Тема 1. Выразительные средства языка и стилистические приёмы
Стилистический анализ текста Программа учебной дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла для направления подготовки 035701 «Перевод и переводоведение» по профилю «Иностранный (английский) язык (очная форма обучения)
Составитель: кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка Юрьева Е.В.
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).
Ульяновск, 2012
Пояснительная записка Программа дисциплины «Стилистический анализ текста» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом 035701 Перевод и переводоведение, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 №788. Курс преподается в 7-м семестре.. По окончании курса сдается зачет. Актуальность курса стилистического анализа обусловлена тем, что преподаватель иностранного языка должен владеть навыками глубокого аналитического чтения и уметь сформировать аналогичные навыки у своих учеников. Кроме того, курс призван расширить общефилологическую компетенцию студентов, научить их воспринимать язык как систему разноуровневых средств, которые могут быть использованы для единой цели: передачи авторской интенции в тексте. Теоретической базой дисциплины «Стилистический анализ текста» послужили работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области стилистики и литературоведения: В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, И.В. Арнольд, И.Р. Гальперина. Материал, предлагаемый для анализа, составляют аутентичные англоязычные художественные тексты (прозаические и поэтические), взятые из произведений английских и американских авторов. Два начальных разделы курса нацелены на повторение основных положений и понятий стилистики, усвоенных студентами в курсе стилистики английского языка. Дальнейшие разделы посвящены непосредственно проблемам стилистического анализа художественного текста: теории речевых жанров, видам и уровням лингвистического анализа текста, особенностям анализа поэтического текста. Курс стилистического анализа текста тесно связан с другими дисциплинами, преподаваемыми в раках системы подготовки бакалавра по данному направлению. Для успешного освоения дисциплины необходимо знание понятийного аппарата и основных теоретических положений курсов лексикологии и стилистики.
Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины:формированиеу студентов уровня теоретического и практического владения коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом изучаемого иностранного языка.
Задачи дисциплины: - дать студентам представление об основных теоретических положениях стилистического анализа иноязычного художественного текста; - научить студентов узнавать и адекватно интерпретировать выразительные средства языка и стилистические приемы, используемые автором текста; - познакомить студентов с методикой преподавания стилистического анализа текста в школе. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Стилистический анализ текста» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин и преподаётся как дисциплина по выбору. Изучается в 7 семестре.. Курс стилистического анализа текста тесно связан с другими дисциплинами, преподаваемыми в рамках системы подготовки бакалавра по данному направлению. Для успешного освоения дисциплины необходимо знание понятийного аппарата и основных теоретических положений курсов «Лексикология» и «Стилистика».
Требования к результатам освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): ПК-8 способностью проводить лингвистический анализ текста/дискурса на основе системных знаний современного этапа и истории развития изучаемых языков ПК-24 способностью оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию Студент должен: знать выразительные и изобразительные средства языка; типы и стилистические возможности выдвижения; уровни стилистического анализа уметь определить тему текста и объяснить, какие типы выдвижения применяет автор художественного текста владеть навыками целостного стилистического анализа иноязычного художественного текста (поэтического и прозаического)
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Объем дисциплины «Стилистический анализ текста» составляет 3 ЗЕ (зачетных единиц).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Выразительные средства языка и стилистические приёмы Выразительное средство языка и стилистический прием – соотношение понятий. Стилистические приемы на лексическом уровне. Тропы, основанные на переносе значения (метафора, метонимия, сравнение). Тропы, основанные на полисемии и омонимии (каламбур, зевгма, оксюморон). Тропы, основанные на оценке (ирония, гипербола и преуменьшение, эпитет, антономасия, аллегория). Синтаксические стилистические приемы. Стилистическое значение структуры и объема предложения. Фигуры эллипсиса и умолчания. Типы и функции синтаксических повторов (анафора, эпифора, параллелизм, синтаксическая тавтология, хиазм). Понятие градации. Стилистическая инверсия. Инверсия полная и частичная. Стилистически значимое использование союзов. Несобственно прямая речь. Риторические вопросы. Фонетико-графические стилистические средства. Граффон. Создание образов при помощи особенностей графики. Аллитерация, ассонанс. Понятия эвфонии и какофонии. Звукоподражание. Интерактивная форма: работа в микрогруппах над заданием образца «Определите стилистический приём и производимый им эффект» с последующим обменом мнениями с другими студентами группы.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |