1. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных |
| |||||||||||||||||||||
Возможны двоякие формы окончаний. В этих случаях окончания –А, -Я свойственны разговорным формам | Ветры – ветра Прожекторы – прожектора Слесари - слесаря | |||||||||||||||||||||
В ряде случаев различия в образовании форм И.п. мн.ч. связаны со значением слов. | века (средние века) – веки (на веки вечные) года (её года) – годы ( в годы перестройки) зубы (во рту) – зубья (зубцы) корни (у растений) – коренья (сушёные овощи) корпуса (заводские) – корпусы (часов) кренделя (выводить ногами) – крендели (сладкие) листы (бумага) – листья (у растений) меха (выделанные из шкур животных) – мехи (кузнечные) образа (святых) – образы (художественные) провода (электрические) – проводы (кого-либо) тормоза (устройство в машине) – тормозы (препятствие) соболя (мех) – соболи (животные)
| счета (для оплаты) – счёты (свести счёты) сыны (родины) – сыновья (у матери) тона (светлые тона) – тоны (биения сердца) учителя (преподаватели) – учители (идейные руководители) хлеба (злаки) – хлебы (испечённые)
| ||||||||||||||||||||
Существительные типа САНИ, НОЖНИЦЫ употребляются только в форме мн.ч. | Очки, ножницы, щипцы, сани, грабли, плоскогубцы, горелки, жмурки, дрожжи, чернила, опилки, тиски, качели, духи, каникулы, сутки, сумерки, ворота. | |||||||||||||||||||||
2. Родительный падеж множественного числа некоторых существительных |
| |||||||||||||||||||||
У существительных м.р. и ср.р. мн.ч наиболее часто встречаются следующие окончания: |
| |||||||||||||||||||||
Особенности существительных «гардемарин, гренадёр, драгун и т.п.» | Если обозначают воинское звание, то употребляются с нулевым окончанием: эскадрон гусар. Если же обозначают отдельных лиц, то с окончанием –ов: пять гусаров. | |||||||||||||||||||||
Некоторые существительные м.р. в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ей. | векселей, вензелей, госпиталей, кабелей, медведей. | |||||||||||||||||||||
Некоторые существительные ж.р. и общего рода в Р.п. мн.ч. имеют следующие окончания: |
| |||||||||||||||||||||
Особенности изменения существительных ж.р. на -ья | Если –ья безударное, то в Р.п. слово будет оканчиваться на –ий: шалунья – шалуний, бегунья – бегуний, пллясунья – плясуний, колдунья – колдуний Если –ья ударное, то в Р.п. слово будет оканчиваться на –ей: полынья – полыней, скамья – скамей, статья – статей. | |||||||||||||||||||||
Особенности изменения существительных ср.р. на -ье | Если –ье безударное, то в Р.п. слово будет оканчиваться на –ий: гулянье – гуляний, раздумье – раздумий, ущелье – ущелий, побережье – побережий, снадобье – снадобий, кушанье – кушаний, новоселье – новоселий. Если –ье ударное, то в Р.п. слово будет оканчиваться на –ей: ружье – ружей. ЗАПОМНИТЬ!!! КОПЬЕ – КОПИЙ!!! | |||||||||||||||||||||
Р.п. мн.ч. от существительных ср.р. на -це | -ец Блюдце – блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец. СОЛНЦЕ – СОЛНЦ!!! | -ев Болотце – болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев, поленцев. | ||||||||||||||||||||
Р.п. мн.ч. от существительных ж.р. на -ня | Богиня – богинь, погонь, тихонь, яблонь | Басня – басен, башен, боен, вишен, двоен, пашен, сотен, спален, сплетен, таможен, черешен ИСКЛ.!!! БАРЫШЕНЬ, БОЯРЫШЕНЬ, ДЕРЕВЕНЬ, КУХОНЬ | ||||||||||||||||||||
Р.п. существительных, которые употребляются преимущественно во множественном числе | -ей Будней, дровней, козней, пельменей, яслей | -ов Выборов, дебатов, джинсов, заморозков, манёвров, мускулов, нардов, очистков, сотов, чипсов | Нулевое Зраз, жабр, каникул, лосин, макарон, невзгод, оков, сардин, шорт, шпрот, уз | |||||||||||||||||||
Некоторые существительные не имеют форм Р.п. мн.ч. |
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |