Число часов на тему
| Тема занятия
| Основное содержание по теме
| Характеристика основных видов деятельности младших школьников
|
1
| Итоги летних наблюдений, находок и встреч.
| Обсуждение летних наблюдений.
| Подводят итоги летних наблюдений по заданиям - методичкам, данным учителем. Выясняют, какие интересные встречи и находки были летом.
|
1
| Актуальные проблемы современной орнитологии Тульской области
| Орнитологические работы; основные направления орнитологических исследований.
| Дают краткий очерк изучения птиц Центральной России. Рассматривают современные орнитологические работы. Изучают основные направления орнитологических исследований в настоящее время: работы по региональным фаунам областей, изучение экологии и морфологических особенностей отдельных групп птиц, выясняют роль антропогенных факторов в изменении фауны птиц, изучают динамику численности птиц, причины изменения, миграции, детали насиживания и эмбрионального развития птиц, исследования зараженности птиц и их гнезд эктопаразитами, вопросы охраны и привлечения птиц и т.д.
|
2
| Редкие виды птиц Тульской области, занесенные в красную книгу.
| Что значит «редкая птица»?
Какие птицы занесены в Красную книгу Тульской области?
Описание птиц
| Знакомятся с понятием «редкая птица». Рассматривают птиц, которые занесены в Красную книгу Тульской области. Готовят краткое описание птиц. Выступают с докладом
|
2
| Осенняя орнитологическая экскурсия «Осень, природа, птицы»
| Признаки осени; особенности осеннего поведения птиц
| Определяют с учащимися основные признаки осени. Рассказывают об особенностях осеннего поведения птиц: отсутствие пении птиц, образование кочевых и перелетных стай, запасание корма, миграции птиц на юг. Наблюдают за осенним поведением птиц данного места. Делают записи, рисунки, фотографии. Подводят итоги экскурсии.
|
1
| Семейство журавлиные, пастушковые, дрофиные
| Характеристика семейства журавлиные; характеристика семейства пастушковые; характеристика семейства дрофиные. Представители каждого семейства.
| Смотрят кинофрагмент про семейства. Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа даёт краткую характеристику семейств. 1 группа - рассказывает о сером журавле - представителе семейства журавлиные, а также о стерхе, красавке и др. 2 группа - рассказывает о лысухе, камышнице, пастушке, коростеле, погонышах – представителях семейства пастушковые.
3 группа - рассказывает о дрофе и стрепете, особенностях их биологии и охраны.
|
1
| Семейство чайковые
| Характеристика семейства чайковые. Представители семейства. Виды чаек-кукша. Работа с определителем.
| Дают общую характеристику семейства чайковые. Рассказывают об озерной, сизой и серебристой чайках. Её величина, окраска, распространение, биология. Редкие виды чаек: малая чайка, черноголовый хохотун. Пролетные и залетные виды чаек-кукша. Работают с определителем по определению видов чаек и крачек нашей области.
|
2
| Практическая работа: «Своими руками» (изготовление кормушек различных типов, организация выставки)
| Особенности питания птиц зимой. Заготовка корма. Изготовление своей индивидуальной кормушки авторской конструкции.
| Знакомятся с особенностями питания птиц зимой. Дома заготавливают зерновой корм для птиц.
Изготовляют различные виды кормушек.
Участвуют в конкурсе на изготовление своей индивидуальной кормушки авторской конструкции.
|
2
| Экскурсия на природу: «Сбор старых птичьих гнезд, заготовка кормов для зимующих птиц»
| Разновидности гнёзд. Правила описания гнезда. Правила сбора гнёзд. Сбор гнёзд. Сбор корма для птиц.
| Знакомятся с тем, что каждое гнездо, является документом, подтверждающим факт гнездования определенного вида в данной местности. Знакомятся с правилами описания гнезда. Размеры гнезда, форма, строительный материал и расположение гнезда служит критериями для определения вида птицы, которой принадлежит это гнездо. Гнезда желательно снимать вместе с субстратом, на котором оно находилось. Гнезда уложить в коробки и переложить упаковочным материалом, Каждое снятое гнездо снабдить этикеткой, в которой указать вид птицы (если он известен), место расположения гнезда, географические координаты, дату нахождения, фамилию сборщика. Многие гнезда расположены на деревьях и кустарниках, поэтому перед сбором учитель рассказывает о правилах техники безопасности выполнения этой работы. Для сбора можно использовать легкую раздвижную лестницу, бамбуковую палку и т.д. Дальнейшая обработка собранного материала проводится в классе. Во время экскурсии учащиеся также собирают различный корм для птиц (семена, ягоды и т.д.), укладывают его пакеты и коробки. Сушку и расфасовку проводят дома и в классе.
|
1
| Практическая работа: определение, описание и инвентаризация собранных птичьих гнезд. Выставка
| Определение и инвентаризация птичьих гнёзд. Работа с субстратом. Выставка.
| Проводят определение птичьих гнезд и инвентаризацию. Придают естественную форму, проводят окраску субстрата, на котором расположено гнездо, или создают его бутафорный макет из папье – маше. Готовятся к выставке.
|
1
| Изучение сезонных явлений в видовом составе птиц наблюдаемой территории.
| Признаки поздней осени. Уменьшение видового состава птиц. Образование птичьих стай. Приближение птиц к жилью человека. Появление кочующих видов птиц. Зимующие хищные птицы.
| Знакомятся с признаками поздней осени. Изучают сезонные явления птиц. Отмечают первое появление свиристелей, снегирей, щуров, клестов, чечеток. Наблюдают за особенностями пролета мохноногого канюка (зимняк). Выясняют, какие хищные птицы остались зимовать у человеческого жилья. Получают задание понаблюдать в каникулы за поведением, питанием отдельных видов птиц в этот период.
|
1
| Встреча с интересными людьми; учеными, натуралистами, орнитологами, работниками природоохранной организации
| Обсуждение на предложенную тему.
| Учащиеся готовят вопросы.
|
1
| Викторина «Наши зимующие птицы»
| Зимующие птицы.
Какие птицы зимуют в нашей местности?
Какие птицы прилетают к нам зимой?
Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?
Какая птица может высиживать птенцов зимой?
Какая птица к зиме белеет? Какая птица носит название танца? Когда температура тела воробья выше: зимой или летом?
Каким кормом можно подкармливать зимой синиц? Снегирей? Свиристелей? Какая зимующая птица изображена на открытке?
Чьи это голоса? Почему большинство птиц, осенью улетает на юг?
Как и чем можно помочь птицам зимой? и т.д.
| Небольшое выступление учащихся о зимующих птицах.
Знакомятся с правилами проведения викторины
|
1
| Подготовка реферативных сообщений о птицах.
| Выбор темы для реферата.
Методика наблюдения и сбор информации.
Поиск литературы.
Планирование консультаций.
| Учитель предлагает список тем для рефератов. Выясняет интересы учащихся. Учащиеся выбирают темы. Определение методики наблюдений и сбора материала. Поиск литературы в библиотеке для работы. Планирование консультаций во время каникул.
|
1
| Консультация учителя по самостоятельной подготовке и оформление рефератов по избранной теме.
| Оформление реферата.
Знакомство с книгой А.Н. Формозова «Спутник следопыта» - М. изд. Московского университета,1989
| Красочно оформляют реферат, иллюстрируют рисунками, фотографиями, схемами, таблицами. Приобретают опыт самостоятельной работы. Знакомятся с книгой А.Н. Формозова «Спутник следопыта» - М. изд. Московского университета,1989
|
2
| Зимняя орнитологическая экскурсия «Зима,
природа, птицы»
| Основные признаки зимы.
Особенности места экскурсии.
Особенности зимней орнитофауны и поведения птиц.
Наблюдение за стайками птиц.
Изучение следов птиц.
Фотоохота на птиц.
| Определяют вместе с учителем основные признаки зимы. Знакомятся с особенностями природы места проведения экскурсии. Знакомятся с особенностями зимней орнитофауны и поведения птиц: бедный видовой состав тип, отсутствие пения, низкая численность, неравномерность распределения по территории, вся деятельность птиц связана с поиском корма. Наблюдают за стайками птиц, кормящихся семенами сорных трав и ягодами рябины, калины, шиповника.
Разбирают следы сорок, ворон, хищных птиц у стогов, в лесополосах, долине реки и т.д. Зарисовывают следы этих птиц. Фотографируют стайки птиц на деревьях, следы деятельности птиц - кузницу большого пестрого дятла. Наблюдают за птицами у кормушки. Подводят итоги экскурсии.
|
1
| Отряд совообразные
| Биология сов.
Виды сов.
Значение и охрана сов.
| Знакомятся с общими чертами биологии сов. Приспособленность к ночному образу жизни. Особенности перьевого покрова. Бесшумный полет. Зрение сов. Питание и способы охоты. Способ поедание добычи. Семейная жизнь сов. Учащиеся отвечают доклад о видах сов, обитающих в Тульской области. Отвечают доклад о залетных видах сов. Знакомятся со значением сов, их охране и привлечении.
|
2
| Подведение итогов подготовки и оформления тематических рефератов (конференция)
|
| Изготовить искусственные гнезда, используя рекомендации из книги К.Н Благосклонова «Охрана и привлечение птиц» - М.: Просвещение, 1972., Н.Р. Ухатина «Друзьям птиц» - М.: Детская литература, 1976. Лебедевой Е.А.,Мосолова А.А. (сост.) Весенний день птиц. - М.: Союз охраны птиц России, 2001. Обратить внимание на изготовление различных видов гнездовий. Провести конкурс на лучшее изготовление синичника. Дать задание изготовить гнездовье своей модели и провести наблюдение за поселившимися в нем птицами. Подготовить выставку гнездовий и экскурсоводов
|
2
| Экскурсия на станцию юннатов, с целью знакомства и охраной природы родного края.
|
| Изучив представленные рефераты, учитель отбирает лучшие для орнитологической конференции. Формулирует тему конференции. Конференция подводит итог самостоятельных наблюдений учащихся по избранной теме.
Конференцию можно проводить совместно с другими клубами и кружками Рефераты и доклады учащихся желательно хранить и использовать на праздниках; «День птиц», «Наши зимующие птицы», «Птицы - наши друзья», и т.д.
|
1
| Семейство; трясогузковые скворцовые, сорокопутовые.
|
| Дать краткую характеристику семейств. Рассказать об особенностях биологии, белой, желтой трясогузки, лесного конька, полевого конька.
Сложность систематики группы желтых трясогузок.
Рассказать о жулане, сером сорокопуте, чернолобом. Рассказать о скворце обыкновенном, представителе семейства скворцовых.
Дать задание пронаблюдать за первым появлением трясогузок и скворцов.
|
1
| Изучение весенних изменений видового состава птиц наблюдаемой местности.
|
| Занятие проводится перед весенними каникулами. Задания учителя. (понаблюдать за прилетом птиц; трясогузок, скворцов, жаворонков, зябликов, зеленушек, дроздов, чаек, гусей, журавлей, диких голубей).
Занести результаты наблюдений в дневники.
|
1
| Отряд гагарообразные, поганкообразные, аистообразные.
|
| Дать краткую характеристику отрядов. Рассказать о биологии гагар. Рассказать о гнездящихся видах поганок: черношейной поганке, большой поганки (чомге), а также красношейной, серошейной. О редком виде - малойпоганке. Особенности их биологии. Распространение. Значение. Представители аистообразных; серая цапля, большая выпь, черный аист. Редкие залётные виды; белая, рыжая цапли, белый аист. Особенности их биологии, значение и охрана.
|
1
| Подотряд ржанкообразные (кулики)
|
| Познакомить учащихся с куликами обитающими в нашей области и их биологическими особенностями; чибис, турухтан, перевозчик, вальдшнеп, бекас, дупель, кулик-сорока, милый зуёк, травник, поручейник, черныш, фифи. Познакомить учащихся с редко гнездящимися и пролетными видами: степная тиркушка, ходулочник, большой кроншнеп, гаршнеп, щёголь.
Охрана куликов и мест их обитания. Определить несколько видов куликов. Дать задание понаблюдать за куликами ближайшего водоема.
|
1
| Семейство мухоловковые и дроздовые.
|
| Дать общую характеристику мухоловковых. Виды семейства: серая мухоловка, мухоловка-пеструшка, белошейка. Дрозды: рябинник, белобровик, певчий, чёрный и т.д. Каменка плясунья и плешанка (редкий для области вид). Луговой и черноголовый чеканы, горихвостки обыкновенная и чернушка, соловей, варакушка, зарянка. Рассказать об их биологии и значении. Определить виды семейства. Рассказать о содержании и условиях неволи.
Почитать рассказ Н. Никонова «Черный дрозд» из книги «Певчие птицы», «Средне-уральское книжное издательство», 1973 г.
|
1
| Трудовой десант на интересном природном объекте по выполнению биотехнических мероприятий.
|
| Провести биотехнические мероприятия с учетом возраста и возможностей детей.
Можно использовать рекомендации Н.П. Воронова в
книге «Они нуждаются в защите», Чебоксары, 1979 г., и в книге Б.А. Кузнецова
«Биотехнические мероприятия в охотничьем хозяйстве», М., 1974г.
|
1
| Семейство славковые.
|
| Дать характеристику семейства.
Пеночки: весничка, теньковка, зеленая, трещотка. Их биология, внешний вид, особенности пения.
Камышевки: барсучок, садовая, болотная, дроздовидная, редкий вид- индийская
Особенности их биологии, внешний вид, пение.
Славки: ястребиная, садовая, черноголовая, серая, завирушка. Особенности их внешнего вида, биологии, пение. Пересмешка зеленая и бормотушка северная. Послушать записи пения птиц. Поработать с определителем по их узнаванию.
Обратить внимание на характерные черты отличия. Рассказам о содержании славковых птиц в условиях неволи. Эстетическое значение представителей семейства.
|
1
| Редкие слабоизученные птицы нашей области.
|
| Редкие виды птиц (занесенные в красные книгу Тульской области и Российской федерации) ; могильник, орлан - белохвост, орёл-карлик, змееяд, серый сорокопут, дрофа, и др. Редкие пролетные и залетные виды; пискулька, краснозобая гагара и т.д.
Виды птиц, характер пребывания которых на территории области не ясен, слабоизученные виды: рыжая цапля, чёрный аист, степная пустельга, малый погоныш, воробьиный сыч, белощекая крачка, глухая кукушка,оляпка, крапивник, вертлявая камышовка. Охрана и изучение редких видов птиц.
|
1
| Новейшие изменения в видовом составе птиц нашей области. Систематика птиц области Подведение итогов фенологических наблюдений.
|
| Донести до учащихся все новые сведения об изменениях в орнитофауне области, используя новые данные из газет, журналов, вышедших книг, брошюр, из наблюдений орнитологов и т.д. Новые виды птиц, отмеченные на территории Тульской области в период 2010-2015г., зеленый дятел, трех палый дятел, лазоревка, Серый снегирь, исландский песочник, ястребиная сова. Остановиться на систематике птиц, обитающих на территории области.
Подвести итоги фенологических наблюдений. Заполнить журналы и календари.
Подготовить вопросы для проведения итогового занятия «Круглого стола».
|
2
| Круглый стол «Оптимизация взаимоотношений человека с птицами» (взгляд в будущее)
|
| Учитель разрабатывает вопросы или план проведения круглого стола и руководит обсуждением темы. Примерные вопросы:
1.В чем сложность взаимоотношений человека с птицами?
2.Как птицы и человек приспосабливаются к жизни друг с другом?
3.Каковы проблемы взаимоотношений человека и птиц в городских условиях?
4.Какими методами человек адаптирует птиц к городской жизни?
5.Как можно управлять фауной города?
6. Какие преимущества получают птицы, обитая рядом с человеком?
7. В чем противоречивость взаимоотношений птиц и человека?
8.В чем заключается проблема массовых видов? Исчезающих видов?
9. Как влияет на фауну деятельность человека?
10, Как приспосабливаются птицы к деятельности человека?
11.Каким образом через птиц можно судить об изменении среды обитания?
12. Как вы представляете перспективы взаимоотношений с птицами?
13.Чем человек может помочь птицам.
В конце разговора учитель с участниками конференции подводят итог проведенного занятия,
обобщают выводы: управление поведением птиц - основной путь к оптимизации их взаимоотношений с человеком.
|