Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние целенаправленного обучения общению на развитие коммуникативных свойств личности



2019-05-24 182 Обсуждений (0)
Влияние целенаправленного обучения общению на развитие коммуникативных свойств личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследование проводилось с 2009 по 2000 учебный год (I, П, Ш, IV четверти) на базе школы № 152 г. Новосибирска. В эксперименте приняли участие 12 человек, где большую часть составляли дети из эмоционально-дистантных семей. Основной метод исследования - психолого-педагогический эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего.

Первый этап работы включал набор детей в группу. В большей части запрос исходил от учителей или школьного психолога. Некоторые дети проявили самостоятельную инициативу. Итак, по результатам исследования детско-родительских отношений и бесед с учителями была набрана группа из 12 человек, в которую входили в основном дети из эмоционально-дистантных семей.

До начала занятий у всех испытуемых был произведен контрольный замер уровня развития коммуникативных свойств личности по составленному нами опроснику (см. Прил. 9). Результаты представлены в таблице 13:

 

Таблица 13

Уровень развития коммуникативных свойств личности до начала эксперимента

Ф.И.О. Уверенность в себе Эмпатия Коммуникативные способности Общительность Характерологические свойства личности
L 38 46 44 44 42
2. 40 38 35 35 32
3. 34 33 34 35 31
4. 23 32 25 25 23
5. 26 29 31 31 25
6. 30 32 30 31 21
7. 32 30 26 27 25
8. 23 32 21 22 26
9. 12 30 12 13 12
10. 15 28 18 20 11
11. 11 30 14 15 11
12. 10 25 10 11 10

 

Как видно из таблицы, до начала эксперимента, большинство детей доброжелательны, неуверенны в себе, коммуникативные способности развиты сравнительно слабо, узкий круг общения, т.е. главная трудность в общении носит коммуникативный характер.

В процессе занятий, при более близком знакомстве, нами были выделены из структуры психологических факторов свойства, которые влияют на успешность-неуспешность протекания процесса общения.

 

Название фактора

Положительные

Отрицательные

 

свойства

свойства

Высшая нервная деятельность

Уравновешенность, сдержанность, уверенность, пластичность;

Несдержанность, импульсивность, застенчивость, нерешительность, регидность;

Характер + темперамент

Экстраверсия, общительность;

Интроверсия, замкнутость;

Фактор отношений

Альтруизм, доброжелательность;

Эгоцентризм, агрессивные установки;

Способности

Хорошее развитие умений и навыков общения, развитая рефлексия;

Несформированность коммуникативных умений, отсутствие коммуникативного такта;

Воля

Целеустремленность, настойчивость;

Упрямство, безволие.
         

 

Перечисленные свойства касаются одного из субъектов общения, но в процессе участвуют как минимум двое. В этом случае успешность протекания процесса зависит от взаимодействия всех перечисленных свойств каждого учащегося и его партнера по общению. Это вызвало необходимость правильного построения программы обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Второй этап включал определение направления работы, целей и задач группы.

Необходимые условия занятий - принцип добровольного участия, доверительное общение, принцип активности каждого члена группы. Занятия проводились один раз в неделю, продолжительностью в два часа (много времени уходит на эмоциональное вхождение в деятельность), по схеме "здесь и теперь". Всего было проведено 24 занятия. Цели занятий для учащихся:

Получение необходимых знаний, которые позволили бы развивать и совершенствовать коммуникативные свойства личности.

Познание самих себя и индивидуально-психологических особенностей, которые играют важную роль в процессе общения.

Изменение старых и выработка новых форм поведения.

Формирование правильного образа "Я" Задачи группы:

предоставлять возможности апробации новых форм поведения в проблемных ситуациях;

учить давать и получать адекватную обратную связь; развивать рефлексию и коммуникативные свойства личности. Кроме того у каждого занятия была отдельная цель и задачи. Третий этап - составление программы группы. Развитие коммуникативных свойств личности предполагало использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект-субъектных, личностных сторон общения, так и его субъективно-объективных, репродуктивных компонентов. Для составления программы занятий мы использовали методики Н.Н. Богомоловой, А.Б. Добрович, Г.Н. Николаевой, Л.А. Петровской, В.В. Петрусинской, А.С. Прутченкова, М.И. Чистяковой, И.М. Юсупова. Из всего арсенала данных необходимо было подобрать упражнения, соответствующие проблематике детей и задачам группы.

Проработанные первые три этапа позволяли перейти к четвертому - к ведению занятий в группе.

Каждое занятие состояло из четырех частей. Первая часть была обучающей. Детям давались основные знания о темпераменте, характере, способностях, воле и т.д. Во второй части с помощью ролевой игры закреплялись те положительные черты, которые были пока еще не развиты у ребенка и их необходимо было поддержать, а также изменялись нежелательные проявления характера. Исходя из этого раздавались соответствующие роли в игре и вырабатывались новые формы поведения в проблемных ситуациях. Третья часть занятия включала психогимнастику. Детей учили владеть невербальными способами общения, расслабляться и управлять своими мышцами и состоянием. Четвертая часть включала выработку навыков и умений партнерского общения. В конце занятия проводилось групповое обсуждение, в процессе которого дети делали внутренние выводы для себя.

 

Таблица 15. Уровень развития коммуникативных свойств личности после

окончания эксперимента

Ф.И.О. Уверенность Эмпатия Коммуникативные способное ти Общитель-ность Характере логические свойства Критерий Стьюдента
1 42 47 46 45 45 2,275 -
2 40 45 41 43 42 4,26 +
3 40 42 40 43 41 7,5 +
4 40 38 35 35 31 5,06 +
5 39 41 35 32 30 3,25 +
6 33 35 33 35 31 2,433 +
7 30 33 34 36 31 3,2 +
8 32 36 31 35 26 3,16 +
9 23 32 22 23 25 2,63 +
10 25 30 20 21 22 2,522 +

 

Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 15.

и 15 32 14 15 12 0,308 -
12 10 28 11 11 10 0, 194 -

 

Из таблицы видно, что критерий Стьюдента показателей прироста уровня развития коммуникативных свойств личности у троих учащихся меньше табличных данных, у остальных - больше. Уровень развития коммуникативных свойств личности повысился по сравнению с первоначальными данными на 74,99%, что подтверждает нашу частную гипотезу.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

В групповой работе удалось затронуть проблемы каждого ребенка, участвующего в занятиях.

Уровень развития коммуникативных свойств личности повысился на 74,99%. В значительной мере была развита способность к рефлексии, а также ряд других коммуникативных способностей: умение слушать, умение правильно излагать мысли и чувства, владение невербальными средствами общения и т.д. Дети стали более открыты, они активно участвовали во всем происходящем. Уровень эмпатии и общительности также повысился. Кроме того, удалось исправить многие негативные черты характера и закрепить положительные.

К отрицательным результатам следует отнести неудачи в работе с тремя конкретными детьми. Это связано частично с неготовностью к групповой работе и слабой мотивированностью этих детей.

Анализ результатов подчеркивает, что необходим тщательный отбор детей в группы, т.к. во многом это является залогом успеха в работе с детьми.

 



2019-05-24 182 Обсуждений (0)
Влияние целенаправленного обучения общению на развитие коммуникативных свойств личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние целенаправленного обучения общению на развитие коммуникативных свойств личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)