Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предметно-развивающая среда на территории ДОУ



2019-05-24 220 Обсуждений (0)
Предметно-развивающая среда на территории ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

     Одно из основных условий полноценного развития ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества, который ребенок усваивает, в том числе и из окружающей обстановки, предметов представляющих собой, наглядно воспринимаемую форму существования культуры. Учитывая что, пространственная среда - это составная часть развивающей среды дошкольного детства, в ДОУ большое внимание уделяется качественному формированию такого пространства.

Территория образовательного учреждения - это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив ДОУ стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Принцип сезонности значит немало: он дает детям возможность заниматься различными видами деятельности; оздоравливает детей и вызывает положительные эмоции.

На территории детского сада создана развивающая экологическая среда. Вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья, служащие преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. Использование разнообразных пород деревьев, обладающих разными интересными качествами позволяет создавать благоприятный микроклимат: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и дает гроздья ягод, которые привлекают птиц; тополь является хорошим пылесборником; берёза-символ России, белоствольная русская красавица прекрасна в любое время года; хвойные (ель, туя, можжевельник) - выделяют фитонциды. На территории применены разнообразные ландшафтно-архитектурные формы посадки деревьев:

-   рядовые;

-   аллеи вдоль центральной дорожки;

-   групповые и индивидуальные посадки из различных пород деревьев. 

 

Кустарники создают нижний защитный ярус и играют роль «живой изгороди» между участками. Древесную растительность дополняет европейский и естественный газон. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, защищает его от пыли, увлажняет, зеленый цвет листьев и трав успокаивает нервную систему детей.

Каждый прогулочный участок, а также вся территория в целом условно подразделены на 3 зоны:

-   спокойная: для организации спокойных игр, художественнотворческой деятельности, отдыха детей, релаксации;

-   средней интенсивности: центры воды и песка, мини-лаборатории, культурные уголки; экосистемы для организации познавательной и трудовой деятельности;

-   высокой интенсивности: зона подвижных игр, физкультурно-игровые комплексы, спортивные сооружения и оборудование. 

Роль ландшафтного дизайна неоспорима в образовательном процессе. С целью организации интересного досуга, оздоровления и экологического воспитания детей на территории дошкольного учреждения, созданы самые различные экологические пространства, расположены спортивные и игровые площадки, культурные центры.

Создание среды для формирования познавательного интереса к окружающему миру решает задачи становления у детей научнопознавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Отличным средством для этого является организация экологической тропы на территории дошкольного учреждения, включающей 12 остановок. Формы и методы работы на экологической тропе разнообразны: экологические занятии, экологические игры, экскурсии, игры-инсценировки, театрализация, спортивно-экологические праздники, чтение литературы, тематические акции. Во время прогулки, экскурсии по экологической тропе дети экспериментируют, наблюдают, учатся видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога, получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.

 

 

 

Для физического развития детей на территории детского сада переоборудован спортивно-игровой комплекс, включающий волейбольную, баскетбольную, футбольную, гимнастическую площадки, яму для прыжков в длину, беговую дорожку, и другое спортивное оборудование.

     

 

Использование в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольника интереса к двигательной деятельности помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает и психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Эффективным средством физического и духовного оздоровления дошкольников является подвижная игра и игры с элементами спорта. Успешно внедряются в практику работы с детьми такие игры как баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон.

Спортивная площадка с твердым покрытием позволяет проводить занятия после дождя, поздней осенью, ранней весной и в оттепель. Покрытие площадки асфальтовое. Размер площадки 24 X 15 м. Возможности использования площадки значительно увеличиваются, за счет беговой дорожки шириной 80-120 см. По краям площадки установлено стационарное оборудование: гимнастическая стенка, бревна, мишени, баскетбольные щиты, стойки для натягивания сетки. У края площадки яма для прыжков глубиной 40-50 см, длиной 3 м. По краям ямы вбиты колья и к ним пришиты доски — бортовка. В яму засыпан чистый крупнозернистый песок. Все стационарные снаряды установлены вокруг спортивной площадки, в непосредственной близости от нее, чтобы зимой с расчищенной от снега площадки к ним был свободный доступ. Кроме стационарного оборудования, на занятиях используются различные спортивные пособия.

 

 

 

Зоны релаксации расположены по всей территории детского сада. Это небольшие открытые беседки, перголы, увитые декоративным виноградом, вьющимися цветущими растениями, в которых дети могут уединиться, отдохнуть, пообщаться с товарищем, родителями.

 

 

Уголок релаксации «Волшебная страна» одно из любимых мест наших воспитанников. Здесь находится водоем под кронами деревьев, которые прикрывают его от солнышка, от посторонних глаз, создают атмосферу защищенности и покоя. Пройдя по мостику, через водоём, мы попадаем в волшебную страну, где цветик-семицветик, сделанный из мраморной крошки, исполнит наши желания. В перголе можно послушать музыку ветра, шум морского прибоя, пение птиц, что очень расслабляет и успокаивает. Здесь Золушка (скульптура) предлагает каждому ребёнку посидеть на троне и почувствовать себя принцем и принцессой. В середине треугольника из брёвен, оформленного в виде трёх цветных карандашей располагается «Камень желаний». Искусственный ручей переходит в сухой водоём, где поселились забавные бегемоты, черепахи, фламинго. Здесь дети могут полюбоваться на уток, посидеть на пеньке, понаблюдать за растущими в водоеме кувшинками. Это своего рода лаборатория, в которой можно провести исследования и узнать о свойствах предметов, а также отдохнуть, насладиться прохладой, поиграть с водой.

 

 

 

 

Элементы русской культуры органично вписываются в дизайн территории: это уголок сказок, этнографический уголок «Русская деревенька».

Этнографическая площадка «Русская деревенька» - одно из познавательных и интересных мест на территории детского сада, где дети знакомятся с бытом русского народа, играя в русские народные игры, разыгрывая театрализованные представления по мотивам русских народных сказок, фольклорные праздники. Декоративный плетень с яркими цветами подсолнечника, крынки для молока, чугунки, избушку, колодец, небольшой стожок сена, мельницу вобрал в себя уютный деревенский дворик. Оборудование этнографического уголка составляют плоскостные и объёмные фигурки людей, домашних животных и птиц. Ребенок легко может перенести их в любое место, разыгрывая игровые действия.  

 

 

Все вышеперечисленные компоненты предметно-развивающей среды находятся в непосредственной близости друг от друга и позволяют воспитателю создавать «пульсирующее» пространство и одновременно организовывать несколько видов деятельности в зависимости от желания детей.

На «поляне сказок», под широкими ветвями «старого дуба», где хозяйничает сказочный кот и русалка на ветвях сидит можно спрятаться от знойного солнца, почитать сказки, побеседовать на интересные темы. Скульптуры героев сказок приглашают всех в сказочный мир детства. Педагог легко может организовать театрализованную деятельность, используя переносные легкие ширмы, разнообразные виды театра, элементы костюмов.  

 

 Природно-ландшафтный комплекс дошкольного учреждения, состоящий из системы ландшафтных блоков, включает в себя следующие экологические объекты: уголок ароматерапии, огород, фруктовый сад, каменистый сад, уголок нетронутой природы, микромодель луга, водоем.

 «Уголок ароматерапии» - это площадка, объединяющая дорожку здоровья для стопотерапии, которая выполнена из небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом, и уютную «беседку ароматов», посетив которую, дети вдыхают аромат душистых трав, успокаивающих сборов, фитонцидных растений, знакомятся с их лечебными свойствами. Воспитатели используют сухие травы для ароматизации помещений детских спален с помощью ароматических подушечек. Использование беседки многофункционально, это и своеобразный «зеленый класс», где проходят занятия разной направленности, наблюдения за объектами, и фитокафе, где дети могут отдохнуть после экскурсии по экологической тропе, труда в огороде и попить ароматный травяной чай.

 

 

 

Огород расположился недалеко от уголка ароматерапии, такое соседство не случайно. 

 

 

Дети имеют возможность наблюдать за ростом растений, отмечать стадии развития растений в огородной книге. Огород имеет три отдела: лекарственный, овощной и ягодный. Ухаживая за растениями, дети наблюдают за их развитием, узнают о зависимости жизни и роста растений от факторов внешней среды, приобретают трудовые навыки и умения, знакомятся с целебными свойствами лекарственных растений.

В фруктовом саду представлены разновидности плодово-ягодных деревьев: яблоня, груша, вишня, черноплодная рябина, абрикос, жимолость съедобная.Это всегда красивое зрелище, его плоды привлекают птиц, с детьми круглый год можно проводить интересные познавательные и трудовые мероприятия.

 Уголок нетронутой природы – это небольшая озеленённая территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека. На ней нет никаких построек и посадок. Мы не косим на ней траву и не убираем опавшие листья, не гуляем часто, чтобы не вытаптывать. На этом уголке сам собой сложился естественный биоценоз - растут те растения, которые сами посеялись и нашли условия благоприятными. 

Каменистый сад придает территории детского сада величественность, усиливает ощущение масштабности, привлекает своей необычностью. В каменистом саду использованы такие элементы садовой архитектуры, как рокарий, выложенная из камня, клумба в виде бабочки, альпинарий.

 

Камни-солитеры символизируют вечность, покой, неизменность бытия. На альпийской горке произрастают: молодило,астра карликовая, молочай альпийский, гвоздика-травянка, очиток или седум, , портулак, бегония клубневая, барвинок, скальник.

Микромодель луга (мавританский газон) – участок, на котором произрастают луговые растения. Цветы-медоносы привлекают насекомых: бабочек, шмелей, стрекоз. Старый пень является домом для разных насекомых: муравьев, жуков, гусениц, улиток. Недалеко расположился настоящий муравейник - замечательный объект для наблюдения.

Водоем находится в непосредственной близости от птичьего городка, что привлекает птиц и даёт возможность детям понаблюдать за прилётом пернатых друзей к плескательному бассейну. Это созданная искусственным путем экосистема, в которой живут водомерки, размножается ряска, растут водоросли. Красоту водоема подчеркивает каскад камней, мостик, каменный лебедь плывущий по клумбе, скульптура аиста. Дети любят приходить сюда, наблюдать за красотой этого места, отдыхать на скамеечке, наблюдая за спокойной гладью воды, получать знания о водных обитателях, растениях.

 

Немаловажное значение имеют элементы декора: фонтан, водный каскад, деревянные и каменные скульптуры, плоскостные фигуры, перголы, вертикальные трельяжи, вазоны, мостики через искусственные водоёмы, арки и стойки для вертикально озеленения, горшечный сад, подвесные цветники, фитоскульптуры «Гусеница» и «Гриб», забавные птичьи домики и кормушки, красочные схемы и таблички.

«Горшечный сад» - идеальное декоративное оформление для входного крыльца, групповых веранд, зоны ароматерапии и релаксации, каменистых клумб переходов и дорожек между участками. Весной растенияоднолетники, высаженные в кашпо, выставляются на территории детского сада. Гармонично подобранные мини-композиции из трех-четырех видов растений придают необычность, оригинальность, красочность.

 

 

Учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы с помощью специальных приборов: флюгера, ветровой мельницы, солнечных часов, дождемера, снегомера позволяет созданная на территории ДОУ метеорологическая площадка.

 

 

Для вертикального озеленения используются вечнозеленые хвойные растения: ели, туя; из вьющихся: декоративный виноград, клематис, ипомея, кампсис, жимолость.

 

 

 

 

Дошкольное образовательное учреждение должно быть действительно цветущим садом. Ансамбль разнообразных цветников представляют: клумбы, рабатки, миксбордеры, рокарий, арабески, альпинарий, розарий, цветочные бордюры. Цветники расположены на каждом прогулочном участке и в комплексе выполняют триединую задачу – развивающую, обучающую и воспитательную. Клумба – это дидактическое пособие, позволяющее знакомить детей с цветущими растениями, формировать навыки ухода за ними, расширять естественно-научные представления о природе. Используя клумбу в образовательном процессе, педагог подводит детей к тому, что природой можно не только восхищаться, наслаждаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. 

 Предметное окружение, созданное руками педагогов, детей, родителей приносит радость, дарит ощущение тепла, комфорта, эмоциональной удовлетворенности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, социальных партнеров территория дошкольного учреждения имеет неповторимый привлекательный облик и воспринимается как культурный и эстетический центр жилого микрорайона, города. Великий русский педагог В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

 

Заключение

 

В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи с этим, основная задача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

 

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

 

Организация предметно- развивающей среды в ДОУ несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

 

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

 

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Например, для возраста 2-3 лет развивающая предметная среда должна строится с учетом таких новообразований данной категории детей, как активное овладение речью и накопление словарного запаса, формирование основных мыслительных процессов, сенсорное развитие, изменения в характере игровой деятельности. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

 

Литература:

 

Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004.

 

Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

 

Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2005.

 

Мухина В. С. Детская психология. М., 2005.

 

Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

 

Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.

 

Петровский. А. В. Психология личности. М.: Просвещение, 1995. С. 38.

 

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 2004.

 

Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 2006. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993. - С. 6.

 

Веракса, Н. Е. О раннем обучении и развитии детей // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 87-99.

 

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2007. С. 45.

 

ринцип открытости-закрытости

Новые проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, такая система должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

 

Принцип открытости-закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

 

Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организации "зеленых комнат" в помещениях — маленьких остекленных по периметру внутренних двориков с растущими в них растениями: деревьями, кустарником, травой. Это включение во внутреннюю среду здания атриумов — остекленных сверху пассажей, оранжерей, открытых веранд, террас.

 

В целях гуманизации жилой среды желательно предусмотреть проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают. Это особенно важно для воспитанников детских домов, где могут быть еще и кролики, овцы, лошади.

 

Второй аспект принципа открытости-закрытости — это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры — настоящей "взрослой" живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновению лучших образцов общечеловеческой культуры — образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о "малой родине" и чувства любви к ней.

 

Третий аспект принципа открытости-закрытости — это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия "МОЙ ДОМ". Представители, проявляющие желание принять участие в организации и функционировании среды, должны иметь такую возможность (в рамках правовых документов). Особым правом участия в жизни детского учреждения пользуются родители.

 

Четвертый аспект этого принципа — открытость своего "Я", собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа "Я". В предыдущих разделах предлагались проекты с использованием разновеликих зеркал — отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных зеркал (в комнате смеха могут иметь место и "кривые" зеркала).

 

В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.

 

Такие семейные альбомы совершенно необходимы в детском доме. Там формирование образа "Я" всей организацией жизни сводится к нулю. Дети не знают себя, не представляют даже приблизительно ни физического, ни духовного образа своего "Я".

 

Принцип открытости-закрытости

 

(развивающая предметно-пространственная среда должна иметь характер открытой , не замкнутой системы , способной к изменению , корректировке и , самое главное , развитию; такая система должна быть не только развивающей , но и развивающейся).Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах:

 

-открытость природе(способствует единству Человека и Природы);

 

-открытость культуре в её прогрессивных проявлениях;

 

-открытость обществу (особым правом участия в жизни детского учреждения пользуются родители);

 

-открытости своему «Я»,собственного внутреннего мира.

 

Организация «зелёных комнат»,»зимних садов» в помещениях.

 

Альбомы и папки с фотографиями должны хранится в доступном для ребёнка месте ,чтобы он мог по своему желанию рассматривать их.

 

Открытость обществу , народу формируется через расширение знаний о родном городе ,иллюстрации ,гербы, кукол в национальных костюмах. Декоративно-прикладное искусство способствует приобщение детей к русской народной культуре.

 



2019-05-24 220 Обсуждений (0)
Предметно-развивающая среда на территории ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предметно-развивающая среда на территории ДОУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)