Непреодолимая граница между героем и миром - все мешает ему преодолеть ее.
Внутренний мир героя А) Он несколько раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь и цепляясь за стулья, и пол под непривычными босыми ногами был страшно холодный и скользкий, и от этого необычайного холода становилось особенно ясно, что давно уже ночь и все тихо спят, а он один ходит и мучится болью, чуждою всему этому чистому и хорошему дому. Б) Герой умирает еще задолго до физической смерти: И все время Павлу казалось, что это писал не он, а другой какой-то человек, хороший и умный; он умер теперь, этот человек, и оттого так многозначительно все им написанное, и оттого так жаль читать его. И тихая жалость к умершему человеку наполнила его сердце; и первый раз за много дней Павел почувствовал себя дома, на своей постели, одного, а не на улице, среди тысяч враждебных и чуждых жизней. Мир, к к-рому формально относится герой Далеко во все стороны расстилался мир, и был он бесконечный и темный, и всем одиноким и скорбным сердцем чувствовал Павел его неизмеримую и чуждую громаду. Бездна” (сквозной мотив А.) А) Вы же поскорее, Катенька!— попросил Павел, теряя азами ее контур в черном и мглистом отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то сбросил с себя и выбросил весе-1й и громкий вопрос: — А водочки-то? Б) С надеждою обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и скучно смотрел грязный городской туман, и все было от него желтое: потолок, стены и измятая подушка. И вспугнутые им чистые образы прошлого заколыхались, посерели и провалились куда-то в черную яму, толкаясь и стеная. В) И в лесу, где он лежал за кустами, было так темно, что он не видел своей руки, и порой ему чудилось, что и самого его нет, а есть только молчаливая и глухая тьма. Герой переходит из одного пространства в другое под воздействием судьбы, “фатума”, ничего не делая сам. II. Импрессионизм - значимость цвета, светотени и звука. 1.Импрессионизм + цветовая ассоциация с Достоевским повтор тематики болезни, нечистоты, А) Не трогай меня!.. Отойди!..— и, поведя плечами, ти хо добавил:— Я грязный... Б) Так же грязны и мысли его, и кажется, что, если бы вскрыть его череп и достать оттуда мозг, он был бы гряз ный, как тряпка, как те мозги животных, что валяются н; бойнях, в грязи и навозе. смерти, образа живого города, ведущего к гибели своих жителей. В тот день с самого рассвета на улицах стоял странный, неподвижный туман. Он был легок и прозрачен, он не закрывал предметов, но все, что проходило сквозь него, окрашивалось в тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец женских щек, яркие пятна их нарядов проглядывали сквозь него, как сквозь черный вуаль: и темно и четко. 2. цветовая оппозиция земли и неба: небо “изжелто-черное”, земля - “исчерна-желтая”. 3. звуки и цвета голосов - окраска внутреннего состояния героя и индикатор их взаимоотношений: А) говорила Катя Реймер густым и звучным контральто Б) Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля: В) Среди смеха прозвучал другой голос, молодой и сдержанный бас: Г) Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный и изменившийся: Д) И точно разбегающийся шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе смолкло, когда мужской голос, как золото, мягкий, блестящий и звонкий, запел высоко и страстно: — Ты мне сказала: да — я люблю тебя!.. Так ослепительно ярок, так полон живой силы был этот голос, что зашевелился, казалось, лес, и что-то сверкающее, как светляки в пляске, мелькнуло в глазах Павла. Е) Отчего вы так грустны, Катерина Эдуардовна?— повторял он, как жалобную песню, как тихую молитву отчая; ния, и вся душа его билась и плакала в этих звуках. (итог для героя) 4.Цвет=мотив (желтый =жизнь=болезнь=смерть) Павел попробовал задвижку, подошел к столу и взялся за ручку ящика; но тут ему представились все эти глубоко запрятанные инструменты, склянки с мутною жидкостью и желтыми противными ярлыками, и то, как он покупал их в аптеке, сгорая от стыда, а провизор отвертывался от него, точно и ему было стыдно III. Время в рассказе. 1. Тема вечного сюжета, подчеркнутость циклического времени: “В пестроте и грязной окраске его (потолка) было что-то скучное, надоедливое и безвкусное, напоминавшее о десятках людей, которые жили в этой квартире до Рыбаковых, спали, говорили, думали, делали что-то свое - и на все наложили свою чуждую печать. И эти люди напоминали Павлу о сотнях других людей.. .” 2. Текстуальное подтверждение цикличности, вечности происходящего А) И снова перед глазами развернулся в высоте потолок. Б) Потом опять в том же порядке: хата, большой мужик, церковь и огромная телега и так кругом комнаты. И все это было желтое на грязно-розовом фоне, уродливое и скучное, и напоминало не деревню и чью-то печальную и лишенную смысла жизнь. Характерно и название книги, к-рую читал Павел “История цивилизации”. IV. Композиция рассказа Непреодолимая граница между героем и миром - все мешает ему преодолеть ее. '_ а черт!— ругался он и отбрасывал материю, но, тяжелая, она тупо падала назад прямыми и равнодушными складками. Внезапно устав и потеряв всю энергию, Павел лениво отодвинул ее и сел на холодный подоконник. 2. Композиционно выделяются основные мотивы и образы рассказа: Но среди идущих и едущих были женщины, и их присутствие давало картине сокровенный и тревожный смысл. Они шли по какому-то своему делу и были, казалось, такие обыкновенные и незаметные; но Павел видел их странную и страшную обособленность: они были чужды всей остальной толпе и не растворялись в ней, но были как огоньки среди тьмы.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |