В качестве примера можно использовать список всех сущностей, информацию о которых, потребуется сохранять в базе данных, причем, для каждой сущности определен необходимый список атрибутов и список всех связей, которые потребуются, в формате, указанном в таблице 1.
Таблица 1 – Сущности, атрибуты
Номер
| Сущность
| Атрибуты
|
1
| Меры
| дата/время, адрес, базовая станция, попыток установки соединений, успешно установленных соединений, исполнитель
|
2
| ДатаВремяИзмерения
| дата/время измерения
|
3
| Адрес
| город, улица, дом
|
4
| Станция
| номер
|
5
| Исполнитель
| фамилия, имя, отчество, отдел, должность
|
Примечание 1: информацию о дате и времени всегда лучше выносить за пределы таблицы фактов (главной таблицы) по нескольким причинам: размерность числового ключа обычно меньше, чем размерность типа данных для даты/времени - экономится место в главной таблице;в этом случае удобно использовать дополнительные флаги, например, рабочие/нерабочие дни, сезонности и т.п.
Примечание 2: разбиение значения адреса на более мелкие удобно, если, например, потребуется поднять результаты измерений для определенного города
Номер связи
| Первая сущность
| Вторая сущность
| Тип связи (один-к-одному, один-ко-многим, многие-к-одному, многие-ко-многим)
|
1
| Меры
| ДатаВремяИзмерения
| Многие-к-одному
|
2
| Меры
| Адрес
| Многие-к-одному
|
3
| Меры
| Станция
| Многие-к-одному
|
4
| Меры
| Исполнитель
| Многие-к-одному
|
Создание новой схемы модели базы данных
Если существующая база данных, которую требуется использовать в качестве основы, отсутствует, можно начать с пустой модели базы данных и добавить собственные таблицы и связи.
Параметры документа базы данных
- Откройте вкладку Файл.
- Выберите команду Создать и пункт Программное обеспечение и базы данных, а затем дважды щелкните элемент Схема модели базы данных.
- На вкладке База данных в группе Управление нажмите кнопку Параметры отображения.
- В диалоговом окне Параметры документа базы данных выберите нужный набор символов и другие параметры таблицы и связи (рис.2), а затем нажмите кнопку ОК.
Рисунок 2- Параметры документа базы данных
Создание таблиц
- Установите удобный вам размер схемы (например, 100 %), а затем из контейнера Объекты реляционной базы данных перетащите на диаграмму элемент Сущность.
- В списке Категории убедитесь, что выбрана строка Определение и введите следующие значения (табл.1):
Физическое имя– Меры,
Концептуальное имя– Меры,
- Перейдите на строку Столбцы, убедитесь, что переключатель стоит в положении Физический тип данных Microsoft Access, введите имя и выберите тип данных, как показано на рисунке 3. Чтобы изменить тип данных для столбца, щелкните его поле Тип данных, а затем из списка выберите тип данных или введите тип данных в список. Поле Заметки заполнять не обязательно, значения в нем генерируются автоматически.
- Установите флажок Обязательное для столбцов, которые не могут иметь значения NULL.
- Установите флажок PK (первичный ключ) для столбцов, однозначно определяющих каждую строку таблицы базы данных.
- В группе Категории выберите вариант Индексы, Триггеры, Проверка или Дополнительные, чтобы создать эти дополнительные элементы.
- На вкладке Конструктор в группе Темы можно выбрать стиль оформления таблиц, например, Цветов Яркая, эффект Простая тень (рис.3)
Рисунок 3- Проектирование сущности Меры
Точно также создайте еще сущности Адрес, Станция, Исполнитель и ДатаВремяИзмерения со столбцами, как показано на рисунке 4.
а) Адрес
б) Станция
в) Исполнитель
г) ДатаВремяИзмерения
Рисунок 4 - Проектирование сущностей: а) Адрес, б) Станция, в) Исполнитель, г) Дата Время Измерения
Создание связей
После того, как создание всех объектов сущностей завершено, необходимо создать отношения между таблицами. Эта операция производится так:
- Убедитесь, что в схеме отображены все таблицы.
- Нажмите на кнопку Соединительная линия на вкладке Главная в группе Сервис (соседняя кнопка с указателем мыши не должна быть нажата).
- Наведите указатель мыши на таблицу (родительскую) с первичным ключом (например, ДатаВремяИзмерения). Таблица будет выделена красным.
- Перетащите таблицу (родительскую) с первичным ключом ДатаВремяИзмерения на таблицу (дочернюю) с внешним ключом Меры. Если все сделано правильно, то на схеме появится стрелка с красными квадратами на конце и вначале.
- Если размерность связи не устраивает, то дважды щелкните связь. В окне Свойства базы данных в группе Категории выберите вариант Прочее. В группе Мощность выберите размерность, наиболее подходящую к связи. Для отношения «один-ко-многим» наилучшим вариантом будет 0 или более или 1 или более (Для отношения «один-к-одному» — 0 или 1 или ровно 1).
Создание связей в первый раз получается не всегда. Обратите внимание, что в Visio для столбцов, между которыми создаются отношения, должен совпадать тип данных и название (с учетом регистра). Иначе будет создано дополнительное поле с внешним ключом FK 5 Код даты (рис.5), а поле FK 2 Код дата останется без соединения. В СУБД (например, Access) такое условие не является обязательным. В итоге схема может выглядеть так, как показано на рисунке 5.
Рисунок 5 - Схема Отношения между таблицами в Visio
Создание индексов
Использование индексов повышает производительность или скорость работы базы данных при выполнении запроса.
- Дважды щелкните таблицу (Меры), к которой требуется добавить индекс, а затем в окне Свойства базы данных в списке Категории выберите вариант Основной идентификатор и включите флажок Создать индекс.
- Затем в окне Свойства базы данных в списке Категории выберите вариант Индексы и нажмите кнопку Создать.
- В диалоговом окне Создать индекс введите имя для индекса (Меры), а затем нажмите кнопку ОК.
- В списке Тип индекса выберите тип создаваемого индекса — Только неуникальный.
- В списке Доступные столбцы выберите имя столбца Код даты, который требуется включить в этот индекс, а затем нажмите кнопку Добавить .
- В списке Индексированные столбцы снимите флажок Убывание, чтобы создать индекс с возрастающим порядком сортировки (рис.6).
Рисунок 6 - Создание индексов
Создание проверки
Использование проверки позволяет контролировать работу базы данных при выполнении запроса.
Применение предложений проверки гарантирует, что данные, введенные в столбец, находятся в пределах конкретного диапазона значений. Например, можно создать предложение проверки того, что значения столбца «Возраст» превышают 65.
- Дважды щелкните таблицу, чтобы открыть окно Свойства базы данных.
- В группе Категории выберите вариант Столбцы, а затем выберите столбец Соединение, которому требуется добавить предложение проверки.
- Нажмите кнопку Изменить.
- На вкладке Проверка диалогового окна Свойства столбца введите ограничения, указанные на рисунке 7 .
Рисунок 7 - Создание диапазонов проверки