Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Просмотр видеофрагмента.(1 встреча)



2019-05-24 1283 Обсуждений (0)
Просмотр видеофрагмента.(1 встреча) 0.00 из 5.00 0 оценок




По окончании просмотра – обсуждение:

  • Почему Соня остановилась у порога?
  • Такой ли вы представляли себе героиню?

В следующий раз мы увидим Соню Мармеладову в комнате Раскольникова, когда она придет звать его на поминки. Просмотр видеофрагмента – 2 встреча.

Где происходит действие (в комнате Раскольникова)? Что можно сказать о комнате (небольшая, тесная, бедная, одна полка, на которой 2 книги, темные, грязные стены, на вешалке всего 2 тряпки, стулья скрипят, в комнате темно, одно маленькое окно – свет в конце тоннеля). Кто еще был у него в тот момент? (Дуня, Пульхерия Ивановна, Разумихин Дмитрий Прокофьич). Как ведут себя герои? Соня робеет, стесняется, благодарит, речь прерывиста. Затем она плачет. Дуня дает ей платок. О чем они разговаривают? (о поминках). Соня демонстрирует бесприкословное подчинение. Екатерина Ивановна приказала ей пойти к Р. Чему удивляется Раскольников? (тому, как можно на такие малые деньги еще и поминки устроить).

Обратите внимание, что Соня похожа на девочку. Это ощущение «детскости» есть и в Раскольникове, и в Разумихине, и в Пульхерии Александровне.

Просмотр видеофрагмента – 3 втреча. 4 ч.4 гл. Раскольников сам придет к Соне- 1 визит Р-ва к Соне.

Откройте эту сцену.

- Какие события предшествуют этой встрече? (смерть Мармеладова,  убийство старухи и Елизаветы).

-Зачем Раскольников совершает свой первый визит к Соне Мармеладовой? (чтобы поговорить с ней наедине.)

–Почему он идет именно к ней? ( Его тянет к этой бедной и безответной девушке. Он видит в ней родственную душу, грешницу, как и он. Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?)

-О чем они разговаривают? - Почему Раскольников беспощаден в своих вопросах и прогнозах? (Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит он Соне, но, думается, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас).

- Как можно объяснить поведение Раскольникова, «бесцеремонно осматривающего комнату»? - Наверное, он осуждает подобную жизнь, поэтому и говорит с ней, «не подымая на нее глаз». - Он хочет понять, как она, преступница, живет, чем она дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается: голос его вдруг стал «тихим и ласковым», «смотрит почти с содраганием».

- Как ведет себя Соня? (Раскольников, «стараясь не глядеть на нее» прошел в комнату…Соня, «совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении»; «краска бросилась в ее бледное лицо»; «ей было и тошно, и стыдно, и сладко». Обратить внимание на символику цвета: дом «зеленого цвета», «желтоватые обои». Именно с этого визита начинается возрождение Раскольникова).

- Что же дает ей силу жить дальше? (забота о близких).

(В их первую встречу Раскольников и Соня разговаривают о Боге. Раскольников просит Соню прочитать ему отрывок из Евангелия о воскресении Лазаря. В первый визит Раскольникова к Соне он говорит ей, что им нужно быть вместе, потому что они похожи. Соня плохо понимает эти загадочные слова. Уходя, Раскольников обещает Соне в следующую встречу рассказать, кто же убил Лизавету и старуху-процентщицу. )

– Что видит Р-в в комнате Сони? Почему она живет одна? (Бедность и страдание. Соня занимается проституцией. Ей неприлично было оставаться в квартире ее семьи. Соня проживает на третье этаже, в квартире № 9. Она снимает комнату в квартире портного Капернаумова. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.)

Комната Сони:

Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула... ...небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок."

 

- Обратите внимание на жест Раскольникова. Что он делает? (Целует ноги Соне с порога. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»)

Затем Раскольников требует, чтобы Соня прочитала ему притчу о Лазаре.

Художественный пересказ эпизода.

Вчитаемся внимательнее в финальные строки анализируемого эпизода «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги».

– Какое слово в этом авторском контексте синонимично слову «чудо»? (Слово «странно».) Это ли не чудо, что словам Святого писания внемлют униженные, оскорбленные, отвергнутые обществом люди. Но у Господа всё возможно. Возможно даже возрождение самой заблудшей души. Чудо произошло.

В этом же эпизоде романа Раскольников скажет о детях: «Разве Полечка не погибнет? Неужели не видала ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор».

И когда Соня спрашивает: «Что же делать?» – Раскольников ответит: «Ломать надо всё и навсегда! Свобода и власть!»

– В чем же новое слово Раскольникова?

(Достоевский отмечает, что оно состоит «из расхожих словечек», что Раскольникову было отведено место среди «тварей дрожащих». Он осмелился протестовать. Так выглядит его идея в его собственных глазах.)

Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?

Раскольников: грубо и раздражительно настаивал на чтении, понимал, что это ее тайна, с волнением смотрел на нее, слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. «Иисус прослезился» - именно в это время Раскольников обернулся и увидел, что Соня «дрожит в лихорадке». Раскольников ожидал этого. Почему? Уж не чуда ли воскрешения ждет он от Сонечки?

- Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь Воскресение и жизнь». Как Вы думаете, почему?

( Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Она поступила так потому, что не могла бездействовать. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всей тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту).

- Как вспоминается имя Лизаветы? Что могло связывать Соню и Лизавету? Почему Соня считает, что Лизавета «Бога узрит»?

- Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?(нет, но в этом эпизоде вера Сони пошатнула его идеи).

Вывод:

В первую встречу Раскольников сначала ведет себя надменно и почти жестоко. В его поведении много напускной циничности и холодности. Раскольников ведет себя безжалостно. Он почти смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога. В эту первую встречу между героями происходит важный диалог о Боге. В этом диалоге сталкиваются две правды - правда Сони и правда Раскольникова. После прочтения Евангелия Раскольников говорит Соне, что видит в ней родственную душу. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой. После этого разговора Соня всю ночь проводит в лихорадке и даже плачет. Очевидно, что первая встреча с Раскольниковым потрясает Соню.

- Просмотр и обсуждение видеофрагмента «2 визит Р-ва к Соне». IV гл. ч. 5 романа.

2. Второй визит Раскольникова к Соне (Часть 5 глава IV) Второй визит Раскольникова к Соне это насыщенный и волнующий эпизод. В эту встречу Раскольников доверяет Соне свою тайну - он признается в своем преступлении. Соня потрясена, но она не отвергает Раскольникова. Соня жалеет его и понимает, что он погубил не только старуху и Лизавету, но и себя. В этот второй визит Раскольников объясняет Соне причины преступления и свою теорию. Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. Но Раскольников не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. Сам на себя он не готов доносить.

 

-Когда происходит вторая встреча Сони и Раскольникова? -  в день похорон чиновника Мармеладова. Как известно, подлый господин Лужин прямо на поминках Мармеладова клевещет на Соню. Он обвиняет Соню в воровстве денег. К счастью, оказавшийся рядом Лебезятников доказывает невиновность Сони. После этого эпизода Соня бежит к себе на квартиру. Вскоре к ней приходит Раскольников.

Во время второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня уже не выдерживает и просит Раскольникова "не мучить" ее: "... Говорите лучше прямо, чего вам надобно! <...> вы опять на что‑то наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли!..." (Соня Раскольникову)

Раскольникову трудно говорить с Соней искренне. Поэтому он прикрывает свою боль сарказмами и иронией. Но перед доброй и чистой Соней он решает сорвать с себя маску: "... Он вдруг переменился; выделанно‑нахальный и бессильно‑вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел ..." (автор о Раскольникове) Доброта и любовь Сони обезоруживают Раскольникова. Он начинает говорить с ней по-другом, без цинизма: "... он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак..." (автор о Раскольникове) Раскольников не в силах прямо сказать Соне, что он - убийца. Он намекает ей, что знает убийцу, и просит Соню угадать. Смотря в глаза Раскольникову, Соня вдруг понимает, что Раскольников - убийца.

-Как Соня реагирует на признание Раскольникова в убийстве?

Соня переживает и не находит себе места. Она обнимает Раскольникова. В ее словах нет осуждения. Соня всем сердцем жалеет Раскольникова: "... Что вы, что вы это над собой сделали! <...> Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!..." (Соня Раскольникову) После этого Соня и Раскольников заговорили о причинах убийства и о том, как именно оно произошло. Из откровений Раскольникова мы узнаем еще больше о его теории и причинах преступления: "...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…" (Раскольников) Раскольников видит причины своего преступления не столько в своей теории, сколько в своем тщеславии и самолюбии, из которого вытекла эта теория: "... предположи, что я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию..." (Раскольников о себе) После этого Раскольников рассказывает Соне о том, как он впал в нищету и перестал учиться в Университете. Потом Раскольников снова говорит о том, что он убил не из-за денег: ".. Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! <...> Я просто убил; для себя убил, для себя одного <...> И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил <...> мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!..." (Раскольников о себе)

-В чем Раскольников хочет убедить Соню?

Раскольников признается Соне в том, что сам понимает всю катастрофу. Он знает, что погубил не только двух своих жертв, но и убил самого себя: "... Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так‑таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я…" (Раскольников о себе) Во время этой второй встречи Раскольников просит у Сони совет - что ему делать. Соня советует Раскольникову покаяться: "... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю <...> и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?..." (Соня Раскольникову) Однако Раскольников не спешит следовать совету Сони. Он не готов покаяться. Кроме того, он знает, что у следователя против него нет никаких улик: "...Я еще с ними поборюсь, и ничего не сделают. Нет у них настоящих улик..." (Раскольников) Соня не разделяет взгляды Раскольникова, но и не отворачивается от него. Она предлагает Раскольникову надеть крест. Но Раскольников говорит, что крест лучше надеть "потом". Соня соглашается: "...Да, да, лучше, лучше <...> как пойдешь на страдание, тогда и наденешь. Придешь ко мне, я надену на тебя, помолимся и пойдем..." (Соня).

Вывод: Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория, этот мрачный катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) стал его верой и законом. Соне абсолютно ясен единственный путь спасения – через покаяние и искупление страданием. Но она понимает, что ему одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей.

Раскольников, живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришел к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа – значит обрести собственную душу» - вот вывод, к которому приходит Достоевский.

Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6 глава VIII) Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. В эту встречу Раскольников приходит к Соне, чтобы та надела на него крест. Этот кипарисовый крест, который надевает ему Соня - символ креста, который на себя берет Раскольников. Соня просит Раскольникова помолиться и перекреститься перед уходом. Раскольников просит Соню не идти с ним. Он отправляется один на улицу, где встает не колени перед толпой - как и советовала ему Соня. Затем Раскольников идет в контору, где признается в убийстве старухи и ее сестры.



2019-05-24 1283 Обсуждений (0)
Просмотр видеофрагмента.(1 встреча) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Просмотр видеофрагмента.(1 встреча)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)