Теоретические сведения
Херсонский национальный технический университет
Лабораторная работа №1, 2 По дисциплине «Программирование»
Выполнила студентка группы 1зКСС Малахова Т.Н. Проверил Дроздова Е.А.
Херсон 2005 Лабораторная работа №1 Управляющие структуры языка «Си»
Цель работы :Изучение приемов использования операторов ветвления и операторов циклов в С.
Теоретические сведения:
Управляющие структуры или операторы управления служат для управления последовательностью вычислений в программе. Операторы ветвления и циклы позволяют переходить к выполнению другой части программы или выполнять какую-то часть программы многократно, пока удовлетворяется одно или более условий. Блоки и составные операторы. Любая последовательность операторов, заключенная в фигурные скобки, является составным оператором (блоком). Составной оператор не должен заканчиваться (;), поскольку ограничителем блока служит сама закрывающаяся скобка. Внутри блока каждый оператор должен ограничиваться (;). Составной оператор может использоваться везде, где синтаксис языка допускает применение обычного оператора. Пустой оператор. Пустой оператор представляется символом (;), перед которым нет выражения. Пустой оператор используют там, где синтаксис языка требует присутствия в данном месте программы оператора, однако по логике программы оператор должен отсутствовать. Необходимость в использовании пустого оператора часто возникает, когда действия, которые могут быть выполнены в теле цикла, целиком помещаются в заголовке цикла. Операторы ветвления. К операторам ветвления относятся if, if e l se, ?, switch и goto. Общий вид операторов ветвления следующий: If (логическое выражение) оператор;
If (логическое выражение) оператор_1; Else оператор_2;
<логическое выражение> ? <выражение_1> : <выражение_2>; Если значение логического выражения истинно, то вычисляется выражение_1, в противном случае вычисляется выражение_2.
Switch (выражение целого типа) { case значение_1: последовательность_операторов_1; break; case значение_2: последовательность_операторов_2; break ; . . . case значение_ n : последовательность_операторов_n; break; default: последовательность_операторов_n+1; } Ветку default можно не описывать. Она выполняется, если ни одно из вышестоящих выражений не удовлетворено.
Оператор цикла. В Турбо Си имеются следующие конструкции, позволяющие программировать циклы: while, do while и for. Их структуру можно описать следующим образом: Цикл с проверкой условия наверху: While ( логическое выражение) оператор;
Цикл с проверкой условия внизу: do оператор; while (логическое выражение);
Универсальный оператор цикла: For (инициализация; проверка; новое_значение) оператор;
Задание:
Составить и получить распечатку программы выбора всех четных чисел от 1 до 1000. Составить и получить распечатку программы выбора всех чисел, заканчивающихся на цифру 5, от 1 до 1000. Написать программу с использованием цикла do-while, которая ожидает нажатия клавиши ‘ъ’ и по нажатии её завершает работу. Программа 1: распечатывает все четные числа от 1 до 1000: #include <stdio.h>
int vit;
int main( void ) { vit = 2; while (vit <= 1000) { vit = vit +2; printf("%d\n", vit); } system("PAUSE"); return 0; }
Программа 2: распечатывает все числа от 1 до 1000, которые заканчиваются на цифру 5:
#include <iostream.h> #include <stdlib.h>
int den;
int main() { den = 5; while (den <= 1000) { den = den +10; printf("%d\n", den); } system("PAUSE"); return 0; }
Программа 3:Программа ожидает нажатия клавиши «Ъ» и по её нажатии завершает работу:
#include <iostream.h> #include <conio.h> #include <stdio.h> //#include <bios.h>
int getkey;(void); { int key, lo, hi; key=bioskey(0); lo = key & 0X00FF; hi = (key & 0X0FF00) >> 8; return((lo==0) ? hi +256: lo); }
main() { clrscr(); int input; do { input = getkey(); printf("Program is running \n"); } while (input!= ']'); } Лабораторная работа N2 Программирование с использованием указателей Цель работы: Oзнакомиться с понятием указателя, научиться использовать их при программировании на С. Теоретические сведения Указатель - это переменная, которая содержит в памяти адрес данных. Переменная-указатель содержит местоположение значения. То есть, переменная-указатель указывает на значение, так как она содержит его адрес. Указатели предоставляют эффективные средства доступа и изменения данных. Так как указатели содержат адреса данных, то при поиске значений в памяти у компьютера сокращается объем работы. Указатели не привязывают данные к какому-либо определенному имени переменной. Они могут содержать адрес любого не именованного значения. Суть переменных-указателей. Так как указатели являются обычными переменными, для них действительны все правила именования обычных переменных. Как и в случае с обычной переменной, нужно сначала объявить указатель и только потом его использовать. В Си указатели могут быть на все существующие в языке типы данных; можно создать указатель на целое, символьное данное, и так далее. В зависимости от того, в каком месте программы объявлен указатель, он может быть локальным или глобальным (как и для обычных переменных, использовать глобальные без нужды не рекомендуется). Единственная разница между обычными переменными и указателями заключается в их содержимом. Указатели содержат не само значение, а его адрес. В Си имеет два оператора, относящихся к указателям: & - оператор "адрес значения" * - оператор "значение по адресу" Объявление указателей. Если нужно объявить переменную для хранения, например, возраста то можно сделать это следующим образом:
int age = 20;
Такое объявление переменной age подразумевает несколько моментов. Во-первых, сообщается Си, что нужна переменная с именем age, и Си резервирует для этой переменной место в памяти. Во-вторых, Си узнает, что age будет использоваться для хранения только целых чисел. В-третьих, при объявлении эта переменная инициализируется значением 20. Пусть нужно объявить переменную-указатель, которая не содержит возраст, а указывает на age, переменную, где находятся нужные данные. Для объявления указателя на переменную age нужно сделать следующее:
int * p _ age ;
В этой строке резервируется место для переменной с именем p_age. Однако это не обычная целочисленная переменная. Так как перед ней стоит *, Си определит, что это переменная-указатель. Присваивание значений указателям. Указатель может содержать адреса значений только соответствующего ему типа. Например, p_age может указывать только на целочисленные переменные. Си не инициализирует указатели при их объявлении. Если age объявлена как показано выше, и нужно, чтобы p_age содержала адрес age, нужно присвоить его переменной p_age:
p _ age =& age ; Вместо занесения адреса переменной age в переменную p_age при помощи оператора присваивания можно одновременно объявлять и инициализировать указатели.
int age=20; int *p_age=&age;
Можно присваивать различные значения переменной age следующим оператором:
age=35;
Либо можно сделать то же самое другим путем:
*p_age=35;
Эта строка подразумевает "взять ячейку памяти, на которую указывает p_age и занести туда значение 35". Объявление массивов указателей. Если нужно зарезервировать большое количество указателей для различных данных, можно объявить массив указателей, причем каждый его элемент будет являться указателем одного и того же указанного типа. Следующий пример резервирует массив из 10 указателей на переменную целого типа:
int *iptr[10];
Можно присвоить адрес любому элементу из iptr таким же образом, как и любому другому указателю, не входящему в массив: iptr[4]=&age;
В следующей строке резервируется массив из 20 указателей на переменные символьного типа:
char * cpoint [20];
Задание: Составить программу для определения максимального элемента одномерного массива. Массив первоначально заполняется нулями, затем данные вводятся с клавиатуры. Заменить нулем все элементы, равные максимальному. Массив задать при помощи указателя. Зарезервировать память под массив при помощи функций динамического распределения памяти.
Программа: определяет максимальный элемент одномерного массива:
#include<stdio.h> #include<conio.h> #include<alloc.h> int* arr;
void zero(); void in(); int max(); void out();
void main() { arr=(int*)malloc(10); clrscr(); zero(); out(); getch(); in(); int maxEl=max(); int i; for(i=0;i<10;i++) if(*(arr+i)==maxEl) *(arr+i)=0; else ; clrscr(); out(); getch(); }
void zero() { int i; for(i=0;i<10;i++) *(arr+i)=0; }
void in() { printf("\nEnter elements of array:"); printf("\n"); int i; for(i=0;i<10;i++) scanf("\n%i",arr+i); } int max() { int mx=*arr; int i=1; for(i;i<10;i++) if(mx<*(arr+i)) mx=*(arr+i); else ; return mx; }
void out() { int i; for(i=0;i<10;i++) { printf("%i",*(arr+i)); printf(" "); } system("PAUSE"); return 0; }
Результат работы программы: Массив первоначально заполняется нулями, затем данные вводятся с клавиатуры. Заменяются нулем все элементы, равные максимальному. Массив задаётся при помощи указателя. Память под массив зарезервирована при помощи функций динамического распределения памяти.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |