1.
| Мыслитель – первым объяснивший слово «философ»:
1. Пифагор
2. Сократ
3. Аристотель
4. Платон
|
2.
| Время возникновения философии:
1. Конец 7 начало 6 века до н.э.
2. Конец 6 начало 5 века до н.э.
3. Конец 5 начало 4 века до н.э.
4. Начало 3 в до н.э
|
3.
| Смысл философии, согласно Пифагору, - в поиске:
1. Счастья
2. Добродетели
3. Добра
4. Истины
|
4.
| Философия представляет собой «знание ради самого знания» считал:
1. Платон
2. Аристотель
3. Эпикур
4. Парменид
|
5.
| Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека – это:
1. Мировоззрение
2. Философия
3. Идеология
4. Психология
|
6.
| К дофилософским типам мировоззрения относят:
1. Мифологию
2. Науку
3. Искусство
4. Политику
|
7.
| Одна из современных концепций происхождения философии называется:
1. Гносеогенной
2. Науковедческой
3. Религиозной
4. Осевой
|
8.
| Космоцентризм - исторический тип философии:
1. Античной
2. Средневековой
3. Нового времени
4. Современной западной философии
|
9.
| Антропоцентризм как мировоззрение Нового времени означает, что в центр мироздания ставится:
1. Бог
2. Человек
3. Толпа
4. Группа
|
10.
| Определите функции философии:
А. аксиологическая
Б. социальная
В. прогностическая
Г. методологическая
1.заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает принципы познания, исследует пути и способы познания мира
2.выражается в ориентации на определенные ценности
3.предполагает формулировку в своих раках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира
4.охватывает по своему содержанию различные аспекты общественной жизни, объясняет социальное бытие, способствует его материальному и духовному изменению
|
11.
| Определите соотношение мифологического и философского мировоззрения:
А.Философское
Б.Мифологическое
1. В нем разум не выделяется в качестве особого предмета
2. Разум здесь предмет анализа и размышлений
3. Знание опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в понятийной форме
4.Основой мудрости здесь выступает авторитет богов и легендарных героев
|
12.
| Какое из определений философии является
А. – традиционным
Б. – нетрадиционным
1.Философия – учение о всем существующем, а не об особой сфере действительности
2.Философия есть специфическая форма мировоззрения
3.Философия - это не теория, а особая интеллектуальная деятельность, она связана с функциональностью как таковой, а не с предметом исследования
4.Философия означает «быть в пути»
5. Философия – это «сознание вслух»
|
13.
| Термин, обозначающий первую философию, по Аристотелю, предмет которой умопостигаемые сверхчувственные вечные сущности - _______________________
|
14.
| Наука о сущем, причинах и началах, согласно Аристотелю ____________________
|
15.
| Философия в средние века занимала подчиненное положение по отношению к _______________
|
16.
| Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве ________________
|
17.
| Логика Аристотеля активно использовалась в средние века для:
1. Обоснования догматов веры
2. Развития частных наук
3. Построения основ общества
4. Постижения сущности прекрасного
|
18.
| Разумное и логическое познание действительности невозможно утверждает:
1. Субъективизм
2. Рационализм
3. Иррационализм
4. Механицизм
|
19.
| Особенностью предмета философии является то, что он:
1. Не локализован в конкретной области действительности
2. Не может быть определен
3. Совпадает с объектом
4. Узок
|
20.
| Первая философская школа в древней Греции:
1. Пифагорейская
2. Элейская
3. Милетская
4. Киническая
|
21.
| Проблема, выдвинутая представителями милетской школы:
1. Первоначала
2. Бога
3. Человека
4. Красоты
|
22.
| Представители элейской школы философии:
1. Парменид
2. Анаксимен
3. Фалес
4. Сократ
|
23.
| Первоначалом мира считали (соотнесите авторов с идеями):
А.Фалес
Б. Гераклит
В.Анаксимен
Г. Анаксимандр
1.огонь
2.воздух
3.апейрон
4.вода
|
24.
| Проблема поиска предмета философии является мнимой для представителей:
1. Современной западной философии
2. Философии средневековья
3. Античной философии
4. Всех философских школ и направлений
|
25.
| Философия отличается от религии и мифологии:
1. Учением об авторитетах
2. Рационально-теоретическим представлением о мире
3. Образностью представлений
4. Учением о сверхъестественном
|
26.
| Понятие древнегреческой философии, характеризующее организованность космоса, в противоположность хаосу:
1. Гармония
2. Число
3. Логос
4. Усия
|
27.
| Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей -________________________
|
28.
| Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой _______________________
|
29.
| Крупнейший философ, представитель патристики:
1. Аврелий Августин
2. Фома Аквинский
3. Иоанн Росцеллин
4. Пьер Абеляр
|
30.
| В структуре основного вопроса философии выделяют:
1. 2 стороны
2. 3 стороны
3. 4 стороны
4. Множество сторон
|
31.
| Вопрос о познаваемости мира называется проблемой:
1. Из проблем
2. Тождества мышления и бытия
3. Отношения человека и мира
4. Современной философии
|
32.
| Классическая формулировка основного вопроса философии дана в работе:
1. К.Маркса
2. Г.Гегеля
3. Ф.Ницше
4. Ф.Энгельса
|
33.
| Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей – это:
1. Скептицизм
2. Агностицизм
3. Материализм
4. Позитивизм
|
34.
| Философское направление, выводящее все из духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю:
1. Идеализм
2. Томизм
3. Рационализм
4. Материализм
|
35.
| Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала не только от материи, но и от сознания человека:
1. Объективный
2. Субъективный
3. Диалектический
4. Последовательный
|
36.
| Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:
1. Объективный
2. Субъективный
3. Диалектический
4. Последовательный
|
37.
| Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений:
1. Агностицизм
2. Солипсизм
3. Эмпиризм
4. Субъективизм
|
38.
| Достоверное знание о мире невозможно утверждает:
1. Субъективизм
2. Солипсизм
3. Скептицизм
4. Эмпиризм
|
39.
| Кто автор высказываний :
1. А. Гераклит
2. Б. Демокрит
3. В. Фалес
4. Г.Пифагор
1. «Многознание уму ее научает»
2. «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд»
3. «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы – голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и молы бы рисовать и ваять как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей»
4. «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей врагами»
|
40.
| Онтология – это учение о:
1. Бытии
2. Ценностях мира
3. Происхождении Вселенной
4. Доказательствах
|
41.
| Понятие, противоположное понятию бытие:
1. Человек
2. Небытие
3. Пустота
4. Атом
|
42.
| Момент кристаллизации категории бытия и начало философии, согласно Гегелю связано с появлением:
1. Поэмы Парменида
2. Метафизики Аристотеля
3. Диалогов Платона
4. Учением Сократа
|
43.
| Бытие – это шар без пространственных границ, считал:
1. Зенон
2. Эпикур
3. Гекраклит
4. Парменид
|
44.
| Автор высказывания «одно и то же есть мысль и бытие»:
1. Парменид
2. Сенека
3. Анаксагор
4. Анаксимен
|
45.
| Античный философ, представивший бытие в виде мельчайших частиц атомов:
1. Демокрит
2. Гераклит
3. Парменид
4. Аристотель
|
46.
| Философское направление, развитое во взглядах Демокрита - ________________________
|
47.
| Онтологическая концепция, разработанная античными философами Левкиппом и Демокритом
___________________________
|
48.
| По Платону мир делится на мир вещей, материю и мир __________________
|
49.
| Истинным бытием, по Платону, считается мир _____________________
|
50.
| Бестелесные формы-образования идеи составляют сущность мира, считал:
1. Аристотель
2. Эпикур
3. Демокрит
4. Платон
|
51.
| Попытка поиска гарантий существования мира в деятельных способностях человека характерно для философии:
1. Античности
2. Средневековья
3. Нового времени
4. Всех школ и направлений
|
52.
| Процесс деонтологизаци философии связывают с именем:
1. И.Канта
2. Г.Гегеля
3. Л.Фейрбаха
4. К.Маркса
|
53.
| Бытие и мышление формами духовной деятельности считал:
1. Г.Гегель
2. К.Маркс
3. Ф.Ницше
4. О.Конт
|
54.
| Бытие – это реальный процесс жизнедеятельности людей утверждает:
1. Диалектический материализм
2. Объективный идеализм
3. Субъективный идеализм
4. Рационализм
|
55.
| Создателем «новой онтологии» среди представителей современной западной философии считается:
1. Г.Гадамер
2. М.Хайдеггер
3. К.Поппер
4. О.Шпенглер
|
56.
| Идея бытии, отвергающая субстанциализм характерна для:
1. Античного космоцентризма
2. Средневекового антропоцентризма
3. Современной западной философии
4. Рационализма
|
57.
| Самодостаточное, самодовлеющее бытие, бытие «само по себе», согласно Платону – это:
1. Субстанция
2. Акциденция
3. Субстрат
4. Нонсенс
|
58.
| Философская категория, обозначающая общую основу всего существующего - ______________
|
59.
| Подход, допускающий существование скрытой за пределами этого мира реальности называется ______________________
|
60.
| _______________________ не обладают самодостаточным бытием, актуализируются в другом, в своем существовании зависят от субстанций
|
61.
| «Раскрывая сущность, _________________ вещи, мы даем ей понятие» - утверждал Аристотель
|
62.
| Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало, материальное или духовное:
1. Монизм
2. Дуализм
3. Плюрализм
4. Деизм
|
63.
| Материальное и духовное начало мира равноправны, утверждает:
1. Монизм
2. Дуализм
3. Релятивизм
4. Пантеизм
|
64.
| Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия:
1. Дуализм
2. Плюрализм
3. Монизм
4. Деизм
|
65.
| Сторонником дуалистической позиции в Новое время является:
1. Б.Спиноза
2. Р.Декарт
3. Г.Гегель
4. К.Маркс
|
66.
| Мышление и протяжение – атрибуты одной единой субстанции, считал:
1. Б.Спиноза
2. Р.Декарт
3. И.Кант
4. Г.Гегель
|
67.
| Онтологическое обоснование теории познания преодолевается в 18 веке и связано с именем:
1. К.Маркса
2. И.Канта
3. Г.Гегеля
4. Л.Фейербаха
|
68.
| Материя в античности понимается как:
1. Первовещество
2. Атом
3. Идея
4. Бытие
|
69.
| В Новое время, в эпоху механицизма в основе понятия материи лежит:
1. Понятие материала
2. Понятие главных общих для материальных тел свойств
3. Понятие чистых форм
4. Понятие идеала
|
70.
| Материя в Новое время понимается как:
1. Первовещество
2. Первопризнак
3. Первоисточник
4. Перводвигатель
|
71.
| Появление материи как философской категории во многом связано с:
1. Открытиями в естествознании
2. Социальными потрясениями
3. Необходимостью расширения категориального аппарата философии
4. Материалистическими амбициями
|
72.
| Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину:
1. Природа
2. Материя
3. Бытие
4. Истина
|
73.
| ____________________ - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется , фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них
|
74.
| Материя __________________, т.е многообразие конкретных объектов, в которых она существует бесконечно
|
75.
| Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к системам ______________ природы
|
76.
| Белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции относятся к _____________________
|
77.
| Свойство, обязательно присущее материи __________
|
78.
| Пространство, время, движение – это атрибуты __________
|
79.
| Форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний в любых материальных системах ____________
|
80.
| Фор бытия материи, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем _______________
|
81.
| Философское понятие _____________ означает любые взаимодействия, а также, изменения состояния объектов, которые происходят в результате этих взаимодействий
|
82.
| Философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность:
1. Необходимость
2. Развитие
3. Причинность
4. Взаимодействие
|
83.
| Понятия движение и развитие соотносятся между собой:
1. Развитие- часть движения
2. Движение- часть развития
3. Они входят друг в друга
4. Они исключают друг друга
|
84.
| Абсолютизация высших форм движение материи:
1. Эмерджентизм
2. Эволюционизм
3. Редукционизм
4. Абсолютизм
|
85.
| Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежит
1. Пифагору
2. Гераклиту
3. Платону
4. Фалесу
|
86.
| Утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а, следовательно, не истинно:
1. Эпикур
2. Зенон
3. Сократ
4. Аристотель
|
87.
| К основным свойствам пространства относят:
1. Трехмерность
2. Необратимость
3. Прозрачность
4. Статичность
|
88.
| Отсутствие выделенных точек в пространстве определяется как:
1. Однородность
2. Равноправие
3. Равновесие
4. Равноденствие
|
89.
| Время как философская категория означает:
1. Текущую длительность, в которой все появляется и исчезает
2. Внешнее условие бытия
3. Форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью
4. Нечто существующее в мышлении
|
90.
| Основным свойством времени является:
1. Необратимость
2. Однородность
3. Изотропность
4. Уязвимость
|
91.
| Объективность существования пространства и времени признается в следующих концепциях:
1. Субстанциальной
2. Субъективистской
3. Скептической
4. Догматической
|
92.
| Сторонником релятивистской концепции пространства и времени является:
1. И.Ньютон
2. А.Эйнштейн
3. К.Маркс
4. Э.Геккель
|
93.
| Сторонником субстанциальной концепции пространства и времени является:
1. И.Ньютон
2. А.Эйнштейн
3. К.Маркс
4. Э.Геккель
|
94.
| Пространство и время – это «чистые формы созерцания» утверждал:
1. Г.Гегель
2. К.Маркс
3. И.Кант
4. Л.Фйербах
|
95. | Идея цикличности времени господствует в:1. Античности2. Новое время3. Средние века4. Все времена |
96. | Идея линейности времени утверждается и становится господствующей в:1. Новое время2. В ХХ веке3. В первобытном обществе4. В последнее десятилетие |
97. | Объективную реальность временных процессов вообще и различие между прошлым настоящим и будущим признают сторонники:1. Статической концепции времени2. Субъективистской концепции времени3. Априористской концепции времени 4. Динамической концепции времени |
98. | В мире возможно ассиметричное существование прошлого настоящего и будущего утверждают сторонники:1. Статической концепции времени2. Субъективистской концепции времени3. Априористской концепции времени 4. Динамической концепции времени |
99. | Движение – абсолютно, покой:1. Не стабилен2. Не существует 3. Относителен4. Не определяем |
100. | О времени как о «творческой эволюции» говорил:1. К.Ясперс2. А.Бергсон3. Г.Гадамер4. К.Маркс |
101. | Термин «осевое время» введено в оборот:1. К.Ясперсом2. М.Хайдеггером3. К.Марксом4. К.Поппером |
102.
| Признают сознание самостоятельной и созидающей сущностью бытия:
1. Материалисты
2. Идеалисты
3. Агностики
4. Скептики
|
103.
| Сознание как свойство высокоорганизованной материи рассматривают:
1. Материалисты
2. Идеалисты
3. Агностики
4. Скептики
|
104.
| Сознание – есть замкнутая внутри себя целостность утверждал:
1. Б.Спиноза
2. З.Фрейд
3. К.Юнг4.
4. Р.Декарт
|
105.
| Происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития – это:
1. Антропогенез
2. Филогенез
3. Биогеоценоз
4. Генезис
|
106.
| Всеобщее свойство материи, заключающееся в способности воспроизводить признаки и свойства объектов процессов:
1. Отражение
2. Ощущение
3. Активность
4. пассивность
|
107.
| Сознание – есть отражение бытия считают:
1. Идеалисты
2. Материалисты
3. Рационалисты
4. Скептики
|
108.
| «Общественное сознание – есть отражение общественного бытия» считал:
1. К.Маркс
2. К.Поппер
3. И.Кант
4. Г.Гегель
|
109.
| Диалектико-материалистическая трактовка сознания связана с:
1. Рассмотрением человека как продукта его собственного труда и общественных отношений
2. Изучением особенностей мышления
3. Изучением структур мозга
4. Изучением языковых структур
|
110.
| Сознания не существует вне общества, вне накопленных историей человечества знаний утверждают сторонники:
1. Диалектического материализма
2. Монистического материализма
3. Дуализма
4. Агностицизма
|
111.
| Присущая только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме:
1. Психика
2. Чувствительность
3. Идеализация
4. Сознание
|
112.
| Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособления среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг называется ____________
|
113.
| Вид коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива - ________________
|
114.
| Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведением _________________
|
115.
| Знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрывается только через его интерпретацию __________________
|
116.
| ____________________- это материальный субстрат сознания
|
117.
| Духовный мир отдельной личности – это _____________ сознание
|
118.
| Отражательная, конструктивно-преобразовательная и ориентационная - ________________ сознания
|
119.
| Психический процесс преобразования и переключения энергии эффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества ________________________
|
120.
| Эмоциональная сфера сознания включает в себя:
1. Чувства человека
2. Разум человека
3. Волю человека
4. Язык
|
121.
| Нормы, ценности, идеалы относятся к:
1. Эмоциональной сфере сознания
2. Ценностно-волевой сфере сознания
3. Познавательной сфере сознания
4. Сфере бессознательного
|
122.
| Интенциальность сознания означает:
1. Его направленность на предмет
2. Его направленность на субъект
3. Его направленность внутрь себя
4. Его направленность на восприятие
|
123.
| Интроспекция сознание – это его способность к:
1. Мышлению
2. Самонаблюдению
3. Речи
4. Активности
|
124.
| Основным компонентом сознания называют:
1. Речь
2. Ощущения
3. Самосознание
4. Волю
|
125.
| Р.Декарт считал, что сознание наилучшим образом выражает себя в:
1. Речи
2. Труде
3. Мышлении
4. Делах
|
126.
| Г.Гегель считал сознание:
1. Субъективным
2. Объективным
3. Рефлексивным
4. Символическим
|
127.
| «Идеальное – есть ни что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» утверждал:
1. Ч.Дарвин
2. К.Маркс
3. В.Ленин
4. Г.Плеханов
|
128.
| Реальность наших мыслей:
1. Материальна
2. Виртуальна
3. Не существует
4. Идеальна
|
129.
| Онтологизация идеального характерна для философии:
1. Платона
2. Аристотеля
3. К.Маркса
4. Л.Фейербаха
|
130.
| Субъективизация идеального характерна для философии:
1. Аристотеля
2. К.Маркса
3. Л.Фейербаха
4. И.Канта
|
131.
| Сторонником концепции идеального как общественно-исторического продукта и формы духовного производства является:
1. Д.Дубровский
2. Э.Ильенко
3. А.Спиркин
4. В.Орлов
|
132.
| «Идеальное – это субъективное психическое явление, в котором находит свое отражение объективная реальность» - считает:
1. Д.Дубровский
2. Э.Ильенков
3. М.Мамардашвили
4. К.Леонтьев
|
133.
| Свойство сознания, означающее его способность создавать что-то новее, не возникающее в материальном мире естественным образом:
1. Креативность
2. Рефлексия
3. Интенция
4. Инроспекция
|
134.
| Глубинные слои человеческой психики, не представленные в сознании:
1. Рефлекторное
2. Умопостигаемое
3. Бессознательное
4. Эмоциональное
|
135.
| З.Фред основоположник учения об:
1. Индивидуальном бессознательном
2. Коллективном бессознательном
3. Общественно-исторической практике
4. О рациональном познании
|
136.
| Понятие «культурные архетипы» введены К.Юнгом для обозначения:
1. Индивидуального бессознательного
2. Коллективного бессознательного
3. Общественно-исторической практики
4. Рационального
|
137.
| Совокупность душевных процессов и явлений животных и человека _________________
|
138.
| З.Фред онтологизировал бессознательное и утверждая, что в жизни господствуют два инстинкта: «Эрос» и _________________
|
139.
| В отечественной литературе в качестве альтернативной фрейдизму создана «теория неосознаваемой психической установки», ее автор ____________________
|
140.
| Раздел философии, в котором изучаются проблемы познания:
1. Онтология
2. Гносеология
3. Диалектика
4. Эвристика
|
141.
| Философская позиция, выражающая сомнение в возможности получения достоверного знания:
1. Скептицизм
2. Агностицизм
3. Пессимизм
4. Реализм
|
142.
| Процесс приобретения знания и его развития, углубления и расширения:
1. Познание
2. Сознание
3. Практика
4. Ученье
|
143.
| Результат процесса познания действительности, представленный в виде понятий:
1. Образ
2. Истина
3. Знание
4. Суждение
|
144.
| Термин, обозначающий в средневековой философии общие понятия:
1. Символы
2. Знаки
3. Абстракции
4. Универсалии
|
145.
| Направление средневековой философии, отрицающее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями:
1. Номинализм
2. Реализм
3. Сенсуализм
4. Концептуализм
|
146.
| Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии:
1. Номинализм
2. Реализм
3. Сенсуализм
4. Концептуализм
|
147.
| Из предложенного перечня назовите представителей:
А. номинализма
Б. реализма
В. концептуализма
1.Иоанн Росцеллин
2.Уильям Оккам
3.Ансельм Кентерберийский
4.Пьер Абеляр
|
148.
| Кто автор высказанных мыслей:
А.«Я мыслю, следовательно, я существую»
Б. «Существовать, значит быть воспринимаемым»
1. Р.Декарт
2. Дж.Беркли
3. Д.Юм
4. К.Маркс
|
149.
| Родоначальник эмпиризма в Новое время:
1. Р.Декарт
2. Ф.Бэкон
3. Дж.Локк
4. Б.Спиниза
|
150.
| Элементарная форма чувственного познания:
1. Ощущение
2. Восприятие
3. Суждение
4. Гипотеза
|
151.
| Форма чувственного познания:
1. Гипотеза
2. Суждение
3. Представление
4. Понятие
|
152.
| Форма рационального познания:
1. Понятие
2. Ощущение
3. Восприятие
4. Представление
|
153.
| Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражает себя в ____________________
|
154.
| Исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, стандарта ____________________
|
155.
| Умственное действие, реализующее отношение говорящего к содержанию высказанной мысли, _______________________
|
156.
| Предположительное суждение о закономерной связи явлений ___________________
|
157.
| Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности _____________________
|
158.
| Понятие, обозначающее соответствие знания действительности ____________________
|
159.
| Философская категория, означающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности___________________
|
160.
| Соответствие мышления материальному миру, в философии марксизма, обеспечивается благодаря __________________
|
161.
| Норму, с помощью которой определяют истинность знания называют ________________________
|
162.
| Фамилия автора, утверждавшего «Вещь, предстающая в наших ощущениях не совпадает с вещью вне наших ощущений» ______________
|
163.
| Направление в философии, для которого характерно суждение «Без органов чувств человек вообще не способен к познанию:
1. Сенсуализм
2. Рационализм
3. Агностицизм
4. Марксизм
|
164.
| Направление в философии, для которого характерно суждение «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»:
1. Сенсуализм
2. Рационализм
3. Агностицизм
4. Марксизм
|
165.
| Направление в философии, для которого характерно суждение «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах, кроме самого разума»:
1. Сенсуализм
2. Рационализм
3. Агностицизм
4. Марксизм
|
166.
| Теория истина, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности:
1. Корреспондентская
2. Прагматическая
3. Когерентная
4. Очевидная
|
167.
| Теория истина, полагающая, что свойством истины обладает знание, которое полезно и практически выгодно:
1. Корреспондентская
2. Прагматическая
3. Когерентная
4. Очевидная
|
168.
| Теория истины, рассматривающая истину как результат условного соглашения:
1. Конвенциалистская
2. Прагматическая
3. Корреспондентская
4. классическая
|
169.
| Практику - важнейшим критерием истины считает:
1. Марксизм
2. Платонизм
3. Неотомизм
4. Неокантианство
|
170.
| Классическое определение истины дано:
1. Платоном
2. Марксом
3. Аристотелем
4. Энгельсом
|
171.
| Знание, не соответствующее своему предмету:
1. Отчуждение
2. Заблуждение
3. Противопоставление
4. Ошибка
|
172.
| Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил:
1. Релятивизм
2. Абсолютизм
3. Нигилизм
4. Негативизм
|
173.
| «Идолами разума», препятствующими процессу познания истины, называл заблуждения:
1. И.Кант
2. Дж.Локк
3. Р.Декарт
4. Ф.Бэкон
|
174.
| Принцип фальсификации в качестве критерия истины ввел в оборот:
1. К.Маркс
2. К.Поппер
3. Г.Гадамер
4. Г.Риккерт
|
175.
| Форма духовной деятельности людей, направленной на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью получение истины и открытие объективных законов:
1. Наука
2. Философия
3. Эвристика
4. Мифология
|
176.
| Системность и рациональность являются главными принципами:
1. Философского познания
2. Обыденного познания
3. Научного познания
4. Эзотерического познания
|
177.
| Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:
1. Научный
2. Априорный
3. Обыденный
4. Теоретический
|
178.
| Уровень познания, на котором исследуются преимущественно внешние стороны и связи объектов действительности:
1. Эмпирический
2. Теоретический
3. Научный
4. Метафизический
|
179.
| Уровень познания, на котором исследуются внутренние, закономерные связи и отношения:
1. Эмпирический
2. Теоретический
3. Научный
4. Метафизический
|
180.
| Определите, какие из перечисленных задач являются научными, а какие философскими:
А.наука
Б. философия
1. Она отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?»
2. Она отвечает на вопрос «Кто я в этом мире?»
3. Главное для нее, сформулировать теорию, которую можно подтвердить экспериментально
4. Она вырабатывает всеобщие понятия категории
5. Она изучает необходимое для получения знаний о мире
6. Она предполагает свободный выбор предмета исследования
|
181.
| Совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленный природой и закономерностями исследуемого объекта – это ______________________-
|
182.
| Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы:
1. Синтез
2. Анализ
3. Абстрагирование
4. Моделирование
|
183.
| Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок:
1. Синтез
2. Индукция
3. Аналогия
4. Дедукция
|
184.
| Отрасль философского знания, изучающая приемы научного исследования:
1. Аксиология
2. Мировоззрение
3. Праксиология
4. Методология
|
185.
| Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:
1. Этика
2. Методология
3. Праксиология
4. Систематизация
|
186.
| Мыслитель, который ввел термин «диалектика» в философию:
1. Платон
2. Аристотель
3. Сократ
4. Гераклит
|
187.
| Диалектика в античности и средневековье:
определялась как:
1. Искусство спора
2. Учение о развитии
3. Самопознание Бога
4. Метафизический метод
|
188.
| Философ, представивший наиболее глубокое и развитое учение о диалектике в первой половине 19 века:
1. К.Маркс
2. Л.Фейербах
3. К.Маркс
4. Г.Гегель
|
189.
| Тип движения, приводящий к качественным изменениям объекта ___________
|
190.
| Учение о развитии в его наиболее полном виде ____________________
|
191.
| Источник развития, с точки зрения диалектики, - становление и разрешение __________________
|
192.
| Принцип подхода к действительности как развивающейся во времени - ________________
|
193.
| Категория философии, характеризующая внешнюю определенность бытия _____________________
|
194.
| Категория философии, выражающая существенную определенность объекта, обнаруживающуюся в совокупности его свойств __________________
|
195.
| Категория философии, выражающая диалектическое единство качество и количество _________________
|
196.
| Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественных изменений _______________
|
197.
| Взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития _____________________________
|
198.
| Категория философии, характеризующая внешнюю сторону предмета, его обнаружение:
1. Сущность
2. Явление
3. Следствие
4. Причина
|
199.
| Категория философии, характеризующая внутреннее содержание предмета в единстве всех его форм и отношений:
1. Сущность
2. Необходимость
3. Закономерность
4. Случайность
|
200.
| Диалектика природы и материальных общественных отношений называется:
1. Субъективной
2. Трансцендентной
3. Метафизической
4. Объективной
|
201.
| Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания:
1. Единство и борьба противоположностей
2. Переход количественных изменений в качественные
3. Отрицание отрицания
4. Закон сохранения и превращения энергии
|
202.
| Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития:
1. Единство и борьба противоположностей
2. Переход количественных изменений в качественные
3. Отрицание отрицания
4. Закон сохранения и превращения энергии
|
203.
| Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития:
1. Единство и борьба противоположностей
2. Переход количественных изменений в качественные
3. Отрицание отрицания
4. Закон сохранения и превращения энергии
|
204.
| Философская категория, означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития:
1. Снятие
2. Круговорот
3. Цикл
4. Удержание
|
205.
| Ключевым моментом диалектической концепции является принцип
1. Противоречия
2. Системности
3. Дополнительности
4. Запрета
|
206.
| Какой метод мышления критикует Г.Гегель, утверждая, что «противоречие – вот, что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить»:
1. Абстрагирования
2. Метафизический
3. Исторического и логического
4. Диалектический
|
207.
| Сторонником какого метода мышления является Гераклит, утверждавший: «Гомер был неправ, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы»
1. Абстрагирования
2. Метафизического
3. Исторического и логического
4. Диалектического
|
208.
| Ранее (а также в некоторых современных философских системах) синоним философии вообще. Противоположный диалектике философский метод, отрицающий, что качественное развитие через борьбу противоположностей:
1. Метафизика
2. Синергетика
3. Дуализм
4. Эклектика
|
209.
| Философ, определявший метафизику как науку «о пределах человеческого разума»
1. И.Кант
2. Г.Гегель
3. Ф.Ницше
4. К.Маркс
|