Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личностные и производственные факторы адаптации работника в коллективе.



2018-06-29 303 Обсуждений (0)
Личностные и производственные факторы адаптации работника в коллективе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Самостоятельно. Каждый индивидуально.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

24. Основные понятия и развитие конфликта.

Конфликт как. проблема взаимоотношений различных членов

общества, отдельной личности с социальными группами и многие другие формы трудноразрешимых противоречий, связанных с острыми эмоциональными переживаниями, составляет предмет исследования психологии, социологии, социальной психологии, юридической психологии и юриспруденции в целом. Каждая дисциплина имеет конкретное социально – средовое содержание этого термина. Наиболее часто встречаются следующие определения.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.

Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми и в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Конфликт - психологическое противоборство сторон, имеющих несовместимые цели, и интересы.

Конфликт проявляется как стремление одной стороны утвердить свою позицию, а другая протестует против неверной оценки его деятельности или поступка.

В психологии при изучении конфликта как процесса существенное внимание обращают на характер его протекания, связывая с состоянием человека, вызванным невосприятием окружающих, направленных на самоутверждение и являющимся проявлением своего "Я" черед внешний протест или внутренний «бунт» эмоций. Такое состояние человека получило в литературе определение ''конфликтность”

Оставаясь до настоящего времени неразрешенной проблемой, конфликт изучается в психологии в трех формах:

-внутриличностного конфликта, представляющего собой столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п.;

-межличностного конфликта, который определяется как ситуация, когда действующие лица либо группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно, в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может бы достигнута лишь одной из сторон;

-межгруппового конфликта, когда конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.

Первый тип конфликта исследован наиболее глубоко и общей психологии, патопсихологии и психоанализе, Например, К. Левин разработал классификацию внутриличностных конфликтов, включающую в себя три основных типа:

 

-конфликт "приближение-приближение". Этим понятием обозначается состояние, когда индивиду приходится находиться между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий, альтернативами;

-конфликт "приближение-удаление", конфликтная ситуация выражается в том, что одна и та же цель оказывается для индивида обладающей в равной степени привлекательностью и непривлекательностью

- конфликт "удаление-удаление". Здесь индивид вынужден выбирать между двумя в равной степени непривлекательными альтернативами.

Особый случай внутриличностного конфликта представлявляет так называемый "конфликт ролей", т.е. когда, от одного и того же человека ожидается реализация противоречащих и несовместимых друг с другом форм поведения.

В западной социальной психологии разработаны две социально-психологические концепции конфликта: мотивационная и когнитивная.

Первая определяет конфликт как осознанную несовместимость индивидуальных намерений и интересов противоборствующих сторон и ставит акцент на роли субъективных, мотивационных факторов, а также детерминации конфликтного группового и межгруппового и взаимодействия.

В когнитивной концепции конфликта усматриваются его основы в несовместимости когнитивных систем и познавательных стратегии противоборствующих сторон. Конфликт только тогда становится реальностью, когда он воспринят и осознается как таковой.

Принципиальная теоретическая установка сторонников мотивационной концепции состоит в том, что конфликт как момент социального бытия личности и группы может выполнять две функции: Позитивную /конструктивную/ и негативную /деструктивную.

Конструктивная роль конфликта связана с тем, что он предотвращает застой индивидуальной и групповой деятельности, стимулирует их.

Конфликт в системе межгрупповых отношений способствует внутригрупповой солидарности и сплочению. Положительные последствия конструктивного конфликта для отдельного человека заключаются в том, что с помощью его снимается внутренняя напряженность, находится состояниям фрустрации. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль или роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образцов ситуаций. Проявления конструктивных функций конфликта разнообразны.

Отличительная черта деструктивного конфликта - это тенденция к блокированию работы группы. Деструктивные конфликты являются результатом ошибочного, неправильного понимания окружающей нас реальности, резкого расхождения взглядов, интересов, стремлений людей, a иногда постановки эгоистических, волюнтарических целей.

Деструктивные конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы и ухудшают морально-психологический климат в коллективе. Борьба непосредственных сторон в таких конфликтах иногда проходит длительно и ожесточенно, а методы нередко противоречат нормам нравственности, т. е. конфликт перерастает в склоку,

Проявления деструктивных функций конфликта разнообразны. Внутриличностный конфликт порождает состояние психологического дискомфорта, который влечет за собой серию негативных последствий вплоть до разрушения личности. На уровне групп может нарушаться система коммуникаций, взаимосвязей, ослабляться ценностно-ориентационное единство, снижаться групповая сплоченность, а в итоге снижается эффективность функционирования группы в целом.

Деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции. Острее деструктивные воздействия конфликта проявляются на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий

Некоторые исследователи выделяют еще такие функции как диагностическую, восстановительную, зондирующую, регулятивную и другие.

В последствии информационной основы деятельности конфликта отражается на трех уровнях: когнитивном, регулятивном и коммуникативном. Оценка назревающего конфликта на когнитивном и регулятивном уровнях может свидетельствовать о профессиональных качествах личности, ее умении предвидеть, превосходить, конфликтную ситуацию с целью ее коррекции и развития по бесконфликтному варианту. Коммуникативный уровень характеризует внешние, доступные для оценки оппонентов, характеристики конфликта и проявляется в индивидуальном стиле и стратегии поведения, т.е на этом уровне он уже очевиден.

Каждому уровню конфликта соответствуют определенные органы и процедуры его разрешения. Но во всех случаях при рассмотрении конфликта необходимо говорить о предмете конфликта. При этом под предметом конфликта следует понимать все то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта может быть материальным, так и идеальным, но всегда достаточно значимым для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной.



2018-06-29 303 Обсуждений (0)
Личностные и производственные факторы адаптации работника в коллективе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личностные и производственные факторы адаптации работника в коллективе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)