ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 Тема: Масштабы Цель урока: Сформировать практические умения решения задач на масштабы. Наглядные пособия и принадлежности: 1. Плакат «Виды масштабов». 2. Задания к выполнению практической работы. 3. Линейка, карандаш.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Практическая работа № 1 включает 8 заданий (по две задачи в каждом): ЗАДАНИЕ 1. Определить какой масштаб крупнее и во сколько раз? 1:10 и 1:2000 Правило: Тот масштаб крупнее, у которого знаменатель меньше. Ответ: Масштаб 1:10 крупнее масштаба 1:2000 в 20 раз. ЗАДАНИЕ 2. Определить длину линии (ав) на плане, если дано АВ=28.5м. Масштаб плана 1:1000. Правило: Чтоб определить длину линии на плане (ав), необходимо длину линии на местности (АВ) разделить на знаменатель масштаба. Решение: Ответ: Длина линии на плане ав = 2.85см ЗАДАНИЕ 3. Определить длину линии на местности (АВ), если дано ав=7.3см. Масштаб плана 1:2000. Правило: Чтоб вычислить длину линии на местности (АВ), необходимо длину линии на плане (ав) умножить на знаменатель масштаба. Решение: Ответ: АВ = 146 м. ЗАДАНИЕ 4. Построить линейный масштаб по численному, если дано: Численный масштаб 1:1000; Основание масштаба а = 2см. Порядок Построения: 1. Проводят прямую линию длиной 8см (рис.1). 2. На этой прямой откладывают несколько раз отрезок а = 2см (рис. 1).
Рис. 1 Оцифровка линейного масштаба
3. Первое крайнее основание масштаба делят на десять равных частей. 4. Выполняют оцифровку масштаба: а) правую крайнюю точку (М) первого основания принимают за нуль (рис.1); б) левая крайняя точка (К) первого основания соответствует тому числу метров, которому на местности соответствует в данном масштабе основания. Для масштаба 1:1000 - 20м. в) затем выполняют оцифровку последующих точек вправо от нуля - около каждого деления подписывают значения соответствующих расстояний на местности; г) одно деление в первом основание равно доли основания (малое деление). Для данного масштаба малое деление равно 2 м. ЗАДАНИЕ 5. На линейном масштабе 1:1000 отложить длину отрезка на местности d (рис.2).
Рис. 2 Построение отрезка на линейном масштабе
Решение: Для масштаба 1:1000 основание масштаба соответствует 20м (при а = 2м), малое деление Тогда при расстоянии 53м получим целых оснований 2. (53м : 23м = 2 целых основания; 13м - остаток) Малых делений 6.5 (13м : 2м = 6.5) рис.1. ЗАДАНИЕ 6. Определить графическую точность t линейного масштаба 1:1000. Правило: Графической точностью t линейного масштаба называют наименьшую длину отрезка на местности, соответствующую 0.5мм на плане в масштабе чертежа. Решение: Масштаб 1:1000. 1см - 10м 0,5мм = 0.05см – tм t = 10 ∙ 0.05 = 0.10м = 10см Ответ: t = 10 см. ЗАДАНИЕ 7. а) построить поперечный масштаб по численному 1:1000, если дано: а = 2см - основание масштаба; в = 2.5см - расстояние по вертикали; m=10 делений - число делений в основании; п = 10 делений - число делений по вертикали. в) определить графическую точность поперечного масштаба. Решение: 1. Проводят прямую линию длиной 10см (рис.3а).
Рис. 3а Построение поперечного масштаба (1 этап)
2. На прямой линии (КЕ) откладывают несколько раз отрезок а = 2 см (рис. 3а). Получают точки К, М, N, Д, F, Е. 3. В полученных точках К, М, N, Д, F, Е восстанавливают перпендикуляры высотой в = 2,5 см. Отмечают точки Р, Т… рис. 3 б.
Рис. 3 б (2 этап) 4. Соединяют точки Р и Т прямой параллельной линией КЕ (рис. 3 б). 5. Первое нижнее основание масштаба КМ и верхнее основание РТ делят на десять равных частей (рис. 3в). Рис. 3 в (3 этап) 6. Соединяют полученные точки в такой последовательности: а) крайнюю точку (Р) верхнего основания соединяют с первой точкой (т.1) нижнего основания КЕ, проводят прямую линию Р1Р; б) последующие точки соединяют прямыми, параллельными прямой Р1Р (линию Р1Р и параллельные ей называют трансверсалями); в) расстояние по вертикали КР делят на десять равных частей рис. 3в; г) из каждой полученной точки на КР проводят прямые параллельные нижней прямой КЕ (рис.3г).
Рис. 3 г Оцифровка поперечного масштаба
д) выполняют оцифровку поперечного масштаба: 1.На прямой линии КЕ деления подписывают так же, как и при построении линейного масштаба (см. задание №4 п); 2.На вертикальной прямой КР нижняя точка принимается за нуль, каждое наименьшее деление равно 0.01 от основания масштаба, т.е. в данном случае одно наименьшее деление соответствует 0.2м. ЗАДАНИЕ 7б. Определить графическую точность поперечного масштаба. Правило: Графической точностью (t) поперечного масштаба называется наименьшая длина отрезка на местности, которая соответствует 0.1мм на плане в масштабе чертежа. Решение: Масштаб 1:1000 1 см - 10м 0.1мм - 0.01см t = 0.10м Ответ: t = 0.10м ЗАДАНИЕ № 8. На поперечном масштабе отложить длину линии соответствующую на местности АВ = 72.9м (рис.4).
Рис. 4 Обозначение отрезка в поперечном масштабе
Решение: Для масштаба 1:1000 основание масштаба соответствует 20м (при а = 2см), т.е. большое деление - 20м; малое деление - наименьшее деление по вертикали м Тогда при расстоянии 72.9м получим: больших делений 3 (72.9м : 20м = 3 деления; остаток - 12.9м); малых делений - 6 (12.9м : 2м = 6 делений, остаток - 0.9м); наименьших делений - 4.5 (0.9м : 0.2м = 45 делений)
Вопросы: 1.Что такое масштаб? 2.Что называется численным масштабом? 3. В виде чего выражают численный масштаб? 4.К каким масштабам относятся линейный и поперечный масштабы? 5.Что называется основанием масштаба? 6.Что называется графической точностью линейного масштаба? 7.Сравните масштабы 1:500 и 1:1000. Какой масштаб крупнее и во сколько раз? 8.Масштаб 1:500. Какова графическая точность линейного масштаба? 9.Масштаб 1:1000. Длина линии на плане ав = 5.5см. Какова длина линии на местности? 10.Масштаб 1:2000. Длина линии на местности АВ = 100м. Какова длина линии на плане? 11.Что называется графической точностью поперечного масштаба? 12.Масштаб 1:5000. Какова графическая точность поперечного масштаба?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |