Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование и воспитание – главный ресурс развития



2019-05-24 184 Обсуждений (0)
Образование и воспитание – главный ресурс развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Ленин на III съезде комсомола призывал «Учиться, учиться и учиться!». Он ставил задачу создания нового человека. Он заглянул на век вперед – сейчас тот же императив и ту же задачу ставит каждая цивилизация – американская, китайская, исламский мир. Чтобы остаться в истории и пойти в будущее, её должна ставить и наша цивилизация – мир России.

Пока мир идет к войне, стоит напомнить слова «железного канцлера» Отто фон Бисмарка, во многом создавшего современную Германию, о том, что войны выигрывают приходской священник и школьный учитель.

Американский президент Джон Кеннеди на заре космической эры, комментируя прорыв СССР, сказал, что Советы обогнали Америку в космосе за школьной партой, и начал программу повышения уровня преподавания физики и математики в средних школах и программу полета на Луну «Аполлон». Нам вновь надо обогнать США за школьной партой!

На мой взгляд, сейчас в России следует опираться на то, что объединяет людей, а не на то, что их разделяет. По оценке академика В.А.Садовничего, в системе образования в России сейчас так или иначе задействовано 40 млн человек. По нашим оценкам, учитывая родных и близких тех, кто учится и учит, эта цифра должна быть увеличена до 70 млн. Это половина России!

Революции являются слишком дорогими социальными технологиями, отбрасывающими общество во многих сферах на десятилетия, а то и на века назад. Стоит вспомнить 1980‑е гг. и сравнить место нашей страны в мире тогда и сейчас… Но у нас есть удивительная возможность общаться с людьми Будущего – нашими детьми и внуками. Если мы сумеем их убедить в необходимости перемен, взлета России, то они через десятилетия сделают это.

Сейчас много говорят о ресурсах, необходимых для российского развития. И здесь я тоже оптимист. У нас есть этот ресурс! По данным социологов, российские мужчины своим женщинам и детям в среднем уделяют 45 минут в сутки, а своим гаджетам, телевизору, компьютерам, социальным сетям – чужой, призрачной, виртуальной жизни – более 4,5 часов. А если бы это время, а с ним тепло, мудрость, внимание, поддержка взрослого человека, было отдано детям … Сейчас часто в нашей стране говорят: «Если с нами Бог, то кто против нас?» Я бы перефразировал эти слова: «Если мы с нашими детьми, то кто против России?» К сожалению, мы пока не используем этого резерва… Но мы можем им воспользоваться!

Геополитическое значение образования прекрасно понимается в мире. Барак Обама заявлял, что страна, которая выращивает ребят, выигрывающих международные физические и математические олимпиады, будет править миром через 20 лет. К сожалению, российские команды школьников в последние десятилетия проваливали большинство международных олимпиад.

В СССР была создана лучшая или одна из лучших в мире систем образования. У нас был поставлен удивительный социальный эксперимент – мы учили всех детей страны так, как в большинстве других государств учат только элиту. Успех советского атомного и космического проектов – единственных гарантов нынешнего российского суверенитета – одно из достижений отечественной системы образования. В международных сравнениях советские школьники были или лидерами, или уверенно занимали место в первой тройке. Ныне картина иная.

В таблице представлен рейтинг качества школьного математического и естественнонаучного образования за 2015‑16 гг., полученный в результате проведения традиционного международного тестирования PISA. Это исследование проводится более, чем в 70 странах, чтобы проверить, как 15-летние ребята умеют применять свои знания по математике, естественным наукам и родному языку. Этот рейтинг возглавляют лидеры технологического развития, стремящиеся изменить своё место в мире – Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань. При этом видно, что и небольшие страны – такие как Лихтенштейн – могут достигать больших успехов. Наши ребята занимают место в конце третьего десятка, что несовместимо с теми историческими задачами, которые в ближайшие десятилетия предстоит решать России. Разумеется, есть и успехи, один из которых – школы «Сириус». Но исключения тут, скорее, подтверждают правило. Таланты важны, но для развития страны необходим и достаточно высокий средний уровень.

Математика

Естественные науки

Родной язык

1. Сингапур 564 1. Сингапур 556 1. Сингапур 535
2. Гонконг, Китай 548 2. Япония 538 2. Канада 527
3. Макао, Китай 532 3. Эстония 536 3. Гонконг 527
4. Тайвань 542 4. Тайвань 532 4. Финляндия 526
5. Япония 532 5. Финляндия 531 5. Ирландия 521
6. Китай 531 6. Макао, Китай 529 6. Эстония 519
7. Корея 524 7. Канада 528 7. Южная Корея 517
8. Швейцария 521 8. Вьетнам 525 8. Япония 516
9. Эстония 520 9. Гонконг 523 9. Норвегия 513
10. Канада 516 10. Китай 518 10. Макао, Китай 509
         
25. Россия 494 25. США 496 23. Тайвань 497
26. Франция 493   24. США 497
27. Великобритания 492 32. Россия 487 25. Испания 496
    33. Люксембург 483 26. Россия 495
39. США 470 34. Италия 481 27. Китай 494

Нынешняя безрадостная картина – результат систематического разрушения отечественного образования в угоду Западу. Многочисленные реформы средней и высшей школы – гуманизация, гуманитаризация, информатизация, интернетизация, болонизация, егэзация, укрупнение и прочие привели к тому, что из мировых лидеров в этой области, из «отличников», мы превратились в «середняков», в троечников. Курс и цель проведенных реформ доходчиво объяснил бывший министр образования и нынешней советник президента по науке и образованию Андрей Фурсенко. По его словам, беда советской системы состояла в том, что она готовила творцов, в то время как сейчас следует готовить «квалифицированных потребителей». На решение этой задачи и была направлена череда образовательных реформ. В то время как многие другие страны шли вперед и ориентировались на созидание, на развитие «экономики знаний», Россия двигалась в противоположном направлении. Она откатывалась назад в образовательном пространстве, разрушая созданное в советские времена и выращивая «потребителей», очевидно, созданного в других странах.

В 1990-е годы стараниями Егора Гайдара и других младореформаторов был разрушен ряд отраслей промышленности, вдвое уменьшено число ученых в стране, приложены усилия, чтобы превратить Россию в «сырьевого» донора более развитых государств, поставляющего на Запад, а сейчас и на Восток, нефть, газ, рабочую силу…

Это путь к ликвидации страны. И продвинуться по нему удалось довольно далеко. Ломать – не строить. Если СССР имел вторую экономику мира, то новая Россия в 2017 г. не входила в первую десятку по объему валового внутреннего продукта. Мы занимаем очень небольшое пространство на экономической карте мира, и оно, к сожалению, продолжает сокращаться. Если доля США в глобальном валовом продукте составляет 24,32%, Китая – 17,84%, Южной Кореи – 1,86%, Австралии – 1,81%, то России – 1,8%. Это немного меньше, чем доля Италии и немного больше, чем доля такого города, как Нью-Йорк. Инновации, изобретения, новые технологии внедряются в 58,9% компаний Германии, 46,5% – Франции и только в 9,6% компаний России. Зависимость от импорта оборудования в разных отраслях в России составляет 70-90%, по товарам широкого потребления – 50-60%. Без малого 30 лет движения гайдаровским курсом дают себя знать… Экономическая слабость страны привела к тому, что всё чаще встает вопрос о непосредственной военной угрозе для России…

Приведенные реформы отбросили страну на век назад. Чтобы остаться в истории в роли субъекта, а не объекта, которым распоряжаются другие, нам нужна новая индустриализация, которую придется проводить в мобилизационном режиме и изменение состояния умов; нужно за десятилетия преодолеть разрыв между нами и мировыми технологическими лидерами. Есть ли надежда на то, что нашему Отечеству удастся справиться с этими историческими задачами?



2019-05-24 184 Обсуждений (0)
Образование и воспитание – главный ресурс развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование и воспитание – главный ресурс развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)