Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Употребление форм имен существительных



2019-05-24 208 Обсуждений (0)
Употребление форм имен существительных 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных
Окончание –а, -я Окончание –ы, -и
Берег – берега, борта, веера, векселя, вороха, города, директора, доктора, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, корма, кузова, купола, невода, номера, окорока, округа, острова, ордена, отпуска, паспорта, погреба, повара, профессора, сорта, сторожа, стога, тенора, тополя, фельдшера, флюгера, хутора, штабеля, штемпеля, шулера, якоря, ястреба Автор – авторы, агитаторы, аптекари, бухгалтеры, выборы, возрасты, грифели, грунты, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, клапаны, конструкторы, корректоры, конюхи, офицеры, лекторы, лифты, ораторы, плееры, порты, почерки, приговоры, прииски, принтеры, ревизоры, редакторы, секторы, склады, снайперы, стажёры, торты, тракторы, тренеры, флоты, фронты, шофёры, штабы, штурманы

 

Возможны двоякие формы окончаний. В этих случаях окончания –А, -Я свойственны разговорным формам

Ветры – ветра

Прожекторы – прожектора

Слесари - слесаря

В ряде случаев различия в образовании форм И.п. мн.ч. связаны со значением слов.

века (средние века) – веки (на веки вечные)

года (её года) – годы ( в годы перестройки)

зубы (во рту) – зубья (зубцы)

корни (у растений) – коренья (сушёные овощи)

корпуса (заводские) – корпусы (часов)

кренделя (выводить ногами) – крендели (сладкие)

листы (бумага) – листья (у растений)

меха (выделанные из шкур животных) – мехи (кузнечные)

образа (святых) – образы (художественные)

провода (электрические) – проводы (кого-либо)

тормоза (устройство в машине) – тормозы (препятствие)

соболя (мех) – соболи (животные)

 

счета (для оплаты) – счёты (свести счёты)

сыны (родины) – сыновья (у матери)

тона (светлые тона) – тоны (биения сердца)

учителя (преподаватели) – учители (идейные руководители)

хлеба (злаки) – хлебы (испечённые)

 

Существительные типа САНИ, НОЖНИЦЫ употребляются только в форме мн.ч.

Очки, ножницы, щипцы, сани, грабли, плоскогубцы, горелки, жмурки, дрожжи, чернила, опилки, тиски, качели, духи, каникулы, сутки, сумерки, ворота.

2. Родительный падеж множественного числа некоторых существительных
-ей -ов нулевое
Будни – будней, дровни – дровней, козни – козней, пельмени – пельменей, сани – саней, ясли - яслей бронхи – бронхов, выборов, гольфов, дебатов, джинсов, заморозков, клипсов, маневров, нардов, носков, облака – облаков, очистков, соты – сотов, чипсов ботинки – ботинок, валенок, жабр, каникул, лосин, ножниц, макарон, невзгод, оков, плеч, погон, сапог, сардин, уз, чулок, шорт, шпрот

 

У существительных м.р. и ср.р. мн.ч наиболее часто встречаются следующие окончания:
-ов нулевое

в названиях предметов

Браслеты – браслетов, брелоков, габаритов, купонов, коррективов, нервов, рельсов Места – мест, окон, стёкол

в названиях национальностей

Бедуины – бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов Армяне – армян, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, осетин, румын, татар, турок, туркмен, цыган

в названиях растений

Абрикосы – абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов Яблоки – яблок

в названиях единиц измерения

Байты – байтов, гектаров, граммов, килограммов, метров, километров, каратов Амперы – ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген

 

Особенности существительных «гардемарин, гренадёр, драгун и т.п.»

Если обозначают воинское звание, то употребляются с нулевым окончанием: эскадрон гусар.

Если же обозначают отдельных лиц, то с окончанием –ов: пять гусаров.

Некоторые существительные м.р. в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ей.

векселей, вензелей, госпиталей, кабелей, медведей.

Некоторые существительные ж.р. и общего рода в Р.п. мн.ч. имеют следующие окончания:
нулевое -ей
Баржи – барж, башни – башен, басни – басен, вафли – вафель, двойни – двоен, домны – домен, копны – копен, кочерги – кочерёг, манжеты – манжет, оглобли – оглобель, петли – петель, потери – потерь, простыни – простынь, свадьбы – свадеб, серьги – серёг, сироты – сирот, усадьбы – усадеб, туфли – туфель, яблони - яблонь Ведомости – ведомостей, доли – долей, кегли – кеглей, лопасти – лопастей, мощности – мощностей, новости – новостей, отрасли – отраслей, свечи – свечей (но: игра стоит свеч), скатерти – скатертей, скорости – скоростей, четверти - четвертей

 

Особенности изменения существительных ж.р. на -ья

Если –ья безударное, то в Р.п. слово будет оканчиваться на –ий: шалунья – шалуний, бегунья – бегуний, пллясунья – плясуний, колдунья – колдуний

Если –ья ударное, то в Р.п. слово будет оканчиваться на –ей: полынья – полыней, скамья – скамей, статья – статей.

Особенности изменения существительных ср.р. на -ье

Если –ье безударное, то в Р.п. слово будет оканчиваться на –ий: гулянье – гуляний, раздумье – раздумий, ущелье – ущелий, побережье – побережий, снадобье – снадобий, кушанье – кушаний, новоселье – новоселий.

Если –ье ударное, то в Р.п. слово будет оканчиваться на –ей: ружье – ружей. ЗАПОМНИТЬ!!! КОПЬЕ – КОПИЙ!!!

Р.п. мн.ч. от существительных ср.р. на -це

-ец

Блюдце – блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец.

СОЛНЦЕ – СОЛНЦ!!!

-ев

Болотце – болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев, поленцев.

Р.п. мн.ч. от существительных ж.р. на -ня

Богиня – богинь, погонь, тихонь, яблонь

Басня – басен, башен, боен, вишен, двоен, пашен, сотен, спален, сплетен, таможен, черешен

ИСКЛ.!!! БАРЫШЕНЬ, БОЯРЫШЕНЬ, ДЕРЕВЕНЬ, КУХОНЬ

Р.п. существительных, которые употребляются преимущественно во множественном числе -ей Будней, дровней, козней, пельменей, яслей

-ов

Выборов, дебатов, джинсов, заморозков, манёвров, мускулов, нардов, очистков, сотов, чипсов

Нулевое Зраз, жабр, каникул, лосин, макарон, невзгод, оков, сардин, шорт, шпрот, уз
Некоторые существительные не имеют форм Р.п. мн.ч.

2019-05-24 208 Обсуждений (0)
Употребление форм имен существительных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Употребление форм имен существительных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)