Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Эволюция лирики М. Ю. Лермонтова



2019-05-24 341 Обсуждений (0)
Тема 4. Эволюция лирики М. Ю. Лермонтова 0.00 из 5.00 0 оценок




Список литературы

Основная

Грибоедов А. С. Горе от ума (любое издание).

Маркович В. М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59–90.

Омарова Д. Н. План комедии Грибоедова // А. С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977. С. 46–51.

Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 158–205.

Тынянов Ю. Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 347–379.

Асмус В.Ф. «Горе от ума» как эстетическая проблема // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С. 412–434.

дополнительная

Соловьев В. Живые и жильцы: Философия и композиция «Горя от ума» // Вопр. лит. 1970. № 11. С. 155–176.

Гладков А. «Горе от ума» и Чацкий-Гарин // Гладков А. Мейерхольд: В 2т. М., 1990. Т.1. С. 247–285.

Рецептер В. Репетилов // Знание – сила. 1987. № 9. С. 74–80.

Томашевский Б. В. Стих «Горя от ума» // Томашевский Б. В. Стих и язык. М.;Л., 1959. С. 132–201.

Шапир М. И. «Горе от ума»: семантика поэтической формы: (Опыт практической философии стиха) // Вопр. языкознания. 1992. № 5. С. 90–105.

 

Тема 2. Художественный мир драматургии А. С. Пушкина

 

Цель занятия – уяснить ценностный характер мироощущения Пушкина, определить новаторскую природу драматургической системы «Бориса Годунова», циклическую основу «Маленьких трагедий» в их типологической близости к христианской мистерии.

1. Новаторство драматургической системы «Бориса Годунова». Система персонажей. Концепция двух национальных культур (в изложении Г. А. Гуковского). Тип конфликта. Нравственно-философская идея пьесы. Роль монологов Пимена и сцены с юродивым Николкой. Народ как носитель народно-смеховой культуры и христианской системы ценностей. Смысл финальной ремарки. Опыты сценических интерпретаций трагедии.

2. Философия и поэтика цикла «Маленькие трагедии». Литературные источники. Своеобразие жанра. Смысл заглавий. Особенности конфликта, система мотивов, типология героев в каждой из трагедий. Можно ли говорить о сквозном сюжете в цикле «Маленьких трагедий»? Как в общей архитектонике цикла прослеживаются проблемы генезиса, развития и преодоления феномена трагического сознания? Ваше отношение к проблеме «Шекспир и Пушкин».

 

Список литературы

основная

Непомнящий В. С. «Наименее понятый жанр» // Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987. С. 261–308.

Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 131–146.

Тюпа В. И. «Опыт драматических изучений» // Дарвин М. Н., Тюпа В. И. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск, 2001. С. 225–268. Или: Он же. Анализ художественного текста. М., 2006. Гл. 6. С. 169–191.

Дополнительная

Ронен И. Смысловой строй «Бориса Годунова». М., 1997.

Вайман С. Т. Истина сильнее царя. Диалог в Борисе Годунове // Вайман С. Т. Неевклидова поэтика. С. 317–348.

Рассадин С. Б. Драматург Пушкин: Поэтика, идеи, эволюция. М., 1977.

Беляк В. Н., Виролайнен М. Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1991, Т. 14. С. 73–96. Или: Виролайнен М. Н. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. СПб., 2003. С. 190–237.

«Моцарт и Сальери», трагедия Пушкина: Движение во времени. М., 1997.

Тема 3. Философия человека в прозе А. С. Пушкина:

Повесть «Пиковая дама», роман «Капитанская дочка»

1. Трагедия личности в «Пиковой даме». Роль Пушкина в создании «петербургского текста» в русской литературе. Германн – «колоссальное лицо», «тип из петербургского периода» (Ф. М. Достоевский). Философия героя, его наполеонизм. Роль любовного сюжета. Природа фантастического. Символический характер числовых обозначений. Роль эпиграфов, значение эпилога. Нравственно-философская концепция автора.  

2. Нравственно-религиозный смысл «Капитанской дочки». История создания произведения, его связь с историческими разысканиями автора («История Пугачева»). Смысл заглавия произведения. Роль эпиграфа. Особенности структуры повествования. «Великое гриневское начало» (О. Чайковская). Категория чести, основы «самостоянья человека». Концепция русского бунта, «бессмысленного и беспощадного». Образы правителей: мужицкий царь Пугачев и дворянская императрица Екатерина. Идея власти и милосердия. Жанровое своеобразие пушкинского романа, его связь с фольклорной традицией сказки.   

Список литературы

Лотман Ю. М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб.: Искусство-СПб., 1995. С. 786-813.

Раскольников Ф. Иррациональное в «Пиковой даме» // Раскольников Ф. Статьи о русской литературе. М., 2002. С. 78-102.

Катасонов В. Н. Хождение по водам: религиозно-нравственный смыл повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.katasonov-vn.narod.ru/hogdenie.html

Лотман Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 107-124.

 

Тема 4. Эволюция лирики М. Ю. Лермонтова

Цель занятия – в ходе сравнения ранней и зрелой лирики поэта уяснить позитивный смысл его духовного развития, проследить вектор движения от романтизма к более сложной и многомерной концепции творчества.

1. Поэтический мир ранней лирики Лермонтова (1830–1832 гг.). Характер лирического героя, система ведущих мотивов («Я жить хочу, хочу печали…», «Парус», «Для чего я не родился…»). Дневниковый характер лирики, принцип циклизации («Исповедь», «1831 июня 11 дня»). Концепция любви и проблема диалога («Я не унижусь пред тобою…», «Нищий», «Я не достоин, может быть…»). Соотношение религиозных и богоборческих мотивов, смысл демонизма («Молитва», «Мой демон», «Когда б в покорности незнанья…», «Ангел»).

2. Направления идейно-творческой эволюции поэта (1836–1841 гг.). В чем проявляется новое качество субъективности, усиление принципов историзма («Смерть поэта», «Бородино», «Дума»)? Опрощение сознания лирического героя. Своеобразие ролевой лирики («Узник», «Сосед», «Соседка», «Завещание», «Валерик»). Концепция народности («Родина»). Полемическое решение темы поэта-пророка, поэта и толпы («Поэт», «Не верь себе», «Журналист, Читатель и Писатель», «Пророк»). «Молитвенный» репертуар поэта («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «В минуту жизни трудную…», «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Благодарность»). Итоговый текст поэта «Выхожу один я на дорогу…».  

 

Список литературы

основная

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. Статьи: Лирика. Лирический герой. Жанры. Демонизм. Трагизм. Молитвы. Религиозные мотивы.

Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 206–218, 232–234.

Эткинд Е. Г. Поэтическая личность Лермонтова. («Диалектика души» в лирике) // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. С. 900–927.

 

Дополнительная

Мережковский Д. С. М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Вопросы литературы. 1989. № 10. Или: Он же. В тихом омуте. М., 1991. С. 378–415.

Эйхенбаум Б. М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987. С. 155–241.

Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. Л., 1964. С. 133–141, 158–168.

Зырянов О. В. Лирика М. Ю. Лермонтова в свете русской традиции философии диалога // Вестник русского христианского движения. Париж – Нью-Йорк – Москва, 2015. № 1.  С. 253–266.

 



2019-05-24 341 Обсуждений (0)
Тема 4. Эволюция лирики М. Ю. Лермонтова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Эволюция лирики М. Ю. Лермонтова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)