Образование и воспитание – главный ресурс развития
Ленин на III съезде комсомола призывал «Учиться, учиться и учиться!». Он ставил задачу создания нового человека. Он заглянул на век вперед – сейчас тот же императив и ту же задачу ставит каждая цивилизация – американская, китайская, исламский мир. Чтобы остаться в истории и пойти в будущее, её должна ставить и наша цивилизация – мир России. Пока мир идет к войне, стоит напомнить слова «железного канцлера» Отто фон Бисмарка, во многом создавшего современную Германию, о том, что войны выигрывают приходской священник и школьный учитель. Американский президент Джон Кеннеди на заре космической эры, комментируя прорыв СССР, сказал, что Советы обогнали Америку в космосе за школьной партой, и начал программу повышения уровня преподавания физики и математики в средних школах и программу полета на Луну «Аполлон». Нам вновь надо обогнать США за школьной партой! На мой взгляд, сейчас в России следует опираться на то, что объединяет людей, а не на то, что их разделяет. По оценке академика В.А.Садовничего, в системе образования в России сейчас так или иначе задействовано 40 млн человек. По нашим оценкам, учитывая родных и близких тех, кто учится и учит, эта цифра должна быть увеличена до 70 млн. Это половина России! Революции являются слишком дорогими социальными технологиями, отбрасывающими общество во многих сферах на десятилетия, а то и на века назад. Стоит вспомнить 1980‑е гг. и сравнить место нашей страны в мире тогда и сейчас… Но у нас есть удивительная возможность общаться с людьми Будущего – нашими детьми и внуками. Если мы сумеем их убедить в необходимости перемен, взлета России, то они через десятилетия сделают это. Сейчас много говорят о ресурсах, необходимых для российского развития. И здесь я тоже оптимист. У нас есть этот ресурс! По данным социологов, российские мужчины своим женщинам и детям в среднем уделяют 45 минут в сутки, а своим гаджетам, телевизору, компьютерам, социальным сетям – чужой, призрачной, виртуальной жизни – более 4,5 часов. А если бы это время, а с ним тепло, мудрость, внимание, поддержка взрослого человека, было отдано детям … Сейчас часто в нашей стране говорят: «Если с нами Бог, то кто против нас?» Я бы перефразировал эти слова: «Если мы с нашими детьми, то кто против России?» К сожалению, мы пока не используем этого резерва… Но мы можем им воспользоваться! Геополитическое значение образования прекрасно понимается в мире. Барак Обама заявлял, что страна, которая выращивает ребят, выигрывающих международные физические и математические олимпиады, будет править миром через 20 лет. К сожалению, российские команды школьников в последние десятилетия проваливали большинство международных олимпиад. В СССР была создана лучшая или одна из лучших в мире систем образования. У нас был поставлен удивительный социальный эксперимент – мы учили всех детей страны так, как в большинстве других государств учат только элиту. Успех советского атомного и космического проектов – единственных гарантов нынешнего российского суверенитета – одно из достижений отечественной системы образования. В международных сравнениях советские школьники были или лидерами, или уверенно занимали место в первой тройке. Ныне картина иная. В таблице представлен рейтинг качества школьного математического и естественнонаучного образования за 2015‑16 гг., полученный в результате проведения традиционного международного тестирования PISA. Это исследование проводится более, чем в 70 странах, чтобы проверить, как 15-летние ребята умеют применять свои знания по математике, естественным наукам и родному языку. Этот рейтинг возглавляют лидеры технологического развития, стремящиеся изменить своё место в мире – Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань. При этом видно, что и небольшие страны – такие как Лихтенштейн – могут достигать больших успехов. Наши ребята занимают место в конце третьего десятка, что несовместимо с теми историческими задачами, которые в ближайшие десятилетия предстоит решать России. Разумеется, есть и успехи, один из которых – школы «Сириус». Но исключения тут, скорее, подтверждают правило. Таланты важны, но для развития страны необходим и достаточно высокий средний уровень.
Нынешняя безрадостная картина – результат систематического разрушения отечественного образования в угоду Западу. Многочисленные реформы средней и высшей школы – гуманизация, гуманитаризация, информатизация, интернетизация, болонизация, егэзация, укрупнение и прочие привели к тому, что из мировых лидеров в этой области, из «отличников», мы превратились в «середняков», в троечников. Курс и цель проведенных реформ доходчиво объяснил бывший министр образования и нынешней советник президента по науке и образованию Андрей Фурсенко. По его словам, беда советской системы состояла в том, что она готовила творцов, в то время как сейчас следует готовить «квалифицированных потребителей». На решение этой задачи и была направлена череда образовательных реформ. В то время как многие другие страны шли вперед и ориентировались на созидание, на развитие «экономики знаний», Россия двигалась в противоположном направлении. Она откатывалась назад в образовательном пространстве, разрушая созданное в советские времена и выращивая «потребителей», очевидно, созданного в других странах. В 1990-е годы стараниями Егора Гайдара и других младореформаторов был разрушен ряд отраслей промышленности, вдвое уменьшено число ученых в стране, приложены усилия, чтобы превратить Россию в «сырьевого» донора более развитых государств, поставляющего на Запад, а сейчас и на Восток, нефть, газ, рабочую силу… Это путь к ликвидации страны. И продвинуться по нему удалось довольно далеко. Ломать – не строить. Если СССР имел вторую экономику мира, то новая Россия в 2017 г. не входила в первую десятку по объему валового внутреннего продукта. Мы занимаем очень небольшое пространство на экономической карте мира, и оно, к сожалению, продолжает сокращаться. Если доля США в глобальном валовом продукте составляет 24,32%, Китая – 17,84%, Южной Кореи – 1,86%, Австралии – 1,81%, то России – 1,8%. Это немного меньше, чем доля Италии и немного больше, чем доля такого города, как Нью-Йорк. Инновации, изобретения, новые технологии внедряются в 58,9% компаний Германии, 46,5% – Франции и только в 9,6% компаний России. Зависимость от импорта оборудования в разных отраслях в России составляет 70-90%, по товарам широкого потребления – 50-60%. Без малого 30 лет движения гайдаровским курсом дают себя знать… Экономическая слабость страны привела к тому, что всё чаще встает вопрос о непосредственной военной угрозе для России… Приведенные реформы отбросили страну на век назад. Чтобы остаться в истории в роли субъекта, а не объекта, которым распоряжаются другие, нам нужна новая индустриализация, которую придется проводить в мобилизационном режиме и изменение состояния умов; нужно за десятилетия преодолеть разрыв между нами и мировыми технологическими лидерами. Есть ли надежда на то, что нашему Отечеству удастся справиться с этими историческими задачами?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |