Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тематика занятий по образовательному маршруту модуля «Птицы Родного края»



2019-05-24 233 Обсуждений (0)
Тематика занятий по образовательному маршруту модуля «Птицы Родного края» 0.00 из 5.00 0 оценок




Число часов на тему Тема занятия Основное содержание по теме Характеристика основных видов деятельности младших школьников
1 Итоги летних наблюдений, находок и встреч. Обсуждение летних наблюдений. Подводят итоги летних наблюдений по заданиям - методичкам, данным учителем. Выясняют, какие интересные встречи и находки были летом.
1 Актуальные проблемы современной орнитологии Тульской области Орнитологические работы; основные направления орнитологических исследований. Дают краткий очерк изучения птиц Центральной России. Рассматривают современные орнитологические работы. Изучают основные направления орнитологических исследований в настоящее время: работы по региональным фаунам областей, изучение экологии и морфологических особенностей отдельных групп птиц, выясняют роль антропогенных факторов в изменении фауны птиц, изучают динамику численности птиц, причины изменения, миграции, детали насиживания и эмбрионального развития птиц, исследования зараженности птиц и их гнезд эктопаразитами, вопросы охраны и привлечения птиц и т.д.
2 Редкие виды птиц Тульской области, занесенные в красную книгу. Что значит «редкая птица»? Какие птицы занесены в Красную книгу Тульской области? Описание птиц     Знакомятся с понятием «редкая птица». Рассматривают птиц, которые занесены в Красную книгу Тульской области. Готовят краткое описание птиц. Выступают с докладом
2 Осенняя орнитологическая экскурсия «Осень, природа, птицы» Признаки осени; особенности осеннего поведения птиц Определяют с учащимися основные признаки осени. Рассказывают об особенностях осеннего поведения птиц: отсутствие пении птиц, образование кочевых и перелетных стай, запасание корма, миграции птиц на юг. Наблюдают за осенним поведением птиц данного места. Делают записи, рисунки, фотографии. Подводят итоги экскурсии.
1 Семейство журавлиные, пастушковые, дрофиные Характеристика семейства журавлиные; характеристика семейства пастушковые; характеристика семейства дрофиные. Представители каждого семейства.     Смотрят кинофрагмент про семейства. Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа даёт краткую характеристику семейств. 1 группа - рассказывает о сером журавле - представителе семейства журавлиные, а также о стерхе, красавке и др. 2 группа - рассказывает о лысухе, камышнице, пастушке, коростеле, погонышах – представителях семейства пастушковые. 3 группа - рассказывает о дрофе и стрепете, особенностях их биологии и охраны.
1 Семейство чайковые Характеристика семейства чайковые. Представители семейства. Виды чаек-кукша. Работа с определителем. Дают общую характеристику семейства чайковые. Рассказывают об озерной, сизой и серебристой чайках. Её величина, окраска, распространение, биология. Редкие виды чаек: малая чайка, черноголовый хохотун. Пролетные и залетные виды чаек-кукша. Работают с определителем по определению видов чаек и крачек нашей области.
2 Практическая работа: «Своими руками» (изготовление кормушек различных типов, организация выставки) Особенности питания птиц зимой. Заготовка корма. Изготовление своей индивидуальной кормушки авторской конструкции. Знакомятся с особенностями питания птиц зимой. Дома заготавливают зерновой корм для птиц. Изготовляют различные виды кормушек. Участвуют в конкурсе на изготовление своей индивидуальной кормушки авторской конструкции.
2 Экскурсия на природу: «Сбор старых птичьих гнезд, заготовка кормов для зимующих птиц» Разновидности гнёзд. Правила описания гнезда. Правила сбора гнёзд. Сбор гнёзд. Сбор корма для птиц. Знакомятся с тем, что каждое гнездо, является документом, подтверждающим факт гнездования определенного вида в данной местности. Знакомятся с правилами описания гнезда. Размеры гнезда, форма, строительный материал и расположение гнезда служит критериями для определения вида птицы, которой принадлежит это гнездо. Гнезда желательно снимать вместе с субстратом, на котором оно находилось. Гнезда уложить в коробки и переложить упаковочным материалом, Каждое снятое гнездо снабдить этикеткой, в которой указать вид птицы (если он известен), место расположения гнезда, географические координаты, дату нахождения, фамилию сборщика. Многие гнезда расположены на деревьях и кустарниках, поэтому перед сбором учитель рассказывает о правилах техники безопасности выполнения этой работы. Для сбора можно использовать легкую раздвижную лестницу, бамбуковую палку и т.д. Дальнейшая обработка собранного материала проводится в классе. Во время экскурсии учащиеся также собирают различный корм для птиц (семена, ягоды и т.д.), укладывают его пакеты и коробки. Сушку и расфасовку проводят дома и в классе.
1 Практическая работа: определение, описание и инвентаризация собранных птичьих гнезд. Выставка Определение и инвентаризация птичьих гнёзд. Работа с субстратом. Выставка. Проводят определение птичьих гнезд и инвентаризацию. Придают естественную форму, проводят окраску субстрата, на котором расположено гнездо, или создают его бутафорный макет из папье – маше. Готовятся к выставке.
1 Изучение сезонных явлений в видовом составе птиц наблюдаемой территории. Признаки поздней осени. Уменьшение видового состава птиц. Образование птичьих стай. Приближение птиц к жилью человека. Появление кочующих видов птиц. Зимующие хищные птицы. Знакомятся с признаками поздней осени. Изучают сезонные явления птиц. Отмечают первое появление свиристелей, снегирей, щуров, клестов, чечеток. Наблюдают за особенностями пролета мохноногого канюка (зимняк). Выясняют, какие хищные птицы остались зимовать у человеческого жилья. Получают задание понаблюдать в каникулы за поведением, питанием отдельных видов птиц в этот период.
1 Встреча с интересными людьми; учеными, натуралистами, орнитологами, работниками природоохранной организации Обсуждение на предложенную тему. Учащиеся готовят вопросы.
1 Викторина «Наши зимующие птицы» Зимующие птицы. Какие птицы зимуют в нашей местности? Какие птицы прилетают к нам зимой? Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? Какая птица может высиживать птенцов зимой? Какая птица к зиме белеет? Какая птица носит название танца? Когда температура тела воробья выше: зимой или летом? Каким кормом можно подкармливать зимой синиц? Снегирей? Свиристелей? Какая зимующая птица изображена на открытке? Чьи это голоса? Почему большинство птиц, осенью улетает на юг? Как и чем можно помочь птицам зимой? и т.д. Небольшое выступление учащихся о зимующих птицах. Знакомятся с правилами проведения викторины
1 Подготовка реферативных сообщений о птицах. Выбор темы для реферата. Методика наблюдения и сбор информации. Поиск литературы. Планирование консультаций. Учитель предлагает список тем для рефератов. Выясняет интересы учащихся. Учащиеся выбирают темы. Определение методики наблюдений и сбора материала. Поиск литературы в библиотеке для работы. Планирование консультаций во время каникул.
1 Консультация учителя по самостоятельной подготовке и оформление рефератов по избранной теме. Оформление реферата. Знакомство с книгой А.Н. Формозова «Спутник следопыта» - М. изд. Московского университета,1989 Красочно оформляют реферат, иллюстрируют рисунками, фотографиями, схемами, таблицами. Приобретают опыт самостоятельной работы. Знакомятся с книгой А.Н. Формозова «Спутник следопыта» - М. изд. Московского университета,1989
2 Зимняя орнитологическая экскурсия «Зима, природа, птицы» Основные признаки зимы. Особенности места экскурсии. Особенности зимней орнитофауны и поведения птиц. Наблюдение за стайками птиц. Изучение следов птиц. Фотоохота на птиц.   Определяют вместе с учителем основные признаки зимы. Знакомятся с особенностями природы места проведения экскурсии. Знакомятся с особенностями зимней орнитофауны и поведения птиц: бедный видовой состав тип, отсутствие пения, низкая численность, неравномерность распределения по территории, вся деятельность птиц связана с поиском корма. Наблюдают за стайками птиц, кормящихся семенами сорных трав и ягодами рябины, калины, шиповника. Разбирают следы сорок, ворон, хищных птиц у стогов, в лесополосах, долине реки и т.д. Зарисовывают следы этих птиц. Фотографируют стайки птиц на деревьях, следы деятельности птиц - кузницу большого пестрого дятла. Наблюдают за птицами у кормушки. Подводят итоги экскурсии.
1 Отряд совообразные Биология сов. Виды сов. Значение и охрана сов. Знакомятся с общими чертами биологии сов. Приспособленность к ночному образу жизни. Особенности перьевого покрова. Бесшумный полет. Зрение сов. Питание и способы охоты. Способ поедание добычи. Семейная жизнь сов. Учащиеся отвечают доклад о видах сов, обитающих в Тульской области. Отвечают доклад о залетных видах сов. Знакомятся со значением сов, их охране и привлечении.
2 Подведение итогов подготовки и оформления тематических рефератов (конференция) Изготовить искусственные гнезда, используя рекомендации из книги К.Н Благосклонова «Охрана и привлечение птиц» - М.: Просвещение, 1972., Н.Р. Ухатина «Друзьям птиц» - М.: Детская литература, 1976. Лебедевой Е.А.,Мосолова А.А. (сост.) Весенний день птиц. - М.: Союз охраны птиц России, 2001. Обратить внимание на изготовление различных видов гнездовий. Провести конкурс на лучшее изготовление синичника. Дать задание изготовить гнездовье своей модели и провести наблюдение за поселившимися в нем птицами. Подготовить выставку гнездовий и экскурсоводов
2 Экскурсия на станцию юннатов, с целью знакомства и охраной природы родного края.   Изучив представленные рефераты, учитель отбирает лучшие для орнитологической конференции. Формулирует тему конференции. Конференция подводит итог самостоятельных наблюдений учащихся по избранной теме. Конференцию можно проводить совместно с другими клубами и кружками Рефераты и доклады учащихся желательно хранить и использовать на праздниках; «День птиц», «Наши зимующие птицы», «Птицы - наши друзья», и т.д.
1 Семейство; трясогузковые скворцовые, сорокопутовые.   Дать краткую характеристику семейств. Рассказать об особенностях биологии, белой, желтой трясогузки, лесного конька, полевого конька. Сложность систематики группы желтых трясогузок. Рассказать о жулане, сером сорокопуте, чернолобом. Рассказать о скворце обыкновенном, представителе семейства скворцовых. Дать задание пронаблюдать за первым появлением трясогузок и скворцов.
1 Изучение весенних изменений видового состава птиц наблюдаемой местности.   Занятие проводится перед весенними каникулами. Задания учителя. (понаблюдать за прилетом птиц; трясогузок, скворцов, жаворонков, зябликов, зеленушек, дроздов, чаек, гусей, журавлей, диких голубей). Занести результаты наблюдений в дневники.
1 Отряд гагарообразные, поганкообразные, аистообразные.   Дать краткую характеристику отрядов. Рассказать о биологии гагар. Рассказать о гнездящихся видах поганок: черношейной поганке, большой поганки (чомге), а также красношейной, серошейной. О редком виде - малойпоганке. Особенности их биологии. Распространение. Значение. Представители аистообразных; серая цапля, большая выпь, черный аист. Редкие залётные виды; белая, рыжая цапли, белый аист. Особенности их биологии, значение и охрана.
1 Подотряд ржанкообразные (кулики)   Познакомить учащихся с куликами обитающими в нашей области и их биологическими особенностями; чибис, турухтан, перевозчик, вальдшнеп, бекас, дупель, кулик-сорока, милый зуёк, травник, поручейник, черныш, фифи. Познакомить учащихся с редко гнездящимися и пролетными видами: степная тиркушка, ходулочник, большой кроншнеп, гаршнеп, щёголь. Охрана куликов и мест их обитания. Определить несколько видов куликов. Дать задание понаблюдать за куликами ближайшего водоема.
1 Семейство мухоловковые и дроздовые.   Дать общую характеристику мухоловковых. Виды семейства: серая мухоловка, мухоловка-пеструшка, белошейка. Дрозды: рябинник, белобровик, певчий, чёрный и т.д. Каменка плясунья и плешанка (редкий для области вид). Луговой и черноголовый чеканы, горихвостки обыкновенная и чернушка, соловей, варакушка, зарянка. Рассказать об их биологии и значении. Определить виды семейства. Рассказать о содержании и условиях неволи. Почитать рассказ Н. Никонова «Черный дрозд» из книги «Певчие птицы», «Средне-уральское книжное издательство», 1973 г.
1 Трудовой десант на интересном природном объекте по выполнению биотехнических мероприятий.   Провести биотехнические мероприятия с учетом возраста и возможностей детей. Можно использовать рекомендации Н.П. Воронова в книге «Они нуждаются в защите», Чебоксары, 1979 г., и в книге Б.А. Кузнецова «Биотехнические мероприятия в охотничьем хозяйстве», М., 1974г.
1 Семейство славковые.   Дать характеристику семейства. Пеночки: весничка, теньковка, зеленая, трещотка. Их биология, внешний вид, особенности пения. Камышевки: барсучок, садовая, болотная, дроздовидная, редкий вид- индийская Особенности их биологии, внешний вид, пение. Славки: ястребиная, садовая, черноголовая, серая, завирушка. Особенности их внешнего вида, биологии, пение. Пересмешка зеленая и бормотушка северная. Послушать записи пения птиц. Поработать с определителем по их узнаванию. Обратить внимание на характерные черты отличия. Рассказам о содержании славковых птиц в условиях неволи. Эстетическое значение представителей семейства.
1 Редкие слабоизученные птицы нашей области.   Редкие виды птиц (занесенные в красные книгу Тульской области и Российской федерации) ; могильник, орлан - белохвост, орёл-карлик, змееяд, серый сорокопут, дрофа, и др. Редкие пролетные и залетные виды; пискулька, краснозобая гагара и т.д. Виды птиц, характер пребывания которых на территории области не ясен, слабоизученные виды: рыжая цапля, чёрный аист, степная пустельга, малый погоныш, воробьиный сыч, белощекая крачка, глухая кукушка,оляпка, крапивник, вертлявая камышовка. Охрана и изучение редких видов птиц.
1 Новейшие изменения в видовом составе птиц нашей области. Систематика птиц области Подведение итогов фенологических наблюдений.   Донести до учащихся все новые сведения об изменениях в орнитофауне области, используя новые данные из газет, журналов, вышедших книг, брошюр, из наблюдений орнитологов и т.д. Новые виды птиц, отмеченные на территории Тульской области в период 2010-2015г., зеленый дятел, трех палый дятел, лазоревка, Серый снегирь, исландский песочник, ястребиная сова. Остановиться на систематике птиц, обитающих на территории области. Подвести итоги фенологических наблюдений. Заполнить журналы и календари. Подготовить вопросы для проведения итогового занятия «Круглого стола».
2 Круглый стол «Оптимизация взаимоотношений человека с птицами» (взгляд в будущее)   Учитель разрабатывает вопросы или план проведения круглого стола и руководит обсуждением темы. Примерные вопросы: 1.В чем сложность взаимоотношений человека с птицами? 2.Как птицы и человек приспосабливаются к жизни друг с другом? 3.Каковы проблемы взаимоотношений человека и птиц в городских условиях? 4.Какими методами человек адаптирует птиц к городской жизни? 5.Как можно управлять фауной города? 6. Какие преимущества получают птицы, обитая рядом с человеком? 7. В чем противоречивость взаимоотношений птиц и человека? 8.В чем заключается проблема массовых видов? Исчезающих видов? 9. Как влияет на фауну деятельность человека? 10, Как приспосабливаются птицы к деятельности человека? 11.Каким образом через птиц можно судить об изменении среды обитания? 12. Как вы представляете перспективы взаимоотношений с птицами? 13.Чем человек может помочь птицам. В конце разговора учитель с участниками конференции подводят итог проведенного занятия, обобщают выводы: управление поведением птиц - основной путь к оптимизации их взаимоотношений с человеком.

 

Заключение; Занятия проведенные по данной программе, научат ребят не только любить и понимать родную природу, птиц нашего края, но и выработает навыки исследовательской работы ,поможет раскрыть многообразие птиц и их значение в природе и жизни человека.

 



2019-05-24 233 Обсуждений (0)
Тематика занятий по образовательному маршруту модуля «Птицы Родного края» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тематика занятий по образовательному маршруту модуля «Птицы Родного края»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)