Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


проблема ИСС в языковом воплощении



2019-05-24 205 Обсуждений (0)
проблема ИСС в языковом воплощении 0.00 из 5.00 0 оценок




- рабочая гипотеза- нарушение символической функции препятствует осознанию себя

- В качестве экспериментальной группы были представлены лица, находящиеся на стационарном лечении в Краснодарском Краевом Наркологическом Диспансере.

 

- Экспериментальная группа была разделена в соответствии с диагнозами больных на две группы: диагноз первой – зависимость от опиоидов; диагноз второй – зависимость от алкоголя.

 

-Процессы нарушения сознательной части психики (Эго) при алкогольных психозах и аутистических расстройствах имеют единую психологическую природу. Характер галлюцинаций и содержание бредовых состояний при алкогольном психозе и бредовых состояний при аутистическом расстройстве наполнены единым символическим материалом, который соответствует символам архетипов Младенца и Матери

 

 Анализ текстового материала, полученного от испытуемых с зависимость от алкоголя и опиоидов, показал, что на экспонентном (формальном) уровне суждения

 

· во-первых, испытуемые алкоголики  при составлении рассказов не использовали распространенных, сложно сочиненных и подчиненных предложения. Текстовый материал представлен исключительно простыми нераспространенными предложениями у зависимых от алкоголя, тогда как зависимые от опиоидов используют все формы содержательного усложнения предложений.

 

· во-вторых, было выявлено, что характерным для текстов данной группы испытуемых является, что способ связи элементов предложения исключительно паратаксис. Пример: "Встреча дорогих людей. Он отсутствовал, и она его дождалась. Может, он с войны пришел, а она его ждала и дождалась. Они встретились, и они счастливы. Это сразу видно. Потом он будет работать по свой специальности, а она по своей".

 

 

Представители опиоидной группы опираются как на паратаксис, так и гипотаксис, но паратаксис преобладает. Попытки составить сложноподчиненные предложения сталкивались со сложностью в установлении логической связи.

 

· В-третьих, анализ показал, что характерным для всех текстов является телеграфический стиль подачи информации в рассказах. Пример, "Два мужчины. Один лежит. Один над ним водит рукой. Может врачеватель. Я про такое слышал". "Черный цвет. Просвет белый. Человек мужчина или женщина не знаю. Окно открыто. Больше что еще? Почему она тут?".

 

· в-четвертых, было выявлено, что характерным для обеих подгрупп испытуемых было использование глагольных форм со значением категории активности. Рассказы в большинстве исключают употребление испытуемыми прилагательных у зависимых от алкоголя, в отличие от подгруппы зависимых от опиатов.

 

 

· в-пятых, было отмечено, что текстовый материал в подавляющем большинстве случаев по объему не превышал 10 предложений у зависимых от алкоголя и 15 предложений для зависимые от опиатов.

 

Субстанциональный (содержательный) уровень:

· Во-первых, было установлено, что при составлении рассказов испытуемыми обеих подгрупп использовались языковые единицы с узкой сферой референции. Было отмечено, что испытуемые используют языковые единицы с широкой сферой референции в тех местах рассказов, где инструкция предполагала высказывания о прошлом и будущем, которые ждут персонажей картинок.

 

· Во-вторых, было выявлено, что испытуемые обеих подгрупп не затруднялись при составлении высказываний о переживаниях персонажей картинок. Было установлено, что характерным для всех испытуемых наличие конфликтных ситуаций в рассказах. Виновными при этом в рассказах являются посторонние, а не сами персонажи. Угроза конфликта виделась испытуемыми, исходящими от женских персонажей.

 

 

· В третьих во время составления рассказа испытуемые как бы пытаются уяснить для самих себя, что происходит на картине (внутренняя речь). «Мать она всегда сильнее мужика. Женщина - это прежде всего мать!».

 

· В-четвертых, рассматривая тематическую сторону рассказов, были выделены сходства между рассказами.

 

 

· В пятых, было отмечено, что при составлении рассказов испытуемые не предлагали собственного способа построение  рассказа. Испытуемые пользовались исключительно логикой, которая присутствовала в инструкции, т.е. они говорили: «Сейчас… В прошлом… В будущем… Чувствуют… Думают…».

 

· В-шестых, в результате анализа текстов было выявлено, что рассказы испытуемых содержат конфликтность, т.е. для текстов характерно описание, которое выстраивается вокруг некоторого конфликта, противостояния.

 

 

· В-седьмых, было отмечено, что текстовый материал испытуемых с зависимостью от опиоидов и алкоголя отличается очень частым употреблением таких глаголов, как нравиться, хотеть.

 

· В-восьмых, было установлено, что одна из самых встречаемых тем рассказов у представителей обеих подгрупп является потеря сына или ребенка.

 

v Все мифологические установки проявления архетипа Ужасной Матери прямо указывают на бессознательное, как на глубинный источник возникновения потребности. ряд полученных метафорических сравнений непосредственно являются символами архетипа Матери.

Было отмечено, что основная угроза в метафорических сравнениях исходит от негативного влияния женского начала, от конфликта с женским началом, об этом говорят такие сравнения, как «Рак», «Жаба», «Муха», «Паутина», «Совы», «Старуха», «Дракон», «Тетка», «Кошка», «Волк».

ряд полученных метафорических сравнений непосредственно являются символами архетипа Матери. это следующие сравнения: «Луна», «Рак», «Жаба», «Муха», «Паутина», «Совы», «Старуха», «Дракон», «Тетка», «Кошка», «Вол», «Холод», «Засуха», «Смерть», «Лошадь», «Море»

 

v Символическое значение содержаний и тематик рассказов в первой экспериментальной методике с одной стороны, и значение метафорических сравнений с другой стороны свидетельствуют о высокой выраженности архетипов Ужасной Матери и Младенца.

 

v проявление архетипа Младенца свидетельствуют о связи значения «покинутости», «оторванности», «отчуждения», «искажения реальности», со значением «угрозы со стороны женского начала», «внешнее вторжение», «застой и захваченность».

 

v На архетип Младенца указывают конфликтность содержаний рассказов и тема «потери сына». Истоки его уходят своими корнями в те времена, когда человек еще не появился, а все завершится тогда, когда человек не станет дифференцированной личностью.

 

v младенец символизирует досознательную и послесознательную сущность индивида: к пер­вой относится бессознательное состояние самого раннего младенчества, ко второй — возникающее по аналогии предчув­ствие жизни после смерти. Эта идея — отражение всеобъем­лющей природы психической целостности. Целостность существу­ет только за пределами сознания, включая в себя неограниченные и неопределенные возможности бессознательного.

v на архетип Матери указывается в рассказах: «Мать! Мать она всегда сильней мужика!», «Женщина – это, прежде всего, Мать!», «Женщина всегда давит на мужчину, и он вынужден выполнять ее требования, она же хранитель домашнего очага».

 

 

v С ознательная  деятельность испытуемых с зависимостью от алкоголя и с зависимостью от опиоидов, подвержена активному компенсаторному влиянию бессознательного содержания.

 

 

ИСС В АССОЦИАТИВНОМ ЭЕСПЕРИМЕНТЕ

 

Экспериментальное исследование было проведено в два этапа с промежутком полмесяца. На каждом этапе реципиентам предлагается список слов, включающих слова-стимулы общими значениями и слова, типа: алкоголь, пить, наркотики, трава. Эксперимент проводился в устной форме. В нем принимали участие молодые люди от 15-24 года в количестве 40 человек. Особенности выборки: ранняя алкоголизация, бродяжничество Эксперимент был проведен в ночное время суток после окончания рок концерта группы «Бодун».

 

Дискурс русского рока (ДРР) является разновидностью мифологического дискурса, главной особенностью которого выступает амбивалентность прочтения или открытость любой ассоциативной интенции, отчуждающей человека от естественных концептов языка.

 

В ДРР транслируются мифологемы отдельных культов: силы, техники, отрицания Бога, «путь героя»- эстетизация насилия, и непристойности.

Происходит активизация архетипа «свой-чужой».

К параметрам деструктивного мифа (вербализованная негативная часть архетипа) относятся:

 

· Носитель – рок-музыка;

· Субъект – понятия о добре и зле;

· Предикат –злая судьба, рок, фатум;

· Герой мифа – его путь- бунтарь скиталец.

 

 

рок, ассоциируется с командной, по преимуществу мужской деятельности:

 

v «спорт, отряды Махно, тир, несущей в себе определенную долю опасности – казино (возможность все проиграть), ХИРОСИМА (Угроза смерти) и повышающую адреналин – спорт с его достижениями, казино, привокзальный тир».

vПрисутствует здесь и война – отряды Махно, Хиросима и, ассоциативно винтовка – тир.

vИдея космоса, как бы, раздваивается:

 

· на материальное (быт, женщина, брак, секс); и возвышенно

 

·  духовное (вино, священные книги, музыкальные инструменты, мужское братство, наркотики).

 

· Эти две доминанты создают оппозицию западноевропейской и восточноевропейской цивилизации. Для второй характерны вопросы «Кто мы?», «где мы?», «куда идем?» «Как освобождаемся?» «Что такое рождение и возрождение?».

 

Например, в песнях В. Цоя:

                                                       «Земля. Небо.

Между Землей и Небом – Война!

И где бы ты ни был,

Что б ты ни делал –

Между Землей и Небом – Война !

 

 

Бегство в иную реальность – это концепт русского рока. Священное безумие, сумасшествие – это то, что в сакральном пространстве противостоит обыденной повседневной реальности. Экстаз через медитативные практики противостоит рациональности и прагматизму и включает человека в целостное измерение как истинное его начало.

 

 

В ассоциативном эксперименте

Ø До концерта преобладали парадигматические способы реагирования: «пиво-алкоголь, напиток; небо-облака; кровать-мебель».

 

Ø После же концерта доминировали две стратегии: 1) автоцентричность и синтагматичность, типа: пиво- «дай мне; сатана-Я; грязь-плевать я хотел;» 2) стратегия конфронтации через антонимические реакции: ангел-дьявол; «небо-земля; вода-огонь».

 

Ø Отмечается высокий уровень вербальной агрессии и усиление жаргонизации речи, типа: «трава- шмаль, дурь, зелень, дрянь; наркотики-ширка, муляка, колеса, кайф; алкоголь-синька, бухло, пивасик, спиртяка».

Ø Среди вербальных реакций преобладают фонетические, т.е. асемантические ассоциации. Например, «кисть-жесть, грусть-месть; мама-панама, рама- бананамама- марихуана; беседа-лебеда, непоседа, победа и др.

Ø Наблюдается уменьшение ассоциатов с абстрактной лексикой и доминирование языковых стереотипов и сокращение времени реакций.

 

    

Проведенное исследование выявило следующие характеристики речи говорящего респондента в ИСС:

· Словоохотливость

 

· Наличие нечленораздельных звуков и криков, подобных синдрому Туретто

 

 

· Сбивчивость, алогичность

 

· Эгоцентричность(аутичность)

 

· Преобладание конкретной лексики

 

 

Преобладание в речи информантов

 

 нечленораздельных звуков и выкриков, а также

 

 реагирование фонетическими ассоциациями на

 

слова-стимулы после проведенного концерта может

 

указывать на возрастную регрессию к дологической

 

или доречевой стадии организации сознания.

 

 

Суггестогенный тип ИСС характеризуется

 

функциональной возрастной регрессией к

 

дологической стадии. Деятельность мозга при этом отличалась:

 

синхронизацией и выравниванием биоэлектрические активности полушарий и активации субдоминантного полушария.

 

Замедляется альфа-ритм и появляется медленноволновая активность, особенно в диапазоне тета ритма, приближаясь к детскому состоянию сознания.

 

Гглавным механизмом воздействия ДРР является музыка и ритм, а текст носит вспомогательную функцию, но усиливающую через фоносемантику воздействие на процесс изменения сознания. Данный процесс отражает одну из глобальных потребностей человека – получить доступ к целостному, равновесному состоянию психики, снимающему противопоставление человека к окружающему миру.

 

 

 

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 В.В. НАЛИМОА

 

 испытуемым предлагал медитировать над значениями следующих слов:

 «свобода, рабство, достоинство»

 

АССОЦИАТЫ

 

Ø значениями свет (солнце, сияние, вспыхивание, сверкание);

Ø пространство (безграничность);

 

Ø черное(мрак, мутное, серое, темное),полет (парение, крылья, невесомость, легкость, бестелесность,) крест(звезда).

 

 

В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

 

Так в ранний период творчества образы:

· «луга»-потенциал самореализации,

· «река»-символ жизни,

· «лодка- увлечение женским полом,

· творческое озарение-«потерять кольцо»,

· отсутствие интереса к социальной сфере-«птица».

 

В 1910 образ

· «снега» символизирует ригидность, некоторый застой,

· «грач» утрату сил в социальной сфере.

· При этом доминирует идея «травы» природной сферы и уединения.

 

В 16 лет С. Есенин увлекается женским полом:

«под венком лесной ромашки, я строгал, чинил челны, уронил кольцо милашки в струи пенистой волны».

ü «Чинить челн или лодку» представляет символ включения в женские отношения,

 

ü «Потерять кольцо»- утратить, однообразие жизни.

 

ü «Волна» в категориальном значении включает компонент равновесия, покоя.

 

 

В 1915 в стихах появляется идея сила хаоса-«конь».

 

Появление негативизма в чувствах –«насекомые», «луна». «звезда», «тихо на лугу» символизирует слабость в самореализации.

 

 Будущее для С. Есенина представляется сумрачным-«пастух».

 

1917 год в лирике проявляется

Ø инровертированность психики-«дождь»,

 

Ø образ фрустрации и возможностей в самосозидании в символе «дорога». «взрытая дорога»-разорванная возможность самореализации.

 

 

Ø «Туман» как символ ощущения неопределенности и неясности. При этом появляется образ «жеребенка»- влечение к другой женщине.

 

При проведении ассоциативного теста с респондентами, находящимися в гипнотическом трансе были получены ассоциаты

 

Символ «акулы» связывают со значением негативности по А. Менегетти-- респонденты в гипнотическом трансе давали ассоциации опасности « бежать», «хищник». Лишь один респондент указывал на родную тетку.

 

\

Ассоциаты на стимул «камень» у одного респондента связывался с негативными переживаниями, тогда как у другого эти ассоциации касались цвета и формы. Хотя символ камня на глубинной уровне предлагается понимать как «ригидность или сопротивление».

 

Если символ «дверь» для А. Менегетти символ амбивалентности и нерешительности, что может привести к регрессу или к позитиву, то для других психоаналитиков «дверь» означает как приглашение к тайне и предчувствие разрешение загадки и.т.д. Для наших респондента «дверь» вызывала ассоциации защиты и крепости

 

 

символика бессознательной сферы отягощена личным опытом или эмоциональным переживанием настоящего. Попытка найти единый доминирующий признак как универсальный алфавит касается только архетипов



2019-05-24 205 Обсуждений (0)
проблема ИСС в языковом воплощении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: проблема ИСС в языковом воплощении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)