Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемный диалог с опорой на текст романа



2019-05-24 247 Обсуждений (0)
Проблемный диалог с опорой на текст романа 0.00 из 5.00 0 оценок




Ход урока.

I . Организационный момент

Приветствие:

-Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

Проверка отсутствующих:

-Давайте проверим, кто сегодня присутствует на занятии.

Оформление тетради:

-Запишем дату, 08.03.17, тему урока.

II . Проверка д/з, репродуктивная беседа

Ведущее слово учителя:

- Дома вам необходимо было дочитать роман «Преступление и наказание» и заполнить таблицу, связанную с характеристикой героев. Проверим, как вы выполнили задание.                                                                                                                                            III . Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя

Мы уже говорили о том, что «Преступление и наказание» – роман идеологический. Каждый из героев – носитель какой-то идеи, то есть правды.

На предыдущем уроке мы рассматривали теорию Раскольникова о праве сильной личности, приведшую его к преступлению. Героиней сегодняшнего урока будет Соня Мармеладова.

У Сони никакой теории нет. Она живет не умом, а сердцем. А вот сам образ её несет определенную и очень важную идею.

Проблемный диалог с опорой на текст романа

– Когда мы слышим первое упоминание о Соне?

(В грязной распивочной, от её отца – спившегося, опустившегося чиновника Мармеладова)

Мы долго не будем видеть её лица, одежды, слышать её голоса. А Мармеладов говорит:

«Моя Соня, безответная она, и голосок у неё такой кроткий, белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…»

Это слова отца о дочери. О дочери, которая пожертвовала собой, чтобы спасти семью от голода.

Само имя Софья, София (мудрость) не случайно. Ей 18 лет.

– Что же мы узнаем из рассказа Мармеладова?

Художественный пересказ эпизода учащимися.

О внешности Сони Мармеладовой известно следующее: "...белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое..." "...худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами." "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях."

Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью.

Мармеладов рассказывает Раскольникову о Соне:

А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет... Да-с! Ну да нечего вспоминать о том! Воспитания, как и представить можете, Соня не получила. Пробовал я с ней, года четыре тому, географию и всемирную историю проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось, ибо какие имевшиеся книжки... гм!.. ну, их уже теперь и нет, этих книжек, то тем и кончилось всё обучение. На Кире Персидском остановились. Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романического, да недавно еще, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку — «Физиологию» Льюиса, изволите знать-с? — с большим интересом прочла и даже нам отрывочно вслух сообщала: вот и всё ее просвещение. Теперь же обращусь к вам, милостивый государь мой, сам от себя с вопросом приватным: много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши! Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, — изволили слышать? — не только денег за шитье полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал ее, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком. А тут ребятишки голодные... А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: «Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься», а что тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят! Лежал я тогда... ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий... белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое), говорит: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?»

Соня снимает «комнату от жильцов» у портного Копернаумова. «Комната от жильцов» – знак крайней бедности.

Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.

А дальше Раскольников проводит Мармеладова по его просьбе домой.

– Расскажите, как это произойдет.

Художественный пересказ эпизода.Ч.1, гл.2

- Пойдемте, сударь, - сказал вдруг Мармеладов, поднимая голову и
обращаясь к Раскольникову, - доведите меня.. . Дом Козеля, на дворе. Пора.. . к Катерине Ивановне... " Так Раскольников увидел комнату Мармеладовых, Катерину Ивановну и детей.
Ну а Соню он увидел позже, когда несчастье случилось с ее отцом и, благодаря Раскольникову, умирающего Мармеладова принесли домой - за Соней бегала Поленька.

Спускаясь по грязной черной лестнице, Раскольников подумает: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"

Перечитаем и задумаемся. Перед Раскольниковым – пример величайшего самопожертвования. Соня – самый серьезный его идеологический оппонент.

Намечены два пути: примириться и жить за счет того, что она заработает (и тогда человек подлец), а если хоть кто-то не подлец, он постарается все это разрушить, противопоставив этому всю волю. И тогда его теория оправданна.

В системе христианских ценностей падение Сони – это самопожертвование. Раскольников этого понимать не хочет.

И только через 140 страниц после начала романа появляется Соня Мармеладова.

– В каком эпизоде это произойдет?

(У постели умирающего отца)



2019-05-24 247 Обсуждений (0)
Проблемный диалог с опорой на текст романа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемный диалог с опорой на текст романа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)