Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Выразительные средства языка и стилистические приёмы



2018-06-29 225 Обсуждений (0)
Тема 1. Выразительные средства языка и стилистические приёмы 0.00 из 5.00 0 оценок




Стилистический анализ текста

Программа учебной дисциплины

вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла для направления подготовки 035701 «Перевод и переводоведение»

по профилю «Иностранный (английский) язык

(очная форма обучения)

 

 

Составитель: кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка Юрьева Е.В.

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

 

 

Ульяновск, 2012

 

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Стилистический анализ текста» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом 035701 Перевод и переводоведение, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 №788. Курс преподается в 7-м семе­стре.. По окончании курса сдается зачет.

Актуальность курса стилистического анализа обусловлена тем, что преподаватель иностранного языка должен владеть навыками глубокого аналитического чтения и уметь сформировать аналогичные навыки у своих учеников. Кроме того, курс призван расширить общефилологическую компетенцию студентов, научить их воспринимать язык как систему разноуровневых средств, которые могут быть использованы для единой цели: передачи авторской интенции в тексте.

Теоретической базой дисциплины «Стилистический анализ текста» послужили работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области стилистики и литературоведения: В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, И.В. Арнольд, И.Р. Гальперина. Материал, предлагаемый для анализа, составляют аутентичные англоязычные художественные тексты (прозаические и поэтические), взятые из произведений английских и американских авторов.

Два начальных разделы курса нацелены на повторение основных положений и понятий стилистики, усвоенных студентами в курсе стилистики английского языка. Дальнейшие разделы посвящены непосредственно проблемам стилистического анализа художественного текста: теории речевых жанров, видам и уровням лингвистического анализа текста, особенностям анализа поэтического текста.

Курс стилистического анализа текста тесно связан с другими дисциплинами, преподаваемыми в раках системы подготовки бакалавра по данному направлению. Для успешного освоения дисциплины необходимо знание понятийного аппарата и основных теоретических положений курсов лексикологии и стилистики.

 

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины:формированиеу студентов уровня теоретического и практического владения коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом изучаемого иностранного языка.

 

Задачи дисциплины:

- дать студентам представление об основных теоретических положениях стилистического анализа иноязычного художественного текста;

- научить студентов узнавать и адекватно интерпретировать выразительные средства языка и стилистические приемы, используемые автором текста;

- познакомить студентов с методикой преподавания стилистического анализа текста в школе.

Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина «Стилистический анализ текста» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин и преподаётся как дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре.. Курс стилистического анализа текста тесно связан с другими дисциплинами, преподаваемыми в рамках системы подготовки бакалавра по данному направлению. Для успешного освоения дисциплины необходимо знание понятийного аппарата и основных теоретических положений курсов «Лексикология» и «Стилистика».

 

Требования к результатам освоения дисциплины

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-8 способностью проводить лингвистический анализ текста/дискурса на основе системных знаний современного этапа и истории развития изучаемых языков

ПК-24 способностью оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию

Студент должен:

знать

выразительные и изобразительные средства языка;

типы и стилистические возможности выдвижения;

уровни стилистического анализа

уметь

определить тему текста и объяснить, какие типы выдвижения применяет автор художественного текста

владеть

навыками целостного стилистического анализа иноязычного художественного текста (поэтического и прозаического)

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Объем дисциплины «Стилистический анализ текста» составляет 3 ЗЕ (зачетных единиц).

 

 

Учебные занятия В том числе объем учебной работы с применением интерактивных форм Форма итоговой аттестации
Всего Лекции, час Лабораторные занятия, час Практическ. Занятия, час Самостоят. Работа,час
Трудоемк.
Зач. ед. Часы
    12 (20%) зачет

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Наименование раздела и тем Количество часов по формам организации обучения
Лекц. занятия Лаб. занятия Практ. занятия Самост. работа Объем уч. раб. с прим. интеракт. форм
1 семестр
Тема 1.Выразительные средства языка и стилистические приемы - -
Тема 2. Стилистическая стратификация языковых единиц и выразительных средств -  
Тема 3. Художественная речь и художественный текст    
Тема 4. Теория речевых жанров и художественный текст -  
Тема 5 Виды лингвистического анализа художественного текста -  
Тема 6. Три уровня стилистического анализа художественного текста - -
Тема 7. Целостный анализ прозаического текста - - -
Тема 8. Целостный анализ поэтического текста - -
Итого за 7 семестр - -

 

СОДЕРЖАНИЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Выразительные средства языка и стилистические приёмы

Выразительное средство языка и стилистический прием – соотношение понятий.

Стилистические приемы на лексическом уровне. Тропы, основанные на переносе значения (метафора, метонимия, сравнение). Тропы, основанные на полисемии и омонимии (каламбур, зевгма, оксюморон). Тропы, основанные на оценке (ирония, гипербола и преуменьшение, эпитет, антономасия, аллегория).

Синтаксические стилистические приемы. Стилистическое значение структуры и объема предложения. Фигуры эллипсиса и умолчания. Типы и функции синтаксических повторов (анафора, эпифора, параллелизм, синтаксическая тавтология, хиазм). Понятие градации. Стилистическая инверсия. Инверсия полная и частичная. Стилистически значимое использование союзов. Несобственно прямая речь. Риторические вопросы.

Фонетико-графические стилистические средства. Граффон. Создание образов при помощи особенностей графики. Аллитерация, ассонанс. Понятия эвфонии и какофонии. Звукоподражание.

Интерактивная форма: работа в микрогруппах над заданием образца «Определите стилистический приём и производимый им эффект» с последующим обменом мнениями с другими студентами группы.

 



2018-06-29 225 Обсуждений (0)
Тема 1. Выразительные средства языка и стилистические приёмы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Выразительные средства языка и стилистические приёмы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)