Я говорил про высшую из школ
Лишь потому, что лекторская школа Мне кажется, могла бы на “ престол ” C ажать людей пригодных для престола Северянин пишет, что люди, те люди, которые находятся у власти, пообещают не убивать и не применять насилие, но если они это сделают, то это не означает, что они всегда будут следовать своим обещаниям, а использовать как простое прикрытие: Которые развитием своим Высоко вознеслись бы над толпою, Воздвигнув стяг: ” Земной не умертвим Здесь, на земле, ничьей рукой земною ” . Ниже вновь возникают мысли поэта, которую он называет “пережитком варварской эпохи” о войне и роле человека: Все споры разрешает не война, Как пережиток варварской эпохи, А Человек, чья мысль и речь сильна, Чье сердце откликается на вздохи… И вновь поэт пишет о ужасе войны, о ее ненужности и бесполезносте в процессе истории. В противовес войне – силе разрушающей, он ставит человека – силу созидающую. Это поэт считает высшим смыслом жизни, но в то же самое время он понимает, что другие его не поймут, и он завершают эту главу следующими строками: Я говорю прозрачно. Слушай, верь Моей тоске и нестирпимой боли. А если ты смеешься – смейся, зверь, И прозябай в своей звериной доле… (Настроения, которые аналогичны чувствам поэта в данной главе, мы можем найти и в других стихотворениях Игоря Северянина. Например, в стихотворении “ Люди ли вы?” поэт пишет: Жизнь догорает… мир умирает Небо карает грешных людей. Бог собирает и отбирает Правых от грешных, Бог – чудодей Всюду ворчанье, всюду кричанье, Всюду рычанье – люди ли вы ? Но в отвечанье слышно молчанье Люди – как тигры, люди – как львы! То есть здесь поэт уже напрямую сравнивает человека с отдельными представителями животного мира. Далее: Все друг на друга: с севера, с юга: Друг и подруга – все против всех! Нет в них испуга, в голосе – вьюга, В сердце преступность, в помыслах грех… Полно вам будет! Бог вас рассудит Бог вас очудит: клекот орла Мертвых пробудит, грешников сгрудит Верить понудит: смерть умерла! В другом стихотворении Игорь Северянин пишет о целях и жизни звероподобных существ, которые называются людьми, хотя поэт не согласен с этим, по его мнению, не совсем заслуженным названием – Человек. Это стихотворение носит название, которое выражено в форме вопроса – оно так и называется “Чем они живут.” Поэт пишет: Они живут политикой, раздорами и войнами Нарядами и картами, обжорством и питьем Интригами и сплетнями заразными и гнойными, Нахальством, злобой, завистью, развратом и нытьем Тут же он пишет и о другой, второй части общества, которая, по мнению автора, первой противостоит или по крайнем мере должна это делать: Поэтов и мыслителей, художников – не ведают, Боятся, презирают их и трутнями зовут то есть поэт делает вывод: И убежденно думают, что с пользою живут… Но поэт оставляет за собой право не согласиться с этим. Аналогичные настроения мы найдем в стихотворении “Их образ жизни”, где есть такие строки: Чем эти самые живут, Что вот на паре ног проходят? Пьют и едят, едят и пьют – И в этом жизни смысл находят. Надуть, нажиться, обокрасть, Растлить, унизить, сделать больно Какая ж им иная страсть? Ведь им и этого довольно! Тут же он пишет, что эти “двуногие” живут в блуде и не могут понять силы поэзии: И эти – то, на паре ног Так называемые люди “ Живут себе ” … И имя Блок Для них, погрязших в мерзком блуде – Бессмысленный, нелепый слог. Подобные настроения мы можем найти в “Стихах о человеке”: В неисчеслимом человечестве Большая редкость – Человек Все мысли, все размышления Человека поэт называет: Наследьем тех же обезьян… Игорь Северянин пишет, что человеческое общество претерпело необратимые изменения – в нем появилось искусственное, изначально ему чуждое, кроме того, изменились чувства: Да, в металлической стихийности Всех механических страстей…)
АНАЛИЗ ВОСЬМОЙ ГЛАВЫ. Эта глава посвящена войнам. Автор желает понять их истинные причины, найти силы, которыми они вызываются и которые, в свою очередь, есть одна из причин. Он так же показать это нам – своим читателям. В первых строчках поэт задается вопросом: Кто хочет войн – “ верхи ” или народ? Правители иль граждане державы? и отвечает: Ах, все хотят: ведь раз солдат идет Кровь проливать и ищет в бойне “ славы ” И далее: Идет по принужденью – он, солдат Не хочет не идти – идти он хочет А если хочет, кровью он объят И званье человека он порочит… Северянин пишет, что те, кто находится у власти, будут разжигать войны и за это, по мнению поэта, их следует убить, и это будет обязанностью общества: И вот он – зверь такой же, как король, Как президент, как все другие “ люди ” … Отрадна человеку зверя роль, Погрязшему в жестокости и блуде. Правительство, посмевшее войну Другому объявить, достойно казни, И граждане, слиянные в волну, Могли б его не слушать без боязни, Немедленно его арестовав, Как явно сумасшедшее правленье… Нет этого – и, значит, мир не прав, Горя от жажды самоистребленья. Ниже поэт пишет, что: Позорнейшее прозвище “ герой ” Прославленно бесславными зверями. Вокруг убийц гудит восторга вой, Об их здоровье молятся во храме. И груди их венчают ордена, И, если враг, в пылу самозащиты, Изранит зверя, зверева жена С детенышем одеты, греты, сыты,- На счет казны, - за подвиги самца, Убившего других самцов немало… О морда под названием лица! Когда б ты эти строки понимала… Как видим, поэт считает, что война бесполезна и в этом он согласен с Владимиром Соловьевым, который считал, что война вредна и бесполезна. В этой главе есть два мира: мир высший – тот, который воюет, и мир низший – тот, который страдает от войны мира высшего. Поэт не выделяет причин войны в этой главе, как таковых, и не объясняет ее смысла – это служит доказательством, что Северянин верил в бессмысленность войны и в отсутствие в ней малейшего здравого смысла. Во всей эпопеи сильны мотивы безнадежности и отчаянья. Это мы можем найти в стихотворении, которое так и называется “Поэза отчаяния”. А именно:
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |