Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мечта, самоорганизация и молодежь – надежда мира России



2019-05-24 191 Обсуждений (0)
Мечта, самоорганизация и молодежь – надежда мира России 0.00 из 5.00 0 оценок




Россию сегодня можно сравнить с большим кораблем, который совершает левый поворот и меняет курс от разрушения к созиданию. При всей критике власти, во многом справедливой, нельзя не замечать главного – кардинального изменения императивов развития страны.

В самом деле, в Послании президента от 01.03.2018 Федеральному собранию сказано, что главным врагом России является отсталость, что стране предстоит решить цивилизационные задачи, что темпы нашего развития в ближайшее десятилетие определят судьбу страны. Вновь и вновь ставится вопрос о национализации элиты. То, что 15 лет назад говорила оппозиция, сейчас говорит власть. Разумеется, путь от слов к делу часто оказывается неблизким, но движение по этому пути зависит от каждого.

Ни деньги новых русских, ни сами они не нужны на Западе. Их дети, независимо от того, сколько денег заплачено за их образование, навсегда останутся там чужими, людьми второго сорта для тамошних элит. Единственной защитой для российских олигархов может быть сильное государство у них за спиной. Разрушать его – значит пилить сук, на котором сидишь… Да и вообще, роль малыша-плохиша, несмотря на банку варенья и ящик печенья, незавидна…

Понимание, что мы все в одной лодке, постепенно появляется в России, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Самоорганизация идет слишком медленно. Многие по старой русской привычке, уповают на царя, барина и власть даже там, где все зависит от них. И «власть», «система» – это конкретные люди, «бюджет», из которого хочется получить побольше, – это наши налоги. Других денег-то в стране нет.

Известна ленинская формула, утверждающая, что политика – концентрированное выражение экономики. Но эту цепочку можно продолжить. Экономика является массовым применением технологий, которыми владеет общество. Технологии, в свою очередь, определяются знаниями, которые добывает наука и людьми, которые умеют их получать и эффективно применять.

Поэтому в такой логике начинать следовало бы с науки. Однако скорость эскадры определяется скоростью самого медленного корабля. Таким кораблем для России сейчас является система образования. Все меньше молодежи идет сейчас в науку. Только один из семерых, заканчивающих аспирантуру, выходит на защиту. Проблемой многих оборонных предприятий являются «седые и лысые», для которых нет смены. Многие крупные проекты реализуются в гораздо большие сроки, требуют больших затрат и выполняются с более низким качеством, чем в других странах. И это связано не только с несовершенством институтов, но и с более низкой квалификацией работников.

Многие школы Москвы с углубленным преподаванием физики и математики столкнулись с острым дефицитом учителей, которые умеют решать сложные школьные задачи по этим предметам. И это естественно – в школу приходит поколение, учившееся в годы реформ…

Но есть ли надежда, есть ли путь в будущее для России? Конечно есть!

Вначале следует осознать, что мы – не Запад! Мы иные. Идея «большой Европы» от Лиссабона до Владивостока является ошибкой или заблуждением. В самом деле, характер и особенности цивилизации, этноса, народа наглядно проявляются в любимых сказках (см. рис.). Любимой сказкой в Европе является «Золушка». Трудолюбивая, прилежная, добродетельная девушка действовала по инструкции, выполняла указания старших и в награду получила прекрасного принца.

Герой наших любимых сказок – Иван-дурак. В обычной жизни он сильно проигрывает хозяйственным, домовитым братьям. Но в час испытаний, благодаря его смелости, доброте, верности, самоотверженности, готовности к риску, ко встрече с Чудом, именно он решает проблемы (см. рис.).

С другой стороны, любимый западный императив: «Каждый за себя, один Бог за всех», и наша суворовская мудрость: «Сам погибай, – товарища выручай», находятся на разных полюсах.

И социальные регуляторы у наших цивилизаций различны. На Западе – Закон. У нас – Культура и Совесть. Любопытно, что в западноевропейских языках нет адекватных слов для таких важных для нас сущностей, как «совесть», «воля», «надрыв», «тоска» и многих других. Мы в сравнении с ними – Иные. Не следует говорить лучше или хуже. Эти глубокие различия складывались веками. Дело в том, что большая часть нашей страны находится в зоне рискованного земледелия или в экстремальных климатических зонах. Климат на Западе более благоприятен, хороший хозяин может выжить со своей семьей, не оглядываясь на соседей. Регулярная, добросовестная работа почти всегда дает достойный результат. У нас иначе – одиночка не выживет, и обычно нужны коллективные усилия. Иногда «один день год кормит», а иногда работаешь-работаешь, а результата нет.

У нас по-разному относятся к Богу. После того как главный духовный авторитет Запада Мартин Лютер пять веков назад объяснил, как следует правильно верить, началась долгая череда кровопролитных, разрушительных религиозных войн. Европа оказалась разделена на католиков и протестантов. Вспомним также строившиеся веками грандиозные европейские соборы – человек терялся на фоне этих громад. Собор Парижской Богоматери строился почти два века…

У нас по-другому. Пример жития и негромкие проповеди Сергия Радонежского изменили русскую историю. На мой взгляд, символом отношения к высшему является храм Покрова на Нерли. Бог в душе и где-то рядом.

По мнению протестантов, за «правильную жизнь» Бог награждает достатком или богатством. Ну, а у нас? «От трудов праведных не наживешь палат каменных». «Не в силе Бог, а в правде».

Мы не относимся ни к Западу, ни к Востоку. Скорее, мир России – это цивилизация Севера. В основе многих наших свершений – любовь, помогающая, пробиваться через тернии к звездам, устремленность в будущее с надеждой, что дети и внуки пойдут дальше и будут жить лучше нас, и связанная с этим Мечта.

В полной мере это показал двадцатый век. Его историю в огромной степени определили два крупнейших научно-технических проекта – атомный и космический. Благодаря первому мы и весь мир больше 70 лет прожили без большой войны. Второй изменил место человека в мире, открыл эру освоения вселенной. В обоих проектах Советский Союз добился решающих успехов.

Стоит обратить внимание на несколько вех. Я имею честь работать в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша. Наш институт с 1953 г. самым активным образом участвует в реализации космических проектов нашей страны. Я не раз спрашивал у наших стариков – пионеров освоения космоса – как же удалось после тяжелейшей войны вырваться в космос, стать первыми.

По их мнению, наш космический взлет начался с мечты русского космиста Николая Федорова о том, что главная цель науки будущего – это бессмертие для всех живущих и оживление всех, кто когда-то жил на Земле. Ведь каждый человек – это вселенная, и каждый воплотил в жизни очень малую часть своих возможностей и способностей. Эта дерзкая мечта поразила учителя алгебры и геометрии из Калуги Константина Эдуардовича Циолковского. Он начал мечтать и писать вначале фантастические романы о космических поездах и городах на орбите, а затем формулы, доказывающие, что это возможно.

По их мнению, наш космический взлет начался с мечты русского космиста Николая Федорова о том, что главная цель науки будущего – это бессмертие для всех живущих и оживление всех, кто когда-то жил на Земле. Ведь каждый человек – это вселенная, и каждый воплотил в жизни очень малую часть своих возможностей и способностей. Эта дерзкая мечта поразила учителя алгебры и геометрии из Калуги Константина Эдуардовича Циолковского. Он начал мечтать и писать вначале фантастические романы о космических поездах и городах на орбите, а затем формулы, доказывающие, что это возможно.

По их мнению, наш космический взлет начался с мечты русского космиста Николая Федорова о том, что главная цель науки будущего – это бессмертие для всех живущих и оживление всех, кто когда-то жил на Земле. Ведь каждый человек – это вселенная, и каждый воплотил в жизни очень малую часть своих возможностей и способностей. Эта дерзкая мечта поразила учителя алгебры и геометрии из Калуги Константина Эдуардовича Циолковского. Он начал мечтать и писать вначале фантастические романы о космических поездах и городах на орбите, а затем формулы, доказывающие, что это возможно.

Культура целостна. В нашей традиции мечтать и раздвигать пределы возможного. Можно вспомнить пророческие, устремленные в будущее стихи Брюсова, Хлебникова, Маяковского, советский архитектурный авангард 1920-х годов. Поэтому космическая мечта и мечта о небе попали на подготовленную почву.

C 1934 по 1936 гг. в СССР издается 9-томная «Энциклопедия космических полетов», снимается фильм «Космический рейс» про то, как советский человек в 1944 г. полетит к Луне. Появляются группы энтузиастов, изучающие реактивное движение, одной из которых руководит будущий Главный конструктор – Сергей Павлович Королев. Страна жила будущим. У неё была мечта и условия для напряженного труда энтузиастов, стремившихся дотянуться до звезд. У неё было именно то, чего нам остро не хватает сейчас, но что может и должно появиться благодаря развитию системы образования и воспитания.

Подведем итог. Вначале приходят мечтатели, фантасты, люди, живущие будущим. Потом они передают эстафету энтузиастам, стремящимся доказать себе и обществу, что можно что-то из этого реализовать на практике. Мечты захватывают молодежь. В ИПМ есть музей нашего первого директора, «главного теоретика космонавтики» академика М.В.Келдыша. Одним из экспонатов музея является номер «комсомольской правды» 1936 г., изданный огромным тиражом. Весь он отдан тезисам Всесоюзной конференции молодых ученых, в которых есть и чертежи, и формулы. Опираясь на образование, науку и молодежь, страна двигалась вперед и вверх.

Потом энтузиасты убеждают общество, руководителей и профессионалов, совместная работа которых и позволяет сделать сказку былью.

Есть сейчас у России задачи такого же масштаба, как космический и ядерный проекты, решение которых позволяет, с одной стороны, защитить Отечество, с другой – открыть новые горизонты? Есть. Обращу внимание только на две.

В рамках происходящей гуманитарно-технологической революции открываются небывалые возможности для работы с геном, лечением генетически обусловленных и многих других заболеваний, кардинального увеличения продолжительности жизни. В соответствии с национальной программой Южной Кореи 5% людей, родившихся в 2019 г., должны прожить более 120 лет… Мир переходит важный рубеж – появляется возможность для автоэволюции, которая будет происходить не по естественным законам, а на основе понимания и возможностей самого субъекта эволюции – человечества. Как у любой серьёзной технологии у неё две стороны. Одна связана с «биологической революцией», с новыми возможностями для развития, самосовершенствования, творчества людей. Другая – с тем, что областью соперничества, а в дальнейшем, может быть, и полем битвы, становится биологическое пространство. В науке ближайшие полвека будут эпохой биологии. Каждая третья научная работа сейчас выполняется в области медицины. Для того, чтобы быть субъектом истории XXI века, нашей стране нельзя остаться в стороне от этого магистрального направления.

Другое направление мне довелось обсуждать с лауреатом Нобелевской премии Ж.И.Алфёровым. Я поинтересовался, во что следует вложить средства, имея в виду обеспечение национальной безопасности. «Только в электронику. Это главное. От 80 до 95% всех возможностей современного оружия определяется электроникой, которая в него «зашита». Здесь нам нужен прорыв», – услышал я немедленный ответ.

Первая советская атомная бомба именовалась в документах как «изделие РДС‑1». Разработчики ядерного оружия – главного гаранта национального суверенитета новой России – расшифровывали этот код по-своему: «Россия делает сама». И нам действительно очень многое и очень быстро надо научиться делать самим. Это и элементная база современной микроэлектроники, и компьютерные программы, позволяющие проектировать микросхемы, и компьютеры, и программное обеспечение к ним, и мобильные телефоны, и промышленные роботы, и ряд систем искусственного интеллекта (ИИ). Они говорят о новом технологическом сдвиге, значение которого сравнимо с тем, к которому привело появление парового двигателя. Аналитики предсказывают, что развитие технологии ИИ к 2013 г. обеспечит экономический эффект в $13 трлн.

Но главным фактором российского прорыва остается молодежь, которой предстоит решать эти грандиозные задачи. В мире сейчас на 10 тысяч работающих в среднем приходится 69 промышленных роботов. Например, в Южной Корее более 670, а в России… 3.

Таможенник Верещагин в «Белом солнце пустыни» объяснял мотив своих действий крылатой фразой: «За державу обидно…» Если нам удастся воспитать молодежь, которой за державу обидно, и которая имеет силы, знания и желание осуществить проекты такого масштаба и сделать сказку былью, то за Россию можно не беспокоиться.

Будущее сегодня рождается за школьными партами и в университетских аудиториях.

Образовательный вызов

От общего пора перейти к частному и конкретному и ответить на извечный российский вопрос «Что делать?», дополнив его ответом на не менее важный вопрос «Чего не делать?». Сформулируем несколько тезисов с короткими, очевидными для многих, имеющих дело с образованием, комментариями. Итак.

Чего не делать?

Не следовать курсу, выдвигаемому руководством Высшей школы экономики (ВШЭ), под диктовку которой проводились образовательные реформы последних десятилетий. Эти реформы привели к развалу российского образования. Наконец, должна включиться обратная связь. Курс нашего образования, направленный на его «вестернизацию», на переход к «худшему» надо кардинально менять. России вновь нужны творцы, а не «квалифицированные потребители»!

Не следует продолжать практику приема единого государственного экзамена (ЕГЭ), соединяющего выпускной экзамен из школы и вступительный в вуз. ЕГЭ стал катализатором развала и средней, и высшей школы. Вместо полупустых старших классов большинство детей посещает своих «заветных» репетиторов. Вузы вынуждены брать людей, которых они в глаза не видели. Соединение теста, направленного на выявление лучших (тех, кто готов к получению высшего образования) и отсев худших (тех, кому нельзя выдавать аттестат зрелости) так же нелепо, как соединять в одном приборе микроскоп и телескоп.

Прекращение «болонизации» образования. Насильственное внедрение болонской системы, направленной на облегчение отъезда молодежи на Запад, лишило нас высшего образования. Бакалавриат по факту не является высшим образованием, – по уровню подготовки он ближе к среднему советскому техникуму. Чему учить магистрантов, пришедших из разных вузов и имеющих разный уровень подготовки, в большинстве случаев непонятно. Приходится 1,5-2 семестра «напоминать» им то, что они должны были бы знать до поступления. Возможности для отчисления минимальны, поэтому мы имеем сейчас в России не высшее образование, а его имитацию.

Категорический отказ от выдвинутого ВШЭ проекта «цифровой школы», направленного на расчеловечивание нашей молодежи. Людей должны учить люди, а не машины. Замена лекторов видеокурсами, а семинаров пособиями и тестами, превратит все наше образование в заочное с обвальным ухудшением его качества. Ещё тяжелее последствия для школьников, переводимых на «цифру».

Не трактовать образование как услугу, что унижает учителей, преподавателей, профессоров и способствует деградации российской школы.

Не отстранять российских ученых в целом, и Российскую академию наук (РАН), в частности, от развития отечественного образования. Вернуть РАН статус научной организации и научно-исследовательские институты. Именно ученые представляют, как в свете научно-технического и социально-экономического развития следует корректировать содержание образования.

Не объединять в одном министерстве науку и образование. Это принципиально разные сферы деятельности. В первой создается новое знание, что трудно и планировать, и прогнозировать. Во второй часть этих знаний по заданным программам и алгоритмам передается следующему поколению. Но обе сферы не имеют отношения к «хозяйственной деятельности» и, как показывает практика, не могут адекватно управляться «эффективными менеджерами».

Немедленно отказаться от политики закрытия военных кафедр и приступить к их восстановлению. Военная угроза и для России возрастает, и нам необходимо возрождение оборонного сознания, а также знакомство большей части населения с основами военного дела, с работой оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, военные кафедры зачастую давали ещё одну специальность, что оказывалось очень важно для многих выпускников.

Немедленный отказ от несостоятельной идеи «инклюзивного образования». Совместное обучение инвалидов с обычными детьми, как правило, имеет не позитивный, как оказалось, а негативный эффект для обычных, лучших, неуспевающих учеников, учителей, да и для самих инвалидов. Следует расширять и совершенствовать систему коррекционных школ, психолого-педагогической поддержки детей с особенностями развития, а не «заметают под ковер» эту серьезную проблему.

Отказ от слияния школ и присоединения к ним детских садов. В современном мире рост разнообразия является важнейшим ресурсом развития. Слияние школ, напротив, снижает разнообразие и является контрпродуктивным. Состоявшийся талант является национальным достоянием – их поиск, выращивание, планирование их профессиональной траектории является делом государственной важности (что характерно для быстро и успешно развивающихся государств). В небольших школах, а не в громадных «учильнях» это получается лучше.

Отказ от слияния школ и присоединения к ним детских садов. В современнои мире рост разнообразия является важнейшим ресурсом развития. Слияние школ, напротив, снижает разнообразие и является контрпродуктивным. Состоявшийся талант является национальным достоянием – их поиск, выращивание, планирование их профессиональной траектории является делом государственной важности (что характерно для быстро и успешно развивающихся государств). В небольших школах, а не в громадных «учильнях» это получается лучше.

Что делать?

Вернуть Мечту и Идеологию в школу. Цивилизация не может жить без идеологии, понимаемой как синтез долгосрочного прогноза и образа желаемого будущего. Отказываясь от собственной идеологии, как в современной России, мы вынуждены принимать чужую, либеральную, не подходящую для нас. И школьники, и студенты должны ясно представлять задачи, которые надо решать нашей стране и планировать своё будущее, исходя из этих задач.

Воспитывать граждан и патриотов России. Молодежь должна ясно представлять исторические и культурные основы нашей цивилизации, её историческую траекторию. Гуманитарный блок дисциплин не должен быть «чемоданом без ручки», «бесплатным приложением» к специальным курсам. Он должен формировать научное мировоззрение, творческую, активную личность, служить духовному развитию молодежи.

Возвращение к единой образовательной политехнической школе. России необходим прорыв и новая индустриализация и это во многом должно определять вектор развития российского образования. Наряду с теоретическими знаниями наша школа должна давать конкретные, прикладные, полезные для большинства школьников и студентов навыки, позволяющие ориентироваться в современном мире и осознанно выбирать жизненную траекторию.

Надо вернуться к воспитанию в трудовом школьном или институтском коллективе, к традициям выдающегося педагога А.С. Макаренко и других классиков отечественной педагогики. Императивом нашей цивилизации является коллективизм и соборность. Надо помочь молодым создавать команды творцов, освоить навыки самоорганизации, как это делается в образовательных системах ряда ведущих стран.

Необходимо повысить престиж профессии инженера и изменить его место в обществе. Нынешнее положение дел часто определяют как «бухгалтеры победили инженеров», «набирали верных, а спрашивают как с умных». Однако именно инженеры являются ведущими фигурами новой индустриализации и планируемого в России прорыва. Именно инженеры, имеющие необходимую квалификацию и опыт, а не «эффективные менеджеры» должны решать научно-технические проблемы страны, создавать или реанимировать отрасли промышленности, необходимые России.

Планирование программы модернизации образования и перехода от «образовательного хаоса» к единому современному образовательному пространству. «Бюрократические образовательные реформы последних десятилетий отбросили отечественное образование далеко назад. Необходимо разобраться, чему и как следует учить, какие «предметы-паразиты» или бессмысленные мероприятия следует выбросить из программы школ и вузов. Образование должно идти не за «рынком», а за Будущим, к которому стремится Россия.

Расширение масштабов специалитета и постепенное сворачивание программы «болонизации» как не оправдавшей себя. Нам надо как можно скорее вернуть стране полноценное высшее образование. Надо готовить специалистов, а не «полузнаек» с дипломами бакалавров и магистров.

Следует изменить отношение к преподавательскому труду. Главное для преподавателя – хорошо учить студентов, а не плодить бесчисленные бумаги и имитировать науку. Оценивать работу преподавателя по формальным «научным» критериям – числу опубликованных статей, количеству работ, вошедших в базы Web of Science и Scopus, а не по тому, каких специалистов он готовит, в подавляющем большинстве случаев абсурдно.

Снижение обязательной нагрузки профессорско-преподавательского состава. Заставляя профессоров и преподавателей работать «на износ», мы снижаем качество образования в стране и наказываем сами себя.

Развитие инновационной активности в стране. Резкое увеличение количества изобретений, рационализаторских предложений, прикладных разработок, хотя бы до советского уровня (то есть в 10 и более раз). Даже небольшие средства, вложенные в это и доходящие до конкретных разработчиков, могут кардинально изменить ситуацию.

Повышение уровня и качества экспертизы инновационных, инвестиционных, научно-технических проектов. В Кремниевой долине из 1000 проектов венчурными фондами в среднем поддерживается 7, что позволяет сократить риски инвесторов до приемлемого уровня. Без создания эффективной системы экспертизы в стране прорыва не будет.

Введение «образовательного налога», - 13% времени вещания в наиболее удобное время по федеральным каналам должно быть отдано образовательным, просветительским, научно-популярным передачам. Путь России в будущее должен быть связан с развитием высокотехнологичного сектора экономики, с крупными научно-техническими проектами, а не с развлечениями и финансовыми маневрами. Стране сегодня необходим образовательный прорыв.

Вопросы аттестации научных кадров должны быть переданы РАН, являющейся по нынешнему закону ведущей экспертной организацией в научно-технической сфере. ВАК вновь должен стать авторитетной, независимой, не подчиненной Министерству образования организацией.

Необходимо возрождение прикладной науки в России (в этой сфере делается 75% изобретений), расширение масштабов опытно-конструкторских разработок (ОКР) и ряда крупных научно-технических проектов мирового уровня. Абсурд – готовить отличных специалистов и не использовать их потенциал.

Необходимо развитие плановых начал в науке, технологии и образовании, например, создание Госкомитета по науке и технике, разработка содержательного долгосрочного прогноза развития науки и техники, определяющего многие управленческие решения в этой сфере. Опыт стремительного развития Китая, Японии, Южной Кореи наглядно показывает, насколько это важно.

Следует добиться, чтобы каждая ответственная политическая сила в своих программных документах формулировала своё видение образовательной и научно-технической стратегии страны, поскольку развитие именно этих сфер определит будущее России. Пока ни одна из ведущих партий не осознала, что без этого не обойтись.

Разумеется, представленный список не претендует на полноту. Его следует дополнять, уточнять и развивать. Однако, вектор предлагаемых перемен ясен – это возвращение Будущего. Это Вызов, определяющий судьбу наших детей и внуков, судьбу России. Ответ на этот Вызов сегодня зависит от нас.



2019-05-24 191 Обсуждений (0)
Мечта, самоорганизация и молодежь – надежда мира России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мечта, самоорганизация и молодежь – надежда мира России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)