Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Хорошая морская практика



2019-05-24 450 Обсуждений (0)
Хорошая морская практика 0.00 из 5.00 0 оценок




Морская этика

К сожалению, сейчас многое стало забываться, на курсах, пройденных экстерном, недостаточно внимания уделяется именно правилам поведения на лодке. Да что говорить, когда даже на суше мы нередко можем встретить человека, бросающего окурок в траву или оставляющего за собой не берегу неубранный мусор.

Если вас пригласили на лодку, помните

· Главный человек на судне – это капитан. Все находящиеся на борту должны беспрекословно выполнять любые его распоряжения, не обсуждая правильность действий. Если вы сомневаетесь – можете высказать свою точку зрения после того, как вернётесь в порт и ошвартуетесь у стенки.

· При заходе на судно необходимо снимать или переодевать обувь, чтобы не повредить палубное покрытие.

· если вас ранее пригласили на яхту – перед тем, как ступить на палубу, поинтересуйтесь у капитана, разрешает ли он подняться на борт.

· Не выбрасывайте мусор за борт – обертки от конфет, окурки. Уточните у капитана, можно ли курить, где это можно делать, а также место, где находится контейнер для мусора.

· Не курите и не пейте спиртные напитки вне специально отведенных мест – с тикового покрытия красное вино практически не оттирается, а прожженная пеплом сигареты кожа может испортить настроение на весь отдых как капитану, так и его гостям.

· Воздержитесь от чрезмерного возлияния алкоголем во время перехода – лучше отметить возвращение в марину, а на воде ограничиться бокалом шампанского, рюмкой коньяка или пинтой хорошего пива.

· Не отвлекайте капитана во время движения и не просите «дать порулить». Когда это будет безопасно, судоводитель сам предложит постоять у штурвала под его наблюдением.

· Если вы решили искупаться, сообщите об этом капитану. Он скажет, откуда это лучше сделать – со свим-платформы или позволит нырнуть с форпика. В любом случае, купание возможно только после того, как судно застопорит ход, а двигатели будут остановлены.

 

Морские традиции

Многие источники ошибочно приписывают суеверия моряков к традициям. Однако мы видим, что это не так. Суеверия не несут причинно – следственной связи, в то время как традиции – это не только дань уважения, но и положительные моменты, имеющие основу в виде реальных фактов. Поэтому оставим суеверия для вечерних разговоров за рюмкой виски, и вспомним некоторые традиции.

· Одной из самых известных морских традиций считается разбивание бутылки шампанского о форштевень при спуске новой лодки со стапеля, или же при первом слиповании. Но для этого нужно быть уверенным в своих силах – ведь если бутылка не разобьётся или ударит мимо форштевня – это плохой знак. Вообще, в современном мире эта традиция видоизменилась в обливание палубы шампанским и распитие там же бокала вина. В этом случае гарантировано хорошее настроение, да и гелькоат или лак на скулах судна останется в целости.

· Убирайте кранцы на ходу. Кранцы – вещь необходимая. Но не стоит ими приветливо помахивать в движении – положите их в корзины или раскрепите на леерах. По приближении к стоянке их можно опять выпустить, чтобы они защищали борта от повреждений. Если вы стояли у ржавого причала или шлюзовались – сразу же уберите кранцы, а при первой возможности помойте их с порошком – слизь из камеры шлюза или грязь от причала, оставшиеся на кранцах, могут испачкать борт вашей или соседней лодки.

· Помните, что правая сторона на море считается главнее. Отсюда следует традиция уважаемых гостей и дам располагать по правую руку от себя.

· Пришвартовавшись к берегу, сначала надёжно закрепите все концы, швартовы и шпринги, постелите мат – половичок, и только потом сходите на берег.

· При стоянке у причальной стенки в яхт-клубе принято пользоваться береговыми удобствами. Душ и туалет на территории ничем не хуже тех, что находятся у вас на борту.

· Если вы ошвартованы около буя в акватории марины, переключите канализацию на сбор воды во внутренние танки. Поверьте, прокачной гальюн, сбрасывающий продукты вашей жизнедеятельности за борт, может испортить романтическое настроение не только вам, но и другим отдыхающим.

· Не включайте громкую музыку, если поблизости есть другие люди. Безусловно, у вас хорошее настроение, драйв и прекрасная музыкальная система, но вкусы соседей могут отличаться от ваших, или же им просто хочется побыть в тишине.

· По возможности вставайте на якорь как можно дальше от других лодок – отдых на воде подразумевает уединение, и не факт, что вашим соседям понравится то, что вы встали вплотную к их яхте.

· Подходя к другому судну, оставляйте достаточное расстояние между вами – швартоваться к борту можно только после получения приглашения и вывешивания кранцев.

· Ещё существует традиция обмениваться взмахами руки при расхождении или обгоне. Во внутренних водоёмах этого правила в основном придерживаются яхтсмены и «гондольеры» - владельцы надувных моторных лодок. Первые – из-за традиций, вторые – от радости пребывания на воде.

· Одна из принятых традиций – переговариваться по рации. Это лучше, чем кричать через всю марину: «Привет, Вася!», однако не стоит злоупотреблять – на внутренних водных путях достаточно вызвать знакомого на пятом канале, после чего предложить перейти на альтернативную частоту, благо в современной рации можно прошить все 65 каналов. Яхтсмены используют для общения 25 и 43 каналы.

 

Хорошая морская практика

О ней все говорят, но вы нигде не встретите её описания – ни в словаре Ожегова, ни в Википедии, ни в Энциклопедии. Но эта практика существует. Более того, в основных правилах судовождения – МППСС-72 – Правило № 8а ссылается именно на эту самую практику для предотвращения столкновений.

Давайте разберемся, что это такое, откуда взялась эта практика, и для чего бывает нужна.

В качестве краткого определения можно сказать, что хорошая морская практика – это здравый смысл плюс опыт поколений, помноженный на знания и примененный к месту.

Если говорить более пространно – это способность предусмотреть все варианты развития событий и принять единственно верное решение на основании требований правил, законов, навыков, здравого смысла, интуиции, своего и чужого опыта.

Говоря о моторных судах, мы отдельно остановимся на применении хорошей морской практики к современным условиям швартовки, стоянки, движения, подготовки судна.

На стоянке

Издавна сложилось так, что на судне капитан – главный, именно он устанавливает порядки, он отвечает за жизнь находящихся на борту, и его слово не подлежит обсуждению. По правилам этики:

· Если вы стоите на причале, а в это время к нему подходит катер или яхта – предложите свою помощь в швартовке, выразите готовность принять конец. Естественно, со измерьте это со своими силами – если вы не сможете правильно заложить конец на кнехт – лучше просто придержать его в руках в случае штиля и небольшого размер судна.

· В темное время суток используйте приглушенное освещение – яркий свет прожекторов на палубе помешает другим судам, которые двигаются в темноте при сете звёзд.

В движении судна

Основное правило хорошей морской практики в судовождении гласит: «считай себя ближе к опасности». Это значит, что не стоит недооценивать уровень той самой опасности. Лучше предпринять меры к предупреждению происшествия, которого не произойдёт, чем недооценить ситуацию и потерять над ней контроль.

По молодости я чуть не вышел на глисс на вёслах после того, как оказался между приближающимся теплоходом и толкачом на Волге. Решив проявить благородство, поздним вечером повёз на другой берег друзей, не взяв с собой ни рацию, ни запас бензина, ни сигнальные средства (расстояние менее 1 километра, больших судов в поле зрения не было). Когда возвращался обратно, на судовом ходу внезапно мотор заглох. Оказалось, остатки бензина из бака были перелиты друзьями в генератор, бензопилу и пущены на разжигание костра на берегу. Ракетница осталась в лагере, связи не было, из-за поворота показался сначала Волга-Дон, а затем с другой стороны – круизный теплоход. Хорошо, что были вёсла. В тот момент автор этих строк смог бы, наверно, обогнать «академичку» на четырехметровой ПВХ-лодке – настолько упорно хотелось грести и вернуться в лагерь единым куском.

· Следует выходить на воду только на полностью экипированном судне: проверить заправку топливных и питьевых танков, исправность огней, средств радиосвязи и оповещения, спасательных и противопожарных средств, якорей и тендера – тузика.

· Тузик на крупной яхте – это не только средство для того, чтобы сгонять на берег за добавкой спиртного – это ещё и основное спасательное средство, помимо спасательного плота. Помните об этом и всегда держите мотор тузика заправленным, а тузик – исправным и укомплектованным.

· Не пренебрегайте безопасностью. На моторном судне всегда крепите чеку аварийной остановки двигателя на одежду или на запястье, а на парусной яхте – цепляйтесь страховочными карабинами за леера и соблюдайте правило: «одна рука – для яхты, вторая – для себя». Сообразно обстановке пользуйтесь жилетами. Современная экипировка достаточно удобна и практически не стесняет движений.

· Если ваш поход имеет большую продолжительность во времени, вовремя сменяйте вахты. Однако смена вахты должна происходить только после завершения ответственных маневров и доклада обстановки заступающей команде.

· Всегда ведите судовой журнал, даже выходя в подмосковные водоёмы. В случае чего – это будет ваш основной документ. И нужно стараться, чтобы по нему можно было определить ваше местонахождение в любой момент времени с приемлемой точностью.

· Ещё одно правило, которое кажется очевидным, однако многие его игнорируют. При расхождении измените скорость до режима минимального волнообразования, старайтесь пройти как можно дальше от других судов. Иногда становится страшно, как сорокафутовые катера, именуемые сейчас моторными яхтами, проходят в переходном режиме между рыбаками на резиновых лодках. Или как происходит расхождение в том же Канале имени Москвы, когда от волны пятидесятифутовой «Принцессы» или «Першинга» у берега обнажается дно, а бедных яхтсменов с маленькими моторчиками чуть ли не выбрасывает на бетонную набережную.

· Не стесняйтесь пользоваться радиосвязью, даже если у вас маленькая 17-футовая моторная лодка. Лучше, если о вашем присутствии будут знать на больших судах, и ваш маневр не будет неожиданностью для других. При вояжах в другой регион не забывайте уточнять, на каких частотах работают местные службы. Автор этих строк во время поездки на Чудское озеро был удивлён подозрительной тишине в эфире на 5 речном канале, и только после встречи с катером береговой охраны догадался включить морскую радиостанцию.

Конечно, все полезные наработки в одной статье не перечислить. Но если вы будете всегда действовать, основываясь на здравом смысле и знании Правил, это уже 70% успеха. Остальное придёт само вместе с опытом. Удачи и добра вам! Семь футов под килем!

 

 

Быт и традиции на флоте. Пособие для будущих моряков.

    Сохранить

http://seacrew.ru/t-traditsii-na-flote-posobie-dlya-budushhih-moryakov.html

 

Моряки народ добродушный, но со странностями: иногда даже незначительная мелочь может вывести их из состояния равновесия.

Никогда в присутствии моряка не говорите «кОмпас». Незамедлительно съязвят: «кОмпас» у пионеров на ремешке, а прибор называется «компАс». Ещё на судне есть прибор, которым колят орехи и измеряют глубину. Называется — секстан. И к сексу он имеет отношение опосредованное. Ну, это так, ремарка для извращенцев.

Никогда не говорите — «лестница». Презрительно фыркнут и вовсе промолчат: на судне нет «лестниц», есть трапы. Нет «стен», есть переборки. Нет «потолка», есть подволок. Нет «окон», есть иллюминаторы. Нет «порога», есть комингс. На комингс никогда не наступают, его уважительно перешагивают. И никогда не путайте якорные смычки со смычками города с деревней. Даже мысленно.

На судне есть тумбы для швартовных концов. Они обычно парные, называются «кнехты» и выглядят вот так:

На первый взгляд, кнехты — вполне удобная вещь, чтобы присесть. Ошибка. Никогда не садитесь на кнехт. Считается, что в этом случае вы сели на голову боцману. Почему на голову и именно боцману? Да кто ж его знает? Наверно, потому, что кнехт пустотелый. Чёрный юмор, но боцман, действительно, обидится, если увидит вас верхом на кнехте. Опять же, кнехты металлические. Сидение на них ничуть не прибавляет здоровья. Усиленные, крупные кнехты называются битенгами. Причальные кнехты на берегу тоже называют битенгами. Ну, как бы их не называли, а то, что расстояние на причале между двумя соседними битенгами равняется 25 метров — факт. И этот факт помогает ориентироваться, какое расстояние осталось до причала при швартовке.

Кстати, швартовные концы — это верёвки такие. Верёвок на флоте, как вы уже поняли, тоже нет. А концы — всегда. И некоторые из них имеют свои названия: кабели, тросы, фалы, шнуры, лини. (можете — продолжайте). А ещё есть концы, которые имеют имена собственные. Для примера приведу фразу из Священного Писания: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное». Так вот: глубоко заблуждаются те, кто понимают это высказывание в прямом смысле и в красках представляют себе, как горбатую скотину стараются протащить через отверстие в игле. «Верблюдом» в те времена называли очень толстый швартовный трос, который сейчас в обиходе именуют «понедельником».

На судне много чего есть. Любят, например, моряки называть разные девайсы птичьими именами: глухарь, утка, лебёдка, гусак, канарей-блок. Ещё кто-нибудь может продолжить?

Что ж, моряк — птица гордая, хоть и крестьянин по сути («пахарь голубой нивы»). Каждый первый — орёл, а каждый второй — сокол.

Если есть на судне помещения, в которые нужно просить разрешения, прежде чем войти, моряк обязательно скажет «разрешите?» и никогда не произнесёт «можно?»

Не принято в рулевой рубке стоять спиной к направлению движения, также, как и плевать или мусорить на палубу. Этим вы выказываете неуважение и к судну, и к морю. Не принято свистеть. Это ещё со времён парусного флота.

Происхождение обычаев и традиций в русском военно-морском флоте

Петр Великий, создавая в конце XVII — начале XVIII века военно-морской флот, пригласил в Россию немалое количество моряков-иностранцев. Военные советники и эксперты (выражаясь языком современности) — англичане, голландцы, испанцы, датчане, норвежцы, представители других морских держав того времени — везли в Россию не только свой боевой опыт. Вместе с ними на первые корабли царя Московского пришли и многочисленные традиции, много лет существовавшие в море. Многие из этих традиций не забыты и до наших дней.

Количество заимствований из иностранных флотов на кораблях под Андреевским флагом было огромным. И это неудивительно. Ведь своих военно-морских традиций Россия не имела. А иностранцы, приходившие служить под русский флаг и за русское золото, старались обустроить свою службу так, чтобы она не отличалась от того уклада, что им был привычен на протяжении многих лет. И если обратиться к военно-морской терминологии петровского времени, то легко заметить, что русский язык занимал в ней не самое почетное место — впрочем, это было характерно для всех отраслей тогдашней повседневной жизни. Обратимся к Морскому уставу Петра Великого (к этому интереснейшему документу мы будем возвращаться еще неоднократно). Нетрудно заметить, что практически вся морская терминология существует в нем как калька с иностранных языков. Впрочем, такое «неравноправие» сохранилось и до наших времен, а некое объяснение тому также содержится в Морском уставе, действовавшем, с изменениями, до октября 1917 года.

«Флот» слово есть французское. Сим словом разумеется множество судов водных, вместе идущих, или стоящих, как воинских, так и купецких», — писал Петр. Несколько ниже указывается, «сколько каких чинов людей надлежит быть на корабле какого ранга». Из 43 «чинов» иностранные названия носят 25.

Но жизнь моряков на суше и на море складывалась не только из иностранных, но и чисто российских деталей. Неслучайно же Морской устав Петра ни разу не упоминает о первенстве «старшего класса» перед молодым Русским флотом.

Говоря о традициях российского происхождения, чаще всего упоминают «питие, определяющее сознание», а также страсть отечественных морских офицеров к сквернословию. Достаточно почитать книги А. С. Новикова-Прибоя, где моряки показаны в далеко не лучшем свете. Но не секрет, что в иностранных флотах пили ничуть не меньше, да и ругались вовсе не хуже. Ниже мы попробуем понять, какое значение «окончания, не имеющие отношения к службе», а также алкоголь имели для русских моряков.

Не стоит забывать о таких, безусловно, положительных традициях, как коллективность в принятии важных решений, взаимная выручка. Они ведь тоже чисто российские, выстраданные сотнями лет.

Морской устав, например, давал право опытным офицерам высказывать свое мнение о предстоящей боевой операции:

«Если от вышних офицеров указами что повелено будет; а против того кто имеет припомнить нечто, через которое он часть ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА интерессу более вспомощи, или спасаемое как несчастие и вред отвратить тогда он должен сие честно своему командиру донесть, или, когда он во время к тому иметь будет, мнение свое и Генералу Адмиралу, или вышнему начальнику самому с покорностию объявить, буде же его доношение не за благо изобретено будет, тогда долженствует он то чинить, что ему повелено будет».

Некоторые традиции ведут свою историю и от самого Петра либо связываются с ним. Например, все тот же пресловутый «адмиральский час», благодаря которому за моряками прочно закрепилась слава людей, начинающих «закладывать за воротник» еще задолго до обеда.

Для начала отметим, что точной информации о времени возникновения данного понятия, по сути, не существует. Более того, вполне возможно, что к основателю Русского флота оно вовсе не имеет никакого отношения.

Как писал в своей книге «Русские в своих пословицах» профессор Московского университета археолог Иван Михайлович Снегирев (1793–1868), выражение «адмиральский час» напоминает нам об обычае «основателя Российского флота в одиннадцать часов после трудов пить водку с сотрудниками своими».

Итак, изначально «адмиральский час» — это 11 утра. Но почему тогда время «часа» обычно ассоциируется с полуднем и именно с флотом? Ведь «сотрудники» вовсе не обязательно должны быть моряками и тем более — адмиралами.

Все очень просто. Как утверждают санкт-петербургские краеведы, полуденное время стало именоваться «адмиральским часом» с 6 февраля 1865 года. Именно в этот день орудие на территории Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге стало отмечать наступление 12 часов дня. Заметим, что данная традиция возникла спустя 30 лет после выхода книги Снегирева.

Но вернемся к Петру Великому. Привычка выпивать рюмку тминной, полынной или анисовой водки в 11 часов выработалась у царя вовсе не из-за горячей любви к алкогольным напиткам. Причина была в режиме дня Петра Алексеевича. Как известно, он относился к числу «жаворонков» — ложился в 9 часов вечера и вставал в пятом часу утра. Так что «прием рюмки» через девять часов после начала бодрствования уже не покажется нам ранним.

Раз уж мы упомянули распорядок дня Петра, то напомним и о его кулинарных пристрастиях. Меню обеда было обычно довольно однообразным. Щи, каши, жареное мясо с солеными огурцами или лимонами, студень, солонина и ветчина. Рыба и сладкие блюда исключались. Примечательная деталь — согласно запискам современников, Петру обедать было «все равно где и у кого, но охотнее всего у министров, генералов или посланников»… Как известно, первый российский император в быту был довольно-таки скуп.

Существует, впрочем, и другая версия происхождения выражения «адмиральский час». Согласно ей речь идет о двух часах отдыха после трудов праведных, которые следовали после традиционного полуденного обеда. Кстати, на судах Российского императорского флота послеобеденный сон блюли свято, особенно если речь шла об отдыхе нижних чинов.

Как известно, на кораблях Русского флота вставали очень рано. Рано и обедали. А после обеда команде полагался сон, причем отношение к отдыху экипажа было более чем почтительное. Вот что пишет об этом известнейший российский писатель-маринист Константин Станюкович (1843–1904):

«От двенадцати до двух часов по полудни команда отдыхает, расположившись на верхней палубе. На корвете тишина, прерываемая храпом. Отдых матросов бережется свято. В это время нельзя без особой крайности беспокоить людей. И вахтенный офицер отдает приказания вполголоса, и боцман не ругается.

Не все, впрочем, спят. Улучив свободное время, несколько человек, забравшись в укромные уголки, под баркас или в тень пушки, занимаются своими работами: кто шьет себе рубашку, кто тачает сапоги из отпущенного казенного товара».

Но все-таки главной традицией, привитой Петром Великим, было отношение к морю. Вот что писали современники в этой связи о пристрастиях первого российского императора:

«Карточной игры, охоты и тому подобного он не жалует, и единственную его потеху, которою он резко отличается от всех других монархов, составляет плавание по воде. Вода, кажется, настоящая его стихия, и он нередко катается по целым дням на буере или шлюпке… Эта страсть доходит в царе до того, что его от прогулок по реке не удерживает никакая погода: ни дождь, ни снег, ни ветер. Однажды, когда река Нева уже стала и только перед дворцом оставалась еще полынья, окружностью не более сотни шагов, он и по ней катался взад и вперед на крошечной гичке».



2019-05-24 450 Обсуждений (0)
Хорошая морская практика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Хорошая морская практика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)