Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние фактора совместной деятельности на развитие активности общения



2019-05-24 181 Обсуждений (0)
Влияние фактора совместной деятельности на развитие активности общения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В исследовании приняли участие 26 человек (от 9 до 13 лет), которых разделили на две группы: контрольную и экспериментальную. Формирующий эксперимент проводился с сентября по ноябрь 2009 года, на базе школы № 152 г. Новосибирска.

Всего было проведено десять занятий в рамках кружка "Умелые руки". Организация совместной деятельности предусматривала объединение всех участников на основе общего интереса (подготовка коллективных поделок к районной выставке). Обязательное условие организации - переживание ребенком положительных эмоциональных отношений.

До начала эксперимента (сентябрь 2009) у всех испытуемых был проведен исходный замер уровня активности общения по данным наблюдения и методом компетентных судей (см. Прил. 7). На каждого ребенка заполнялось по три карты, где отмечались интенсивность, инициативность, импульсивность и широта круга общения. По интенсивности детей разделили на три группы: высокообщительно (В), среднеоб11Щтельньге (С) и малообщительные (М); по инициативности на: инициативных (И), ситуативно-инициативных (С-И) и реципиентных (Р); по импульсивности на: импульсивных (И) и скованных (С), и по широте круга общения на детей с узким (У) и широким (Ш) кругом общения. Затем экспериментатор обобщал эти данные и заносил в соответствующую карту. Общие данные представлены в таблице 4.

Таблица4

Развитие активности общения

Типы

Интенсивность

Инициативность

Импульсивность

Широта крута

Группы В С М И С-И Р И С Ш У
К 2 5 6 3 4 6 5 8 5 8
Э 2 4 7 3 3 7 4 9 4 9
К% 15 38 47 23 31 46 39 61 39 61
э% 15 31 54 23 23 54 31 69 31 69

 

К - контрольная группа;

Э - экспериментальная группа.

В соответствии с данными всех учащихся разделили на три группы:

Высокий уровень активности общения. Этот уровень характеризуется устойчивой сформированностью мотивов общения со взрослыми и сверстниками. Сюда мы отнесли высокообщительных, инициативных, импульсивных детей с широким кругом общения. Этих детей отличает понимание и владение богатством невербальных средств, знание вежливых форм контактов, развитость и разнообразие построения речевых высказываний, высокий уровень развития речи, наличие творчества (без штампа).

Средний уровень активности общения. Для этого уровня характерна ситуативность проявлений мотивов общения со взрослыми и сверстниками. Это ситуативно-общительные дети, инициативность которых проявляется навсегда. Для них также характерен широкий круг общения и импульсивность.

3. Низкий уровень активности общения характеризуется несформированностью мотивов общения, замкнутостью, отсутствием инициативы, бедностью речи и узким кругом общения. Это реципиентные и скованные дети.

 

Таблица 5

Уровни развития активности общения

Группы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

    %   %   %
Контрольная 2 16 5 39 6 45
Экспериментальная 2 16 4 32 7 53

 

Как видно из таблиц 5, до начала эксперимента, уровень развития коммуникативных свойств личности в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковый.

После первого занятия в экспериментальной группе был произведен контрольный замер эффективности совместной деятельности, а также затраты времени на вхождение в начало совместной деятельности. Для этого каждому учащемуся раздали "карты определения эффективности совместной деятельности" (см. Прил.6), где они проставляли баллы. Затем экспериментатор подсчитывал средний балл каждого учащегося и заносил к себе в таблицу. В соответствии с данными всех учащихся разделили на следующие группы:

вносит значительный положительный вклад (+2);

вносит положительный вклад (+1);

вклада не вносит (0);

вносит отрицательный вклад (-1);

вносит значительный отрицательный вклад (-2). Результаты представлены в таблице 6.

 

Таблица 6

Вклад в эффективность совместной деятельности (сентябрь)

Вклад в эффективность совместной деятельности Количество человек % показатель
1 2 15
2 4 32
3 2 15
4 3 23
5 2 15

 

Из таблицы видно, что общая положительная эффективность совместной деятельности составила - 47%. Затрата на вхождение в деятельность составила в сентябре - 18 минут.

Повторные замеры активности общения и эффективности совместной деятельности были проведены в октябре.

Таблица 7

Активность общения (октябрь)

Типы

Интенсивность

Инициативность

Импульсивность

Широта круга

Группы В С М И е-и Р и С Ш У
Э 3 5 5 4 5 4 6 7 6 7

Таблица 8

Уровни активности общения

Группы

Высокий

Средний уровень

Низкий  
  уровень ъ %   уровень %
Эксперименталь- 3 23 5 38 5 38
ная            

 


Вклад в эффективность совместной деятельности

 

Вклад в эффективность    
совместной Количество человек % показатель
деятельности    
1 3 23
2 6 46
3 2 15,5
4 2 15,5
5 0 0

 

Из таблиц видно, что уровень развития активности в общении заметно повысился. Общий положительный показатель эффективности совместной деятельности составил уже - 69%. Затрата на вовлечение в начало совместной деятельности составила 9 минут.

По окончанию формирующего эксперимента (ноябрь) был произведен третий замер активности общения и эффективности совместной деятельности. Активность общения зафиксировалась также и в контрольной группе.

Таблица 10

Активность общения (ноябрь)

Типы

Интенсивность

Инициативность

Импульсивн-

Широта

              ость   круга  
Группы В С М И С-И Р и С Ш У
К 2 6 5 3 5 5 6 7 6 7
Э 4 6 3 4 6 3 7 6 11 2
К% 15 46 38 23 38 38 46 54 46 54
э% 30 47 23 38 46 16 61 39 84 16

Уровни развития активности общения

 

Группа

Высокий

Средний уровень

Низкий уровень
  уровень % %   %
Контрольная 2 16 5 39 6 45
Экспержменталь 4 31 6 46 3 23
ная            

 

Таблица 12

Вклад в эффективность совместной деятельности

Вклад в эффективность    
совместной Количество человек % показатель
деятельности    
1 5 38
2 7 54
3 1 8
4 0 0
5 0 0

 

Общий положительный результат эффективности совместной деятельности составил - 92%.

Затрата на вхождение в начало деятельности составила 4 минуты.

Для выявления зависимости активности общения от эффективности

совместной деятельности применили методы статистической обработки данных. Сначала мы рассмотрели динамику активности общения.

В сентябре процентный показатель низкого уровня развития у учащихся составил в экспериментальной группе - 53%. В октябре - 38% и в ноябре - 23%. Число учащихся с высоким уровнем развития активности общения увеличилось в два раза.


Диаграмма 2



2019-05-24 181 Обсуждений (0)
Влияние фактора совместной деятельности на развитие активности общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние фактора совместной деятельности на развитие активности общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)