Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изобразительное искусство



2019-05-24 286 Обсуждений (0)
Изобразительное искусство 0.00 из 5.00 0 оценок




РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Развитие культуры в 1990-х гг.

Общие тенденции в развитии культуры в 90-х гг.

 

"+" "-"
¾ обретение творческой свободы ¾ приобщение россиян к новей-шим достижениям мировой культуры, современного информационного общества ¾ снятие цензурных ограниче-ний ¾ социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству -концептуализму, постмодернизму, неоавангардизму ¾ Резкое сокращение государственных затрат на развитие науки (в 15 раз), образования и культуры ¾ Количество занятых в науке уменьшилось с 2 млн человек в 1990 г. до 1 млн человек в 1995 г., за счёт эмиграции специалистов, которая приобрела массовый характер, а также за счет ухода из сферы интеллектуального труда, прежде всего из науки, в другие сферы. Работа в науке стала относиться к категории низкооплачиваемых. ¾ В страну хлынул поток низкопробных подделок, сыгравших свою роль в падении нравов и росте преступности ¾ снижение общекультурного уровня населения ¾ материальная зависимость от спонсоров и меценатов ¾ превращение произведений искусства в обычный товар лишили многих деятелей культуры и искусства привычной мотивации творческой активности

Литература

¾ Литература отразила растерянность, непонимание, носталь­гию людей, порождённые распадом единого государства - по­весть Ф. Искандера «Пшада».

¾ Основными чертами новых литературных произ­ведений стали ирония над советским прошлым и поиск необыч­ных форм самовыражения авторов.

¾ Увлечение публицистическим жанром: он давал возможность критически осмыслить начавшиеся в 1990-е гг. общественные преобразования. Наибольший общественный резонанс имели пуб­лицисти-ческие статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Мак­симова.

¾ Писатель В. Распутин - «В одном сибирском городе», «Россия молодая»

¾ последний роман Л. Леонова «Пирамида» (1994).

¾ В. Астафьев - роман «Прокляты и убиты»

¾ В. Аксёнов - роман «Новый сладостный стиль» (1998)

¾ В литературе нашлось место новым героям стремительно изменявшегося общества — «новым русским», безработным, беженцам, бездомным («Окнами на юг: эскиз к портрету «новых русских» Богуславской, «Дон Доми­но» Ю. Буйды).

¾ появляются и новые имена. А. Дмитриева - повести «Закрытая книга», В. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского, Л. Улицкой,  В. Пьецух «Четвёртый Рим», «Рука», В. Пелевин - роман с фантастически­ми сюжетами и иронично-гротескным отношением ко всему со­ветскому «Чапаев и пустота».

¾ В духе постмодернизма работал поэт и писатель Д. Пригов («Пятьдесят капелек крови»), поэт-авангардист В. Сосноры «Куда пошёл? И где окно?».

¾ Лидерами метафорической поэзии 1990-х гг. стали А. Ерёменко («Громадный том листали наугад...») и И. Жданов («Пророк»).

Кинематограф

· Развивается малобюджетное авторское кино.

· Новое направление отказалось от чётких жанровых форм и сюжетных линий

· Режиссёрские опыты нового российского кинопоколения:

¾ П. Лунгин («Такси-блюз»),

¾ А. Балабанов («Про уродов и людей», «Брат» и «Брат 2»),

¾ А. Хван («Дрянь хорошая, дрянь плохая»),

¾ С. Сельянов («Духов день»)

¾ Н. Михалков «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник»,

¾ С. Бодров-старший «Кавказский пленник»

¾ В. Тодоровский «Страна глухих»,

¾ В. Хотиненко «Мусульманин»

¾ А. Сокуров «Молох» и «Телец» и др.

· Возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводился Всероссийский кинофе­стиваль «Кинотавр» в Сочи.

"-" - Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент

      - засилье криминальной тематики.

Музыка

· Интенсивные творческие контакты с зарубежными театрами и оркестрами ведущих российских твор­ческих коллективов под руководством В. Федосеева, Ю. Темирканова, В. Спивакова "Виртуозы Москвы" и др.

· Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетнёвым, петербургский Мариинский театр, возглав-ляемый В. Гергиевым

· Серьёзное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, ведущих российских оркестров

· Концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый такой концерт в России состоялся в Москве на Красной площади в 1992 г. В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт оркестра мира на Красной площади, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса

· Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский, О. Бородина,

А. Нетребко, артисты балета У. Лопаткина, Д. Вишнёва, И. Лиепа, Н. Цискаридзе.

· Формирование молодёжной музы­кальной культуры - в 1999 г. был поставлен мюзикл «Метро»

· Первые музыкальные коммерческие радио­станции ликвидировали дефицит музыкальной информации

· Популярный в советское время социальный рок (Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настрое­ния молодёжи («Мумий Тролль» (И. Лагутенко), Земфира)

"-" отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкаль­ного искусства

Театр

· Ушли в прошлое характерные для советско­го театра порядки: необходимость утверждать реперту-арные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике.

· На первое место вышли художественные проблемы: режиссёрские решения, яркость образов, способы их воплощения.

· Актёры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки.

·  Известные молодые исполнители (А. А. Соколов, О. Е. Меньшиков, С. Б. Проханов,                                   А. О. Табаков и др.) выступили в качестве популярных режиссёров. Получили признание публики возникшие во второй половине 1980-х гг. театры-студии, камерные театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-Западе» и др.).

· Режиссёры стали смелее трактовать классические сюжеты. Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжил театр под руководством П. Н. Фоменко.

· Широко организовывались получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популяр-ными артистами, спектакли-антрепризы.

 

Изобразительное искусство

· Картины социальной проблематики, воспевавшие трудовой энтузиазм рабочих, колхозников, представителей интеллигенции, присущие советской эпохе, уступили место как абстракцио-нистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам.

· Была возрождена утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

· Портретное искусство было представлено творчеством как известных мастеров (А. М. Шилов и др.), так и молодых художников (Н. С. Сафронов и др.).

· Героями произведений искусства стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (картины и памятники, посвящённые Николаю II и
царской семье, П. А. Столыпину, белым генералам).

· Получило развитие монументальное искусство. Наиболее яркий его представитель — президент Российской академии художеств 3. К. Церетели (памятник Петру I, Мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве и др.).

· Скульптор — Эрнст Неизвестный и архитектор — Камиль Казаев создали монумент высотой в 15 метров «Маска Скорби», посвящённый памяти жертв сталинских репрессий, которые были заключены в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа на Колыме. Центральная скульптура представляет собой стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне видны плачущие женщины и мужчина на кресте. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры сталинских времён.

· Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы были основаны частные художественные галереи.

· Начали возрождаться традиции российского меценатства. На Родину вернулись многие художественные ценности, утра­ченные в годы революции и Великой Отечественной войны

· Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

· Второе рождение переживало русское иконописное искус­ство.

 

Спорт

· Страна гордилась достиже­ниями трёхкратных олимпийских чемпионов борца А. Карели­на и лыжницы Л. Лазутиной, четырёхкратных олимпийских чемпионов пловца А. Попова и гимнаста А. Немова, выдаю­щихся теннисистов М. Сафина, Е. Кафельникова и А. Курни­ковой, хоккеистов В. Фетисова, П. и В. Буре и И. Ларионова, фигуристов А. Ягудина и Е. Плющенко

"-" - С уменьше­нием финансирования до 85 % спортивных сооружений пре­кратило своё сущест-вование. Материальная база для массового спорта фактически перестала существовать.

   - Количество медалей становилось с каждой Олимпиадой всё меньше.

 

Религия

· Нормализовались отношения религиозных организаций и го­сударства.

· Кризис коммунистической идеологии на рубеже 1980—1990-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе, рост религиозного самосознания людей.

· Большинство населения страны считало себя православными. Особенно заметно выросло число воцерковленных людей — тех, кто регулярно посещает богослужения, участвует в таинствах.

· Началось возрождение традиционных для России религий — православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране раз­вернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов.

· В 2000 г. завершилось воссоздание храма Христа Спасителя в Москве, построенного в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 г. и

уничтоженного в 1931 г. Он стал главным православным храмом страны.

· Большим спросом пользовалась религиозная литература.

· Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку.

· Церковные организации стали заниматься обустройством детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадавших от сект, уходом за престарелыми. Были открыты православные молодёжные центры.

· Развивалась сфера религиозного образования и книгоиздания. Полным ходом шло восстановление разрушенных храмов и монастырей, обустройство приходской жизни. Возрождалось религиозное искусство.

"-" Религиозная неграмотность вчерашних атеистов открыла двери для проник­новения в Россию опасных для психики и здоровья сект и те­чений. Их нередко называют тоталитарными за использование запрещённых, калечащих приверженцев таких сект морально и физически приёмов воздействия на людей.

 

 



2019-05-24 286 Обсуждений (0)
Изобразительное искусство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изобразительное искусство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)