Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология способностей



2019-05-24 202 Обсуждений (0)
Психология способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Психофизика

 

                                              Р

Радиотеатр - представления, спектакли различного жанра, предназначенные для передачи по радио.

Разведка телом (действием) – взаимосвязана с разведкой умом, они неотделимы друг от друга. Попытка актера “побывать телом” в событии, сблизить себя с материалом пьесы, сделать его своим. Стороны одного процесса познания. Основным процессом познания на этом этапе является этюд – рабочий прием в работе над ролью. Этот процесс у К.С. Станиславского имеет название: “ я – в роль,” он приводит к этапу “роль во мне” и к перевоплощению.

Разведка умом – анализ действия, основанном на конфликтном факте или событии; познание последовательности событий, их органического движения, взаимосвязи.

Развитие действия - цепь конфликтных ситуаций и событий, связанных логикой взаимоотношений персонажей, которые развиваются в постоянных столкновениях; процесс продвижения к цели.

Развязка - компонент фабулы, завершения действия литературно-художественного, сценического произведения. Обычно означает разрешение художественного конфликта между действующими лицами и дается в конце представления.

Ракурс (фр. - сокращение) – активный прием режиссерского искусства для построения изобразительной, монтажной композиции; режиссерский акцент, оценка происходящего.

Рампа (фр. - склон, покатое место) - низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену. Тем же словом в театре называют осветительную аппаратуру на полу сцены, служащая для освящения передней части сцены снизу. Широко применяется в переносном значении как сцена, театр. (“Огни рампы”). В современном театре в последние годы рампа не используется для постановки спектаклей и представлений.

Рапид (фр. - быстрый) - вид сценического действия, выраженный замедленными движениями актеров. Выражение “двигаться в рапиде”.

Рапира (фр. - оружие) - колющее холодное оружие с длинным четырехгранным клинком, употребляемое в учебном и спортивных мероприятиях.(Спектакли плаща и шпаги.)

Раскрепощение - творческий и учебный процесс выработки профессиональных навыков органического сосуществования на игровой площадке в рамках творческих задач режиссера, педагога. Снятие физического зажима. Сценическая свобода.

Растушевка - скрученный из плотной бумаги тонкий стерженек с острыми концами. Растушевкой актер наносит на лицо грим.

Реакция (лат. - против)- психофизический отклик на событие. Действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие, ответ организма на внешние или внутренние раздражители, резкая перемена в самочувствии. Проявление своего отношения на действие другого.

Реализация замысла (лат. - вещественный) - осуществление на практике кого-либо плана, проекта, идеи и темы, выраженного в художественных образах.

Реверберация (лат. – отражать) – остаточное звучание, возникающее в закрытом помещении в результате многократного отражения звуковых волн от различных поверхностей (стен, потолка, пола). Этот эффект используется на эстраде и в театре как выразительное средство звучания голоса и музыки.

Ревю (фр. - обозрение) - эстрадное представление, состоящее из ряда отдельных сцен, эпизодов и номеров, объединенных общим сюжетом. То же, что обозрение.

Режиссер (фр. - управитель) - постановщик, организатор спектакля, представления, концерта, праздника; художественный руководитель постановки. На основе собственного творческого замысла режиссер создает новую сценическую реальность, объединяя в работе над спектаклем всех участников: актеров, художника, композитора, балетмейстера и т.д.

Режиссерская пауза – пауза возникает из сверхзадачи спектакля, из его атмосферы. Пауза родится из текста и в текст уходит. Так называемая немая сцена. Концентрат образности, смысла, способ работы над спектаклем.

Режиссерская техника – знание законов актерского творчества, его природы; умение сопереживать вместе с актером. Непосредственность и живость восприятия. Способность мгновенного переключения, умение в каждом отдельном элементе видеть частицу целого. Ощущение, охват целого является основой режиссерской профессии. Единство “льда и пламени”. Пламя – от горячего сопереживания актеру, лед – от острого анализа пьесы, спектакля.

Режиссерское мастерство – особый слух, обоняние, осязание, зрение, вкус к драматургическому произведению. Умение сохранить до конца работы над спектаклем свое первое, непосредственное впечатление от пьесы. Не растерять его при встрече с актерами, художником, при столкновении с собственными штампами, общепринятыми решениями. Способность видеть, способность мыслить, способность воплощать. Материалом режиссерского искусства является - борьба.

Режиссура - это превращение литературного материала в сиюминутный, жизненный процесс, образно выраженный через игру актеров, а также через выразительные средства театра.

Резонер (фр. - любитель порассуждать, моралист) - актерское амплуа. Человек, любящий вести пространные рассуждения, преимущественно нравоучительного характера. Действующее лицо в старой комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения, наставления.

Результат (лат. - отраженный) - конечный итог, следствие, явление, развитие чего-либо.

Реквизит (лат. - потребность) - все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене (картины, часы, вазы, книги, посуда, карандаш, ружье, шпага и т.п.), то есть предметы быта (бутафория), используемые в спектакле (представлении) актерами.

Реклама (лат. - кричу, восклицаю) - распространение сведений о ком или о чем - либо с целью создания известности, популярности. Объявление, видео и аудиролик, афиша, плакат- содержание сведений о предстоящих гастролях, концертах и т.д.

Ремарка (фр. - пометка, замечание)- уточняющее или дополняющее замечание автора пьесы, сценария, которые помещаются обычно в скобки. В драматургии, театре - пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, предлагаемых обстоятельств, поведения действующих лиц, их внешнего вида и т.д.

Репертуар (лат. - перечень, список) - запас, наличие чего-либо.Совокупность произведений в драматическом или музыкальном театре, на эстраде, ряд ролей, номеров, исполняемых актером. Определенное количество спектаклей в театре, внесенных в репертуар..

Репетиционный период - это, в первую очередь, “застольный период”, включающий в себя “разведку умом” с переходом на “разведку действием”. Этот период включает в себя тщательную работу над спектаклем (ролью) методом действенного анализа с выходом на сцену; т.е. мизанценирование по законам сценического действия в предлагаемых обстоятельствах пьесы и роли.

Репетиция (лат. - повторение) - подготовка и пробное исполнение будущего спектакля при помощи актеров и вспомогательных служб. Подготовка номера и исполнение на сцене. Учебно-воспитательный процесс, направленный на выработку профессиональных навыков работы на сцене под руководством режиссера. Сценическое действие - многократное повторение текста, движений и жестов.

Реплика (лат. - опять, еще прикладываю) - краткое замечание, возражение, ответ. Текст, заключающий в себе слова одного из персонажей. Краткое высказывание актера, обычно произносимое в ответ на слова партнера. Последние слова актера, вслед за которыми другой актер произносит свои, следующие по ходу пьесы. Выражение - “подавать реплику”.

Реприза (фр. - возобновление) - короткий шуточный номер в исполнении клоунов цирка или артистов эстрады. Словесный или пантомимический.

Рецензия (лат. - осмотр) - критический отзыв; оценка художественного, научного произведения. Критическая статья о премьерном спектакле, концерте.

Речитатив (лат. - читать вслух) - напевная (или лишенная напевности) речь, входящая составной частью в музыкально-вокальное произведение.

Ритм (гр. - время) - соразмерность чередования каких-либо элементов (звуковых, речевых, изобразительных), происходящее с определенной последовательностью, частотой. Ритм - поведение, интенсивность действий и переживаний актера; внутренний, эмоциональный накал; организация во времени и пространстве. Динамический характер действия, его внешний и внутренний рисунок.

Ритуал (лат. - обрядовый) - совокупность действий, сопровождающих обряд; обычаи народов. Установленный порядок совершения каких-либо действий (свадьба, принятие присяги, посвящение в студенты и т. д.)

Роль (фр. - свиток, список)- художественный, литературный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актером. Совокупность текста, произносимого актером в пьесе.

Раздражитель

Разум

Режиссерский акцент

Рассудок

Рефлекс

Рецептор

Речь

 

                                                           С                                                           

 

Самобытность - характерные, не присущие никому другому черты национального характера или образа мышления. Уникальность культуры народов.

Сарказм (гр. - терзание) - язвительная, жестокая, ироническая насмешка; едкая ирония.

Сатира (лат. - мешанина) - одна из форм комического, содержащая резкое обличение, осмеяние отрицательных явлений действительности. Важное значение сатиры - актуальность и злободневность.

Сверхзадача - (выражение К.С. Станиславского) - основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения события, задачи, действия, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни. Это то, ради чего я, как режиссер, ставлю спектакль, что хочу изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочу вызвать в нем. Индивидуальная идея режиссера и актера.

Световая аппаратура - электрические приборы, предназначенные для освещения сцены, декораций, актера; световые эффекты и т.д. Один из важных компонентов в работе режиссера над спектаклем.

Свобода (творческая) – сценическая свобода, достигнутая посредством работы актера над собой, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знания, психофизическое самочувствие и опыт.

Сезон (фр.) – период, в течении которого осуществляется театральная деятельность, удобное, пригодное время для творческой работы. Театральный сезон длится с сентября по май.

Сенсация (лат. - чувство ) - Сильное, волнующее всех впечатление от яркого события, известия. Шумиха.

Символ художественный (гр. - опознавательная примета) - образ чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначенным объектом. В символе всегда присутствует определенный смысл, слитый с образом, но не сводимый к нему буквально, требующий внимания, интерпретации. Художественный символ тем содержательней, чем более он многозначен.

Синтез (гр. - соединение, сочетание) - процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей. Органическое соединение различных сторон объекта в единое целое.

Синхронный (гр. - вместе + время) - происходящий одновременно. Синхронность действия на сцене.

Система К. С. Станиславского - “система должна быть не в голове, а в памяти ваших мышц.” Компоненты системы:

 1.Работа актера над собой :

а) работа над собой в творческом процессе переживания (развитие       внутренних элементов психики, необходимых для творчества);

б) работа над собой в творческом процессе воплощения (работа над   физическим аппаратом).

2. Работа актера над ролью.

3.  Этика

Система не рецептура и не отмычка, нельзя обращать систему в справочник, где содержатся точные данные о том, как применить тот или иной прием, чтобы получить эффект. Умение слить в неразрывное целое самые высокие задачи искусства с простейшими и конкретными актерскими задачами - одно из важнейших свойств системы К.С. Станиславского.

Ситуация (фр. - положение) - жизненная обстановка, которая складывается в различных эпизодах и сценах спектакля, в результате взаимоотношений и борьбы действующих лиц. Ситуация всегда требует выхода из сложившихся обстоятельств.

Сквозное действие (К.С. Станиславский) - это та реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе. В результате чего утверждается сверхзадача. Сквозное действие - это путь, по которому режиссер, актер идут к своей цели в спектакле, роли. Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу. Все характеры, мизансцены должны лежать на линии сквозного действия. Каждое сквозное действие имеет свое контрсквозное действие. Сверхзадача - хотение. Сквозное действие - стремление. Выполнение его - действие.

Скетч (англ. - набросок) - короткая сцена, в которой разыгрывается, как правило, комическая ситуация с участием двух-трех актеров без глубоких характеристик персонажей и сложной интриги. Театральное представление шутливого или сатирического характера, построенное на неожиданных забавных ситуаций.

Скоморохи - странствующие актеры, играющие роли в театральных сценах (обычно комических ), так и танцоры, певцы, музыканты, дрессировщики, исполнители акробатических номеров.

Словесное воздействие – способ воздействия на сознание партнера с целью перестроить его, «приспособить» в интересах действующего лица. Шесть “адресов” воздействия на сознание: внимание, чувство, воображение, память, мышление и воля.

Событие – это психологическое происшествие, которое в корне меняет у всех действующих лиц отношение к происходящему, порождает новое соотношение сил. Система взаимоотношений персонажей в определенный отрезок времени. Событие определяет движение и развитие конфликта спектакля и его разрешения.

Сопереживание - нравственный принцип, связанный с общечеловеческими представлениями о правде и лжи, о справедливости. Эмоциональный настрой зрителей во время просмотра спектакля, концерта и т. д.

Софиты  - специальная световая аппаратура, помещенная над сценой и скрытая падугами.

Спектакль (лат. - зрелище) - театральная постановка в ограниченном сценой пространстве. Пьеса, поставленная режиссером и сыгранная актерами. Спектакль состоит из одного или нескольких актов, действий, частей, прерываемых антрактом. Иногда это слово употребляется для обозначения смешного, занятного зрелища.

Спектакль, как художественная ценность (М.Чехов) – спектакль - есть живое, самостоятельное существо, подобное человеку. Как человек имеет дух, душу и тело, так имеет их и живой, действенный спектакль. Дух спектакля - это идея заложенная в нем. Идея, ради которой автор, режиссер и актеры сообща создают спектакль. Душа спектакля - это та атмосфера, в которой протекает и которую излучает спектакль. Тело спектакля - это все, что мы видим и слышим в нем.

Специфика (лат. - особенный) - отличительные особенности какого - либо рода деятельности.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности. Особые природные задатки от которых зависит успешность выполнения различных видов деятельности, приобретения знаний, умения, навыков. Способности формируются и развиваются по мере становления и совершенствования личности. Художественные способности - особая одаренность, выражающаяся в потребности и возможности художественного творчества.

Станок - помост на деревянном или металлическом каркасе, крытый щитами из досок.

Статист (гр. - стоящий) - актер, участник массовых сцен; роль без слов. В Древней Греции так называли стоящего человека. Актер, исполняющий на сцене второстепенную роль.

Стереотип (гр. - твердый, отпечаток) - образец художественного творчества, лишенный оригинальности, с элементами заимствования. Противоположность индивидуальности. Копирующий, сделанный по шаблону.

Стилизация - (фр. - стиль, палочка для письма) - использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм, приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей.

Студия театральная - творческий коллектив, сочетающий в своей работе учебный эксперимент и показ спектаклей. (“Школа на ходу” - так называл студию К.С.Станиславский)

Субретка (фр.) - актерское амплуа. Представляет собой служанку с находчивым и лукавым характером и бойким нравом. Как правило, она помогает своим хозяевам в их любовных похождениях.

Сценарий (лат. - сцена) - литературно - драматургическое произведение, предназначенное для постановки театрализованного представления. Включает детальное описание действия с текстом речей персонажей. План, сюжетная схема пьесы, оперы, балета. Композиционное построение театрализованного представления.

Сценическая задача - своеобразное определение понятий цели и направления сценического действия. Результат выполнения правильного, осмысленного, продуктивного действия. Сценическая задача отвечает на три вопроса:

1.  Что делаю? (физическое действие)

2.  Зачем делаю? (чего хочу добиться данным действием).

3.Как делаю? (форму выполнения задачи принято называть актерским приспособлением).

Сценическая наивность - вера актера в предлагаемые обстоятельства, свойство детской непосредственности актера. Наивность «уживается» с умом, а не с рассудочностью.

Сценическая условность - совокупность знаков, символов, элементов игры, создающие не правду реальной жизни, а ее правдоподобие, однако узнаваемое и реально переживаемое. Условность места действия. Условность сценического действия и т. д.

Сценическое внимание - восприятие объектов внешнего мира с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Процесс познания, творческое состояние любой профессии. Сосредоточенность на объекте. Степень готовности к действию, выработанная и воспитанная в процессе тренинга и упражнений. Внимание - ворота ко всякому творчеству.

Сценография (гр. - сцена и пишу) - организация театрального пространства, среды, в которой существует спектакль. Искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники и т.п. Художественное оформление спектакля. Его образ, объединяющий драматургию, воплощающий замысел режиссера и художника, игру актеров. Оформление зрительного зала, фойе в зависимости от решения и замысла спектакля или представления.

Сюжет (фр. - предмет) - ряд связанных между собой, последовательно развивающихся событий, взаимоотношений людей, борьба характеров и мировоззрений. Основное содержание художественного произведения.

Самообщение

Сенсорика

Слух

Сознание

Сопереживание

Средства общения

Стимул

Страсть

Стресс

Сублимация

Субъект

Содержание

Сознание

 

                                                                     Т

“Тренинг и муштра” (К. С. Станиславский) - учебно-воспитательная работа по выработке профессиональных навыков актера и режиссера, в основе которой лежат законы актерского мастерства и методика обучения по системе К. С. Станиславского (“освобождение мышц”, “сценическое внимание”, “воображение и фантазия”, “эмоциональная память”, “общение”, “действие”, “предлагаемые обстоятельства”, “чувство правды, логика и последовательность,” другие элементы актерского мастерства).

Тавтология (гр. - тоже самое, слово) - повторение одного и того же определения, (суждения) иными близкими по смыслу словами, повтор. Если в литературе тавтология создает образный язык, то в искусстве - она становится навязчивым, невыразительным элементом.

Талант (гр. - вес, весы) - высокая степень художественно-творческой одаренности, выдающиеся природные способности. Актерские , режиссерские способности.

Творческий процесс - сменяющие друг друга стадии работы художника, писателя, режиссера, актера над произведением. Единство интеллектуальных, волевых и художественных качеств, направленных на реализацию замысла роли, спектакля, представления.

Творческое мышление - вид мышления, связанный с созданием и открытием чего-либо нового, общественно значимого. Творческое мышление определяется своеобразием личности художника, его способности оригинально, самостоятельно мыслить. Предполагает диалектическое соединение традиции и новаторства.

Театр (гр. - место для зрелищ, зрелище) - искусство, состоящее в изображении, представлении пьесы в лицах, осуществляемое в виде публичного зрелища. Помещение, здание, в котором устраиваются представления, спектакли.

Театральная музыка – 1.Музыка в любых театральных спектаклях (опера, балет, оперетта, музыкальная драма, музыкальная комедия).

 2.Музыка в спектаклях драматического театра (трагедия, драма, комедия). Классификация “театральной” музыки: увертюра, музыкальные антракты (вступление к действию или картине). Музыкальный финал акта или спектакля. Музыкальные номера по ходу сценического действия, вставные музыкальные номера. Различают “сюжетную” музыку – по ходу действия, и “условную” музыку - “от режиссера”.

Тезаурус (М.И.Кнебель) -(лат. – сокровище) - запас сведений, жизненный опыт, эмоциональный багаж человека. Интеллектуальное и эмоциональное богатство человека, включающее его способность к сотворчеству и сопереживанию. Богатство тезауруса способствует умению актера проникнуть силой своего воображения в возникшие перед ним обстоятельства.

Тело актера (М.Чехов) - это его инструмент. Это язык пластики, жеста. Актер, не владеющий своим телом обречен на скудность выразительных средств. Нельзя выходить на сцену без разминки “туалета актера” (речь, психофизика, готовность). Если внутренняя жизнь актера скована непроработанным, негибким телом, то это является проблемой, мучительной борьбой со своим же собственным телом.

Тема (гр. - положенное в основу) - круг жизненных явлений, событий и проблем, положенных в основу художественного произведения. Определение темы полностью зависит от индивидуальности режиссера и его мировоззрения. Тема является важным компонентом действенного анализа в работе режиссера над пьесой и спектаклем.

Темп (лат. - скорость) - степень быстроты исполнения, скорость (или медленность) с которой протекает какое-либо действие.

Темперамент (лат. - соразмерность) – совокупность психических черт личности в определенном типе высшей нервной деятельности. Жизненная энергия человека. Один из важных элементов актерской возбудимости, способности к творческому процессу. Проявление силы чувств, их глубины, смены.

Тенденция (лат. - стремиться) - направленность во взглядах или действиях. Стремление, склонность к чему-либо. Направление, в котором совершается развитие какого-либо явления.

Типаж (гр. - особенность) - обобщенный образ, отражающий поведенческую манеру определенной группы людей. Внешнее и внутреннее представление о чем-либо. Например: типаж маньяка, развратника и т. д.

Типизация (гр. - отпечаток, форма, образец) - способ художественного обобщения, выявление характерного, существенного в изображении жизненных явлений и предметов осуществляемых с помощью специфических ( для каждого вида искусств и жанра) выразительных средств. Синтез общего, типического и индивидуального в воссоздании действительности. Обеспечивает правдивость и достоверность изображения.

Тирада (фр.) - длинная фраза, произнесенная в приподнятом настроении, необычном тоне.

Травести (фр.- переодетая) - актерское амплуа: актриса, исполняющая роли подростков, мальчиков, девочек, а также роли, по ходу действия требующие переодевания в мужской костюм.

Трагедия (гр. - песнь козлов) - драматическое сочинение, изображающее крайне острые жизненные ситуации, конфликты, чаще всего кончающиеся гибелью героя (трагедия В. Шекспира “Ромео и Джульетта”).

Трагик - сценическое амплуа актера, исполняющего трагические роли.

Традиция (лат.- передача) - Преемственная связь между старыми и новыми явлениями общественной жизни, искусства, литературы, ремесел, языка, поведения и т. п.

Трансформация (лат. - преобразование, превращение)- в театре, цирке и на эстраде оригинальный сценический прием, основанный на умении артиста быстро изменять внешность при помощи грима, парика, костюма. В праздниках смена игровых площадок и их светового, декоративного оформления с целью достижения нового образного решения постановки театрализованного представления.

Труппа (фр. - толпа, компания, ватага)- актерский состав театра. Коллектив актеров, задействованных в театральных постановках и работающих в стационарном, передвижном театрах под руководством главного режиссера. Слово появилось в конце 18 века. Данное понятие выражалось словосочетанием - артель комедиантов. Театр может считаться существующим не тогда когда построено здание но, главным образом, когда в нем имеется труппа артистов.

Трюк (фр. - прием, проделка)- ловкий, эффектный прием, ловкая проделка, ухищрение, искусный сложный маневр, рассчитанный на поражение эмоционального внимания зрителей.

Турбулентность (лат. - беспорядочный)- бурная реакция на что-либо, отличающаяся стремительным неупорядоченным переживанием. Наивысшее, эмоциональное напряжение.

Творчество

Теория

Тест

Торможение

Тренинг

У

Условность



2019-05-24 202 Обсуждений (0)
Психология способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)