. на стр. 18). Несмотря на то что автором написана определенная педаль, она не отражает в точности тех идей и замыслов, которые имел ввиду композитор, так как в нотном тексте графически невозможно выписать и отразить все тонкости педализации – подмена, неполное нажатие, неполное снятие.

Начальные такты этюда Лист советовал повторять два раза. Он рекомендовал начинать этюд с fortissimo, и так же на форте проигрывать следующие два такта, а затем использовать diminuendo. Пассажи арпеджиато Лист рекомендовал играть абсолютно ровно, переливчатым, ясным звучанием, используя все динамические оттенки. Первую ноту пассажа – ре-бемоль, в третьем такте, композитор рекомендовал удлинять. В мелодии заметны отпечатки итальянской оперной арии.

  Повторное проведение темы Лист рекомендовал также играть грациозно, летяще, невесомо, несмотря на разделение мелодии между двумя руками. Исполнение же грубое, с акцентами, ему не нравилось, он любил говорить, что не бывает войны против грации.

:

 Рис. 2 – Ф. Лист, «3 концертных этюда», №3 Des-dur (такты 13-16)

Вторая тема, в противоположность первой, A dur, более мужественна, но все же возвышенна и чувствительна, и в процессе пробуждения возрастает до полной страстности и величия.

Рис. 3 – Ф. Лист, «3 концертных этюда», №3 Des-dur (такты 23-26)

Пассажи же, которые окутывают тему, должны, по словам Листа, «звучать спокойно, гладко и ровно. Октавная каденция перед impetuoso (итал. – стремительно, пылко) должна исполняться на crescendo.

Пассажи в правой руке, в эпизоде impetuoso, не надо выдалбливать и акцентировать. По словам Листа, они должны исполняться шумно, блестяще и гладко. Новая октавная тема должна вступать мужественными, жесткими шагами (указание Листа).

Рис. 4 - Ф. Лист, «3 концертных этюда», №3 Des-dur (такты 32-35)

Перед accelerando (от итал.- ускорение), органный пункт в составе аккорда в басу – ля контр-октавы, берется на sf, и, следуя указаниям самого композитора, должен звучать долго и ясно  в голове исполнителя, во внутреннем слухе пианиста, на протяжении всей каденции до самого последнего аккорда, в котором звучит Ля в большой октаве, на октаву выше раннее упомянутого органного пункта, которая должна как бы его заменить.

Рис. 5 - Ф. Лист, «3 концертных этюда», №3 Des-dur (такты 36-37)

  Далее следует эпизод sotto voce (итал. приглушенно, вполголоса), languendo (итал. томлясь, изнемогая), также выдержан в романтических и поэтических тонах. Басовая линия образует самостоятельный мелодический голос, который крайне важно сохранить, несмотря на чередование взятия звуков мелодии разными руками, и провести в соответствии с характерной динамической окраской, постепенно нарастая силу звука (crescendo).  Арпеджированные аккорды правой руки перемежаются с отдельными звуками басовой мелодической линии, и, когда это возможно, также исполняются правой рукой: звуки этой мелодии берутся сверху, и задерживаются запаздывающей педалью, пока гармонические арпеджио пройдут в обеих руках до следующего арпеджированного аккорда.

Рис. 6 – Ф. Лист, «3 концертных этюда», №3 Des-dur (такты 45-48).

В эпизоде armоnioso (итал. гармонично) гармония движется по малым терциям, делая полный круг и возвращаясь в исходную (Des-dur – B-dur – G-dur – E-dur – Des-dur (расстояние между E и Des, являющееся увеличенной секундой, при энгармонической замене равно малой терции)). Эти гармонии, расположенные по терциям, противопоставляются друг другу, имитируя игру света и тени. Такой ход характерен для романтических произведений того времени. Некоторые звуки в басовой линии исполняются сверху, подобно тому, как это было описано в предыдущем эпизоде, третьим пальцем правой руки, и удерживаются запаздывающей педалью. Аккорды в правой руке арпеджируются без суеты. В последних двух тактах происходит постепенное замедление (poco a poco rallentando), которое подводит к темпу заключительного эпизода.

 

 

Рис. 7 – Ф. Лист, «3 концертных этюда», №3 Des-dur (такты 69-73)

И наконец, последний эпизод – piu lento (итал. медленнее). Здесь композитором поставлено указание quasi Arpa (подобно арфе), которое четко обозначает характер и манеру исполнения этого эпизода. Основная тема вплетенная в арфообразные, воздушные пассажи, должна выходить на первый план. Нельзя забывать и о том, что эта мелодическая линия должна быть динамически окрашена, постепенно затихая и растворяясь. Вся заключительная аккордовая часть должна быть связана запаздывающей педалью. Басы в последних тактах должны звучать величественно и мощно.

Рис. 8 – Ф. Лист, «3 концертных этюда», №3 Des-dur (такты 74-81)

 

 Весь этюд настолько поэтичен и романтичен, что наряду с двумя другими концертными этюдами Лист нашел возможность назвать их «Поэтическими каприсами» («Сaprices poetiques») и объединить их в один цикл-сборник.  Это очень точно формулирует их содержание. Этюд неслучайно назван «вздох», поскольку весь он наполнен вздохами, любовным томлением, страстью, упоением, радостью, и печалью.

Этюд несомненно принадлежит к одному из самых совершенных произведений в жанре фортепианного этюда. Все в нем совершенно ясно и поражает своей точной конструкцией. Лист пользуется средствами с чувством меры и все приемы художественно оправданы, они поэтичны в самой своей сути.

 

 

Заключение.

 

  Лист достиг необычайного разнообразия в жанре фортепианного этюда. Он создал и вывел на мировую сцену жанр этюдов в различных трактовках и вариантах, приближая их в одном случае к транскрипциям, в другом давая им сюжетную программу, основанную на литературных произведениях, или давая им программные названия. Например, название цикла этюдов «трансцендентный» может трактоваться двояко: в исполнительском смысле этот термин означает высшую степень технической сложности; в философском понимании - что-то, стоящее выше человеческого понимания. Вполне возможно, что Лист имел ввиду оба значения этого слова, придавая этим этюдам неповторимую художественную ценность.

 Будучи одним из ярчайших представителей эпохи романтизма, Лист создал высокохудожественные произведения, насыщенные необычайным количеством красок. Жанр фортепианного этюда венгерского композитора можно считать изложением, сводом тех новых принципов и законов, которые он открыл в области пианизма. Лист стал использовать технические формулы, которые редко, либо вообще не использовались до него. Он стал трактовать технику не как самоцель, а как средство достижения художественного образа.

 

 

 

 

 

Литература

1. Мильштейн Я. Ференц Лист: В 2-х т. Изд. 3-е. М., 1999.

2. ДемченкоА. Ференц Лист: вехи эволюции/Аналогии и параллели. Саратов, 2013.

3.  Друскин М. История зарубежной музыки. Вып. 4. Изд. 7-е. М., 2012.

4. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 4 / Авторы-сост. И. Молчанова, И. Охалова, Д. Петров, Е. Царева. Ред. Е. Царева. М., 2013.

5. Слонимский С. Творческий облик Листа. Взгляд из XXI века. Спб., 2010.

6. Стасов В. Лист, Шуман, Берлиоз в России. М., 1954.

7. Ханкиш Я. Если бы Лист вел дневник... Изд. 2-е. Будапешт, 1963.

8. Boissier A., цит. соч.

9. Franz Lizst Musicalische Werke, цит. изд., том I

10.  Franz Lizsts Briefe, цит. изд., том I

11.  Lizst F., Gesammelte Schriften, цит. изд., том V

12.  Lizst. Padagogium, цит. изд., серии 1 и 2

13. Lizst F., F. Chopin, цит. изд.

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Лист, Ференц (Liszt, Ferenz). ru.wikipedia.org

2. Лист, Ференц (Liszt, Franz). classic-online.ru>

3. IMSLP/Petrucci Music Library. Liszt, Franz.

 



2019-05-24 1628 Обсуждений (0)
Глава 2. Анализ концертного этюда Des-dur 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Анализ концертного этюда Des-dur

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)